"20 хвилин" в гостях у одного из "семи чудес Винниччины" - Свято-Троицком Браиловском монастыре. Браиловский свято-троицкий женский монастырь Браиловский свято троицкий женский монастырь отзывы

Местечко Браилов, что неподалеку от Жмеринки, примечательно в отечественной культуре более всего тем, что в 1868 году новоиспеченный миллионер Российской Империи и предприниматель, инженер Карл фон Мекк выстроил здесь дворец...

Супруга барона, Надежда Филаретовна фон Мекк, по кончине мужа организовала здесь военный лазарет на 200 коек, и построила небольшую церковь Всех Святых, каменную часовню в Москалевке, стала покровительствовать искусствам. В 1875 году среди ее стипендиатов был Николай Рубинштейн, создавший в 1866 году Московскую Консерваторию. И именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Весной 1878 года Чайковский получил приглашение приехать в Браилов и прибыл сюда 17-го мая. Свидетельствуют, что визит оставил у него неизгладимые впечатления. Дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями - рай для творческой натуры. Все мелочи быта были продуманы, управляющий имением и прислуга заранее были проинформированы о привычках и вкусах композитора. Период покровительства со стороны фон Мекк - самый благотворный период в жизни композитора. «Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет. - Никогда-никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Кстати, французский импрессионист Клод де Бюсси (Дебюсси) - еще один знаменитый композитор, побывавший в Браилове.

Однако в этой статье мы более подробно поговорим о древнем Браиловском монастыре и двух его чудотворных иконах.

Браиловская обитель

Иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898 годах, писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня. Грязный еврейский городок на некоторое время уменьшает ваш восторг. Зато потом еще отраднее становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает недвижимая тишина. Вместо грязной улицы вы видите чистый и просторный монастырский двор, украшенный недавно посаженной зеленью. Главный монастырский храм расположен прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигеля, а еще далее хозяйственные помещения. Везде чистота и порядок».

Перелистаем более ранние страницы истории. В 1845 году в местечко Браилов утром 1 октября (14 октября по новому стилю) крестным ходом, со своими древне-чтимыми святынями, прибыли монахини из Винницы. На заставе местечка их ожидало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. В воротах обители ход был встречен архиепископом Арсением, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Владыка в свое время обратил внимание на стесненное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье матушке Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались в тот момент пустыми.

Небольшой, но показательный статистический срез прошлого: в конце XVIII столетия монастырский штат Винницкой обители состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц - 12 полек, 8 русских, 4 малороссок.

И вот с тех пор винницкие монахини обосновались в Браилове. В течение нескольких лет в главном монастырском Троицком храме были восстановлены все три придела: главный, центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. В великолепный иконостас над Царскими вратами центрального престола была помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в свое время подарил Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Обратите внимание, читатель, на показательный факт: это именно подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий получил у Польского короля Владислава VI в 1635 году разрешение на создание в Виннице православного девичьего монастыря. Напомним, что в 1596 году в юго-западной Руси была насаждена уния и что не раз за историю монастыря он был занимаем иноверцами.

Под холодными помещениями главного храма к 1847 году закончилось строительство храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В северной части монастырского корпуса открыли небольшую церковь в честь святителя Николая, с деревянным изящным, позолоченным с резьбой иконостасом.

С 1864 года при монастыре находилась богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе располагалось училище для сирот, где девочек обучали закону Божию, письму, географии, чтению на русском и церковно-славянском языках, арифметике, истории, черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная православная школа для взрослых женщин.

Во время Первой Мировой войны с 1914 году в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 года года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом. В том же году в Браиловском монастыре был открыт приют для девочек-сирот - детей погибших на фронтах защитников Отечества.

Во времена безбожных испытаний в Браиловский женский монастырь священником был переведен протоиерей Иван Шипович - человек большого ума и глубокой веры, краевед Подолья, с 1893 года преподававший Закон Божий в Винницком реальном училище. История обители гласит, что под духовным окормлением отца Иоанна находилась в Браилове 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря стала состоять из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу. Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время просуществовала. В декабре 1932 года и сам 75-летний батюшка Иоанн, осужденный по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), был сослан в Сибирь, а по возвращении из мест заключения вскоре скончался. Обитель решением Винницкого облисполкома закрыли.

Женский монастырь снова открылся лишь в 1942 году...

В 1950-м, по закрытии Немировской женской обители, в Браиловский монастырь были переведены монахини из Немирова. Оставляя Немиров, они подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой из сестер на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родной Немировский монастырь.

Удивительно, но в 1953-1955 годах, в период новых гонений, был проведен капитальный ремонт Браиловского монастыря, на который было потрачено почти 100 тысяч рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата.

Врата Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря

Руководила ремонтом игумения Глафира; а с августа 1957 года занемогшую матушку сменила игумения Зоя.

1 июня 1956 года Архиепископ Симон (Ивановский) назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так владыка характеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию. Батюшка пошел к людям с миссионерской проповедью.

В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, по которому власть в приходах передавалась старостам, назначавшихся местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил владыка Симон, после чего был отстранен от служения. А отец Михаил отбыл на пенсию, на приход в винницкие Малые Хутора.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь был закрыт второй раз за историю безбожной власти, так сказать, к тридцатилетию первого закрытия. «Скиты», как называл их батюшка, вместили полтора десятка монахинь. Отец Михаил оставался духовником Браиловских сестер до самой своей кончины, 2 февраля 1967 года.

Уже к 1970 году монастырь оказался в ужасном состоянии. Обветшала кровля, фрески Свято-Троицкого храма разрушались. В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - тир.

Свято-Троицкий храм сегодня

Тем не менее, по многочисленным обращениям православных Браилова и Винницкой области монастырь был, наконец, передан Православной Церкви.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа совершил освящение и первую Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Из Пюхтицкого монастыря (Эстония) сюда была переведена игуменией Неонила (Ярешко), руководившая Браиловской обителью в течение года. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль, а Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста.

С 1992 по 1994 год сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

13 июня 1995 года в стены родной обители вернулась икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская», которая бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1962 году. И вот через 33 года ее снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Винницы, вышел крестный ход во главе с архиепископом Винницким и Могилев-Подольским Макарием с иконой Пресвятой Богородицы и подошел к Браилову в десятом часу вечера.

Крестный ход в Браиловской обители с иконой Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Об истоках этого образа можно сказать, что Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше, где икону называют «Черной Мадонной», поскольку от древности икона сильно потемнела.

«Черная Мадонна». Образ Божией Матери «Ченстоховская»

Этот «объединительный» для христиан образ имеется практически во всех католических и православных храмах Польши. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Дары покрывают все стены помещения. В России список Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесен поляками российским казакам в 1813 году при взятии русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

Указывают, что Богородица кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. Наряду с Браиловской к ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Озерянская, Рудненская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.

Икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Знаменательна история другой чтимой в здешнем монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская

В 1672 году при взятии Подолии турки осадили Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Икона исчезла. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшей некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игуменьи обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1/14 июня 1888 года), где икона заняла почетное место слева от Царских врат главного монастырского храма. В 1890 году на нее была возложена серебряно-позолоченная риза от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным. Однако после революционных событий 1917 года образ был утрачен.

Подлинный Браилово-Почаевский образ Матери Божией был написан на липовой доске. Сочными яркими красками и самим способом их нанесения он приближался к иконописи эпохи Возрождения. На светлом фоне образа Лик Богоматери казался особенно живым и выразительным.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская. Современный вид

В декабре 1931 года игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) сложила акафист, первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, а вторая - Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 года этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Бар Винницкой области.

Как водится, собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершавшихся от этой Богородичной иконы. Чудеса происходят и теперь.

Нынешняя игуменья обители Антония (Стеценко) молода - 1 января 2010 года матушка отметила свое 40-летие.

Настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря игумения Антония

В Свято-Троицкой Браиловской обители она провела больше половины своей жизни. Еще в 1989 году в числе первых - в то время сестер было всего девять - она, послушница Елена, пришла сюда. В 1991 году приняла иноческий, а в 1993 году монашеский постриг. Игуменьей стала в 1996 году. Под ее руководством монастырь активно развивается: реставрируются храмы, строятся новые хозяйственные корпуса и гостиницы для паломников, приезжающих со всей Украины и из-за границы.

Сегодня в Браиловской обители почти семь десятков сестер (средний возраст 30 лет), 4 священника, 2 диакона.

В Браиловском монастыре сегодня

Любовь к людям побуждает их молиться не только о спасении своём и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - днём и ночью.

В праздник Благовещения, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон посетил Свято-Троицкую Браиловскую женскую обитель в поселке Браилов Жмеринского района

18 лет назад в "теплом" храме преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, после почти 30-летнего запустение в Браиловском женском монастыре была отслужена первая литургия. С тех пор 19 марта - один из важнейших монастырских праздников, когда почитается одна из главных здешних святынь - чудотворная Браилово-Ченстоховская икона Божьей Матери. В этот день в Браилове собираются паломники со всей Украины.

Всего полчаса езды по Жмеринской трассе, и мы с водителем Русланом уже подъезжаем к Браиловскому женскому монастырю. В душе - волнение и беспокойство: "А как меня здесь воспримут? Не будут ли смотреть, как на грешницу, с явным осуждением, которое, к сожалению, часто встречается в церквях?"

Возле монастырских ворот толкутся нищие, которые, как на работу, ежедневно приходят к обители просить милостыню. Переступаю порог - и сразу же ощущаю: по ту, то есть уже по эту сторону ворот - совсем иной мир. "Тихо и спокойно, как в раю", - тут же кружится в голове, а ноги неторопливо идут ко входу в храм. И с каждым шагом благодатное спокойствие уверенно изгоняет из души все остатки волнения и страха.
Знакомство с большой семьей
- Любой монастырь - это просто большая семья, где каждый занимается своим делом, которое мы называем послушанием, - начинает знакомить с укладом монашеской жизни матушка Анастасия. - Как мама у нас матушка Антония, как папа - духовник монастыря, наш старец батюшка Кирилл. Так что, как и в каждом доме, у нас есть с кем посоветоваться, чтобы знать, как правильно поступать.
Сегодня в Свято-Троицком Браиловском монастыре живет 67 сестер, самой младшей -16, самой старшей - 89 лет. Каждую из них сюда привела своя, порой нелегкая, судьба, а объединила любовь к Богу.
- Конечно, все мы разные - со своим характером, наклонностями, даже, можно сказать, странностями. Как шероховатые камушки в море обтираются, со временем приобретая обтекаемую гладкую форму, так и мы здесь тремся между собой, - говорит матушка Анастасия. - Враг человечества старается посеять недоразумения между православными, особенно между монашествующими. Бывают, конечно, разные случаи: и поссоришься, и по немощи своей посмотришь с непониманием на немножко небрежно одетую сестру - уже осудила. Но Господь сказал: "Да не взойдет солнце во гневе твоем", а значит до конца дня обязательно нужно примириться, попросить прощения. Наша жизнь кратковременна, и растрачивать ее на обиды не стоит.
Главные постулаты монашеской жизни: послушание, смирение, целомудрие и нестяжание. В монастыре ничего не происходит без благословения матушки-игуменьи, и если слова "не могу" еще могут пройти, то "не хочу" - невозможно.
- Переступили порог монастыря - отреклись от своего "я". На что тебя благословили, то нужно исполнять, - говорит матушка Анастасия. - Вот мое послушание сегодня: ухаживать за больной сестрой и говорить с вами...
Тихая трудовая жизнь
Колокольчик матушки Марии, с которым она в 4.40 утра проходит по коридору возле каждой кельи, как привычный нам будильник, сообщает монашкам: пришло время вставать, идти в церковь на утреннюю молитву. Поскольку топить в главном соборе нет возможности, зимой и до потепления все службы проходят в нижнем храме, так называемой теплой церкви, специально обоснованной еще в 1847 году.
- Царица Небесная - наша покровительница, хозяйка монастыря. Что мы можем ей принести? Только славословие! Каждое утро после полунощницы все сестры поют акафист Браиловской иконе Божьей Матери, который в 1931 году написала игуменья София Рачинская, посвятив первую половину Браилово-Ченстоховской иконе, вторую - Браилово-Почаевской, - продолжает матушка Анастасия.
Дальше приходит черед чтения акафиста дня (сегодня, в среду, это акафист великомученицы Варвары) и Божественной литургии - основного богослужение на земле, таинства претворения тела и крови Господнего из хлеба и вина. С 10.00 сестры приступают к исполнению послушания.
- Как главная над сестрами матушка благочинная знает, какие у каждой есть наклонности, таланты, характер, поэтому на седмицу (неделю) по очереди благословляет на послушание в церкви, на кухне, в коровнике, а в летний период - на полевые работы. У многих сестер есть постоянные послушания: в алтарнице, просфорнице, ризничной и швейной, - рассказывает матушка Анастасия.
Отправляемся на экскурсию по территории монастыря. Справа от главного храма расположено кладбище, которое существует еще с 1845 года, когда монастырь из Винницы перенесли в Браилов. Сейчас здесь несложно разглядеть свежие могилки, среди которых есть даже несколько мирских. В годы войны на время бомбежки люди уходили в обитель, некоторые здесь и погибли. Кстати, здесь же, под рекой, был подземный ход, по которому в храм приходила Надежда фон Мекк, чей музей расположен на другом берегу.
Весной монастырь еще больше преображается: сестры заложили сад, посадили яблоньки и цветы. Есть здесь и небольшой огород - оставшаяся малая доля от земли, которую в трудные времена отобрали у монастыря. Не так давно 15 гектаров все-таки вернули, но они разбросаны по всему Браилову. В теплую пору монашки там трудятся на посевных работах, выращивают пшеницу, гречку и траву для коров.
Хозяйственная часть монастыря представлена коровником, конюшней и гаражами, где помещаются семь коров, телята, пара лошадей, курочки, трактор, несколько грузовых и легковых автомобилей.
- А вон там хранятся овощи, - показывает матушка Анастасия. - Когда-то здесь были подземные ходы на Жмеринку, Винницу и Киев - тройка коней проходила свободно. Но владыка сказал замуровать, чтобы не было несчастных случаев.
Святую целебную воду всегда можно испить из здешнего колодца. По преданиям, в 30-х годах, во время засухи, только здесь в Браилове была вода. На Крещение, Сретение, Троицу, Покрову и другие большие праздники вода в колодце освящается.
Также на заднем дворе есть прачечная, домик для священников и помещение, где живут рабочие. Сами же монашки живут по два-три человека в кельях на втором и третьем этаже. Раз в год каждой дается две недели отпуска, когда можно родных навестить либо поездить по святым местам.
- Дзинь-дзинь! - слышим звон колокольчика... Значит, уже полдень, пришло время первой трапезы.
Специально для приезжих в монастыре действует несколько трапезных: оставлять людей голодными не по-христиански.
- У нас скромная пища. Может быть какой-то суп, каша, компот, чай, - говорит матушка Анастасия. - Но многие паломники довольны этим, ведь пища хоть и простая, но благословенная.
После утренней молитвы четыре монахини получают послушание на кухне. Для сестер, рабочих и прихожан они обязательно готовят с молитвой, возле икон на кухне зажигают лампадки.
- Научно обосновано, что слова молитвы действуют даже на растения. Всегда нужно готовить только с любовью, - признается матушка Анастасия. - Есть, конечно, специальное молитвословие, но кто не знает, достаточно просто сказать: "Господи, благослови!", перекреститься, благословить продукты и начинать готовить.
После обеда монашки вновь приступают к выполнению послушания. В 16.00 начинается вечерняя служба, после которой сестры ужинают и уже в домовой церкви совершают вечернее монашеское правило. В начале одиннадцатого вечера тот, кто устал, отходит ко сну, а кто-то книгу духовного содержания читает. Словом, раньше 23.00 в монастыре никто не ложится.
Приходят многие, остаются не все
"Плодотворным" для Браиловского монастыря оказался 2007 год - пришло восемь человек, от самых молоденьких до уже взрослых. Кстати, с недавних пор матушка Антония взяла за правило принимать женщин только до 50 лет, чтобы они могли еще потрудиться, послужить Господу.
- Каждая из нас пришла спасаться в монастырь. Одни уходит в трудовые подвиги, другие - в духовные, кто-то старается совмещать. Это постоянная борьба и огромный труд! Прежде всего над собой, - отмечает матушка Анастасия.
Сама в монастыре она с открытия, скоро будет уже 20 лет, и, как никто другой, знает, что без желания быть ближе к Богу человек в монастыре долго не сможет.
- Когда я впервые, еще в школе, попала в лавру - для меня это было ошеломляюще! Я смотрела на монахов и понимала, что это ангелы идут, боялась даже заговорить, подойти, - вспоминает матушка Анастасия. - Перед благословением в монастырь мне сказали, что здесь нужно, прежде всего, смирение и терпения - не воз, а целый обоз. Нужно терпеть все: нападки извне и внутри.
Грозно хлопнуть дверью со словами: "Ухожу в монастырь!" действительно недостаточно, чтобы убежать от мирской суеты. Для начала надо духовно быть готовой. В женском монастыре после разговора с матушкой будущую монашку ждут труды на общих послушаниях (коровник, кухня, полевые работы). Со временем ее из гостиницы монастыря переводят в общий корпус в специальную келью для "новеньких". По поведению, разговорам матушка видит, сможет ли человек остаться и побороть себя. Если да - переводят в келью к старшим сестрам, надевают черное монашеское платьице и повязывают косыночку, которая уже прикрывает лоб, что значит: послушница принята в число сестер.
Через время ее постригают, и, хоть сестра еще не дает клятвы Господу, меняется ее имя - словно один человек умирает, а другой рождается. В завершение сестру вновь подстригают, она дает обет нестяжания, целомудрия и послушания, который должна нести до самой смерти, не выходя за пределы монастыря.
- Люди считают нас святыми, но мы, конечно, не ангелы. У нас тоже есть свои недостатки и немощи, от которых стараемся избавиться. Просто сам распорядок монастыря более располагает к молитве, а в ней - вся правда, - отметила матушка Анастасия.
Пора! Уже приходит время ехать домой. Благодарю свою спутницу за неимоверный день и направляюсь к воротам. Переступаю порог в мирскую жизнь, а в голове крутятся слова, которые напоследок подарила матушка Анастасия:
- Этот бешеный ритм жизни, который ускоряется с каждым днем, не случайный. Это все делает лукавый, чтобы у человека не было времени заглянуть в себя. Люди даже не спешат жить - они бегут, летят и мчатся. Но ведь так важно и нужно всем нам останавливаться, находить время, заглядывать и прислушиваться к себе, к Богу, который живет внутри каждого.

История монастыря
Монастырь основан вельможей Михаилом Кропивницким в 1635 году в Виннице (в районе улиц Володарского, Свердлова и Кропивницкого). В 30-х годах XIX века обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей, а часто по решению суда за проступки морального характера присылали на покаяние и мирских женщин. Из-за неудобства в расположении и непригодности старых деревянных помещений в 1845 году монастырь из Винницы перенесли в Браилов в пустовавшие корпуса бывшего католического монастыря. При обители открыли школу для детей-сирот из духовного звания, богадельню. В 20-30-х годах прошлого столетия Свято-Троицкий монастырь испытал тяжелейшие гонения от безбожных властей, однако выстоял и только в 1962 году был закрыт. Возрождение обители началось в 1989 году, когда она была передана Украинской Православной Церкви. К этому времени монастырь пришел в совершенное запустение, так что даже службу совершать в нем было невозможно. И только 19 марта 1990 года в стенах древней обители была отслужена первая Божественная литургия. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь Св. Николая.
В монастыре есть свои чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская и Браилово-Ченстоховская и Троеручица. В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря, - это икона святого великомученика и целителя Пантелеймона. Есть в обители также ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

На кухню сестры благословляются на седмицу. Читая молитвы, они готовят для всех жителей, включая рабочих и гостей монастыря

Работа в проскурнице относится к постоянным послушаниям, которую выполняют одни и те же сестры

Круглый год сестрам Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря хватает работы

Будь то будничное утро либо воскресный вечер, в Браиловском женском монастыре всегда много люду. Своих прихожан сестры всегда встречают, проявляя истинное гостеприимство

По преданию, Браилово-Ченстоховскую икону Божьей Матери пожертвовал брацлавский подсудок Михаил Кропивницкий. В 1942 году во время немецко-румынской оккупации святыня вернулась в открытый монастырь, а через 20 лет после вторичного закрытия обители след иконы потерялся. Только в 1984 году благочестивая женщина, получившая образ от игуменьи Браиловского монастыря, передала его благочинному храмов Жмеринского района протоиерею Иоанну Луканову. В доме последнего святыня находилась до 1995 года, когда по благословению архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского Макария торжественным крестным ходом из Винницы была перенесена в Браиловскую обитель. По благословению владыки для иконы сделали деревянный киот, покрытый сусальным золотом. В настоящее время икона не имеет серебряно-позолоченной ризы, ее украшают только привески, которые, как и раньше, оставляют прихожане в благодарность за благодатные исцеления.

Образ находится над Царскими вратами Троицкого собора. Каждое утро после полунощницы икона опускается, чтобы монахини и богомольцы могли приложиться к святыне и получить благословение и исцеление от Пресвятой Богородицы. Ежегодно на третий день праздника Святой Троицы в обители вспоминают возвращение иконы в родной монастырь, и после торжественного богослужения бывает крестный ход со святыней вокруг храма

Хозяйственная часть монастыря представлена коровником, конюшней и гаражами, где помещаются семь коров, телята, пара лошадей, курочки, трактор, несколько грузовых и легковых автомобилей

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь

Украина, Винницкая обл., Жмеринский р-н, г. Браилов, ул. Ленина, д. 1.

Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православия на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. В XVIII в. монастырь захватили монахи униатского ордена василиан (базилиан). Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте, и в 1780 году, не имея средств для существования, они покинули его. В 1786 году снова возвратились, но ненадолго.

В конце XVIII в. Брацлавщина вошла в состав Российской империи. К тому времени монастырь имел деревянную церковь с тремя куполами (перенесены в 1850 году в село Зарванцы) на холме неподалеку реки Буг, колокольню и помещение в 12 келий. В 1795 году Винницкий женский монастырь был воссоединен с православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х годах XIX в. обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей и довольно часто по решению суда, за проступки морального характера, присылали на покаяние и мирских женщин.

Причиной перенесения монастыря в 1845 году из Винницы в Браилов стали неудобства в его расположении и непригодность для проживания в старых деревянных помещениях. Именно поэтому по ходатайству подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в город Браилов, где остались свободными помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Вдохновенные подъемом их обители по штатам 1842 года в І класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застраивали монастырскую усадьбу новыми домами, пока обитель не приобрела прекрасный вид.

В монастыре было три храма: Троицкий (наибольший, построенный в 1778 году), преподобных Антония и Феодосия Печерских, святого Николая. Действовало училище, где учили девушек-сирот и дочерей диаконов.

В ХХ в. для монастыря начались трудные времена. Из домов оставили монахиням лишь один. За него им пришлось платить, так как все помещения Советская власть отобрала и теперь предоставляла на правах аренды. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, другие 92 – старые, требовали ухода за собой. Монастырь существовал исключительно на средства, добытые личной работой: зимой – шитьем, летом – полевыми роботами у крестьян, в сельхозартелях. Землю, которая принадлежала раньше монастырю, отобрали. Весь сельхозинвентарь забрал Жмеринский райколхоз в 1923 году. Единым средством для существования была работа 53 лиц. Их заработка не хватало, и вдобавок нужно было оплачивать помещение, что для монастыря было непосильно. Для уплаты за помещение сбывали даже одежду, посуду, и другие личные вещи. Осенью 1932 года крестьяне из сел Москалевка и Козачивка спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, и их обвинили в преступлениях против советской власти. В 1932 году монастырь закрыли совсем.

Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в состав Транстнистрии (Заднестровья), то есть находилась в зоне оккупации Румынии. В 1942 году монастырь был открыт, как и много храмов и монастырей к тому времени. В 50-х годах XX в. наступление на монастырь в области возобновилось еще с большей силой. В 1962 году монастырь был снова закрыт. Корпусы были отданы СПТУ.

В 1989 году монастырь был возвращен православной церкви. 19 марта 1990 года отслужена первая служба. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь святого Николая. В монастыре есть чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская, Браилово-Ченстоховская и Троеручица. О последней известно, что написана она в начале ХІХ в. на Афоне и в первые годы гонений от безбожной власти пострадала. В 20-х годах сестры хотели отреставрировать образ, и услышали голос Божьей Матери: «Не касайтесь Моего лика, пусть остается таким, как есть».

В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря – это икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две большие престольные иконы – великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

История Браиловского Свято-Троицкого монастыря начинается в Виннице. В 1635г. стараниями и средствами шляхтича Михаила Кропивницкого основался в Виннице женский монастырь. Это был период возрождения православия на Украине которое связано с именем митрополита Петра Могилы.

Вместе с народом монастырь пережил все беды и гонения. С приходом к власти польского короля Яна Каземира монастырь пережил гонения. Потом была уния, упадок, бедность.

В 1795г. в ходе соединения с православной церковью началось возрождение монастыря как православного. Первой игуменьей стала мать Палладия. Позже монастырём управляли казначейши матери Досифея, Поликсения и Серафима.

В 1845г. при игуменьи матери Таисии монастырь был переведён с Винницы в Браилов. Крестным ходом монахи, духовенство, миряне перенесли святыни. Монастырь был зачислен по штату к монастырям первого класса, что считалось за большую честь. При игуменьи Мелитини монастырь вознесся, процветала духовная жизнь, монастырь расстраивался, имел свою землю, сады. Это был период духовного вознесения и материального благополучья.

При монастыре действовало духовное училище для девочек, был приют для девочек-сирот из духовных семей, действовала богадельня, действовала воскресная школа для женщин, в годы первой мировой войны в монастыре действовал лазарет для раненых.

Перед закрытием монастыря, уже в годы советской власти игуменьей была мать София. Игуменья София в миру Рачинская была благородного рода, имела достойное образование, отказавшись от светской жизни ушла в монастырь. Её высокая духовность и ум были отмечены. Её выбирают игуменьей монастыря. Вместе с сестрами она пережила страшные годы революции и братоубийства. Пережила закрытие монастыря и закончила свой жизненный путь в селе Галайковцы Муровано-Куриловецкого района под духовным покровительством отца Агафадора, духовного подвижника. Она есть автором ряда акафистов. Нею написан акафист в честь Браиловской иконы Божьей Матери.

Обновилась духовная жизнь монастыря в годы войны. В тяжелых условиях действовал монастырь до 1964г. На момент закрытия монастыря игуменьей была мать Глафира. После закрытия монастыря склады переделали на склады, келии отдали под общежития местному ПТУ. С 1990г. обитель вновь возрождена.

Первой настоятельницей возрождающейся обители была монахиня Неонила из Пюхтинского монастыря, которая сумела привить насельницам любовь к духовному совершенству. Этот завет сохраняется и поныне молитвенными трудами настоятельницы игумений Антонии и сестер, являя собой пример служения Богу и ближним.

Браиловский Свято-Троицкий монастырь первый возродившийся в Винницкой епархии, который 15 сентября 2009 года отметил свой 20-летний юбилей. В монастыре находятся две чудотворные иконы - Браиловско-Ченстоховская и Браиловско-Почаевская иконы Божией Матери.

Браиловско-Ченстоховская икона которая находится в монастыре ещё до революции прославилась большим количеством исцелений. Возле неё находятся, так званые, подвески - это благодарность людей за исцеление.

В 1887 г. в Почаевской лавре профессор протоиерей А. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврский церквей образ с надписью: "Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской". Он пришел к выводу, что это копия бывшей когда-то в Браилове чудотворной иконы, которая пропала после взятия местечка турками в 1672 г. Тогда же он сообщил об этом игуменьи женской обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ 1 июня 1888 г. в монастырь.

День в монастыре начинается с 5 часов утра когда по звонку колокольчика (фото справа) все сестры идут на утренние молитвы. В 6 часов начинается пение акафиста Матери Божией, на котором стараются присутствовать все сестры, выходя на средину церкви и славя Царицу Небесную. Далее читается акафист дню и совершается божественная литургия, после которой все насельницы идут на послушания; каждая имеет свои обязанности: у некоторых они постоянные, других благословляют по седмицам. В 12 часов дня колокольчик созывает всех на трапезу, а в 17 часов начинается вечернее богослужение. По окончании его сестры ужинают, и совершают вечернее монашеское правило. В монастыре имеется три церкви: соборная большая "холодная" и две - "теплых": во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и в честь святителя Николая. Центральный престол собора освящен во имя Святой Троицы; боковой южный предел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный - в честь святой великомученицы Варвары.

На кладбище Браиловского монастыря похоронены монахи, замученные за веру в годы советской власти: матушка Анатолия, отец Александр, схимонахиня Августа

(Винницкой и Могилёв-Подольской епархии), в пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл. Основан в 1635 г. в Виннице иждивением М. С. Кропивницкого, подсудка браиловского, для противостояния распространению унии (см. Брестская уния). Вероятно, главный храм мон-ря был освящен в честь Благовещения. В 1723 г. мон-рь стал униатским, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно мон-рь пришел в упадок, в 1780 г. его покинула последняя монахиня. После вхождения Подолии в состав Российской империи Б. м. в 1795 г. был обращен в правосл. 2-го класса. В мон-рь на исправление присылали из др. обителей провинившихся монахинь, а также мирянок. К нач. XIX в. годовой доход обители составлял 1200 р. К сер. XIX в. здания мон-ря обветшали, и в 1845 г. по инициативе Подольского архиеп. Арсения (Москвина) сестры были переведены в мест. Браилов, в помещения бывш. католич. мон-ря, построенного во 2-й пол. XVIII в. гр. Ф. С. Потоцким и пришедшего в запустение к 30-м гг. XIX в., с 1832 г. в одном из приделов монастырского храма совершались правосл. богослужения. 1 окт. 1845 г. крестным ходом из Винницы в Браилов прибыли монахини, начавшие восстановление полуразрушенных монастырских корпусов и реконструкцию храма.

К нач. XX в. в Б. м. действовали 3 храма (сохр. до наст. времени). Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, юж.- в честь Благовещения, сев.- во имя вмц. Варвары. В 1847 г. под собором была освящена ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С зап. стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в к-рой устроена колокольня, с вост. стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 г. в сев. половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В вост. части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 г. при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 г.- 3-классное жен. духовное уч-ще для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 г. начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

В 1925 г. в Б. м. жили 145 сестер. Мон-рь существовал на собственные средства: зимой сестры занимались шитьем, летом работали в поле. Осенью 1932 г. неск. крестьян из сел Москалёвка и Казачёвка, спрятавших в Б. м. часть личного урожая, были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в Б. м. иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из мон-ря изъяли все продукты, крестьян окрестных сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна. В 1942 г., во время немецко-румын. оккупации, Б. м. был открыт, в 1962 г. снова закрыт под предлогом того, что обитель, к-рую в офиц. документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ. Летом 1989 г. Б. м. был возвращен Церкви, 19 марта 1990 г. в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских состоялась первая после возобновления в обители монашеской жизни литургия. К нач. 2003 г. богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в ц. преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут ок. 50 сестер, настоятельница игум. Антония (Стеценко).

Главными святынями Б. м. являются Браиловская Ченстоховская и Браиловская Почаевская иконы Божией Матери. В Б. м. также хранится ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.

Арх.: Архив ЦНЦ.

Лит.: Лотоцкий И ., свящ . Виннице-Браиловский жен. мон-рь и его святыни. Немиров, 1900; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1985. Т. 2. С. 15-17; Слободенюк Е . Мон-ри Украины: История уничтожения // Киевская старина. 1995. Т. 1. С. 107.