Цели в капитанской дочке. Капитанская дочка – анализ произведения

Комментарий ФИПИ по направлению «Цели и средства»:
"Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Цели и средства». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Цели и средства"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Цели и средства А. С. Грибоедов. «Горе от ума» Чацкий (Цель: изменить общество. Средства: смелость, честность, обличение пороков), Молчалин (Цель: получение чинов, собственное благосостояние. Средства: подлость, прислуживание важным лицам, использование других).
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев (Цель: быть верным офицерскому долгу. Средство: смелость, честность. Цель: не опорочить имя капитанской дочки, Маши Мироновой. Средство: благородство, отказ использовать свидетельские показания Маши в расследовании), Маша Миронова (Цель: спасти любимого. Средства: смелость и решительность, разговор с императрицей), Пугачев (Цель: прожить яркую жизнь, быть полезным народу. Средство: бунт, жестокость, смелость, дерзость), Швабрин (Цель: спасти свою жизнь. Средство: предательство, переход на сторону бунтовщика Пугачева).
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» Сальери . Цель: превосходство в творчестве. Средства: зависть, убийство.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин . Цель: найти свое предназначение. «Зачем жил? Для какой цели родился?» Средство: срывать цветы удовольствия жизни, принося страдания другим..
Н. В. Гоголь «Мертвые души» Чичиков . Цель: личное обогащение. Средства: нечестность, дерзость, пренебрежение нравственными принципами, следование завету отца: «Копи копейку».
Л. Н. Толстой. «Война и мир» Представители светского общества (Цель: обогащение, почет и слава. Средства: бесчестье, обман, интриги), Андрей Болконский , Пьер Безухов (Цель: быть полезным России. Средства: честность, смелость, беспощадность к себе).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Раскольников (Цель: проверить свою теорию о делении людей. Средство: топор (убийство)), Сонечка Мармеладова (Цель: жить честно, помогаю тем, кто в этом нуждается. Средства: крест (вера, сострадание, любовь)).
А. Чехов «Крыжовник» Николай Иванович . Цель: приобрести небольшое имение, где будет расти крыжовник. Средство: отказ от всех радостей жизни (не только своей, но и запрет на жизнь для своей жены).
И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Господин из Сан-Франциско . Цель: накопить капитал. Средство: работать всю жизнь, откладывая саму жизнь на потом.
А. Платонов. «Песчаная уительница» Мария Никифоровна Нарышкина . Цель: изменить жизнь окружающих ее людей, помочь выжить в суровых условиях борьбы с песками. Средства: смелость, решительность, стойкость, личный пример.
В. Быков «Довжик» Командир партизанского отряда . Цель – хорошие немецкие сапоги, которые были у бойца по фамилии Довжик. Средство: убийство Довжика без свидетелей.
Д. Гранин «Пленные» Пленный немецкий лейтенант . Цель: выжить в плену. Средство: притвориться сумасшедшим.
В. Астафьев «Записка» Сын, «забывший» мать на вокзале. Цель: избавить себя от забот о матери. Средство: оставить мать на вокзале с запиской в кармане.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Люди, принимающие важные государственные решения и исполнители распоряжений. Цель: строительство ГЭС. Средство – затопление земель, в том числе и деревни Матера. А как же люди? Их память?.

«Цели и средства» – одна из тем итогового сочинения по литературе, предлагаемых выпускникам 2020 года разработчиком материалов по контролю знаний, институтом ФИПИ. О чем можно написать в таком произведении?

Во-первых, нужно объяснить, что такое цель. К примеру, ее можно рассматривать как основополагающую часть жизни человека. Напишите, насколько важно иметь цель, стремиться к вершинам, достигать чего-либо, самореализовываться. Можно упомянуть великие открытия, научные или географические – это сделает сочинение более интересным и даст шанс получить более высокую оценку. Во-вторых, можно дать краткую классификацию целей, ведь они бывают разными – истинными и ложными, великими и корыстными. Еще один вариант темы работы – «Оправдывает ли цель средство?» Порассуждайте – можно ли оправдать великую цель, достигнутую неправедным путем, напишите об этической оценке средств достижения цели. Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». С ним был согласен и Гёте: «Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы и достигнутых». Вы можете согласиться с ними или нет, но во втором случае придется постараться и привести свои убедительные аргументы. Напишите примеры из литературных произведений, в которых персонажи ошибочно или намеренно избирают «нехорошие» средства для достижения цели. Можно также упомянуть случаи из жизни или истории, когда благая на первый взгляд цель служит на самом деле только лишь прикрытием низменных истинных планов. Обязательно противопоставьте таким персонажам героев, не отделяющих средства достижения цели от требований морали.


В основу повести «Капитанская дочка» были положены реальные события, а именно крестьянская война 1773-1775 гг. под началом Емельяна Пугачева. Но впереди всего здесь стоят нравственные проблемы, которые ставит Пушкин.

Центральный герой произведения – Петр Гринев, офицер, молодой дворянин. В любых обстоятельствах он ведет себя с достоинством, всегда защищая свою честь. На долю героя выпало немало испытаний, но самым сложным оказался момент взятия Пугачевым Белогорской крепости.

Пугачев провозгласил себя царем Петром III и потребовал, чтобы все дали ему присягу на верность. Многие защитники крепости пошли на смерть, не предав и не изменив, такие как комендант капитан Миронов. Он до конца сражался с войском Пугачева, честно выполнял свой долг.

Петр Гринев во время захвата крепости тоже проявил твердость характера, храбрость и верность присяге. Несомненно, немаловажную роль в том, что его не подвергли казни вместе с остальными, сыграл заячий тулуп, который Петр подарил «Вожатому», указавшего им дорогу, когда они сбились с пути. Но и после прощения, приняв помощь от Пугачева, Гринев не изменил себе, своим принципам. Он отказался служить ему и присягать на верность. Именно эта стойкость и даже готовность умереть за свои взгляды, определили то, как Пугачев будет вести себя по отношению к Гриневу.

Самое ценное для человека – жизнь. Сохранить её – вот важная цель. Однако как сам Петр Гринев, так и многие другие защитники крепости не пошли на предательство (это и будет средство достижения цели). Даже такая цель, как сохранение жизни не стала той целью, которая может быть оправдана любыми действиями.

Также в повести есть такой герой, который, чтобы достичь желаемой цели готов был совершить низкий поступок, пойти на предательство. Этот герой – Алексей Швабрин, дворянин, полная противоположность Гриневу. Он при первом же удобном случае переходит на сторону Пугачева. Кажется, что такие понятия как честь и долг для него не существуют, он пытается спастись любой ценой. И ради своих личных целей готов на любые поступки. Можно сказать, что Швабрин тверд в убеждении насчет того, что: «Цель оправдывает средства». Но оно не принесло ему счастья, все относятся к нему с пренебрежением, он так и остается один на один со своей подлостью.

Обновлено: 2017-11-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

«Цели и средства»

Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во­просами и утверждениями:

Цель оправдывает средства? Нечестные пути возможны к великой цели? «Ника­кая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее до­стижения» (А. Энштейна). «Лучше достичь маленькой цели правыми средствами, чем большой - неправыми» (Бауржан Тойшибеков).

«Цели и средства»

Истинные и ложные жизненные цели

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Л.Н. Толстой «Война и мир» (образ Андрея Болконского)

А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», «Анна на шее»

Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен)

Джек Лондон «Мартин Иден»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Этическая оценка средств достижения цели

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

A.С. Пушкин «Капитанская дочка» (образ Швабрина), «Моцарт и Сальери»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

B. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Упорство в достижении поставленной цели

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Шинель»

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Васильев «А зори здесь тихие»

Джек Лондон «Мартин Иден»

Сочинение № 1

«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для её достижения» (А. Энштейна)

Никколо Макиавелли считал, что «цель оправдывает средства» и тем самым превращал такие понятия, как мораль и нравственность, в пустой звук. И он не одинок в своём суждении, у него были и, к сожалению, вероятно, будут последова­тели.

Немецкий философ Фридрих Ницше заявлял, «люди делятся на «господ» и «ра­бов», и «господам - «сильным личностям», «сверхчеловекам» - всё дозволено». Они могут, не считаясь с моралью и законом, истреблять тех, кто становится на их пути достижения цели. Именно теория Ницше стала позднее основой для создания фа­шисткой идеологии, принёсшей миру неисчислимые несчастья.

С его трудами не мог познакомиться герой романа Ф.М. Достоевского «Преступ­ление и наказание» Родион Раскольников, потому что они были выпущены в свет позже, чем написан роман - в 1867 году: «Так говорил Заратустра» (1883-1885), «По ту сторону добра и зла» (1886). Однако, видимо, идеи зла словно носились в воздухе, заражая молодые умы. Вот и создал своё произведение Ф.М. Достоевский, показав, как разрушителен для жизни и психики человека постулат о некой вседоз­воленности, о том, что можно, если ты не такой, как все, избранный, прибегать к любым средствам для достижения своих целей и даже убивать людей, «...для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» возможно, решает Расколь­ников, если ты не вошь, а власть имеющий. Преследуя цель избавить от нищеты своих родных и заодно проверить себя («тварь ли я дрожащая или право имею» , то есть относится ли он к избранным) Родион убивает «никчемное существо», ста- руху-процентщицу, и случайно её сестру Лизавету. Но позже признаётся: «Я не старушонку убил... я себя убил». То есть убил своё человеческое, гуманное начало, перешагнул через нравственные принципы, через добро, разорвав тем самым вну­треннюю глубинную связь не только с окружающими людьми, но и со своими род­ными. Воспользовался страшными средствами для достижения своей цели, престу­пил некую черту, грань дозволенного и испытал последствия своих шагов: чуть не лишился разума, страдал от мучительного внутреннего одиночества, не знал, как жить дальше, пока не увидел путь, указанный Сонечкой: признание, покаяние, ис­купление вины наказанием, воскрешение для нормальной жизни.


И Швабрин, один из героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был, видимо, последователем Никколо Макиавелли, считая, что для достижения своих целей все средства хороши. Заметив симпатию Петра Гринёва к Марии Мироновой, он поспешил её оговорить: «... чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Во время дуэли с Петром, восполь­зовавшись тем, что Гринёв оглянулся на крик Савельича, ранил его в плечо. Когда же в крепость вошли бунтовщики, перешёл на сторону Пугачёва и пытался, втёр­шись в его доверие, решить судьбу Гринёва: «... к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в ка­зацком кафтане. Он подошел к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов. «Ве­шать его!» - сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня». Принуждая Машу выйти за себя замуж, держал её взаперти, обходился с ней жестоко, угрожая дальнейшей расправой. А когда попал под следствие после подавления восстания, оговорил Пе­тра Гринёва, рассказав о его общении с Пугачёвым, вследствие чего Пётр оказался в тюрьме.

К таким вот низким средствам прибегал Швабрин, стремясь достичь своих це­лей: любви Маши, спасения своей жизни, гибели своего врага - Петра. Но он их не достиг, только разрушил собственную жизнь. Тогда как жизнь Петра Гринёва, который проходил все жизненные испытания, не роняя своей чести и достоинства, не перешагивая через интересы других людей, следуя общепринятым моральным нормам, сложилась счастливо.

И А.С. Пушкин, и Ф.М. Достоевский, и многие другие наши замечательные рус­ские писатели стремились донести до нас очень важную мысль: достигая своих це­лей любыми средствами, человек разрушает себя как личность и губит свою жизнь! Не всеми средствами можно добиваться поставленных целей, а только теми, кото­рые соответствуют высоким моральным принципам.

Пусть цель и высока, не оправдать путей,

Когда в сердцах людей окалина осталась

От наших не всегда продуманных идей.

Пусть легче будет шаг. В желании подняться

Так важно за черту уметь не заступать.

(О. Аистова)

Сочинение № 2

Комментарий ФИПИ по направлению «Цели и средства»:
"Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Цели и средства». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Цели и средства"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Цели и средства А. С. Грибоедов. «Горе от ума» Чацкий (Цель: изменить общество. Средства: смелость, честность, обличение пороков), Молчалин (Цель: получение чинов, собственное благосостояние. Средства: подлость, прислуживание важным лицам, использование других).
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев (Цель: быть верным офицерскому долгу. Средство: смелость, честность. Цель: не опорочить имя капитанской дочки, Маши Мироновой. Средство: благородство, отказ использовать свидетельские показания Маши в расследовании), Маша Миронова (Цель: спасти любимого. Средства: смелость и решительность, разговор с императрицей), Пугачев (Цель: прожить яркую жизнь, быть полезным народу. Средство: бунт, жестокость, смелость, дерзость), Швабрин (Цель: спасти свою жизнь. Средство: предательство, переход на сторону бунтовщика Пугачева).
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» Сальери . Цель: превосходство в творчестве. Средства: зависть, убийство.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Печорин . Цель: найти свое предназначение. «Зачем жил? Для какой цели родился?» Средство: срывать цветы удовольствия жизни, принося страдания другим..
Н. В. Гоголь «Мертвые души» Чичиков . Цель: личное обогащение. Средства: нечестность, дерзость, пренебрежение нравственными принципами, следование завету отца: «Копи копейку».
Л. Н. Толстой. «Война и мир» Представители светского общества (Цель: обогащение, почет и слава. Средства: бесчестье, обман, интриги), Андрей Болконский , Пьер Безухов (Цель: быть полезным России. Средства: честность, смелость, беспощадность к себе).
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» Раскольников (Цель: проверить свою теорию о делении людей. Средство: топор (убийство)), Сонечка Мармеладова (Цель: жить честно, помогаю тем, кто в этом нуждается. Средства: крест (вера, сострадание, любовь)).
А. Чехов «Крыжовник» Николай Иванович . Цель: приобрести небольшое имение, где будет расти крыжовник. Средство: отказ от всех радостей жизни (не только своей, но и запрет на жизнь для своей жены).
И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Господин из Сан-Франциско . Цель: накопить капитал. Средство: работать всю жизнь, откладывая саму жизнь на потом.
А. Платонов. «Песчаная уительница» Мария Никифоровна Нарышкина . Цель: изменить жизнь окружающих ее людей, помочь выжить в суровых условиях борьбы с песками. Средства: смелость, решительность, стойкость, личный пример.
В. Быков «Довжик» Командир партизанского отряда . Цель – хорошие немецкие сапоги, которые были у бойца по фамилии Довжик. Средство: убийство Довжика без свидетелей.
Д. Гранин «Пленные» Пленный немецкий лейтенант . Цель: выжить в плену. Средство: притвориться сумасшедшим.
В. Астафьев «Записка» Сын, «забывший» мать на вокзале. Цель: избавить себя от забот о матери. Средство: оставить мать на вокзале с запиской в кармане.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Люди, принимающие важные государственные решения и исполнители распоряжений. Цель: строительство ГЭС. Средство – затопление земель, в том числе и деревни Матера. А как же люди? Их память?.

«Цели и средства» – одна из тем итогового сочинения по литературе, предлагаемых выпускникам 2020 года разработчиком материалов по контролю знаний, институтом ФИПИ. О чем можно написать в таком произведении?

Во-первых, нужно объяснить, что такое цель. К примеру, ее можно рассматривать как основополагающую часть жизни человека. Напишите, насколько важно иметь цель, стремиться к вершинам, достигать чего-либо, самореализовываться. Можно упомянуть великие открытия, научные или географические – это сделает сочинение более интересным и даст шанс получить более высокую оценку. Во-вторых, можно дать краткую классификацию целей, ведь они бывают разными – истинными и ложными, великими и корыстными. Еще один вариант темы работы – «Оправдывает ли цель средство?» Порассуждайте – можно ли оправдать великую цель, достигнутую неправедным путем, напишите об этической оценке средств достижения цели. Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». С ним был согласен и Гёте: «Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже низких целей, хотя бы и достигнутых». Вы можете согласиться с ними или нет, но во втором случае придется постараться и привести свои убедительные аргументы. Напишите примеры из литературных произведений, в которых персонажи ошибочно или намеренно избирают «нехорошие» средства для достижения цели. Можно также упомянуть случаи из жизни или истории, когда благая на первый взгляд цель служит на самом деле только лишь прикрытием низменных истинных планов. Обязательно противопоставьте таким персонажам героев, не отделяющих средства достижения цели от требований морали.

«Капитанская дочка» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки » . Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».

В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.

Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя - Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета - помилование героя императрицей.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева - основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.

Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.

Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.

Пугачев - единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.

В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев - центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.

Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев - шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.

Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.

Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.

Антипод Гринева - Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека - пустой звук.

Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.

Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа - Маши Мироновой. Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.

Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя, другие повести - «приторная размазня».