Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе

(7 голосов : 4.9 из 5 )
  • свящ. Сергий Дергалев
  • прот.
  • Д.В. Новиков
  • преп. , Челийский
  • П.В. Добросельский
  • архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)
  • мит.
  • прот.
  • протопр.

После́дствия грехопаде́ния (см.: ) - 1) следствия, привнесённые в видимый мир в результате отступления первозданного от , отразившиеся как на самом человеке, так на окружающей его действительности; 2) действия Божии, вызванные грехопадением, направленные на подготовку человека к Пришествию .

В чём состояли следствия грехопадения?

На человеке следствия грехопадения сказались самым удручающим образом: помимо того, что он был изгнан из (), он сделался тленным, страстным, смертным; повредил главные силы души (разумную, волевую, раздражительную, чувствующую), нарушил их взаимную согласованность; душевное начало утратило господство над плотским, и более того, взяла верх над .

Пагубные следствия грехопадения отразилась не только на непосредственных виновниках, нарушителях . Порче подверглось само человеческое естество. С тех пор она стала носить наследственный характер, передаваться всем людям, от родителей к детям (см.: ).

В духовно-нравственном отношении порча проявлялась и проявляется до сих пор в том, что все потомки Адама (за исключением Господа ) рождались и рождаются со склонностью большею ко злу, нежели к добру.

В результате грехопадения люди подпали под власть падших духов. Эта власть проявлялась даже за гробом, ведь после смерти души всех без исключения людей оказывались в ). Освободиться от власти диавола стало возможно лишь по Пришествии в мир , Искуплении, разорении ада, образовании .

Особым волеизъявлением Божьим за грех первозданного человека была проклята даже земля (). Со времени этого страшного проклятья земля перестала давать людям пищу свободно, с избытком, как это было до грехопадения (). Со времени изгнания из Рая человек вынужден был зарабатывать себе пищу тяжелым трудом ().

После утраты человеком , славы и чистоты, из-под его послушания вышли животные. Кто-то из них просто перестали доверять человеку, но многие стали испытывать к человеку враждебность.

Самое же страшное следствие - разрушение доверительных отношений человека и Бога. Помимо потери в лице Божьем Премудрого, Всемогущего и Благого Наставника, утратив общение с Ним, человек лишился высшей блаженной радости. Утратив общение с Источником подлинного неисчерпаемого блаженства, человек стал искать источники счастья и радости среди предметов тварного мира, устремился к греховным удовольствиям.

Почему Бог попустил совершиться столь катастрофическим изменениям всего из-за одного преступления?

На сегодняшний день существует немало суждений, общий смысл которых сводится к непониманию или даже обвинению Бога в несоответствии суровости наложенного Им наказания малозначительности преступления первых людей. Казалось бы, ну подумаешь, вкусил человек запретного плода; неужели стоило подвергать его за этот проступок столь грозным карам?

В действительности же преступление не было малозначительным, как и наказание - чрезмерно суровым.

Во-первых, преступая закон «согрешишь - смертью умрешь» (), человек знал, на что шёл.

Во-вторых, ослушание Бога в первую очередь было связано не с желанием испробовать плода, а с гордостью, завистью к Богу, с нежеланием общаться с Ним как тварь с Господом, со стремлением самому стать как Бог (

В книге Бытия мы находим следующее повествование о грехопадении людей: «Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, их же сотвори Господь Бог. И рече змий жене:Что яко рече Бог: да не ясте от всякого древа райского. И рече жена змию: от всякого древа райского ясти будем; от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. И рече змий жене: не смертию умрете. Ведяще бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отвезутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое. И виде жена яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть, еже разумети: и вземши от плода его, яде; и даде мужу своему с собою, и ядоста.» Библия. Бытие.3, 1 - 6 Библейский текст поразительно ясно передает нам картину падения первых людей.

Сатана, « Слово диавол, или сатана означает клеветник, обольститель.» Митрополит Филарет (Дроздов) . Пространный христианский Катехизис. Стр. 24используя змия как инструмент, выбрал обьектом соего искушения Еву, так как Бог не сообщал ей непосредственно заповеди о запрете вкушения от древа познания добра и зла и она лишь слышала ее от своего мужа. Пользуясь этим он задает ей вопрос, в котором содержится открытая ложь, что в свою очередь должно было оттолкнуть Еву от собеседника, или хотя бы насторожить ее. Однако этого не происходит. И когда Ева видит, что дерево прекрасно, появляется некая ценность вне Бога. Искуситель обещает Еве что они уподобятся Богу, вкусив от этого плода. При этом он использует очень эффективный в психологическом аспекте прием - так называемое соотношение «пятьдесят на пятьдесят», когда в информации содержится немного лжи и немного правды. Ева поддается искушению, съедает плод сама, и дает его мужу, тем самым ввергая и его во грех. И последствия падения не замедлили проявиться - их глаза действительно прозрели, но что они узрели своим исказившимся естеством? - Лишь то, что они наги. В это же время исполнились над ними и слова Господа, служившие им предостережением, и постигла их смерть духовная.

Несомненно, Сердцеведец Господь уже знал о совершившемся грехе - но по неизреченному милосердию Своему, давал человеку шанс вернуть все назад, шанс раскаяться. Однако совершенное преступление прогрессировало как вирус, все более и более отдаляя человека от Бога. Когда Бог явился в раю, и человек услышал Его голос, то вместо того чтобы с радостью идти к своему Творцу, он в страхе бежал и спрятался среди деревьев. Господь, желая возбудить в человеке чувство покаяния, стал звать его, и Адам, еще не умея врать, ответил ему: «Здесь я, Господи! Но я услышал голос твой и убоялся, ибо я наг.» Тут человек практически сам раскрывает свое преступление, и Бог напрямую спрашивает его: «Кто сказал тебе что ты наг? Не ел ли ты от древа, что просреди рая?» - тут Господь дает человеку еще одну возможность все исправить, однако естество человека уже настолько было изуродовано грехом, что он шаг за шагом все дальше погрязал в нем. И потому Адам отвечает ему не словами покаяния, а «обвиняет жену, «которую - подчеркивает он - Ты мне дал». Так человек отказывается от своей ответственности, перекладывает ее на жену и, в конечном счете, на самого Бога.» В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Стр. 443 Этим он окончательно утверждается во грехе. По Тертуллиану, в преступлении прародителей заключался грех против всех заповедей десятисловия. «Здесь были, по словам блаженного Августина, и гордость, потому что человек захотел находиться во власти более своей, чем Божией, и человекоубийство, потому что непорочность человеческой души была нарушена обольщением змия, и татьба, потому что воспользовался запрещенным деревом, и любостяжание, потому что возжелал большего, чем скольким должен был довольствоваться.» Архимандриты Исайя и Алипий. Догматическое богословие. Стр.237

July 31st, 2012

Решил выложить свои семинарские семестровые сочинения. Пусть цена их невелика, но писал их с душой, хочется как-то сохранить. Вообще мне нравится учиться, только вот времени на это теперь почти совсем не остаётся.

Библейская история: "Грехопадение и его последствия"



Человек во все века стоял в центре внимания мыслителей всех стран и народов. Вглядываясь в его природу, многие из них сталкивались с противоречием. Гармония и красота человеческой природы сталкивались со старением, болезнями и тлением. Высота мысли и чувства, нашедшая своё отражение в памятниках мировой культуры и науки, граничила с глупостью, бездарностью и пошлостью. Героизм, благородство и доброта смешивались с эгоизмом, мелочностью и злобой. Человек являет себя во всём многообразии сторон своего бытия как существо дискретное, противоречивое. Этот конфликт нехристианские религиозно-философские системы пытались решить по-разному. Некоторые связывали всё отрицательное в человеке с телом, называя его темницей для духа, гробом. Кто-то пытался обожествить сами негативные черты человеческой природы. Однако все эти попытки земного разума проникнуть в тайну человеческого бытия едва ли приблизились к истине. Многие античные философы чувствовали, что разрешить их недоумение не возможно путём естественных размышлений. Так Сократ говорил: «Не надейтесь исправить человеческие нравы, доколе Сам Бог не благоволит послать особенного Мужа для наставления нас самих» . Платон утверждал, что «не быть на земле порядка, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу» .

Единственное, в чём более или менее согласны практически все учения - в признании того, что человек должен быть иным. Христианство однозначно отвечает на вопрос о природе человека, основываясь на Божественном Откровении о сотворении, грехопадении человека и его последствиях.

Непосредственно о событиях, связанных с сотворением мира и человека, состоянии первых людей до и после грехопадения повествуется в книги Бытие. Прежде, чем говорить об этих событиях, следует обозначить некоторые ключевые моменты, необходимые для правильного понимания первых глав Священного Писания.

Во-первых, цель Библии по своей сути сводится к одному - сообщить человеку Откровение Божие, необходимое для его спасения. Поэтому рассматривать книгу Бытие буквально в целях построения научных теорий недопустимо. Эта книга религиозная, таинственная, призванная дать человеку, прежде всего, духовные ориентиры. Существует два соблазна: приспособить научные данные под Библию и приспособить Библию к научной теории. В первом случае, возникает риск того, что современная наука через несколько лет или десятилетий устареет. И якобы «научные доказательства» Священного Писания перестанут быть таковыми. Это обязательно будет использовано соответствующими людьми в целях «разоблачения» Библии. Откровение Божие не нуждается в подпорках. «Толковая Библия» Лопухина и «Закон Божий» протоиерея Серафима Слобоцкого в части привлечения некоторых научных данных, современных авторам, выглядят сегодня несостоятельно.

Во втором случае, неизбежно искажение подлинного смысла Писания и смещение центра внимания от сотериологических истин к второстепенным обстоятельствам и предметам. С другой стороны, мир как творение непознаваемого Бога не может быть понят рациональными методами в своей сущности. Поэтому многие учёные отмечали тот факт, что научно-технический прогресс не увеличил целостных знаний о мире, а, напротив, лишь отдалил человека от понимания природы, дробя предметы изучения в своих исследованиях бесконечное число раз.

Для того, чтобы более полно понять сущность падения первых людей, стоит сказать несколько слов и сотворении и назначении человека.

Бог как Совершенное Существо творит мир из ничего совершенным. Вначале появляется невидимый ангельский мир. Ангелы - бесплотные духи, наделённые волей, разумом и свободой, имеющие свою иерархию. Именно в среде ангелов рождается зло. Верховный Ангел, Денница возымел гордую мысль и таким образом пал, увлекши за собой часть Ангелов. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан.3:8). По мысли преп. Максима Исповедника, падение Денницы было уже после сотворения человека и было основано на зависти (которая есть, впрочем, исчадие гордости). «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2: 24). С этого времени зло появилось в мире. Само зло не имеет самостоятельной сущности, своего бытия. Зло - это отсутствие добра, как тьма отсутствие света.

Как Благой Бог-Любовь мог допустить появление зла вначале и его повторение во все времена? Ответ здесь кроется в свободе, которой Творец наделил своих разумных существ. Свобода - высочайший дар, которая отделяет непреодолимой пропастью ангелов и людей от животного мира, детерминированного инстинктами.

О появлении Адама и Евы книга Бытие сообщает следующее: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). То есть, с одной стороны в нас есть нечто, сродное всему живому («прах земной»), с другой - то, что роднит нас с Самим Творцом («дыхание жизни»). Однако мы не видим в первых людях противопоставления плоти и духа, свойственного для античной философии. Человек был создан как гармоничное существо, в котором дух, душа и тело, ум, чувства и воля были подобны отдельным звукам, сложенным в прекрасную мелодию.

Человека Бог творит по Своему образу и подобию. Образ Божий в человеке нельзя определить в полной мере в его сущности, поскольку это образ непостижимого Божества. Однако можно выделить некоторые его свойства: свобода, разум, бессмертие. Подобие же есть некоторый вектор, цель заданная каждому человеку и человечеству в целом. Достижение богоподобия через уподобление Богу в Его свойствах, другими словами, обожение - есть цель человеческой жизни. «Выражение: по образу - указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию - означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», - пишет преподобный Иоанн Дамаксин в «Точном изложении православной веры» .

Таким образом, человек был создан с потенцией развития, перспектива которого бесконечна, как Бесконечно совершенен Отец Небесный (ср. Мф.5:48). Рай не был чем-то статичным, но имел в себе постоянное восхождение от славы к славе.

Крайне важен ещё один факт для уяснения дальнейших последствий грехопадения: Бог создаёт человеческую природу как единую. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). «Бог есть одновременно одна Природа и три Ипостаси; человек есть одновременно одна природа и множество ипостасей; Бог единосущен и триипостасен; человек единосущен и многоипостасен» .

В насажденном на Востоке Раю первым людям было позволено вкушать плоды всех деревьев, кроме одного: «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Смысл установленной Творцом заповеди усматривают в том, что без неё невозможно было развитие и совершенство. «Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания» .

И вот диавол, приняв облик змея, соблазняет первых людей, внушая им сомнение в Боге, обещая благо («вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5)) вне Источника всех благ. Ведь, по сути, Господь сотворил человека, чтобы он стал богом по благодати, разделив с Ним радость бытия. Архимандрит Георгий (Капсанис) так говорит об этом: «Адам и Ева были обмануты диаволом и захотели стать богами - только не с Божия содействия, не через послушание с любовью, а опираясь на свои силы и волю, эгоистично и автономно. Иными словами, в основе падения лежала самость. Соглашаясь с самодостаточностью, прародители отделили себя от Бога и, вместо обожения, обрели противное ему: духовную смерть» .

«Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха - гордость» (Сир. 10, 14-15). Ева и Адам принимают греховный помысел и вкушают запретный плод. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт.3:7). Блаженство первых людей состояло в общении с Богом, утратив которое через грех, они лишились живительной божественной благодати. Помрачённый грехом рассудок вынуждал Адама и Еву прятаться от Всеведующего и Вездесущего Господа в кустах. Бог взывал к покаянию, желая через него вернуть первых людей к прежнему состоянию. Однако самооправдание не позволило им покаяться: Адам винил жену («которую Ты мне дал» (Быт. 3:12)), а Ева змия. Вот здесь и происходит катастрофа вселенского масштаба, полное отступление, окончательный разрыв связи с Творцом. Собственно в этом и заключалось падение первых людей, всё остальное можно считать лишь следствием потери благодатной нити общения с Богом.

После пустых попыток прародителей оправдать себя, Бог изрекает проклятия, начиная с диавола. «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14), - во все последующие времена тёмные духи стали жить человеческими страстями и пороками, как бы питаясь ими. Еве, а в её лице и всему женскому роду, Бог предсказывает скорби, связанные с деторождением, и зависимость от мужа, а Адаму тяготы существования на земле и смерть. Последствия грехопадения распространяются не только на человечество, но и на весь космос. «Проклята земля за тебя» (Быт.3:17). Появились стихийные бедствия, природные катаклизмы, животный мир стал враждебным по отношению к людям.

Изгоняя Адама и Еву из Рая, Бог облекает их в кожаные ризы, которые означают грубость, чувственность плоти. Как сказано выше, люди были сотворены в теле, однако это тело было бесстрастным и бессмертным. О его свойствах мы можем судить по воскресшему Спасителю, Который проходил через закрытые двери и, в тоже время, вкушал рыбу и мёд.

Грехопадение нарушило всю гармонию в человеке, плоть стала довлеть над духом, болеть и умирать, помрачился рассудок, воля ослабела и стала легко склоняться ко греху, чувства извратились. «Умертвилась душа Адама, - говорит святой Григорий Палама, - преслушанием разлучившись от Бога: ибо телом он прожил после того (после падения своего) до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая, по причине преслушания, душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец, предает смерти» . Через грех человек потерял богоподобие, однако сохранил в себе образ Божий. Каждый рождённый младенец уже содержит в себе наследственную повреждённость природы, семя греха. С ростом ребёнка и семя начинает возрастать, порождая кустистое древо человеческих страстей. В основе всего этого древа лежит самость, себялюбие, которое даёт три ствола: сластолюбие как склонность к чувственным удовольствиям, сребролюбие, или своекорыстие как пристрастие к тленному и славолюбие как поиск славы земной, человеческой, тщетное. От этих трёх стволов произрастает множество ветвей-грехов. По своей сути все страсти есть извращённые добродетели. Диавол не может творить ничего нового, а только портить, извращать. «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так способность питаться превращается в наклонность к объедению и лакомству; сила желания - в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия - в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалится - в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех - в презрение к ближним, в гордость и прочее», - говорит авва Исаия .

Смерть для людей стала выступать, с одной стороны, трагедией, противоестественным состоянием для человека, с другой стороны, уздой, сдерживающей зло. «И сказал Господь Бог… теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22). Бог в Ветхом Завете, чтобы остановить нечестие человеческого рода, сокращал продолжительность жизни. Так что пророк Давид восклицает: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс.89:10). Память о смерти святые Отцы называют важным деланием в деле спасения. Можно сказать, что последствия грехопадения благой Промысл Божий обращает на пользу человеку. Как пишет священник Олег Давыденков, «Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве» .

Бог изгоняет людей из Рая, Херувим с огненным мечом преграждает им дорогу обратно. Однако если учесть, что Эдем находился на земле, выступает несколько иная картина: люди остаются всё там же на земле, но это уже не Рай. То есть, употребив свою свободу во зло, человек как бы изгоняет Творца от себя и остаётся один. Бог, который не хочет смерти грешника (ср. Иез.33:11), дал обетование, что семя жены сотрёт главу змия.

После грехопадения повреждённой оказалась вся человеческая природа. Причина этого, как было сказано, в единстве природы людей. Каждый личный грех отдельного человека, как и его духовная победа, отражаются на его окружении, умерших родственниках и потомках. Однако это не означает, что человек виноват в грехах своих предков, как считают некоторые (например, призывая приносить покаяние за грех цареубийства), речь идёт именно о последствиях, а не о вменяемости чужого зла или добра. Поэтому в мире существуют страдания невинных, касалось бы непричастных к столь древним событиям. Все последующие за Адамом поколения несут на себе последствия его отступления. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим.5:12).

Православное богословие выделяет два аспекта в первородном грехе: сам грех непослушания прародителей и состояние, порождённое этим грехом. Проявления этого состояния во всех потомках Адама, согласно преподобному Максиму Исповеднику - это страстность, тленность и смертность . В нравственном отношении через первородный грех наследует склонность к греху. «Своим грехом прародители ввели дьявола в свою жизнь и дали ему место в богозданном и богообразном естестве. Таким образом, грех стал творческим началом в их естестве, противоестественным и богоборческим, злолюбивым и дьяволопентричным» , - пишет преподобный Иустин (Попович).

Часто, особенно среди молодёжи, можно услышать высказывание «что естественно, то не безобразно». Оно призывает людей жить, как им захочется, по стихиям своего падшего, противоестественного состояния. Это состояние подобно состоянию животных, а часто, и превосходит его в своей низости. Такое мировоззрение основывается именно на игнорировании факта грехопадения. Ведь естественным состоянием для человека можно считать лишь состояние Адама до падения.

Без правильного представления о грехопадении, его последствиях, первородном грехе невозможен правильный взгляд на природу человека, невозможно и правильное усвоение учения Церкви о Домостроительстве спасения. Ложный взгляд на последствия грехопадения приводит к искажению церковного вероучения и, как следствие, к искажению религиозной практики. Примером может служить католическое и протестантское понимание первородного греха. Первое сводит первородный грех лишь к потере благодати, не затронувшей самой природы. Протестантское богословие, напротив, что прародительский «грех уничтожил в нем созданное Богом естество и вместо образа Божия вложил в него образ дьявола» .

Православное учение о грехопадении, утверждено не человеческим умом, но соборным разумом Церкви, Духом Святым, основываясь на Божественном Откровении, Священном Писании и Предании. Оно даёт чёткие ориентиры для той борьбы с грехом, миром, диаволом и плотью, которую призван подъять христианин для усвоения спасительной благодати Божией, принесённой на землю Спасителем и пребывающей в Церкви.



Первые вопросы из этого ряда - «где мы?» и «кто мы?». На них с необходимостью должно ответить любое вероучение. (Как на них отвечает керигма Церкви, мы обсуждали на нашей конференции в прошлом году и вчера, в первый день настоящей конференции 1 .)

Следующим из этого фундаментального ряда является вопрос «почему все не так?». Не ответить на него никак нельзя, перешагнуть - невозможно, иначе - полный паралич сознания или психическая болезнь. Поэтому каждый человек обязательно принимает через веру какое-то учение о зле, грехе, смерти, мире сем и мире Божьем (или об их отсутствии), а также - неизбежно - проповедует его своими словами и поступками. Вследствие этого откровение о грехопадении, о рождении зла и греха так же важно, как и откровение о творении мира, жизни и человека, и керигма Церкви с необходимостью содержит его в себе.

Как правило, за свою веру и убеждения в области вопроса «почему все не так?» человек настроен бороться, а не просто не соглашаться с другими мнениями. Поэтому эта тема для катехизатора особенно трудна: здесь явление интерференции проявляет себя особенно четко.

Напомню, что термин «интерференция» (от лат. inter - «между собой», «взаимно» и ferio - «касаюсь», «ударяю») применяется в физике, биологии, филологии и психологии. На наш взгляд, его можно применять и в практике катехизации, когда речь идет о наложении и сталкивании в уме и сердце катехумена смыслов, связанных с центральными экзистенциальными вопросами. Понятие интерференции объясняет явление взаимного усиления и взаимного угашения при восприятии смыслов, а также существование «зон» глухоты. Последнее - самое трудное для катехизатора, так как в этих местах полная уверенность катехумена в правоте своей веры и самочувствия приводит к полному отсутствию внутренних вопросов.

I. Предусловия (предпосылки) грехопадения

Один из самых сложных и неожиданных для катехуменов вопросов - существование в сотворенном Богом мире предусловий или предпосылок для рождения зла и греха. Обсуждение этой темы сопровождается с их стороны особенно жуткой глухотой (блокировкой) или конфликтом. Но нужно сразу сказать: если эти глухота или конфликт не будут преодолены или разрешены, то уяснение того, что есть зло и грех, что есть грехопадение в христианско-библейском ключе, окажется просто невозможным.

Указанных предпосылок всего две: одна содержится в самом принципе творения (мира, жизни и человека), другая - в особенности того, кто есть человек. (Поэтому так важно качество проведения на основном этапе предыдущих тем о творении мира и человека!)

Суть первой: сама сотворённость мира и человека несет в себе их принципиальное несовершенство, которое можно уменьшать, но никогда нельзя свести к нулю; таким образом, утверждать, что мир и человек до грехопадения или когда-либо были (будут) совершенны - значит впадать в противоречие с откровением о Боге как Творце и о мире как творении, уравнивая их, потому что для Бога совершенство всегда актуально, для мира и человека - всегда лишь потенциально. Поэтому в космосе всегда был и будет элемент хаоса; дух хаоса есть потенциальная энергия зла.

Суть второй вытекает из полной антропоцентричности творения: человек и только человек - венец творения; только он сотворен по образу и подобию Божьему, имеет реальный дар духовной свободы, единственный владыка всего мира (мир в каком-то смысле есть тело человека), поэтому только с ним заключается Доисторический завет, поэтому только он мог актуализировать (родить) зло и совершить грех.

Глухота и конфликт, возникающие здесь у оглашаемых, могут выражаться в том числе в виде следующего расхожего утверждения: «А не было никаких предпосылок! Какие могли быть предпосылки в первозданном мире и человеке? Бог сотворил и мир, и человека “хорошо весьма”!» Да еще прибавят: «Что вы богохульствуете?»

Причинами неусвоения и глухоты являются, как правило, следующие обстоятельства:

а) откровение о творчестве и свободе, содержащееся в керигме Церкви (1-я и 2-я предпосылка, соответственно, исходят из них), невместимы для языческого сознания, инерцию которого во многом еще несут в себе просвещаемые; познание творчества и свободы - всегда плод реальной веры человека и действия Духа;

б) опыт рабства у греха и зла, т. е. их насильственной и сокрушительной власти, который есть у каждого падшего человека;

в) «нашпигованность» языческими (здесь уже реально богохульными) учениями, которые этот опыт рабства пытаются осмыслить и при этом оправдать.

Вот самые распространенные из таких учений.

  1. «Бог и Сатана (зло и грех) - равновеликие и вечные начала», т. е. дуализм.
  2. «Бог сотворил злое начало», ибо всё - от Бога (обычно в таком представлении зло трактуется как необходимость для развития и совершенствования; источником зла, его субстанцией в этом случае становятся: материя, деньги, власть, брак, секс, водка, наркотики, компьютер, штрих-код и т. д.).
  3. «Бог спровоцировал рождение зла и совершение греха, все было предрешено» (в качестве «передаточного» - посредствующего - звена здесь, как правило, выступает Сатана, который выполняет роль «сторожевого пса» Бога и который без Его воли и «над свиньями не имеет власти» (в ключе этого представления евангельский рассказ об исцелении бесноватого заключается выводом, что Бог - «виновник» любого беснования, Он его «попускает», что значит - санкционирует, и, следовательно - и соучаствует).

Таким образом, принять предусловия-предпосылки рождения и существования зла и греха в первозданном мире значит для катехумена прорваться сквозь свой падший опыт к божественному откровению. А это всегда - плод Духа и веры.

II. «Процесс» грехопадения

Есть несколько важнейших вещей, которые мы должны признавать и даже утверждать, когда речь заходит о «процессе» грехопадения. Почти все они содержатся в известной всем нам цитате из Иак 1:13–16:

В искушении пусть никто не говорит: меня искушает Бог. Ибо Бог недоступен искушению злом и Сам не искушает никого.
Но каждый подвергается искушению, увлекаемый и обольщаемый собственной похотью.
Затем похоть, зачав, рождает грех, а грех, будучи совершен, порождает смерть.
Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные.

На наш взгляд, эта цитата является ключевой в вопросе о «процессе» грехопадения.

Ключевая она потому, что является выводом, обобщением данных откровения и духовной практики. За ней, насколько мы можем судить, стоит анализ целого ряда как состоявшихся грехопадений, начиная с грехопадения праотца Адама (Быт 3; см. также, например: Исх 32, 1 Цар 15, 2 Цар 11, Мф 26:69–75, Ин 12:4–6 и 13:26–29), так и не состоявшихся, в первую очередь - Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа (см., например: Мф 4:1–11, Мк 8:33, Ин 14:30 и крестные главы во всех евангелиях).

Первое и важнейшее: Бог зла и смерти не творил (Прем 1:13), Сам не искушается злом и никого не искушает! Это - война сразу со всем язычеством в душе катехумена…

Второе: каждый искушается собственной похотью!

Нам всем, конечно, известны слова Христа: «Он [дьявол - В. Я.] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин 8:44). Однако человек не может «свалить» на дьявола ответственность за зарождение похоти (зла) в сердце жены Адама, увидевшей в центре Рая древо познания вместо древа жизни, а потом и у самого Адама, увидевшего в центре свою жену и проявившего злое (похотливое) послушание ей. Дьявол был человекоубийцей от начала, но для того, чтобы произошло грехопадение, в первую очередь самоубийцами по духу должны были стать жена Адама, а потом, в итоге, и сам Адам, с которым непосредственно был заключен Завет и которому непосредственно была дана заповедь. Именно поэтому Писание утверждает, что «чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12). Именно поэтому Бог вопрошает о происшедшем только Адама и его жену (Быт 3:11–13).

Особо нужно обратить внимание на один из самых острых для катехуменов вопросов: откуда может в принципе взяться в нас самих собственная похоть или зло? Откуда оно рождается в жене Адама, в самом Адаме? Ведь в этом случае, что особенно интересно, их нельзя «свалить» на падшую природу человека. И здесь, насколько нам известно, церковная традиция дает нам только один путь для ответа. Его кратко выразил свт. Иоанн Златоуст в следующих словах: «Итак, откуда происходит зло? Спросите самих себя. Не очевидно ли, что оно есть результат вашей свободы и вашей воли. Несомненно, и никто не станет утверждать противное» 2 . Святители Кирилл Иерусалимский и Григорий Нисский также настаивают на таком подходе. «Что такое грех? - пишет свт. Кирилл. - Животное ли, ангел ли, злой ли дух? <…> Это не есть враг, извне наступающий на тебя, но негодная отрасль, из тебя прозябающая» 3 . Свт. Григорий Нисский также пишет: «Зло зарождается как-то внутри, составляемое свободным произволением тогда, когда происходит какое-то удаление души от благого» 4 .

Да, ответ на этот вопрос можно узнать, только спросив себя, вникнув в себя, одновременно вникая в учение (1 Тим 4:16). Это вообще некий ключ ко всему основному этапу. Главное - чтобы катехумены-просвещаемые своей совестью научились «распознавать» «пусковой механизм» зарождения зла.

В одном случае достаточно указать, что рождение зла (похоти) связано с актуализацией двух предпосылок, о которых мы говорили выше. Они могли актуализироваться только вместе: змей мог заговорить только тогда, когда появился человек. Здесь центральной является тема реального дара духовной свободы человеку.

В другом случае, что чаще, требуется большая детализация. Есть запрос на характеристику исходного «химического состава» родившегося зла. И здесь, как мы знаем, существует немало святоотеческих вариантов: непослушание (блж. Августин), гордость (прп. Иоанн Лествичник, прп. Симеон Новый Богослов), самолюбие (прп. Иоанн Дамаскин), страх смерти или саможаление (прп. Максим Исповедник, свт. Феофан Затворник). Само Священное писание говорит о том, что через смещение духовного фокуса с древа жизни, которое изначально было в центре, на древо познания (см. Быт 3:3), т. е. с Бога на себя, происходит причастие «выворачивающей наизнанку» силе, делающей «вывих» двух основных духовных качеств человека - творчества и благоговения (страха оскорбить святыню) - отраженных в двух заповедях Доисторического завета (Быт 2:15–17 «…возделывать и хранить…» и «…от дерева познания добра и зла не ешь от него…»). При этом вывороте творчество превращается в похоть, а благоговение - в страх за себя, страх смерти (нагота). И если раньше благоговение вдохновляло творчество, задавая ему границы, и все вместе давало плод свободы, то теперь похоть подстегивается страхом смерти, а страх смерти усиливается от похоти, а все вместе является ловушкой: чем сильнее мучение, а «…в страхе есть мучение» (1 Ин 4:18), тем сильнее «барахтаешься», желая выскользнуть, но тем глубже увязаешь. До сих пор и существуют два модуса искушения злом: своевольное творчество и страх.

Теперь запущено правило: «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его…» (Притч 10:24) или «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее…» (Лк 17:33).

И последнее в этом разделе: зло (похоть) рождает грех (Иак 1:15). Грех - нарушение заповеди, неверность, беззаконие (1 Ин 3:4). То, что он в первую очередь не действие воли, а плод духа - для многих неожиданность. Да, в грехе есть элемент воли, но сама воля всегда напитана каким-то духом. Грех неизбежен, когда действует зло. Поэтому всякий делающий грех - есть уже раб греха (см. Ин 8:34). Преодоление плоскоэтического отношения ко греху как к волевому акту - не простая задача. Но помочь решить ее необходимо, иначе у будущих христиан не будет оружия для борьбы с ним. А ключ в одном: чтобы не было греха - нужно уйти от зла. (В частности заметим, что плоскоэтическое отношение к греху способствует оправданию себя и осуждению других. И это объяснимо. Ведь человек почти всегда не хочет грешить (особенно поначалу; это противно, в общем-то, и после долгой практики), но в совершении греха внутри себя всегда переживает кое-то насилие (в случае сопротивления) или неизбежность. Это переживание способствует оправданию себя. В то же время по отношению к другим растут претензии.)

III. Последствия грехопадения

Последствия грехопадения носят катастрофический характер: всеобщая зараженность злом и грехом («мир во зле лежит» (1 Ин 5:19); «нет человека, который не грешил бы» (3 Цар 8:46)). Главное: мы живем не совсем в том мире, который сотворил Господь; и с человеком мы имеем дело на практике совсем не с тем, который имелся в виду изначально (кроме Христа). Нам теперь нужны дополнительные определения: падший мир, падший человек. Теперь не «все от Бога», не «все - к лучшему», не «на все есть воля Божия» в этом мире. Человек был сотворен разумом и совестью мира, а теперь он им быть не может. Первое последствие: нет разума, не совести, нет власти в этом мире. Есть только их спорадические проявления. Зло и хаос восторжествовали. Это проявляется в том, что разум и совесть в мире сем, выражаясь военным языком, делают теперь только то, что могут, а зло и хаос - то, что хотят. Исключение в истории было и есть только одно - Христос и Его верные, рожденные свыше, ученики.

Когда мы на нашей конференции ставили вопрос о происхождении (сотворении) человека, мы считали не лишним обратиться к современной эволюционной биологии. И нам было очень интересно. Конечно, биология ничего нам не скажет о грехопадении, так как это событие экзистенциальное. Но могут ли сказать что-то о грехопадении или о его последствиях современная психология и психотерапия? (Их противоречивое развитие за последние полтора века обсуждать не будем.) Особенно если обратить внимание на достаточно развившуюся сейчас экзистенциальную психотерапию. Путем собственных исследований 5 она доказывает, что каждый человек несет в себе стыд и ужас от неразрешенности ряда вопросов, а именно: собственной конечности, одиночества, несвободы и отсутствия смысла. Увидеть себя в ключе этих вопросов-тупиков для человека нестерпимо, поэтому эту постоянную муку он вынужден постоянно обезболивать - ставить «защиты» - с помощью ложных надежд. «Нагота» существования, иллюзорность сознания и действия (постоянная попытка прикрыться-защититься «фиговыми листами») - первое и постоянное последствие грехопадения.

Главное последствие грехопадения - смерть. «…Грех, будучи совершен, порождает смерть» (Иак 1:15). Падший мир - «страна и тень смертная» (Мф 4:16). «Смерть и время царят на земле…» В. Соловьев.

«Смерть - не что иное, как разделение с Богом…» (прп. Максим Исповедник) .

Разделение с Богом ведет к распаду, расколу, разложению простого (непротиворечивого) и прекрасного, на сложное и безобразное.

Кроме этого смерть имеет и еще свое «духовное наполнение»: как грех связан со злом, так смерть связана с отчуждением (или взаимным отталкиванием) и пустотой. И это, возможно, самое мучительное в ней. Смерть одновременно и процесс, и состояние. Она есть содержание ада.

Картина смерти ужасающа.

Она проходит внутри человека: человек прячется от Бога, появилась иррациональная сила отталкивания от Него (Быт 3:8). Бог для него теперь - объект. Чужой.

Она прошла и между людьми: жена - теперь не плоть от плоти и кость от костей, а «она». Она - также объект (ст. 12). Чужая.

Она прошла между людьми и миром. Жена сваливает всё на змея, которого сотворил Господь (ст. 13).

Мир теперь «без головы»: тернии и волчцы произрастит он тебе (ст. 18).

Еще целый ряд последствий грехопадения, которые имеют вторичный и третичный характер.

«Вторичные» последствия грехопадения (Быт 3).

  1. Змей наказан сам собою, бесперспективной борьбой.
  2. Жена наказана господством мужа.
  3. Муж наказан восстанием на него мира и особенно земли.
  4. Земля наказана возвращением в нее человека.
  5. Изгнание из рая, невозможность вернуться назад.

«Третичные» последствия грехопадения.

  1. Трагический раскол мира и человечества.
  2. Раскол мира на мир Божий (добра и правды) и мир сей (зло и грех).
  3. Раскол человечества на:
  • каинитов («враги Божии»), для которых характерно (Быт 4–11):
    – братоубийство (несоразмерность проступка и возмездия за него, а также увеличение «объема» мести от Каина до Ламеха (Быт 4:15 и 23–24), война всех против всех; особо - вражда против авелитов (сифитов): Пилат + Ирод объединяются против Христа (Лк 23:12; см. также: Мф 23:35 «На вас падёт кара за кровь всех праведников, пролитую на земле от сотворения мира: от невинного Авеля…»);
    – идолослужение и магия (поклонение астральным, солярным, лунарным и хтоническим силам) = духовное и плотское прелюбодеяние + лицемерие в отношении к Богу;
    – «вавилонская башня» = богоборческие цивилизации с ложной надеждой на «прогресс» («Сделаем из глины кирпичи и обожжем их в огне» - сказали они друг другу. И кирпичи заменили им камень, а асфальт служил им вместо известкового раствора» (Быт 11:3)): развитие техники (Тувалкаин, ремесленник-кузнец), искусства (Иувал, музыкант), сельского хозяйства (Иавал, скотовод) по преданию мира сего;
    – «всемирный потоп» = геологические, экологические и антропологические катастрофы (в том числе войны, репрессии и т. д.: уничтожение и самоуничтожение);
  • авелитов (сифиты, «друзья Божии»). Здесь есть четкая линия (все Священное писание, по сути, об этой линии):
    – Авель - Сиф - Енос - Енох;
    – завет с Ноем (первое жертвоприношение);
    – завет с Авраамом, Исааком и Иаковом;
    – завет с Моисеем;
    – завет с Давидом;
    – Новый завет с Иисусом Христом.

1 Тексты всех докладов и дискуссия этой и предыдущих конференций полностью опубликованы в соответствующих сборниках.

2 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Мф. 59. 2. Цит. по: Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства: Систематическое изложение. М. : Паолине, 2000. С. 163.

3 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 1. 2 // Он же. Поучения огласительные и тайноводственные. М. :Синодальная библиотека, 1991. С. 19.

4 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. 5 // Он же. Большое огласительное слово. К. : Пролог, 2003. С. 74.

5 См. напр.: http://psydom.ru/page/ekzistencialnoe-konsultirovanie/

6 Максим Исповедник, преп. Четыре сотницы о Любви. 2. 93.

После того, как Господь создал Адама и Еву, Он им дал во владение всю Землю. Но при этом Бог им повелел:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» 1 .

Очевидно, что дерево не случайно носило такое содержательное название – познания добра и зла . Все, что людям нужно было знать для их же блага, Бог им открыл. И человеку вовсе не обязательно было оценивать значение добра через познание зла.

Но первые люди послушали не Господа, а сатану, который, представ перед Евой в образе мудрого змея, играя на ее любопытстве и тщеславии, убедил ее нарушить завет с Богом, а затем стать искусительницей для Адама. Наверное, стоит пояснить, кто такой сатана. Сатана – это перевод с иврита слова противник. Изначально сатана был одним из выдающихся ангелов и носил имя Светоносец (Люцифер) – сын зари, но, возгордившись, он восстал против Бога, будучи недовольным своим положением и желая быть равным Иисусу 2 . В свое восстание Люцифер втянул и многих других ангелов, в неверном свете представив им характер Бога. Поэтому второе его имя диавол, что переводится, как лжец, клеветник. За мятеж сатана был изгнан с небес 3 . Местом его временной дислокации вместе с новыми подданными – бесами (падшими ангелами) – стала Земля, так как только на нашей планете под его «чары» попали Божьи творения. Сразу хочется заверить читателей, что сатана не имеет неограниченной власти над людьми. Всегда именно за человеком остается право выбора!

Нужно понять, что поступок Евы, а по ее наущению и Адама, не был простым ослушанием. Многие сегодня считают наказание Господа слишком жестоким. Мол, те люди всего лишь съели яблочко, а Бог так отреагировал. На самом деле речь идет не о яблочке. Кстати, и слово яблоко Библия не упоминает. Вопрос гораздо серьезнее. Люди вкусили плод от дерева познания добра и зла , вопреки повелению Божьему. Пророк Осия, возвещая от имени Господа, сравнивает нарушение завета народом израильским и его измену Богу с ослушанием Адама – вот насколько серьезным был выбор Адама и Евы: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» 4 .

Ранее уже упоминалось, что Господь, предупредил молодую чету, что за нарушение Его наставления их постигнет смерть. Но сатана смог переубедить Еву, нашептывая ей то, что она желала слышать, но что не было истиной. Диавол заверил Еву в безнаказанности нарушения данного Богу обещания. В итоге, наши прародители пали, добровольно выбрав соблазн и тем осознанно отступив от Господа.

Но Бог сказал правду. Стоит отметить, что не раз в Библии Господь говорит, что Он никогда не лжет в отличие от людей и сатаны. Бог знал, какие последствия за собой повлечет познание людьми зла, поэтому так серьезно предупреждал Свои творения. Важно и то, что Бог не заставлял силой Адама и Еву слушаться Его. Тогда бы люди были уже не свободными, а рабами. Но Господь сделал человека свободным – с правом выбора. Мы можем выбрать путь с Богом, но можем пойти и своим путем, что и сделали Адам и Ева.

В результате этого проступка, который не без основания именуется грехопадением, на Землю проникло зло, а вместе с ним и предреченная смерть. Если до этого люди могли жить вечно, вкушая плоды от дерева жизни, то после грехопадения Господь закрыл доступ к этому дереву и люди стали смертными.

«Господь… поставил… у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » 6 .

1 Библия, Ветхий Завет, книга Бытие, 2:16,17
2 Библия, Ветхий Завет, книга пророка Иезекииля, 28:11-19, пророка Исаии, 14:12-14
3 Библия, Новый Завет, книга Откровение, 12:7-9
4 Библия, Ветхий Завет, книга пророка Осии, 6:7
5 Библия, Ветхий Завет, книга Бытие 3:23,24