Инновационные формы подготовки детей к школе. Успехи современного естествознания

«Современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования»

Глава 1. Теоретические основы проведения занятий ИЗО в свете задач модернизации образования 5

1.1. Состояние проблемы преемственности дошкольного и начального образования 5

1.2. Роль изобразительного творчества в развитии дошкольников и подготовке их к школьному обучению 7

1.3. Организация занятий по изобразительной деятельности в свете требований программ ДОУ 10

Глава 2. Методические основы современного занятия ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению 14

2.1. Применение инновационных технологий на уроках ИЗО в ДОУ 14

2.2. Инновационные формы и методы работы на уроках ИЗО 15

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки детей к школе 20

3.1. Организация исследования 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время воспитателями, педагогами при планировании занятий отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к школьному обучению.

Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы практико - ориентировочного проекта.

Цель исследования: теоретически и практически изучить современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования.

Задачипрактико-ориентировочного проекта:

    Изучить теоретические основы занятий ИЗО в свете задач модернизации образования.

    Рассмотреть методические основы современного занятия по ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению.

    Провести опытно-экспериментальную работу по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки к школьному обучению.

Объект исследования: процесс подготовки детей к школе.

Предмет исследования: современные и инновационные формы работы на занятиях ИЗО.

Гипотеза: процесс подготовки детей к школе будет проходить эффективнее, если на занятиях ИЗО использовать современные и инновационные формы работы.

Методыисследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретической основой практико-ориентировочного проекта явились психолого-педагогические учебные и методические пособия, статьи периодических изданий по теме исследования.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы проведения занятий ИЗО в свете задач модернизации образования 1.1. Состояние проблемы преемственности дошкольного и начального образования

Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет. Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования: от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач; от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития; от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Современные задачи модернизации образования в сфере подготовки детей к школе основываются на следующих принципах:

    непрерывности развития ребенка;

    общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

    развития творческих способностей у детей;

    развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

    развития и укрепления здоровья личности;

    развития духовно-нравственных убеждений личности;

    развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

    преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности .

В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно - ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико - синтетические действия.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер .

1.2. Роль изобразительного творчества в развитии дошкольников и подготовке их к школьному обучению

Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. В данной связи в структуре этой условно можно выделить ряд элементов. Речь идет о цельности, пропорции, гармонии, ясности, об элементах, которые действуют на нас непосредственно. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Следовательно, любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность - основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста.

Если рассматривать детское изобрази­тельное творчества объективно: в действи­тельности оно существует и проявляется благодаря сверхрассудочной (интуитивной) деятельности. Уже в старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом бу­дущей работы, ребенок выберет нужные краски, определит технику и композицию.

Для реализации любого замысла ребен­ку необходим элементарный опыт отраже­ния. Состоит он из умения применять оп­ределенные правила и закономерности ис­кусства, выступающие неким художест­венно-изобразительным инструментари­ем. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошколь­ному возрасту, когда накапливается необходимый художественно - изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начина­ют понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа .

По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятель­ность подобно игре позволяет более глубоко осмыслить ин­тересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, и рису­нок - одна из таких опор.

Американские авторы В. Ловенфильд и В. Ломберт Брит­тен считают, что художественное воспитание оказывает ог­ромное влияние на развитие ребенка. Может случиться, от­мечают они, что наиболее «примитивная» работа может быть более значимой для ребенка, чем прекрасно выполненная, на взгляд взрослого. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе.

На за­нятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Ведь в произведениях ис­кусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные от­ношения между людь­ми, обнажается вну­тренний мир чело­века. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориенти­роваться в мире. Занятия изобра­зительной дея­тельностью со­пряжены с выпол­нением различных формообразующих движений, тех, что спо­собствуют развитию мел­кой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уро­вень.

Занимаясь рисованием, леп­кой, аппликацией, дети учатся восприни­мать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумы­вать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы - пока­затель умственного развития. Умственное развитие – это процесс развития познавательных способностей, выработка умения анализировать, сравнивать, обобщать .

Связь дет­ского изобразительного творчества и нрав­ственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусст­ва ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный ас­пект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту.

Многие качества личности (умение со­переживать, чувство взаимопомощи, по­рядочность, ответственность и др.), фор­мирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в са­мом себе.

Занятия изобра­зительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью по­глощены самим творческим про­цессом, но и тем, что учатся организовывать свое ра­бочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать му­сор, снимать лиш­ний клей с рабо­ты и т.д. Само стремление отве­чать за кусочек своего простран­ства, следить за ним, делать его луч­ше, чище формирует важные трудовые ка­чества .

Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно-творческого воспитания, его программного обеспечения. Ныне художественно-творческое воспитание - это не только путь развития детской одаренности, но и путь к самореализации личности, способ ее адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению .

1.3. Организация занятий по изобразительной деятельности в свете требований программ ДОУ

В настоящее время существует много программ по обучению дошкольников изобразительному искусству.

Программа по обучению детей дошкольного возраста «Радость творчества» создана О.А. Соломенниковой. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Основные задачи программы: расширить представления детей о многообразии произведений декоративно-прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать эстетический вкус, умения и навыки рисования; закреплять умение рисовать декоративные элементы; знакомить детей с законами построения геометрического и растительного орнамента.

Программа «Радость творчества» рассчитана на 2 года обучения. Программа на год включает в себя 68 занятий. Специально для программы разработаны конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, диагностика и представлены разные справочные материалы.

Программа может быть использована как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию по разделу «Изобразительная деятельность».

Положительными сторонами данной программы является то, что она основана на интеграции речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности. Все перечисленные виды деятельности автор программы предлагает включать и в занятия по декоративному рисованию. Работу по декоративному рисованию предлагается вести в трех направлениях: практическая деятельность детей; оформление детского сада произведениями декоративного искусства; ознакомление детей с различными видами народного искусства других жанров. Недостатками программы с точки зрения проблематики данного исследования является несоответствие некоторых заданий возрастным особенностям детей.

Программа «Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра. Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные задачи программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Содержание программы соответствует семи цветам радуги. Желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд. Обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения хохломы, гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Данный раздел программы разработан Т.Н. Дороновой.

Эстетическое развитие дошкольника, не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Первый подраздел направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому авторы вынуждены были разделить эти сферы и представить их в виде двух самостоятельных подразделов.

Работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру (подраздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве») только тогда принесет пользу, если идеи, заложенные в нем, будут осуществляться постоянно. Произведения искусства можно размещать на полочке. Полочку надо расположить на уровне глаз детей, т. е. низко, и сказать им, что эта полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть их рассмотреть.

К положительным моментам работы по Программе относятся: отход от жесткой регламентации деятельности детей, применение гибких режимов, разнообразных форм организации обучения и воспитания с широким использованием детского экспериментирования, самостоятельного выбора детьми видов деятельности и их средств, коллективных работ и т.п. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной .

Коллективом педагогов г. Новосибирска, была разработана программа «Изодеятельность», ведущее место в которой принадлежит декоративному рисованию.

Программа рассчитана на обучение детей от 4-х до 7-ми лет, включает в себя три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к декоративному искусству. Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Достоинствами программы является наличие таких принципов в построении, как систематичность, тематизм, учет возрастных особенностей детей. К числу недостатков можно отнести отсутствие оригинальных форм и методов работы, отсутствие инновационности .

Глава 2. Методические основы современного занятия ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению 2.1. Применение инновационных технологий на уроках ИЗО в ДОУ

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы и ДОУ – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современном детском саду применяют многочисленные инновационные технологии. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к занятиям). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку воспитателя к занятию, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

Использование технологии мультимедиа на занятиях сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны: знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций; «посещение» крупнейших музеев мира; «погружение» в пространство и время; активизация учебного процесса.

В самом общем плане возможности компьютера в оснащении дисциплин, связанных с обучением детей 6 лет рисованию, можно условно определить следующими тремя позициями: обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; поддержка контроля знаний и навыков, органично создающая среду для тренажа; организация различных форм креативной деятельности.

Одним из основных требований для преподавателя изобразительного искусства с применением информационных технологий сегодня становится обладание развитой лексикой, интонационно-выразительной речью, психологической свободой общения с публикой. Потому что компьютер готов подменить педагога во многих функциях, и особенно в функции презентации стандартного знания. Он предоставляет в свободное распоряжение ребенка массивы информации, которые ранее способен был дать только преподаватель с иллюстрациями, репродукциями и книгой в руках. Компьютер обеспечивает исключительную наглядность: аудио- и видеоиллюстрации, а также более удобно структурированный, украшенный словесный текст на экране.

В ситуации «мониторной», экранной конкуренции основной функцией (задачей, ролью) воспитателя становится только и исключительно общение. Его стиль – это стиль умного и интересного человека, умеющего «добыть» интересную информацию и интересно ее представить .

При помощи компьютера можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тест, использовать презентацию различных информационных блоков.

Электронная поддержка контроля-тренинга – тоже очень широкая сфера. Здесь также обеспечивается наглядность и используется технология презентации. Это могут быть репродукции картин, изобразительные эффекты. В слуховых проверках и тренажере – предъявления образцов изобразительного искусства для анализа, угадывания .

2.2. Инновационные формы и методы работы на уроках ИЗО

Исходя из новой концепции художественного воспитания, занятия изобразительной деятельностью можно рассматривать как особый тип занятия, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. Современное занятие ИЗО в детском саду - это урок-образ , созидателями которого являются воспитатель и воспитанники.

Занятие изобразительным искусством - это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действо, имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д. .

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование. Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений .

Занятия по рисованию в подготовительных группах детского сада могут включать в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными .

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.

Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.

Современные педагоги широко используют пальчиковую живопись . У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы . Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.

В ходе работы с детьми подготовительной группы ДОУ используется еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопия. Особенно удачным и целесообразным считается использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок.

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей .

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки детей к школе 3.1. Организация исследования

Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста – подготовительная к школе группа.

На первом этапе исследования была проведена диагностика художественно-творческих способностей детей по методике «5 рисунков» Н.А. Лепской.

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей: «Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять. На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

    Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

    Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

    Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

    Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.

    Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами .

Уровни и их критерии оценки представлены на таблице 1.

Таблица 1

Уровни и критерии оценки диагностики художественно-творческих способностей детей по методике «5 рисунков» Н.А. Лепской

тип и балл

Критерии оценки

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

Дохудожественный уровень

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

Стереотипный

Репродуктивный

В результате проведенных диагностических процедур были получены следующие данные (таблица 2).

Таблица 2

Фамилия, имя ребенка

Средний балл

Уровень художественной выразительности

М. Сергей

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень художественной выразительности

Дохудожественный уровень

Уровень фрагментарной выразительности

Т.Анастасия

Уровень фрагментарной выразительности

Б. Андрей

Дохудожественный уровень

К. Виктор

Уровень художественной выразительности

Дохудожественный уровень

А. Татьяна

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

К.Владимир

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень художественной выразительности

Г. Галина

Уровень фрагментарной выразительности

К. Зинаида

Уровень художественной выразительности

Таким образом, было выявлено, что на уровне художественной выразительности находятся 5 детей старшего дошкольного возраста (31%), половина детей экспериментальной группы – 8 человек (50%) – показали уровень фрагментарной выразительности, остальные 3 дошкольников (19%) оказались на уровне дохудожественном. Это позволяет сделать вывод, что дети в данной группе имеют достаточно хорошую подготовку по изобразительной деятельности, но тем не менее, есть дошкольники с очень низким уровнем художественно-творческих способностей, преобладает количество детей со средним уровнем, что в дальнейшем может создать трудности для таких детей в процессе обучения в школе.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В работая по данной теме мы ставили следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.

Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратили на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимал показ способов работы. Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти рук, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Цикл образовательных задач был направлен на знакомство с технологией оригами и обучение детей к данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.

Работа велась преимущественно во второй половине дня. Индивидуально и по подгруппам. Длительность занятия 30 минут.

На занятиях широко применялись игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. На другие дни проводились предварительные работы по предстоящим темам.

Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по технологии оригами усваивается дошкольниками. У детей под воздействием впечатлений от новых находок в приемах с интегрированием нетрадиционными техниками с бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок в изонити.

Также мы соединяли занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могли рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. Малышам нравилось заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получалась какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое - а из бумажного листа всегда получается что-то - хуже, лучше, не важно, зато свое.

Сначала дети выполняли очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились кружочки разноцветной бумаги - это были яблоки, огурцы, помидоры - и наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород. Или «законсервировать» в банке, сделанной из большого листа бумаги. На Рождество с детьми выполнялась елочная лампа из зеленой бумаги и на ней колокольчик.

Цель следующего вида работы – обучение рисованию с использованием пальчиковых красок.

На занятиях в рамках опытно-экспериментальной работы были использованы различные техники рисования пальчиковыми красками:

    Рисование ладошкой. Отпечатки ладошек превращались в различных зверей и птиц.

    Рисование пальчиками. Отпечаток делался пальчиком. Это уже более сложное действие, требует большей координации и точности. Дети делали отпечаток и дорисовывали его, из нескольких отпечатков составляли рисунок.

    Рисование губками. На занятиях использовались специальные наборы губок и спонжей, или же сделанные из обычной хозяйственной губки. В зависимости от размера губки дети получали большие или маленькие отпечатки.

    Рисование с помощью трафаретов. Положив трафарет на белый лист, ребенок закрашивал пространство внутри трафарета с помощью пальчиков или губки.

    Техника паспарту. Сначала дети делали паспарту: в центре листа рисовали крупное изображение и вырезали по контуру (например, грибок). Затем малыши брали чистый белый лист и несколько капель красок различных цветов, и рисовали, как хочется. Как только лист бумаги был замазан полностью, накладывалось паспарту.

    Монотипия.

После окончания формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, было проведено повторное диагностирование художественно-творческих способностей детей. В результате были получены следующие данные (таблица 3).

Таблица 3

Уровень художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Средний балл

Уровень художественной выразительности

М. Сергей

Уровень художественной выразительности

Уровень художественной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

Т. Анастасия

Уровень художественной выразительности

Б. Андрей

Уровень фрагментарной выразительности

К. Виктор

Уровень художественной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

А. Татьяна

Уровень художественной выразительности

Уровень художественной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

К. Владимир

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень художественной выразительности

Г. Галина

Уровень фрагментарной выразительности

К. Зинаида

Уровень художественной выразительности

В результате было выявлено, что после проведения формирующего этапа, никто из детей старшего дошкольного возраста не показал самый низкий, дохудожественный уровень развития художественно-творческих способностей; 9 детей (56%) показали уровень художественной выразительности; остальные 7 дошкольников (44%) оказались на среднем, фрагментарном уровне развития художественно-творческих способностей.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования.

Заключение

В настоящее время, в условиях изменения не только во всей системе образования, но и во всем обществе, большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является развитие у детей способности к творчеству на основе знаний и учета его возрастных и индивидуальных способностей.

Создавая данный практико-ориенировочный проект, я пришла к выводу, что:

    рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста;

    в процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности;

    несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия, что может создать трудности в обучении в школе;

    наиболее эффективными на занятиях ИЗО, как условие подготовки детей к школе, являются современные и инновационные формы и методы работы.

По моему мнению, в данном практико-ориентировочном удачным был для формирующего этапа выбор таких форм работы, как оригами и пальчиковые краски. Это объясняется соответствием данных видов изобразительной деятельности возрастным особенностям детей, их интересам, а также своеобразием и креативностью данных форм работы.

Данный проект научил меня:

    Анализировать учебно-методическую литературу по выбранной теме.

    Проводить диагностические процедуры.

    Осуществлять индивидуальный подход в обучении детей на основе диагностических данных.

    Отбирать наиболее эффективные формы и методы работы с дошкольниками.

    Работать с такими инновационными методами работы на занятиях по ИЗО, как оригами и пальчиковые краски.

    Из опыта работы по данному проекту в дальнейшем мне пригодится:

    Знания о проблеме преемственности дошкольного и начального образования, методических и теоретических основах обучения изобразительной деятельности дошкольников на современном этапе.

    Умения и навыки работы с оригами и пальчиковыми красками.

    Владение методикой работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Список использованной литературы

    Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2006.

    Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. – СПб.: Питер, 2008.

    Гердт Н.И., Пикулева Л.К. Социокультур­ная среда художественного развития детей в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - Че­лябинск: Книга, 2008.

    Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2007.

    Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Комарова Т.С., Шилова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Академия, 2006.

    Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2006.

    Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2000.

    Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Бумеранг, 2007.

    Развитие личности ребенка: Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

    Савенков A.M. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.

    Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2006.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

М.М.Безруких, С.П. Ефимова выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе :

  • 1. Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
  • 2. Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
  • 3. В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе - одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

В.И. Логинова в своих работах отмечает, что работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе должна быть направлена на решение трех основных задач :

  • 1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
  • 2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
  • 3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.

А) Взаимодействие и сотрудничество детского сада, семьи и школы.

Е.Ю. Аншукова выделяет внутренние и внешние взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения. К внутренним она относит сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов. К внешним - партнерство с государством, школой, вузами, культурными центрами, медицинскими учреждениями, спортивными организациями и др., обеспечивающее целостное развитие ребенка дошкольного возраста.

Плодотворно такое сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

ѕ установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

ѕ выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

ѕ создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;

ѕ всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

ѕ оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

ѕ формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Первое - диагностико-коррекционное направление - предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам.

Второе - психолого-педагогическое направление - подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: "Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления", "Гармония общения - залог психического здоровья" и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, дают рекомендации по подготовке детей к школе). Специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка "Сотрудничество со школой", где они могут найти полезную информацию.

Третье направление предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.

Таким образом, для плодотворной подготовки дошкольника к обучению в школе необходимо использовать различные методы работы, направленные, прежде всего, на взаимодействие и сотрудничество воспитателей, семью и школы.

  • Б) Использование экскурсий.
  • - Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;
  • - Практиковать приходы детей - школьников в детские сады.
  • В) Игровой прием
  • - Использовать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»
  • - Использовать сюжетно-ролевые игры со школьной тематикой «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».
  • Г) Словесный прием
  • - Выполнять домашние задания (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, из которых затем можно сделать выставку «Наши папы и мамы - школьники»);
  • - Рассказы о своих любимых учителях;
  • - Семейное чтение художественной литературы.
  • - Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;
  • - Использовать загадки на школьную тему
  • Д) Наглядный приём
  • - Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей;
  • - Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.

Примеры игр по психологической готовности к школе представлены в приложении 1.

Работа с родителями по формированию психологической готовности к школе строится по следующим направлениям:

оказание помощи семье в воспитании;

вовлечение семьи в образовательный процесс;

культурно-просветительская работа;

создание совместно с родителями условий для реализации личности ребёнка;

изучение запросов семьи и их удовлетворение через совершенствование образовательного процесса.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.

В приложении 2 приведены примеры работы с родителями по психологической подготовке ребенка к школе.

Руководителю дошкольного учреждения и воспитателю подготовительной к школе группы необходимо с самого начала учебного года организовать работу с семьями своих воспитанников использовать все формы работы с родителями для того, чтобы помочь им уяснить задачи и специфику обучения и воспитания детей седьмого года жизни, подготовки их к школе в современных условиях. Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между детским садом и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Кафедра дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета 24–25 октября 2012 года проводит

Международную научно-практическую конференцию (заочную)

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»,

Основные направления конференции:

– проблемы модернизации дошкольного и начального образования в современном контексте;

– современные теоретико-методологические подходы к подготовке специалистов дошкольного и начального образования;

– проблема психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;

– использование здоровьесберегающих технологий подготовки детей к школьному обучению;

– развивающие возможности образовательного пространства ДОУ и школы как фактор повышения качества образования;


Оформление материалов

Материалы для публикации набираются в формате Microsoft Word любой версии. Объем материалов: тезисы доклада - 2-3 страницы, статьи - 4-9 страниц. Параметры страницы : размер А-4 – книжной ориентации; верхнее поле – 2 см; нижнее поле – 2 см; левое поле – 3 см; правое поле – 1,5 см. Параметры шрифта: шрифт Times New Roman, размер 14; междустрочный интервал – одинарный. Тексту должны быть предпосланы: название статьи (по центру прописными буквами), на следующей строке справа - фамилия, инициалы автора (авторов), название организации, город (курсивом). Имя файла с материалами пишется на русском языке и состоит из фамилии автора и названия города. Ссылки на источники выполняются по тексту в квадратных скобках (например ), сноски не допускаются. Список использованной литературы приводится в конце статьи под заголовком Литература и оформляется в соответствии с действующим ГОСТом 7.1-2003.

Например:

1. Зебзеева, и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие / . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.

2. Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 42-45.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

, воспитатель МДОУ № 14, Нижний Новгород

Материалы для конференции (заявка, публикация, отсканированная копия квитанции с указанием ФИО плательщика) направляются на электронный адрес оргкомитета: *****@***ru.

Печатный вариант публикации, заявки, копии квитанции об оплате, CD-диск с электронной версией материалов высылаются по почте: г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 7, каб. 121, кабинет дошкольной педагогики НГПУ им. К. Минина (второй учебный корпус).

Контактные телефоны :

Подробная информация о конференции размещена на сайте НГПУ: www. *****.

Оплата производится до 30 сентября 2012 года через любое отделение Сбербанка РФ.

Банковские реквизиты : ; УФК по Нижегородской области (НГПУ л/с 20326Х28320); Р/с в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл., г. Нижний Новгород; КБК; ; ; ;

В названии платежа указать: За участие в конференции «Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе».

ИЗВЕЩЕНИЕ

УФК по Нижегородской области

(НГПУ л/с 20326Х28320)

Получатель платежа

Ф. И.О. плательщика

дата

сумма

КВИТАНЦИЯ

УФК по Нижегородской области

(НГПУ л/с 20326Х28320)

Получатель платежа

Р/с в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород

Ф. И.О. плательщика

Вид платежа: За участие в конференции «Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе»

дата

сумма


(подпись лица, вносящего деньги)

Оборотная сторона

С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т. ч

с суммой взимаемой платы за услуги банка , ознакомлен и согласен

Информация о плательщике:

Ф. И.О., адрес плательщика

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Оборотная сторона

С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т. ч

с суммой взимаемой платы за услуги банка, ознакомлен и согласен

« » 201 г. подпись плательщика

Информация о плательщике:

Ф. И.О., адрес плательщика

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

З А Я В К А

на участие в Международной научно-практической конференции (заочной)

«Современные технологии подготовки

детей дошкольного возраста к обучению в школе»

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

Место работы____________________________________________________________________

Должность______________________________________________________________________

Ученая степень, звание____________________________________________________________

Адрес для почтовой связи (с указанием почтового индекса)_____________________________

Контактные телефоны (с указанием кода города)______________________________________

Электронный адрес_______________________________________________________________

Тема тезисов (статьи) _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Направление конференции ________________________________________________________

Практика реализации инноваций по подготовке детей к школьному обучению в условиях учреждений дополнительного образования

Подготовка детей к школе, сама по себе проблема не новая, в детских садах и раньше ей уделялось огромное значение, так как в дошкольных учреждениях есть все условия для решения этой проблемы. Но на практике вопросы подготовки детей к школе рассматривались довольно узко и сводились к усвоению знаний обязательного базового компонента - элементарных математических представлений и обучению грамоте.

В современном мире школы очень различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Поэтому вопрос о готовности и подготовке ребенка к школе стоит особенно остро. Дошкольное образование - основа всей образовательной системы, в процессе которого закладывается личность ребенка, определяющая дальнейшее его развитие.

Подготовка детей к школе в настоящее время осуществляется не только в детских садах, сейчас существует много дошкольных учреждений, ведущих подготовку детей к школе.

В условиях модернизации современной системы образования возникает потребность в обновлении содержания дошкольного образования.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих развитию различных направлений в учреждениях дополнительного образования. Инновационная деятельность-процесс, который позволяет перейти на более качественную ступень в образовании при использовании новых методов, программ, технологий. Общая цель внедрения инноваций- достижение высоких результатов в дошкольном образовании, воспитании и развитии личности. В настоящее время вся система образования включена в инновационный процесс.

С 2009 года в МОУ ДОД ЦДТ реализуется интегрированная образовательная программа студии предшкольной подготовки «АБВГДейка», специализирующейся на подготовке детей к школе.

Целью обучения данной студии является развитие разносторонней творческой личности, создание у ребенка целостного представления об окружающем мире. Интеграция же в обучении как цель должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны (Ю.М. Колягин).

Так, направлениями деятельности студии предшкольной подготовки, помимо обучения основным предметам, таким как основы письма и математики, стали: ознакомление с основами безопасности жизни, использование здоровьесберегающих технологий, экологическое образование дошкольников, интеграция учебного процесса, большое внимание уделяется совместной работе с родителями.

Для активизации позиции семьи в воспитании ребенка вводятся новые формы работы с родителями. По мнению психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина “развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей”. Поэтому, работа с семьей – важная задача образовательной системы в целом и дошкольного и дополнительного образования в частности.

В МОУ ДОД Центр детского творчества г. Балашова при работе с родителями проводятся как общепринятые мероприятия, такие как собрания, диагностико-аналитическое анкетирование при поступлении ребенка в студию предшкольной подготовки, беседы с родителями, в том числе посещение семьи с целью познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для ребенка обстановке, консультации, так и инновационные, одним из которых является творческая гостиная «Мама, папа, я – творческая семья». В творческом процессе таких мероприятий происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности, происходит спокойное, доверительное общение, а родители выступают не как зрители, а как активные участники. Все это способствует заинтересованности родителей в дошкольном образовании детей, проявлению интереса к содержанию занятий, побуждению родителей к анализу тех или иных способов воспитания, повышения их заинтересованности в обсуждении вопросов и решении тех или иных педагогических ситуаций и задач.

Еще одно инновационное направление студии предшкольной подготовки - обучение воспитанников основам безопасности жизни. Современные условия жизни доказывают необходимость введения данного предмета уже детям дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей личной безопасности и безопасности жизнедеятельности осуществляются как правило не только на специально организованных занятиях, но и в ходе прогулок, экскурсий, режимных моментов, занятий по другим предметам. Воспитанники студии предшкольной подготовки являются активными участниками и зрителями районного конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо», который проходит ежегодно. Воспитанники узнают правила личной безопасности на интегрированных занятиях. Примером таких интегрированных занятий могут стать занятия на уроках «Занимательный английский», по темам «Мой дом», где дети повторяют названия предметов домашнего обихода, изучают их названия на английском языке, рисуют рисунки по теме «Мой дом», а на физкультминутках изучают и закрепляют правила поведения в доме, или по теме «Транспорт», где воспитанники изучают название видов транспорта на английском языке, составляют рассказ «Мое путешествие» выполняют аппликацию, а так же изучают правила безопасности на транспорте.

Занятия, построенные на интеграции, дают возможность эффективнее и качественнее подготовить воспитанника к школе и достичь целей программы студии предшкольной подготовки. На таких занятиях воспитанники обучаются не по принципу «меня учат», а по принципу «мы учимся вместе».

Большое внимание уделяется изучению окружающего мираи экологическому воспитанию и образованию. В программу входит раздел «Познаем мир», который направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, о природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы, развиваются познавательные интересы будущего школьника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе, что опять говорит об интегрированности занятий.

Одной из задач учреждений дополнительного образования является охрана жизни и здоровья воспитанников. Из-за плохой экологии ежегодно ухудшается состояние здоровья подрастающего поколения, растет заболеваемость воспитанников зрительными заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Поэтому возникла необходимость внедрения в процесс физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий. Помимо общепринятых физкультминуток, некоторые занятия проходят в форме игры или в форме совмещенного урока и физкультуры. Так, например, при изучении цветов на уроке английского языка используется игры «Цветик-семицветик» и «Веселый кубик», задачами которых являются не только изучение цветов и оттенков на английском языке, но и общее укрепление организма, мышц спины, сводов стоп. Воспитанники, используя цветные ленты, кубики не только изучают цвета в процессе игры, но и выполняют физические упражнения. Такие занятия формируют привычку к сохранению правильного положения тела во время занятий, помогают сохранить здоровье воспитанников, способствуют гармоничному развитию дошкольников. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится воспитанникам, это способствует благоприятному эмоциональному настрою и повышает интерес к занятиям.

Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на новую, более качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки дошкольников в студии предшкольной подготовки позволяют выполнить цели программы в более полном объеме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому весь педагогический коллектив должен находиться в постоянном поиске новых форм работы с воспитанниками и родителями.

Использованная литература:

    Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и другие Подготовка ребенка к школе. - М., 1992.

    Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону,1999.

    Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

    Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2

    Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишенев, 1987.

    Лисина Н.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 1961. № 3.

    Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.

    Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989.

Анна Куленцова
Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР»

Важным моментом при систематической работе с детьми с общим недоразвитием речи по устранению речевых нарушений и подготовке к обучению в школе становится выбор методов , приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи. И этот поиск новых путей повышения результативности логопедической работы не утратил своей актуальности.

Цель : Подготовить детей к обучению грамоте .

Задачами коррекционного обучения началам грамоты являются :

- формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте : общая ориентировка в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Профилактика дислексии и дисграфии, возникающих в процессе школьного обучения у детей с ОНР .

Педагогическая технология разделена на два периода :

Первый период – подготовительный, на этом этапе осуществляла работу с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы детского сада. Он включает 31 занятие на учебный год, по одному занятию в неделю, исключая адаптационный период в сентябре.

Во втором периоде проходит непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы.

В своей работе по обучению детей грамоте использовала нетрадиционные формы и методы .

В настоящее время обучение грамоте в большинстве образовательных учреждений осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом . Профессор Эльконин подчёркивал : «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова , зависит не только усвоение грамотности , но и всё последующие усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии».

В основе метода лежит изучение звуков живой речи. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки (анализ) ; наряду с разложением предложений на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез) .

Хотелось бы заострить внимание на некоторых преимущественных особенностях данного метода :

1) Медленно, но верно ребенок продвигаться вперед. Метод учит читать правильно, согласно психическим особенностям человека. Поэтому, как только малыш разберется со слогами, потренируется, он будет читать чисто, без ошибок.

2) Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение гласных и согласных звуков не будут представлять для него сложности.

3) Как уже говорилось выше, звуковой метод наиболее подходит к структуре русского языка. Дети легко ориентируются в правилах, интуитивно чувствуют язык и поэтому быстро научатся писать грамотно .

4) Этот метод часто называют логопедическим. Ведь детки учатся не только читать, но и слышать звуки, произносить их правильно и четко. Одно из несомненных достоинств метода в том , что он развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Подготовку детей к обучению письму проводила в нескольких направлениях :

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентировка на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.

Использовала в работе по обучению детей грамоте приёмы мнемотехники .

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи и обучении грамоте детей . Я их использую при обучении составлению рассказов о букве. Для дошкольника с ОНР важным является подготовка к восприятию информации о букве , особенно ее графического образа. Знакомя детей с буквой , соблюдаю последовательность :

1. «Имя» буквы, т. е. ее название в алфавите;

2. Количество элементов, в какую сторону (влево – вправо, вверх - вниз) «смотрят» элементы буквы;

3. В каком положении относительно строки расположены элементы;

4. Какие звуки обозначаются на письме данной буквой, заглавная буква или строчная, похожи заглавная со строчной или нет :

5. На какие предметы или другие буквы она похожа.

Достоинство таблицы в том, что ребенок может самостоятельно рассказать о букве.

Сейчас в обучении грамоте целесообразно использовать игры нового типа , которые, с одной стороны, моделируют само творчество ребенка, а со второй, - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы, изографы, кроссворды. Детям нравится разгадывать изографы, когда буквы наложены одна на другую или нарисованы в виде какого – либо предмета.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой и раскладывают картинки в порядке возрастания или убывания, составлять слова из заданных букв и слогов.

В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, умение классифицировать и моделировать материал, комбинировать его, закрепляют навык чтения, знания букв, прогнозируя результаты.

Игровой метод – это использование дидактических , словесных, строительных игр, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся фонетико – фонематические представления, упражняются в выделении звуков в словах, закрепляют знание букв, совершенствуют чтение : «Речевой серпантин» , «Мои первые слова» , «Растения и животные» , «Дополни слог» , «От звука к слову» , «Буквенный конструктор» .

Строительные игры с природным материалом : песком, мелкими камешками, каштанами, ракушками, косточками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов, выкладывают из них буквы и слова, развивают мелкую моторику пальцев рук.

Логосказка – метод : использовала опыт Ирины Николаевны Шевченко, заключается в подборке авторских логопедических сказок, способствующих формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи : правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя , слоговой структуры, связной речи. Опробировала «Логопедические сказки на дифференциацию звуков» , где решали такие задания как : четкое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.

Применяла в работе и «Сочинение сказки о звуках» - не только интересная форма автоматизации поставленных звуков в связной речи, развитие у детей фантазии и речевой творческой активности, но и запоминание графического образа буквы. Для этого разработала таблицы с рисунками на каждый звук : в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки использовали начало : «Жил – был звук…» или «Однажды звук отправился в путешествие…» . Дети охотно составляют самостоятельно сказки, пытаясь не повторять сюжеты.

Пластилиновая азбука – метод Железновых знакомства детей с буквами и обучению чтению по слогам вызывает живой интерес детей и способствует развитию мелкой моторики, а также развитию речи. Под фонограмму дети лепили буквы из палочек и колечек, подпевали звуки, слоги, выкладывали из букв слоги, слова и читали их. Фонограмму использовала для проговаривания слова, чистоговорок, потешек, пропевания логопедических песенок для закрепления звуков и букв, а так же их дифференциации.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте . Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения не подкрепляются иллюстративным материалом.

Помимо традиционных пособий по обучению грамоте , использовала пособия , изготовленные из бросового и природного материала. Так, для обозначения гласных звуков, сделала из красной ткани цветы, фигурки божьих коровок) и т. д. Для обозначения твердых согласных звуков использовала косточки , пуговицы, плоды дикого каштана и др. Для обозначения мягких согласных звуков предлагала использовать кусочки ваты , листочки. Трубочки для коктеля использовала при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.

Для лучшего запоминания образа буквы использовала шнуровки , зерна фасоли, пуговицы, спички. Очень нравится детям рисовать буквы пальчиком на песке, конструировать буквы из разрезного конструктора, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, конструировать из пальчиков, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, выискивать буквы в песке на ощупь.

Итогом работы при использовании инновационных форм и методов в обучении грамоте явилась положительная динамика развития.

периоды 2012 – 2013г. 2013 – 2014г.

Начало года 57% 67%

2 полугодие 85% 92%

Немаловажное значение отводилось и взаимодействию с родителями воспитанников. С целью повышения уровня просветительной работы использовала разнообразные формы взаимодействия :

Родительские собрания, где знакомила родителей с результатами обследования и успеваемостью; Подготовкой детей к обучению в школе в процессе работы по развитию речи .

Анкетирование, в сравнительном анализе, показало положительный рост взаимодействия в работе ;

Выпуск буклетов : «Экологические игры и речь ребенка» ;

Выпуск журнала «Диалог с семьей» : «Первые шаги в грамоте » .

Разработка памятки : «Обучение детей грамоте »

Выставка литературы : «Родителям в помощь по обучению грамоте детей » ;

Оформление папки – ширмы : «Как научить ребенка читать» ;

Проведение практикума : «Готовим ребенка к письму» ;

Домашние задания, где родители закрепляли полученный материал за неделю и отрабатывали автоматизацию звуков;

Родительские пятиминутки – родители получали рекомендации о правильности выполнения домашнего задания и обговаривались успехи и неудачи ребенка;

Логопедический уголок : «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе » .

«Педагогические часы» с консультациями «Готовим ребенка к письму» , «Предупреждение дисграфии у старших дошкольников» .

По завершении пребывания в логопедической группе дети овладели всеми звуками и буквами, научились читать любой текст, ориентироваться в тетради, печатать короткие предложения.

Предложенные формы и методы в обучении грамоте не только решают поставленные задачи : формирование общей ориентировки в звуковой системе языка, но и подтвердили свою актуальность.