Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков —. Лексическая тема «Профессии

Светлана Панкратова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Цель :

Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж] . Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах , парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза , развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Жили-были змея и жук. Змея любила шипеть : «Ш-ш-ш.» , а жук очень громко жужжал : «Ж-ж-ж.» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со Старичком Звуковичком . Услышав слово «змея» , ты будешь шипеть : «Ш-ш-ш.» , а при слове «жук» - жужжать : «Ж-ж-ж.» Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» )

Жук. Куда идешь, ежик?

Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.

Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Она никому не дает собирать фрукты.

Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.

Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Испугался и улетел жук. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (Ребенок : «Ш-ш-ш.» , змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) и поблагодарил ежика.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж] .

Логопед : Вспомним песенки этих звуков :

«Ш-ш-ш» - шипит в камнях змея,

Змей здесь целая семья.

Ребенок. Ш-ш-ш.

Логопед :

«Ж-ж-ж» , конечно, звук жужжащий , -

Это жук жужжит блестящий.

Т. Куликовская

Ребенок. Ж-ж-ж.

Логопед : Чем похожи эти звуки ?

Ребенок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки - согласные .

Логопед : Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.

Ребенок. Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - звенит . Звук [ш] - глухой , а звук [ж] - звонкий .

Задание 2. Игра «Поймай звук » . Выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов.

Логопед : Я буду произносить ряд звуков , слогов , слов, а вы поднимайте правую руку, если услышите звук [ж] , левую - если услышите звук [ш] .

Звуки : [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж].

Слоги : жу - ла - ко - шо - пы - жи - ро - шо - су - шу.

Слова : школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.

Задание 3. Игра «Закончи слово» . Развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах ; формирование навыков звукового анализа и синтеза .

Логопед : добавьте слоги : -ша или -жа. Ма., лап., лу., ко., кры., афи. ;

Логопед : добавьте слоги : -ши или -жи. Малы., ланды., но., эта., лу., камы., лы.

Задание 4. Игра «Добавь слово» . Различение звуков [ш] и [ж] в словах .

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему. {штанишки).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая. {ушами).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по. {животикам).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. {живот).

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему. (поможет) .

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине) .

Задание 5. Игра «Пары слов» .Различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.

Логопед : Змея и жук решили дружно петь свои песни. Когда услы-шишь в их песнях звук [ш] , стукни по столу один раз, когда звук [ж] - два раза .

Пары слов : шар - жар, жила - шило, нужно - душно, уши - ужи, жутко - шутка, книжный - пышный, шаль - жаль, шить - жить, можно - мошка, шесть - жесть, лужок - мешок, пиджак - башмак.

Задание 6. Игра «Подбери пару» . Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Подбери правильно слово. Повтори пару слов, четко артикулируя звуки [ш] и [ж] : шапка - душистый; шарф - шоколадное; жук - желтый; жасмин - большой; желе - кожаная.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговарива- нием звуков [ш] и [ж] :

ша - жа - ша - свежая лапша;

ши - жи - ши - Женя с Мишей - малыши;

шу - жу - шу - вижу и пишу;

жа - ша - жа - шапка у ежа;

жи - ши - жи - положи ножи;

жу - шу - жу - Маше покажу.

Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [ш] и [ж] .

В луже сидит большая жаба.

Наташа поймала большого жука.

Алеша и Паша ухаживают за животными.

Жук жужжит над камышом.

Миша положил книгу в книжный шкаф.

Маша ест свежую кашу.

У Даши желтая пижама.

Ежиха и ежата нашли ландыш.

Мышка убежала от кошки.

Малыш упал в лужу.

Задание 9. Заучивание стихотворений и скороговорок.

Эту шаль мне не жаль,

Мне не жаль эту шаль.

Умеешь шить - легко жить.

Легко жить, когда умеешь шить.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Аленка наша не спеша

Из шишки сделала ежа,

Из желудя мышонка -

Умеет все Аленка.

Задание 10. Пересказ.

Логопед : Заболели у Жучки ноги. Два дня она лежала в конуре голодная. Никто не вспомнил о Жучке. Все ее забыли. Вспомнил Миша про Жучку. Он принес ей суп и хлеб. Жучка радовалась и виляла хвостом. Каждый день кормил Миша Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей по двору.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме Задачи: учить дифференцировать звуки [к],.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ№1 г. Курганинска Краснодарского края

Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]

Цели: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши; развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Ход занятия

Организационный момент. Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.

Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имена детей. А в путь мы отправимся по лестнице.

  1. Введение в тему. Чтобы узнать в кого превратила колдунья детей, мы должны найти разрезные картинки и сложить их. А искать будем с помощью вот этих подсказок. Логопед предлагает детям ориентироваться на схематически изображенный предлог и предмет. Каждый получает карточку – схему.
  2. Сложи картинку . (дети складывают 2 картинки: жаба и кошка)

– какой первый звук в слове жаба? [Ж]

– какой третий звук в слове кошка? [Ш]

(за выполнения задания дети получают букву Ж)

Работа с индивидуальными зеркалами . Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)

жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа

ша – ша – ша – ша – мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу

(за выполнение дети получают букву О)

Разложи предметы. Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].

машина, жаба, одежда, флажок, журавли, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка. (за выполнение получают букву О).

Деление слов на слоги. –каждый ребенок берет карточку, определяет кол – во слогов выполняет шаги, и рисует точки по кол. слогов.

(получают букву А)

Составить слово из слогов.

ма – ши – на, туш – ка – ка, шах – ты – ма, пи – ма – жа, пру – на –жи, ки – жу.

(получают букву М)

Вставь букву в слово. На белую рома_ку сел _ук.

Бабу_ка вя_ет теплый _арф.

Весной из берлоги вы_ел медве_онок.

Ма_а видела в лесу у_ей.

На лу_айке прыгали лягу_ки.

В _кафу висит _илет.

(Вставив букву, читают предложение. Получают букву А)

Деформированная фраза.

Женя мыть уши вода.

В сад мыши жить.

Катя бежать с кошка рыжая.

Маша в жакет шкаф вешать.

В писать Женя школа буквы.

На стол лежать желтая груша.

– составить схему предложения.

На столе лежит желтая груша.

(получают букву Ш)

Кроссворд. Давайте вспомним правописание жи – ши.

1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2.Кто ходит в иголках? (ежик)

3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)

4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)

6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)

(получают букву А)

Итог занятия. (Дети составляют из букв имена Жора, Маша, логопед показывает картинки детей). Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли Жору и Машу.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]». Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях. Лексическая тема «Профессии».

Цель:

  • Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте;
  • закреплять знания детей о звуках и буквах Ш-Ж;
  • расширять словарный запас;
  • формировать навыки построения связного высказывания;
  • развивать артикуляционную моторику:
  • воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу с учетом коррекционно-образовательных потребностей детей.

Оборудование:

  • предметные картинки для каждого обучающегося, карточки со словами, компьютер, зеркала, снежинки, карточки с печатными буквами «Ш», «Ж», медальки, солнышки, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь. Присаживайтесь.

У нас сегодня много гостей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы, мы здоровы.

Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту. А через рот выдохнем все обиды, злобу и огорчения.

Начнем занятие.

С девиза: «Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно»

Учитель: Молодцы, ребята!

Скажите мне, какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

А какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев?

Назовите весенние месяцы.

Мимическое упражнение.

Учитель: Сейчас я буду показывать смайлики с разными настроениями, а вы должны изобразить то или иное настроение мимикой лица.

Что выражают эти смайлики? (Слайд 1 (а), (б), (в))

Дети: Спокойствие. (а)

Дети: Грусть. (б)

Дети: Радость. (в)

Учитель: С каким настроением мы продолжим наш урок?

Дети: С радостным!

Дыхательные упражнения

Учитель: Пришла весна и скоро она прогонит зиму вон. А мы сейчас отправим в далекий путь снежинки, которые снова прилетят к нам следующей зимой. Итак, возьмите снежинки. (Слайд 2) Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно (вдох через нос, плечи опущены, выдох через рот). Понемногу ветер стихает, и мы подуем тихо. Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.

Артикуляционная гимнастика.

Самомассаж лица и шеи.

Перед занятием дети должны вымыть руки. Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике.

Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Мы теперь, утятки, – клювики потянем (губы в трубочку)
Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
И с тобой друг другу мы улыбку дарим.

Учитель: А сейчас мы разомнем наш язычок.

  • «Улыбка»
  • «Хоботок»
  • «Язычок широкий- узкий»
  • «Чашечка»
  • «Маляр»
  • «Качели»
  • «Грибочек»

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке будем учиться правильно произносить и различать звуки Ш-Ж в словах, предложениях и тексте.

III. Работа по теме урок.

1. Характеристика звуков Ш-Ж.

Учитель: Произнесите звук Ш. Как расположены органы речи при произношении этого звука?

Дети: Губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык приподнят вверх к альвеолам в форме чашечки. Сильная струя воздуха.

Учитель: Произнесите звук Ж. Как сейчас расположены органы речи?

Дети: Органы речи расположены так же, но колеблются голосовые складки, выдыхаемая струя воздуха слабее и щель между кончиком языка и твердым небом меньше.

Учитель: Чем похожи звуки Ш и Ж?

Дети: Согласные звуки, всегда твердые.

Учитель: Чем отличаются?

Дети: Ш – глухой, Ж- звонкий.

2. Дифференциация букв.

Какими буквами обозначаются эти звуки?

Подумай, на что похожа буква Ж? На что похожа буква Ш?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

На что похожа буква Ш?

На змею, что шуршит в камышах.

Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Ж. Выложи их из мелких предметов (например, из мозаики, бусинок и т. д.)

Сколько здесь букв Ж и Ш?

Подчеркни букву Ж в ряду букв:

3. Дифференциация ж-ш в словах.

1 задание.

Прочитай слова. Подбери антонимы.

Какие слова называют «антонимы» (слова, противоположные по смыслу) .

ГРУБЫЙ -
УЗКИЙ-
СВЕЖИЙ -
ВЫШЕ-
ЩЕДРЫЙ -
БЛИЖЕ-
ДРУЖБА -
ЧАЩЕ -
УСТОЙЧИВЫЙ-

2 задание.

Найдите слова среди букв.

Смимашиниствахужожникчампрсапожникло.

Назови одним словом.

Что такое профессия?

Прочитайте название профессий в которых есть звук ш, ж.

Задание 3.

Подними карточку с буквой ж. Если в слове есть звук ж или ш, если в слове слышим звук ш (на слух).

Пишет, сажает, пашет, шьет, сторожит, тушит, штукатурит, дирижирует, жонглирует, мечтает.

На какой вопрос отвечают эти слова?

Какой частью речи являются?

Что обозначают? (действия людей разных профессий)

Дифференциация ж-ш в предложении.

Задание 1.

Вставить пропущенные буквы. (взаимопроверка)

Как вы думаете, что нужно сделать?

На какое правило пропущены в словах буквы?

Журналист Гриша делал репорта… . Он забрался в глу…ь. Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь. Летит чи…. Какая ти…ь! Лишь шумит камы….

Задание 2.

Прочитай карточку. Это предложения? Почему? (Нет, так как слова не связаны грамматически)

Поставь слова по порядку и составь предложения по вопросам.

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?)

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?)

ДОБЫВАТЬ УГОЛЬ ШАХТЕР
ПИСАТЬ ПЕЙЗАЖИ ХУДОЖНИК
ПОВАР НОЖ РЕЗАТЬ ПИРОЖОК
САПОЖНИК ШИТЬ САПОЖОК
ПОЖАР ТУШИТЬ ПОЖАРНЫЙ
ПОЕЗД МАШИНИСТ ВЕСТИ
ЖОНГЛЕР ЦИРК В ВЫСТУПАТЬ
ШВЕЯ ШИТЬ ОДЕЖДА ШЕЛК ИЗ
ЖУРНАЛИСТ ПИСАТЬ СТАТЬЯ ГАЗЕТА В

Дифференциация ж-ш в тексте.

Задание 1.

Рассмотри план рассказа по картинкам. (картинки разрезаны, их надо собрать и догадаться человеку какой профессии принадлежат эти вещи)

Расскажи о профессии. Используй план на карточках.

  1. Название.
  2. Что делает.
  3. Какие инструменты или приспособления использует.
  4. В каком месте работает.

А. САПОЖНИК, ШИТЬ, ОБУВЬ, ШИЛО, ДРАТВА, САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ОБУВНАЯ ФАБРИКА.

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ, НИТКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, АТЕЛЬЕ, ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА.

Задание 2.

Восстановление деформированного текста.

Предложения записаны на отдельных карточках. После составления письмо по памяти.

Все профессии важны.
Все профессии прекрасны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.

IV. Итог занятия.

Составить из слов пословицу.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Чему учились на занятии?

С каким настроением мы законим наш урок? Выберите смайлик,соответствующий вашему настроению.

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - змея шипит — Ш-Ш-Ш.

2. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - жук жужжит — Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач -

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке - рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни - топни» На слог ЖА - хлопнуть в ладоши, на слог ША - топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж - в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить - жить Житье - шитье

Шаль - жаль Жито — шито

Шалить - жалить Лежа — Леша

Шутка - жутко Мажут — машут

Уши - ужи Наживка - нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Наталья Войтехович
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Тема :Дифференциация звуков «Ш» и «Ж»

Цель :Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях.

Задачи :

Закреплять умение удерживать правильную артикуляционную позу при произношении звуков Ш-Ж ;

Закреплять умение правильного произношения звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;

Формировать умение сравнивать, различать в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, фразах;

Закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах ;

Формировать умение в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных) ;

Закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)

и приставок (глаголы) .

Оборудование : колокольчик, предметные картинки, мнемотаблицы.

Речевой материал : чистоговрки, текст.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед : - Прозвенел звонок, начинается урок…

Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которыхесть звуки [ш] и [ж] .

III.Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ) .

Описание : Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание : Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание : Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание : Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки) .

Описание : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание : Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш ).

Описание : Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание : нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок» , и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш , Ж).

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя» , приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание : Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх) .

Описание : Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .

Внимание : Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

2. Дыхательная гимнастика

«Сдуй бабочку с цветочка»

Возьму в правую руку цветок,а в леву руку возьми бабочку. Цветок приставь напротив рта, сделай вдох через нос и подуй на бабочку.

3. Пальчковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы (загибают по одному пальцу)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. сжимают и разжимают кулачки)

4. Характеристика звуков .

Логопед : - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки ?

Чем похожи звуки [ш] и [ж] ? (согласные) .

Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой , а звук [ж] звонкий , как колокольчик).

Игра «Колокольчик» .

Логопед : - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж] , позвоните в колокольчик.

Слова : шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.

5. Игровое упражнение «Найди место звука в слове » (по схемам) .

Логопед : - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.

6. Дифференциация звуков в слогах .

Игра «Договори слово» .

Логопед : - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.

Слова : камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.

7. Дифференциация звуков в словах .

Игра «Назови ласково» .

Логопед : - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж] .

Слова : со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.

со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.

Игра «У кого кто?» (по картинкам) .

Логопед : - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат) .

У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат) .

У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат) .

У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат) .

У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат) .

Игра «Найди лишний предмет» (Приложение №1) .

Логопед : - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки . Какой предмет лишний и почему?

Картинки : - Снежинки, груша, жук, лыжи.

Чашка, машина, флажок, шкаф.

Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.

8. Игра «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий) .

Логопед : - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь?.

– Ты гладишь?. – Ты наряжаешься?. – Ты просишь?. – Ты сидишь?.

–Ты бежишь?. - Ты шьёшь?. –Ты пьёшь?. –Ты поёшь?. – Ты живёшь?.

9. Дифференциация звуков в чистоговорках .

Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу» .

Логопед : - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.

10. Дифференциация звуков во фразе .

Логопед : - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу) . Помогайте мне.

Рассказ «Ёжик по лесу шёл» (Приложение № 2) .

Логопед : Ёжик по лесу … (шёл) . На полянку … (пришёл) . Грибочек … (нашёл) .

В избушку (вошёл) . Ничего не (нашёл) . Из избушки (вышел) .

Яблоко (нашёл) . От пенька (отошёл) . Яблоко съел и под ёлку (ушёл) .

11. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.

Логопед : - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?

Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке.

Пляшет ёжик на пеньке.

Пляшет чижик на сучке.

Пляшет пёсик на крылечке

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки.

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке.

Черепаха на песке.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты.

Что стоишь? Пляши и ты!

Логопед : - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение) .

12. Итог занятия .

Логопед : Мы с тобой хорошо позанимались.

Прозвенел звонок и закончился урок.