Мкоу нш дс с. краснореченское

С наступлением долгожданного лета сотни людей устремляются на отдых к водоемам. Вода — добрый друг и союзник человека, помогающий получить максимум удовольствия от отдыха и укрепить здоровье. Но в то же время она не терпит легкомысленности и может являться источником повышенной опасности. Последствия легкомысленного поведения будут самыми тяжелыми. Чтобы их избежать, каждый человек должен знать элементарные правила безопасности на воде.

Причины несчастных случаев на воде

Определить тонущего человека можно по следующим признакам:

  1. Голова глубоко в воде, рот периодически скрывается и появляется над поверхностью. Утопающий не может позвать на помощь, только вздохнуть и выдохнуть.
  2. Рот полуоткрыт или открыт, голова сильно запрокинута назад.
  3. Глаза стекленеют и теряют способность сфокусироваться.
  4. Вертикальное положение тела.
  5. Затрудненное и учащенное дыхание.
  6. Человек барахтается на месте, никуда не плывя.
  7. Попытки перевернуться на спину и принять горизонтальное положение неудачны, при этом тонущий пытается выкарабкаться из воды как по веревочной лестнице.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, надо спросить у человека, все ли у него в порядке. Если он не ответит, это, скорее всего, означает, что человеку нужна помощь. Главное в таком случае - не упустить время.

Спасение утопающего

Техника безопасности на воде гласит, что самым правильным будет позвать на помощь спасателей или людей, хорошо умеющих плавать. Но если ситуация сложилась так, что спасать терпящего бедствие придется в одиночку, данные рекомендации помогут все сделать правильно:

  1. В первую очередь следует попробовать успокоить тонущего, дать ему понять, что помощь близка. Иногда этого бывает достаточно, чтобы человек перестал паниковать и сам доплыл до берега.
  2. Наиболее действующий способ спасения — с лодки или с берега протянуть тонущему длинный шест или веревку, за которую он сможет ухватиться и выплыть. Если есть спасательный круг, нужно бросить его.
  3. Подплывать к терпящему бедствие лучше всего сзади, так как тонущий человек инстинктивно хватает своего спасателя и сковывает его движения, может даже непроизвольно оглушить сильным ударом.
  4. Нужно перевернуть человека на спину и плыть с ним к берегу. Если он сопротивляется и тем самым утягивает спасателя на дно, можно погрузиться с ним на несколько секунд в воду, это поможет освободиться от судорожных захватов тонущего.
  5. Если тонущий человек пошел ко дну, спасающий должен нырнуть, под водой взять тонущего под мышки либо за волосы и, сильно оттолкнувшись ото дна, всплыть с ним на поверхность.

Оказание первой помощи

Оказание первой помощи утонувшему должно производиться прямо на берегу и как можно быстрее, так как смерть при утоплении обычно наступает через 5-6 минут. Способ оказания первой помощи зависит от состояния, в котором находится утонувший.

Если пострадавший в сознании, нужно снять с него всю одежду, обтереть и укутать во что нибудь сухое и теплое. Для того чтобы из легких вышла вся вода, требуется вызвать рвоту при помощи раздражения корня языка. После того как легкие освободятся от воды, желательно дать пострадавшему теплое питье.

Если утонувший без сознания, но дышит самостоятельно, ему дают понюхать нашатырный спирт, затем энергично растирают все тело. После возвращения сознания легкие освобождаются от воды посредством рвоты. Пострадавшего необходимо доставить в больницу, особенно если наблюдается синюшность кожных покровов.

Если извлеченный из воды человек не подает признаков жизни, в первую очередь ему требуется очистить полость рта. Затем спасающий должен перевернуть пострадавшего на живот через свою согнутую в колене ногу так, чтобы голова пострадавшего находилась ниже желудка и легких. После этого спасатель ритмично нажимает на спину до тех пор, пока вода не вытечет изо рта и носа. Манипуляции по удалению воды должны занять не более 10-15 секунд, затем сразу же нужно приступить к удалению жидкости из дыхательных путей.

Для удаления воды из легких пострадавшего переворачивают на живот и делают ему искусственное дыхание "изо рта в рот" в сочетании с закрытым массажем сердца. После того как человек придет в себя, его необходимо согреть и немедленно доставить в больницу для последующей интенсивной терапии.

Признаки эффективности реанимационных мероприятий

Комплекс мер по оживлению утонувшего можно считать эффективным, если его кожа порозовела, зрачки сузились, при массажных толчках явно ощущается пульс на сонной артерии. Оживление пострадавшего должно длиться до тех пор, пока человек не сможет самостоятельно дышать. Длиться это может несколько минут, а иногда и несколько часов, до приезда бригады скорой помощи.

Купание в открытом водоеме или бассейне — это прекрасная оздоровительная процедура, от которой при правильном подходе можно получить массу положительных эмоций как детям, так и взрослым. Но правила безопасности на воде требуется соблюдать неукоснительно, ведь расплатой может стать собственная жизнь или жизнь близкого человека.

Правила поведения на водоемах и меры безопасности в зимний период

Ученицы 9 класса Г

Жуковой Ирины

Не ходи зимой по льду:
Можешь ты попасть в беду –
В лунку или в полынью –
И загубишь жизнь свою.

Особенно опасно оказаться в ледяной воде. Наш организм теряет тепло, если температура воды ниже 33 градусов.

У человека в ледяной воде перехватывает дыхание, голову будто сдавливает железный обруч, сердце бешено колотится. Чтобы защититься от смертоносного холода, организм включает резервную систему теплопроизводства – начинается сильная дрожь. За счет сокращения мышц организм согревается, но через некоторое время и этого тепла становится мало. Когда температура кожи понижается до 30 градусов, дрожь прекращается и организм стремительно охлаждается. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, давление падает.

Смерть человека, неожиданно оказавшегося в холодной воде, наступает чаще всего из-за шока, развивающегося в течение первых 5–15 минут после погружения в воду или нарушения дыхания.

Например, собираясь на зимнюю рыбалку, стоит вспомнить об элементарных правилах поведения на водоеме. Прежде всего, нужно научиться определять прочность льда по его внешнему виду, толщине и различным приметам. Непрочный лед может быть вблизи кустов, камышей, под пристанями и мостами, а также там, где бьют ключи или в водоем впадает ручей. Прочным считается чистый прозрачный лед толщиной не менее 5 см. Он может выдержать человека, а лед толщиной 15 см уже выдерживает легковой автомобиль. Прочность льда зависит от его строения, но поскольку он часто покрыт снегом, то определить его качество и толщину не всегда бывает легко. Наиболее надежный способ - сделать пробные лунки пешней: если лед пробивается одним ударом нетяжелой пешни, выходить на него опасно! Проверять прочность льда ни в коем случае не следует ударом ноги, иначе сразу можно провалиться. Во время ловли по первому льду необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности:
* не выходить на лед в одиночку;
* иметь пешню и прочную веревку длиной 10-15 м на группу из трех-пяти человек;
* брать с собой два специальных ледовых шила-«спасалки» (вместо них можно использовать крупные гвозди, нож);
* не пробивать лунки на перекатах;
* не скапливаться группами в одном месте;
* не пробивать рядом много лунок.

Как действовать в аварийной ситуации

Если вы все же провалились под лед, то действуйте решительно и уверенно, не давая страху и панике овладеть вами. Вспомните, что тысячи людей проваливались до вас и спаслись.
* Широко раскиньте руки по кромке льда и старайтесь удержаться от погружения с головой. Сухая одежда на какое-то время придаст вам плавучесть, выбираться следует, пока она не намокла полностью.
* Не делая резких движений, навалитесь грудью на лед и вбейте в него подальше от себя ледовые шила-«спасалки». Зацепившись на льду, подтянитесь и ложитесь на него грудью, поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Если не оказалось «спасалок», то на лед можно выбраться следующим образом: перевернуться с груди на спину и раскинуть руки на льду; стараясь отталкиваться ногами от противоположной кромки льда или производя плавательные движения ногами, постепенно выползать на лед из воды.
* Выбравшись на поверхность льда, откатитесь, а затем ползите в сторону берега (туда, откуда пришли) - здесь прочность льда уже проверена. Оказавшись на более прочном льду, не бегите, поскольку ваш вес с мокрой одеждой стал значительно больше и вероятность повторного провала очень высока. Когда вы доберетесь до берега, прежде всего оцените обстановку и решите - бежать ли вам до первого населенного пункта (если он находится рядом), где есть тепло и помощь, или разжечь костер и попытаться согреться собственными силами.

Как спасти провалившегося под лед

Услышав крик о помощи, спасатель должен немедленно ответить, дав понять, что сигнал принят и помощь идет. Прежде всего надо удержать провалившегося под лед человека на поверхности, подав ему палку, веревку, пешню с лямкой, связанные брючные ремни или шарфы и т.п. При этом спасатель подбирается к полынье ползком, подкладывая по возможности под себя доски, фанеру, лыжи и т.п., увеличивая тем самым площадь опоры.

Подползать к самому краю полыньи - недопустимо!
Подав пострадавшему подручные средства спасения, надо попытаться вытащить его на лед и ползком выбираться из опасной зоны. На ноги можно становиться только в 10-15 м от полыньи, где, по вашему мнению, уже надежный лед. Когда вы оказались на берегу, следует немедленно доставить пострадавшего в теплое помещение или помочь ему согреться.

Первая помощь

Холодная вода, ветер, мороз, мокрые одежда и обувь на пострадавшем могут привести к сильному переохлаждению и обморожению. При любой степени обморожения необходимо спасенного человека срочно доставить в медицинский пункт. Если пострадавшему помогают спасатели, то их действия по оказанию первой помощи сводятся к следующему:
* Необходимо соорудить заслон от ветра из воткнутых в снег пешни, коловорота и плаща или веток.
* Разжечь жаркий костер в защищенном от ветра месте.
* Рядом с костром расстелить теплую одежду и помочь пострадавшему переодеться в сухое.
* Переохлажденные конечности растирают и массируют руками, обмотав их сухой и чистой шерстяной одеждой. Растирание снегом обмороженных участков не рекомендуется из-за опасности повредить кожу и занести микробы!
* В укрытом от ветра месте или в помещении можно обмороженный участок растереть водкой (но не спиртом, так как при испарении он сильно охлаждает поверхность кожи!) или отогреть его в теплой воде. Для этого нагретую в ведре (на костре, печи) до комнатной температуры воду опускают обмороженную руку или ногу и в воде осторожно растирают конечность чистыми руками. В ведро подливают более теплую воду, и постепенно, в течение 20-30 мин доводят температуру воды до +35-37°С, продолжая растирание в воде, пока кожа не покраснеет. Затем на пострадавший участок накладывают стерильную повязку. При появлении на обмороженном участке пузырьков растирать кожу не рекомендуется. В этом случае первая помощь заключается в наложении на обмороженное место стерильной повязки и доставки пострадавшего в медучреждение.
* Когда человек теряет сознание, необходимо, по возможности, снять или разрезать промерзшую одежду и начать растирание водкой. Растирание проводить до покраснения кожи, появления нормальной температуры и восстановления подвижности конечностей. Если после интенсивного растирания замерзший не приходит в сознание, нужно дать ему понюхать нашатырный спирт. Нельзя поить пострадавшего, пока он не придет в сознание. Когда человек пришел в себя, следует дать ему теплое питье (чай, кофе), обеспечить покой и обратиться за врачебной помощью.

Ольга Кузнецова
Конспект занятия «Безопасность на водоемах»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 44»

Конспект занятия

Тема : Безопасность на водоемах

Подготовила :

Кузнецова О. Ю.

г. Усолье – Сибирское

Цель :

Закрепить представления детей о роли воды в природе, о ее свойствах;

Познакомить с правилами безопасного поведения у водоемов зимой и летом ;

Формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих ;

Воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях;

Развивать умение участвовать в коллективных разговорах, умение устанавливать многообразные связи, обобщать и делать выводы;

Обогащать словарный запас, использовать в речи аргументированные рассуждения.

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу и показывает ребятам конверт с письмом. Вместе с ребятами конверт открывается. Воспитатель зачитывает письмо от Незнайки, в котором он просит помочь найти отгадки к загадкам.

Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет на доске модели – отгадки.

После воспитатель задает детям вопросы :

Что объединяет все наши отгадки? (вода)

В каком виде бывает вода? (твердом-снег, лед-замерзшая вода; в газообразном-облака, пар, туман)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята послушайте еще одну загадку (шум воды-аудиозапись)

Игра «Капельки и тучки» (используются металлофон и обручи)

Ребята сегодня мы с вами поговорим о безопасном поведении у водоемов зимой и летом .

Какие водоемы вы знаете ? (реки, озера, пруды, моря, океаны)

Зимой лед на водоемах толстый , прочный, так как стояли сильные морозы. В начале зимы, когда еще лед не окреп, он ломается под ногами или потрескивает. Выходить на него нельзя. В это время года наиболее опасна середина водоема . Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему льду и вдруг слышит, что лед начал трещать.

Как вы думаете, что следует делать?

Нужно немедленно ложится и ползти по своим следам к берегу. Запомните, что даже в самые трескучие морозы на льду водоема надо соблюдать осторожность.

Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пойти короткой дорогой по льду пруда или озера. Как это правильно сделать?

Прежде всего надо наметить путь-верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой.

Весной, когда солнышко пригревает, лед становится рыхлым, вода просачивается, заполняет следы, ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасные места возле берега и под мостами. Запомните на подтаявший весной лед выходить нельзя.

Давайте повторим правила безопасности на льду водоема .

Не выходить на тонкий лед в начале зимы и в начале весны;

Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а зимой с хрустом и треском;

Двигаться по льду по натоптанным следам и тропинкам;

Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь;

Двигаться по льду группой на некотором расстоянии друг от друга;

Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема , а в конце зимы участки возле берега.

Ребята, скоро наступит лето и многие отправятся отдыхать на природу. Представьте себе, что вы пришли на берег реки или озера.

Физминутка

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись :

Раз, два, три, четыре –

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно :

Вместе раз – это брасс,

Одной – другой, это кроль.

Все как один

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой…

Согласитесь, в жаркий, летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать, позагорать на теплом песочке. Умеете ли вы плавать? Умение держаться на воде необходимо каждому человеку.

Как правильно себя вести, чтобы с вами не приключилась беда.

Прежде всего нужно купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других людей. Ведь дно реки может таить немало опасностей : затопленная коряга, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезаться, холодные ключи, глубокие ямы. Прежде чем заходить в воду посмотрите как она выглядит. Если цвет или запах воды, не такие как обычно, купаться в ней нельзя. Иногда, когда купается целая компания ребят, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и ноги. Это очень опасно! Ведь за 10 секунд легкие у человека заполняются водой , и он может захлебнуться и утонуть.

И еще запомните : никогда не ныряйте в незнакомых местах и не заплывайте далеко на надувных матрацах.

Правила поведения на воде

Купаться только под присмотром взрослых

Не купаться в незнакомых местах

Купаться в специально оборудованных местах

Во время купания не хватать друг друга за руки и ноги.

Письмо от Незнайки

Здравствуйте ребята!

Помогите мне подобрать отгадки к загадкам. Заранее благодарю. Ваш Незнайка.

Лежало одеяло – мягко бело, солнце припекло – одеяло потекло (снег)

Что за звездочки такие, на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке (снежинка)

Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой

Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)

Мост, как синее стекло, скользко, весело, светло (лед)

Пушистая вата, плывет куда – то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облако)

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (река)






Водоемы являются опасными в любое время го­да. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной, осенью и зимой к этим факторам прибавляется низ­кая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед.


Важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Основные из этих правил заключаются в следующем: надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен; опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла; места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины; преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости; при движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м;


При наличии рюкзака необходимо предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече). Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно переместиться в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

^

15. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила безопасного поведения на водоемах зимой.


Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:

Надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен;

Опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

Места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины;

Преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости;

При движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

При наличии рюкзака необходимо предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече).

Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно переместиться в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

^

16. Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них.


В общем понятии здоровья различают индивидуальное и общественное здоровье. Под индивидуальным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по данным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, культуры, а также от других факторов (наследственности, состояния здравоохранения и т. д.).

Общественное здоровье складывается из состояния здоровья каждого из членов общества. Большое влияние на его уровень оказывают политические, социальные, экономические и природные условия.

Большое влияние на состояние и индивидуального, и общественного здоровья оказывают физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды.

Физическое воздействие выражается во влиянии электромагнитных и электрических полей, солнечного света.

Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.

Биологические факторы способны отрицательно влиять на здоровье, вызывая инфекционные заболевания.

Социальное воздействие связано с жизнью общества. Поступательное и спокойное развитие общественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обычаев, традиций и устоев.

Важное значение для здоровья имеет психологический климат в семье, школе, трудовом коллективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конфликты, неумение общаться, как правило, приводят к стрессам и не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

^

17. Правила ориентирования на местности. Определение сторон горизонта; определение направления движения на местности.


Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать его.

Основные способы ориентирования:

По компасу;

По небесным светилам (по Солнцу, по звездам, по Луне);

По местным признакам.

В солнечный полдень направление тени указывает на север. Направление на север можно определить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север - юг». До полудня юг будет находиться справа от солнца, а после полудня - слева.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Направление на север и юг можно определить и по местным признакам:

Зимой снег больше подтаивает на южных склонах холмов, бугров и северных скатах ям и углублений;

Лишайники и мхи сильнее развиты с северной стороны стволов деревьев;

На смолистых деревьях в жаркую погоду с южной стороны выделяется больше смолы;

В горах южные склоны более сухие и теплые;

Лесные просеки, как правило, прорубают в направлениях север - юг и запад - восток;

Северный склон муравейника обычно круче, чем южный.

Ориентируясь по местным признакам, выводы можно делать после неоднократной проверки полученных результатов.

Направление движения выбирается по тропам и дорогам, вдоль рек и ручьев, по лесным просекам, которые обычно ведут к населенному пункту, хозяйственному или производственному объекту. При наличии компаса и карты может быть использован метод движения по азимуту.

^

18. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здоровье человека.


Достичь высокого уровня здоровья можно через индивидуальную систему привычек и поведения человека, называемую здоровым образом жизни.

Основными путями достижения этой цели являются:

Необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;

Закаливание, повышающее сопротивляемость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;

Рациональное питание (полноценное и сбалансированное);

Режим труда и отдыха;

Правильное экологическое поведение;

Эмоциональная и психическая устойчивость;

Отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

Сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.

Практика показывает, что здоровый образ жизни с раннего детства - это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.

На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факторы. Основными из них являются:

Наследственность;

Состояние системы здравоохранения в регионе;

Физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды;

Образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составляет примерно 50%).