Персия в 19 начале 20 века. Иран на перекрестке интересов великих держав XIX века


Персия в начале XX века вступила на путь модернизации, который для страны оказался очень непростым. В 1905-1911 гг. Персия охвачена революцией. Революционеры попытались ввести в стране Конституцию и отдать власть междлису (парламенту). Формально Иран всегда оставался независимым. Однако, за влияние на него долгое время соперничали Россия и Англия. В 1907 г. они поделили Иран на сферы влияния. На севере доминировала Россия, на юге – Англия. Иран фактически превратился в полуколонию этих стран.
Хотя в Первой мировой войне Иран пытался соблюдать нейтралитет, в его западных районах развернулись сражения турок с русскими и англичанами. После Октябрьской революции, как известно, Россия выходит из войны. Русские войска отводятся и на их место заступают англичане. Из северного Ирана англичане пытались помогать белым армиям и антибольшевистским движениям Закавказья и Средней Азии (например, Кокандской автономии).

Рис. 1. Один из последних шахов династии Каджаров - Мозаффередин.

Рис. 2. Реза-шах Пехлеви.

Как известно, большевики пытались разжечь мировую революцию не только в Европе, но и на Востоке. Большевики помогли турку Ататюрку, теперь они взялись за Иран. В 1920-1921 гг. в северо-западном Иране существовала Советская Гилянская республика, созданная с помощью Советской России. Во главе республики встал Мирза Кучек-хан. Однако, эксперимент с коммунизмом в Иране закономерно провалился.
Иран – это многонациональная страна. Персов здесь насчитывается чуть больше половины населения. На северо-западе здесь проживают курды и тюркоязычные азербайджанцы (рис.4). Курды – это разделенный народ, проживающий на стыке Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Иранские азербайджанцы сыграли огромную роль в истории Ирана. Причём, в Иране азербайджанцев намного больше, чем в самом Азербайджане. Около трети населения составляли кочевники.

Смена правящей династии

Ираном более ста лет правит династия Каджаров (рис.1). Она по происхождению тюркская, но к концу практически полностью приняла персидский язык, культуру, обычаи. Каджары, как и Османы, не сумели приспособиться к новым реалиям и тенденциям XX века.
В 1921 г. генерал Реза-хан совершает государственный переворот. Спустя некоторое время он станет премьер-министром, а последнего монарха династии Каджаров выгонит в Европу. А в 1925 г. послушный междлис провозглашает бывшего казачьего атамана шахиншахом («царь царей») Персии (рис.2). Династия Каджаров была низложена, Реза-шах основал новую династию – Пехлеви (с парфянского языка – «храбрый, благородный»). Это название подчёркивало ее древнее, иранское происхождение.

Реформы

Реза-шах Пехлеви начал проводить довольно радикальные реформы. При нем Персия пережила широкое национальное возрождение. Шах неоднократно посещал Анкару. Он восхищался реформами Ататюрка и подражал ему. Рассматривал даже вариант введения республики, чтобы как Ататюрк стать ее президентом. Реза-шах начал индустриализацию, в промышленность шли большие капиталовложения. Частным вкладчикам создавались налоговые льготы. Строились железные дороги и шоссе, морские порты и аэродромы. Нефть в Иране была открыта ещё в начале XX века. Теперь ее активно разрабатывали англичане. Взамен судов шариата, было введено судопроизводство

Рис. 3. Персидская казачья бригада

европейского типа. На основе казачьей бригады была создана иранская армия. Власти насильно принуждают оседать кочевников.
В 1935 г. Персия вернула древнее самоназвание «Иран» («страна ариев»). Старательно возрождалось доисламское прошлое. Города переименовывали, восстанавливали доисламские памятники. Календарь перевели с лунного исламского на солнечное летоисчисление, были введены названия древнеиранских месяцев. Праздновался неисламский праздник Навруз. Следуя примеру Ататюрка, Реза приказал Иранской академии очистить от арабизмов. Потом, правда, выяснилось, что это затронет половину словарного запаса. Появился проект перевода письменности на латиницу. Изъяты из употребления феодальные титулы. Фамилии и имена переведены на европейский манер.

Рис. 4. Иран и Афганистан

Была создана система бесплатного, всеобщего и обязательного начального и среднего образования. Возникли даже отряды бойскаутов. Появились светские школы и женское образование. Был открыт университет в Тегеране.
Вместо мусульманской одежды и головных уборов, вводятся европейские. Была предпринята попытка эмансипировать женщин и уравнять их в правах с мужчинами. Женщинам можно было снять чадру. Женщины появились в государственных учреждениях. Удивительными для исламской страны стали парады школьниц-физкультурниц в спортивной форме. В литературе появились романы и комедии. Стали впервые писать о женской эмансипации.

Итоги и последствия реформ

Реформы оказались довольно болезненными для общества. Реза-шах не последовал примеру турок в сфере религии, но, тем не менее, он запрещал хадж и праздник ашуры (ритуальное самоистязание). Исламское шиитское (Иран – единственная шиитская страна) духовенство обвиняло шаха в неуважении к религии, низкопоклонством перед чуждой (западной) культурой и призывало бойкотировать светские суды и школы. В 1935 г. солдаты стреляли в толпу в священном городе Мешхед, которая протестовала против ношения европейской одежды. Солдаты срывали с женщин чадру, разрывая ее штыками на части. Духовенство науськивало отсталые кочевые племена против «безбожного» правительства. В ответ, власти травят колодцы кочевников, обрекая их на гибель. Одного муллу, который критиковал Реза-шаха, он избил во время молитвы, другого годами держал в темнице. В 1937 г. был убит аятолла - один из духовных лидеров страны. После этого духовенство боялось спорить с шахом. Тем не менее, протестный потенциал копился. Через 40 лет исламское духовенство стало главной оппозицией шахскому режиму.
Реформы Резы были не столь радикальны и эффективны, как в Турции. У правительства не было столько воли в проведении реформ. Да и иранский народ проявил меньше понимания реформ, чем простые турки, жившие рядом с Европой и испытывавшие веками ее влияние. Иран отставал в реформах от Турции, хотя еще больше отставали арабские народы.



Ни для кого не секрет, что на рубеже XIX и XX веков Персия представляла собой необычную смесь старых и новых традиций, которые нашли свое воплощение в ежедневном быту. Несмотря на внедрение самых последних западных достижений, здесь по-прежнему можно было увидеть гаремы, невольников и странные традиции. Предлагаем вам посмотреть на фотографии того времени, которые совсем не похожи на всё то, что вы могли себе представить.

Последние шахи династии Каджар изо всех сил пытались модернизировать страну. Инженеры из России строили телеграф, французы обучали армию, в Тегеране появились аэропланы - в тот момент последнее слово техники. Пилоты, конечно, были сорвиголовами, но девушка в парандже и грязных туфлях, по-хозяйски облокотившаяся на самолет на этом снимке, смотрится не менее лихо.

Шах Насер ад-Дин, который правил Персией во второй половине XIX века, с юности увлекался фотографией. Он устроил во дворце собственную фотостудию и назначил первым придворным фотографом Антона Севрюгина из России, у которого имелось фотоателье в Тегеране. Севрюгин снимал шаха и придворных, но в женскую половину дворца путь был закрыт. Свой гарем Насер ад-Дин фотографировал лично.

В Персии тех лет телеграф, аэропланы и фотоаппараты уживались со средневековыми порядками. Многочисленным женам и наложницам знати прислуживали евнухи и невольницы из Африки и с Кавказа. Рабство запретили только в 1929 году, после свержения династии Каджаров.

Гарем Мозафереддин-шаха, сына и преемника Насера ад-Дина, не имеет ничего общего с фантазиями европейцев, начитавшихся восточных сказок. Это не «Тысяча и одна ночь» - никаких полуобнаженных девиц и танцев живота. Больше похоже на мирный семейный портрет: женщины чинно смотрят в объектив, озорные дети забрались под стол.

Дочь шаха Насера ад-Дина, круглолицая красавица Ахтар ад-Даула, позирует со служанками. Во второй половине XIX века персидские представления о красоте - как женской, так и мужской - заметно отличались от европейских. Знатные девушки не стремились похудеть и щеголяли пышными бровями, а порой и легкой растительностью на лице.

Группа женщин с козой в андаруни (внутренних покоях) дворца шаха. Покрывала на их головах удивительным образом сочетались с мини-юбками, которые вызвали бы скандал в любой европейской столице того времени.

Любимая наложница часто появляется на фотографиях, которые делал Насер ад-Дин, причем всякий раз в новом наряде - то в персидской юбочке, то в европейском платье, то в японском кимоно. Девушка была черкесской красавицей и, скорее всего, рабыней.

Внучка шаха Исмат аль-Мулюк и ее родственницы строят рожи перед камерой. В Instagram и не такое увидишь, но в XIX веке с фото не шутили. Чтобы снимок удался, людям приходилось несколько минут неподвижно сидеть перед камерой с постным лицом. Но принцессам закон не писан, особенно в тех случаях, когда под покрывалом камеры прячется собственный дедушка.

Другая фотография Исмат тоже не вполне серьезна. Она стоит рядом со своей сестрой Фахр аль-Тадж, а их отец, зять шаха, валяется под стулом.

Рядом с внучкой шаха Фахр аль-Тадж на скамейке прикорнула ее мать - дочь шаха Насера ад-Дина Исмат ад-Даула.

Другая внучка шаха - Исмат аль-Мулюк с козочкой на руках рядом с мужем.

Музыканты и танцы в городе Сельмас.

Несмотря на традиционную одежду и покрывала на голове, девушки в женской школе изучают самую передовую науку того времени, а класс оборудован микроскопами - недешевое удовольствие.

В середине XIX в. экономическое положение Ирана было сложным. Развитие промышленности, ремесла и торговли страдало от налогового гнета, феодальных междоусобиц, грабежей феодалов, отсутствие гарантий неприкосновенности личности и собственности, внутренних таможень, плохого состояния дорог и произвола феодалов. 80 % населения жили в сельской местности. Треть всех земель в стране принадлежало государству в лице шаха. Вторым по значимости собственником земель являлось духовенство. Затем шли представители аристократии, ханы племен, чиновники. Крестьяне за пользование землей платили продуктовую ренту владельцам. Размер ее колебался в зависимости от региона от трети до двух третей урожая, но во многих случаях речь шла о половине урожая. Насилие над крестьянами и поборы с них были обычным для того времени делом. Определенные гарантии крестьянскому имуществу предоставляли нормы исламского права – шариата, обязательные для мусульманского общества. Треть населения Ирана жило в кочевых и полукочевых племенах. Сохраняла свое значение торговля рабами-неграми.

Сбор налогов поручался откупщикам, которые платили всю сумму налогов с данной местности и собирали с населения затраченные деньги плюс значительную сумму сверх расходов. Государственные должности открыто продавались. Дача взяток считалась среди различных социальных слоев населения вполне естественным делом. В политической жизни Ирана большую роль играло духовенство – улемы могли отклонить тот или иной шахский указ (фирман) в случае не соответствия его шариату. Правительство шаха, чтобы получить поддержку духовенства, выплачивало ему жалованье, дарило земельные владения, финансировало строительство мечетей.

Центральная власть не могла контролировать отдаленные провинции государства, что способствовало усилению местных феодалов и губернаторов, которые не слишком считались с центральным правительством и управляли вверенными им территориями как независимые правители. Шахское правительство в некоторых случаях стравливало усилившихся феодалов между собой для обеспечения безопасности государства. Английский посол полковник Фаррант отмечал, что жители таких крупных провинций, как Исфахан, Фарс и ряд других, “все более не признают власть шаха, и их разбои и грабежи становятся слишком частыми”. Англия поддерживала племена юга Ирана к вооруженным выступлениям против правительства, снабжая их как финансово, так и оружием. Еще по торговому договору от 1801 г. на английские товары устанавливались низкие таможенные пошлины. В 1841 г. Британия добилась от правительства Ирана подписания нового англо-иранского договора, который предоставлял Великобритании ряд привилегий: подданные Англии освобождались от уплаты внутренних таможенных пошлин, пошлина на внешнеторговые операции устанавливалась в размере 5% от стоимости товара, основывались английские торговые агентства в Тегеране и Тебризе. Подданные Соединенного Королевства получали право экстерриториальности-неподсудности местным властям и законам. В результате заметно возрос ввоз в страну английских промышленных изделий, дешевых и качественных. Особенно пользовались популярностью британские хлопчатобумажные ткани. В 1845 г. аналогичные привилегии получили Франция и Австрия.

Крупное иранское купечество, давая взятки и делая различные подношения властям, пользовалось определенными привилегиями. Союзы купцов–торговые гильдии защищали в определенной мере своих членов от произвола властей. Но полной гарантии сохранности собственности не было ни у кого. Правитель региона мог не считаться с мнением купцов. Так в 1848 г. были конфискованы правительством капиталы одного из ханов за то, что тот не поддержал в борьбе за власть наследника престола. Некоторые купцы переходили в подданство России или Англии, чтобы предотвратить конфискацию капиталов и имущества со стороны чиновников разного уровня. В 1848 г. был ограблен местными властями около города Исфахана богатый купец Давид Меликов.

По форме правления Иран продолжал оставаться в 19 веке неограниченной монархией во главе с шахом. Шах распоряжался не только имуществом, но и жизнью своих подданных. Он мог издать любой закон, согласуя его во многих случаях только с высшим духовенством. Большая власть была сосредоточена и у наследника трона. Руководил правительством шаха садр-азам. Ему подчинялись министр финансов, министр иностранных дел и военный министр. Наследные принцы руководили по традиции Азербайджаном, получая необходимый опыт управления. Первые попытки реформ предпринятые после поражения Ирана в русско-персидской войне 1804-1813 гг. дали скромный результат – новая регулярная иранская армия, созданная с учетом европейского опыта, выиграла войну с Турцией, но проиграла войну с Россией в 1826-1828 гг. Сказалось отсутствие достаточного количества подготовленных офицеров и злоупотребление имеющимися служебным положением и коррупция, сверху донизу пронизывающая армию. Солдаты нередко голодали, занимались грабежом местного населения. Многие из военнослужащих не умели даже заряжать ружье. В русско-иранской войне в ходе битвы под Елизаветполем русская армия численностью 8 тысяч человек разбила 35 тысячную иранскую. По Туркманчайскому миру Иран передал России Нахичеванское и Ереванское ханства (территория Армении) и обязался выплатить контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром. Шахская казна постоянно сталкивалась с дефицитом средств. Задолженность казны чиновникам и армии вызывала недовольство, вследствие чего часто возникали беспорядки в войсках. Ко времени восстания бабидов в 1848 г. разложение регулярной армии достигло крайних пределов – ее численность уменьшилась с 30 тысяч накануне войны 1826-1828 гг. до 10 тысяч. Задача ее реформирования пала на плечи нового премьер-министра Ирана Таги-хана, который перевел формирование всей армии на рекрутскую основу.

Восстание бабидов, неудачные войны привели некотрых представителей правящих кругов иранского общества к необходимости экономических, политических и военных преобразований. Таги хан не был от рождения аристократом. Его отец являлся вначале поваром, а затем управляющим у придворного двора наследника престола, а затем и у главы правительства страны. Мирза Таги хан воспитывался в семье придворного и стал его секретарем. Таги-хан посетил в 1829 г. Петербург в составе иранской дипломатической миссии. Посещение гораздо более развитой во всех отношениях страны показало Таги-хану необходимость преобразований в его собственной. Таги хан смог побывать в Турции в качестве главы иранской делегации по выработке условий мирного договора между двумя государствами, где увидел ход реформ эпохи танзимата. Мирза стал в 1834 г. заместителем командующего войсками наследника трона, что, естественно, способствовало его продвижению к власти. В день своей коронации в 1848 г. новый шах назначил своего воспитателя главой правительства, а потом выдал за него свою родную сестру. Таги хан провел военную реформу по которой вводилась рекрутская повинность на население. Срок службы поставляемых каждой деревней и городом определенного числа рекрутов составлял 20 лет. Вследствие реформы боеспособность армии немного повысилась. По территориальной реформе Иран был поделен на 12 провинций – вилайетов, провинции в свою очередь делились на уезды, те в свою очередь на округа. Низовой административной единицей была деревня. Была провозглашена свобода вероисповедания. Следует отметить, что приверженцев немусульманской религии было меньшинство в Иране – только 1 % от всего населения.

По инициативе садр-азама вышла в свет в 1851 г. первая газета на персидском языке. Для детей знати открылась первая нерелигиозная школа “Дом наук”. Таги хан организовал ряд государственных мануфактур и оружейных заводов, построил крытые базары и караван-сараи в Тегеране, ликвидировал внутренние таможни. Для защиты местных производителей был запрещен ввоз некоторых категорий иностранных товаров. За рубеж были отправлены люди для изучения процесса изготовления машин. Первый министр решительно боролся со взяточничеством чиновников и сократил их количество. Реформатор запретил пытки обвиняемых при расследовании обстоятельств преступлений. Преобразования Таги хана вызвали недовольство части правящей элиты во главе с матерью Насер ад-дин-шаха Махдийе Улийа и пятничного имама Тегерана Абд аль-Касимом. Они обвинили главу правительства, что тот преклоняется перед Западом. Противники реформ смогли отправить в отставку Таги хана и сослать его, затем реформатор был казнен в январе 1852 г. – ему вскрыли вены.

October 19th, 2013

Персия при Наср-эд-Дин-шахе (2)

Мисль-Рустем. Персия при Наср-Эдин-шахе с 1882 по 1888 г. — СПб., 1897. (Мисль-Рустем — псевдоним Меняева , одного из инструкторов Персидской казачьей бригады). Очерк I.

ОЧЕРК II-й
Столица Персии Тегеран
Положение города. — Описание частей города. — Водоснаб-жение. — Народо-насе-л е-ние. — Занятия жителей. — Делали. — Нищие. — Уличные типы. — Базары.


Тегеран. Мейдан-и Машк (учебный плац). Продавец мороженого.
Здесь и далее фото А. Севрюгина.


Столица «Средоточия мира», Падишаха, Шахиншаха (т. е. царя царей), «тени Магомета на земле», Наср-Эдина, «знаменитого потомка Магомет-шаха, Фат-Али-шаха» и проч. и проч. (одним словом, всего титула шаха не перескажешь), — город Тегеран лежит на песчано-каменистой равнине и издали, с гор, представляет довольно правильный круг, окаймленный фестонами. Эти фестоны суть крепостные земляные валы, имеющие формы люнетов, вдоль которых вырыт довольно глубокий ров с перекинутыми через него 14 мостами, идущими к 14 воротам вала. Говорят, персы могут по желанию запрудить ров водой; вал же сам не толст и имеет по бокам ворот амбразуры, но во всяком случае не может служить надежной охраной в военное время. В некоторых местах ров и вал теперь частью обсыпаются, и их не ремонтируют, несколько поддерживая только с той стороны, откуда шах выезжает обыкновенно в свои летние дворцы, т. е. ремонтируют лишь на показ шаху. Издали, за валом, города почти не видно, так как все персидские дома имеют плоские земляные крыши; выступают только торчащие мечети и дворец шаха.


2. Ворота Дарвазе-йи Даулат


Подъехав к одному из мостов, ведущих через ров в город, вы поражаетесь живописной архитектурой городских ворот, с башенками и колонками наверху, с целыми картинами, выложенными персидскими разноцветными изразцами, и у которых всегда таможенный страж.



3. Дарвазе-йи Даулат, вид со стороны города


Окружность Тегерана вместе со рвом достигает 30 верст; город делится на три части: первую — европейскую, лежащую ближе к северу; затем — азиатскую, лежащую в центре города, и, наконец, пустыри, или загородную часть, лежащую внутри вала, к югу. Постараюсь описать каждую часть отдельно, дабы дать более ясное представление о городе.

В европейском квартале улицы распланированы очень хорошо: они широки и большею частью имеют с боков канавы с проточной водой, обсажены тутовыми (шелковичными) деревьями, дающими в знойные дни прохладу, а во время созревания на них ягод (тута) даже и пищу беднякам. Улицы содержатся весьма чисто, по вечерам поливаются, а днем подметаются особыми, нанятыми от полиции людьми, одетыми в мундиры. Жаль только, что даже в европейском квартале нет тротуаров из плит, а большею частью вымощенные крупным булыжником; сами же улицы почти все шоссированы. Странное впечатление производят на приезжего эти улицы: хотя они очень чисты, но кажутся неприветливыми. Это происходит оттого, что у редкого дома окна выходят на улицу. Персы строят все дома окнами во двор, так что снаружи вы видите только стены с дверьми, имеющими привешанные снаружи скобы , которыми и стучат, когда хотят войти. Эти скобы заменяют у них звонок. Персы не строят на улицу окон с целью охранить от любопытного взора своих жемчужин эндеруна, т. е. женщин (гарем). Обращенные на улицу стены домов большею частью выбелены или остаются серыми от смазывающей их глины.



4.Тегеран начала XX в. (Вывеска: „Братьев Рзаевых / Шемахинцы“)


В европейском квартале помещаются все дипломатические миссии, за исключением Русской Императорской миссии, которая построена почему-то около самых азиатских базаров, в грязной части города; здесь же помещается много богатых дворцов разных ханов и дворец полицеймейстера, выстроенный им на какие-то сомнительные денежные источники. В этом же квартале в мое время находились две гостиницы для европейцев: одна француза Прево, содержимая довольно чисто, хотя без всякого комфорта, и другая «Grand-Hotel», содержимая армянином, весьма грязная, с покоробленным биллиардом. Далее полицейское управление с вонючими подвалами, медерсе (училище) для военных и докторов. Патронный завод с допотопными машинами, привезенными из Франции капельмейстером Лемером по приказанию шаха. (Не правда ли, странно, что капельмейстер покупает машины для патронного завода? Но персам это не кажется странным). Телеграфная станция американской компании, дающая на несколько часов свою ветвь русским для переговоров, для чего там содержится также преглупый телеграфист. Газовый завод, стоющий очень много и, должно быть, потому именно зачастую не работающий, — газу не хватает даже на две с половиною улицы: иногда фонари зажигаются днем, когда проезжает шах, а чуть смеркнется — их торопятся потушить, и улицы остаются во мраке. На площади есть даже два Яблочкова фонаря, но вследствие неисправности они никогда не светят.



5. Тегеран. Газовая улица. (Конка и железная дорога Тегеран — Шах-Абдул-Азим принадлежали Лазарю Полякову ,
который выкупил обанкротившуюся компанию у бельгийцев)


В этой же части находятся: плац Мейдан-Машк (для учения) и Топ-Майдан (артиллерийский), в середине которого расположен большой бассейн, испускающий зловоние; хотя в нем и много воды, но персы часто обмываются там и полощат белье, чем и грязнят его. Эта площадь имеет четверо ворот в улицы, на одних из которых, против дворцовой улицы, местные музыканты ежедневно играют вечернюю зорю.


6. Наккара-хане. Музыканты играют зорю


Имеются налицо также две общественные бани, весьма грязно содержимые и вонючие, но о них скажу потом отдельно. Улицы в европейском квартале носят названия Европейская, Алиазаровская и т. д., так что вы благодаря этому можете скоро ориентироваться. На многих улицах этого квартала вы встретите каменные полицейские караулки, у которых зачастую увидите дремлющего сидя пестро одетого полицейского, который вскочит, увидав вас, схватит стоящую у стены обнаженную шашку и ковырнет ею в воздухе, т. е. отдаст честь, а чаще, и увидав вас, не поднимется и будет продолжать дремать или курить неразлучный кальян.



7. Дарвазе-йи Мейдан-и Тупхане — ворота Пушечной площади


На границе, так сказать, европейского квартала с азиатским стоит шахский дворец; он занимает со своим эндеруном огромное пространство и окружен со всех сторон высокою стеною. О дворцах буду говорить дальше отдельно, а пока перехожу к кварталу азиатскому, лежащему уже за дворцом.



8. Еврейский квартал Тегерана


Эта часть города построена на старый азиатский манер и планировки улиц в ней совсем нет; улицы или, вернее, большею частью переулочки все кривые, грязные, в большинстве узкие до того, что двое верховых едва могут разъехаться. В этой части сосредоточены базары и живут персы, евреи и гебры, — европейцев нет; здесь ютятся даже самые богатые персы и, не смотря на то, что внутри их домов чистота, перед выходами на улице грязь, и нередко валяется падаль. Базары образуют крытые сводчатые или же крытые циновками (род наших рогож) здания, представляющие собою широкие галереи с маленькими открытыми впереди лавочками. Среди базаров встречаются мечети. Прямо на улицах устраиваются незакрытые ямы, ведущие в подземные водопроводы, так что вы легко можете попасть туда; но не беспокойтесь, там не глубоко и вас сейчас вытащат, — дело обыкновенное; раз даже сам полицеймейстер, граф М., попал в такую дыру и отделался только тем, что вывихнул ступню: по этому поводу персы хладнокровно говорят: «Ейб-надере» (ничего). Санитарами в этих улицах служат, как видно, собаки, рыщущие по ним массою и днем никого не трогающие, но по вечерам или ночью стоит вам наступить на собаку или задеть одну из них, как вас начнут преследовать целые стаи.



9. Мейдан-и Машк (учебный плац)


Тут же, окруженные этой грязью, помещаются таможня и почтовое ведомство. На одном из базаров находится площадь Сабз-Майдан (Зеленая площадь), вокруг которой расположены лавки с фуражом. На этой же площади стоит постоянный эшафот, с длинным шестом, на который вешают головы казненных. Вообще, мало интересного встречается в этом квартале — грязь и вонь, вонь и грязь.

Третья часть города находится за азиатским кварталом. Там, среди полей, стоят кирпичные заводы с массою глубочайших ям, где берут глину; там же караван-сараи (постоялые дворы) для караванов и огороды. Украшает эту часть города только станция железной дороги, устроенная по-европейски, путь от которой, на протяжении всего 11 верст, идет до святого места, чтимого персами монастыря, называемого Шах-Абдул-Азим, т. е. Убежище Шах-Абдула.



10. Со временем появились и иные ж.-д. направления: Хорасанские ворота Тегерана. Конец XIX в.


Описав в частности каждую часть по внешнему виду, я постараюсь описать вообще уличную жизнь столицы, водоснабжение и т. д., — словом, все, что может представить некоторый интерес.

Около города нет ни озер, ни рек, и он снабжается водою при помощи каналов из источников, лежащих в горах верст за 70—80 от города. Каналы эти частью идут по поверхности земли, но большею частью под землею; для освежения воды и очистки ее, на расстоянии каждых шагов 20—30, над подземными каналами делаются отверстия; таких каналов с гор в город идет до 70, из них два называются шахскими каналами, и в них вода лучше. Подобные каналы проходят по всему городу и воду из них берут чрез имеющиеся отверстия; по домам разносят воду «саки» (водоносы) в кожаных мешках, и берут за это в месяц рубля 1½—2.


11. Водонос


Персы вообще умеют отлично проводить каналы, но плохо за ними смотрят: без церемонии, в пяти шагах от места, где люди берут воду для питья, зачастую они подмывают все свои части тела, что требуется у них перед молитвою. Я сам видел, как в чудном дворцовом бассейне шаха, правда, очень запущенном, караульные сарбазы (солдаты) производили обычное омовение и тут же пили. Персы любят воду, и в редком дворе нет каменного бассейна (сплошь с вонючей водой) для домашнего употребления, поливки двора, мытья посуды и белья и т. д. Персы вообще нечистоплотны в обращении с водою, почему даже в великолепных бассейнах шаха вы постоянно увидите на дне тину и грязь.

Определить точно, сколько народу живет в Тегеране, нет возможности; спросите любого перса, и он на ваш вопрос ответит: «Аллах мидунет», т. е. Бог ведает; многие даже говорят, что грех считать людей. Переписи населения никогда не было, да вряд ли ее возможно было бы произвести, так как многие фанатики не покажут верного числа находящихся в их эндерунах «жемчужин» (жен и наложниц). Но приблизительно в городе считают населения до 100 т., которое распадается так: 70% мусульман-шиитов-персов, 18% мусульман-суннитов, турок и евреев, 10% христиан и 2% гебров-идолопоклонников, афганцев и других. Большая часть этого народа занимается торговлей. В Персии торгуют почти все, начиная с «сартипа» (генерала) до «сарбаза» (солдата), и это там не кажется странным. На улице вы зачастую увидите солдата в мундире, с погонами, в коротких штанах и не в форменной шапке, сидящим у стены на корточках перед грязной тряпкой, на которой валяются медные деньги, — это уличный меняла серебра на медь и обратно; или вы увидите такого же солдата, торгующего на «ишаке» (осле) вареной свеклой (любимое кушанье бедняков). Благодаря жаре на улицах днем людей мало заметно, но стоит пойти в крытые базары или выйти во время заката солнца на улицу, около 5 часов дня, то вы увидите массу снующих людей, словно в муравейнике.


12. Торговец свеклой


Много можно увидеть интересного в одежде и в обычаях страны. Я зачастую выходил только для того, чтобы полюбоваться всеми оригинальностями восточной жизни. Того, о чем обыкновенно распространяются туристы и газетные корреспонденты из восточных стран, именно, будто на улицах вы видите повсюду роскошь костюмов, — я не видал, хотя и жил на Востоке (в Персии и Турции) 8 лет; говорю прямо, роскоши костюмов на улицах Персии нет нигде; скорее кругом бросается в глаза нищета и грязь, представляя, вместе с тем, много оригинального для европейца.

Не успели вы показать нос на улицу, как встречаете у входа вашей квартиры «делала», с сладкой миной предлагающего вам все что угодно. Эти «делалы» — род комиссионеров-торговцев; чрез плечо у них всегда перевешивается несколько ковров, в руках топорики и молотки времен, по их уверению, чуть ли не Адама, а в карманах жемчуг и бирюза. Если у них не окажется того, что вам нужно, — только назовите, и завтра же вам будет доставлено, что вы ни пожелаете. Они сами не богаты, но имеют полный кредит на базаре, где им все отпускается в долг, даже без расписки, на комиссию. Этот народ большею частью торчит у дверей европейцев, всегда жаждущих достать в Персии чего-либо старинного. Делал знает, с кого можно нажить и кого надуть, а потому с ним надо торговаться, как с жидом, и в конце концов он все-таки обманет, продав вам за настоящие негодную бирюзу, линючий ковер или какую-нибудь старинную рыцарскую арматуру, времен Тамерлана, с клеймом бельгийской фабрики последних годов, которую выписывают нарочно в Персию для надувательства глупого «френги» — европейца, и которую, чтобы она казалась старой, заржавленной, держат месяц в сырой земле. Или тут же делал вручит вам монеты времен Искандера, т. е. Александра Македонского, чеканенные несколько недель тому назад в Исфагани (где целая фабрика фальшивых монетчиков). Делали народ навязчивый, и если вы их допустите приходить к себе когда им вздумается, то они будут надоедать вам и ночью. Со всего вам проданного дают известный процент (около 5%) вашей прислуге, чтобы назавтра их опять допустили к вам, — это уж в обычае.



13. „Фагиры“ — нищие, кейфуют (курят опиум)


Не успели вы отойти от вашего дома на несколько шагов, как будете атакованы нищими — «фагирами» (не нужно смешивать с «факиром»); они тоже очень любят ютиться около домов европейцев и поджидают их выхода целыми часами.



14. Тегеранский нищий


Нищих в Тегеране масса; из них большая часть калеки, без рук и ног, — это, конечно, в виде воспоминаний о данных им внушительных назиданиях бывшими хозяевами-ханами за какие-нибудь провинности.



15. Нищий


Но есть и профессиональные нищие. Я знал парочку. Он здоровый, до пояса голый негр, она — прехорошенькая персиянка; от всякой предлагаемой им работы они отказывались и имели между собою, как говорят, уличный роман. Отделаться от нищих очень трудно; нужно прямо их гнать от себя; если же вы дали одному, то вас обступят 5—10 и все будут уже требовать. Я знал одного нищего, который всегда просил так: «У меня сегодня вечером гости, не на что купить огня, прошу дать». Не правда ли, оригинальный способ просить милостыню — на гостей?



16. Дервиш (в руке кашкуль — чаша для подаяний)


Только что вы отделались от нищих, как непременно наткнетесь на дервиша (род секты странствующих монахов). Он прямо перегородит вам дорогу и будет кричать: «Я-хак! Я-Али!», т. е. он призывает имя Бога и Али, их пророка. Дервиши не просят, а только взывают к Богу, но зачастую вид их настолько внушителен, и прямо разбойничий, что вы невольно кинете монету в их кокосовую чашку, висящую на руке. Одеты дервиши разнообразно, большею частью — без головного убора, с растрепанной шевелюрой и бородой; их рожи выглядят довольно свирепо. Дервиши бывают черные и белые; они ходят босыми, в широких белых грязных шароварах, сверх же пояса большею частью совсем нагие или только с наброшенною на плечах козлиною шкурою; в руках, кроме долбленого кокосового ореха на цепочке для милостыни, у них всегда огромная сучковатая дубина, или железный топорик, или железная палка с изображением бычачьей головы на верхнем конце. Изредка вы встретите дервиша на кляче, подаренной ему, или быке: — это дервиш, едущий на богомолье.


17.


Отделавшись от дервиша, вы продолжаете путь дальше; но вам приходится не заглядываться по сторонам, а смотреть не только вперед, но и назад, иначе постоянно идущие вереницы верблюдов и ишаков непременно собьют вас с ног в канаву. Погонщики — народ весьма бесцеремонный, как и их скотина.

Любопытного много на улице: вот вы видите сидящего у канавы перса, протянувшего с улыбкой голую до плеча руку, из которой фонтаном бьет кровь, а рядом другого, также с улыбкой, — довольного профессора, сделавшего удачную операцию. Это цирюльник, открывший кровь пациенту, страдавшему каким-нибудь недугом. В Персии принято лечиться кровопусканием. Дальше, рядом вы видите сидящего на корточках перса, с зеркальцем величиною в яблоко в руках, и над его головой старающегося пробрить ему середину головы — «усту», т. е. мастера бритья; это уличный парикмахер, который без церемонии плюет на бритву и точить ее на ремне, висящем у него на поясе. Затем вдруг вы слышите страшный крик и видите кучку народа; из любопытства вы подходите, — и что же? Зубной мастер, «дандун-уста», огромными щипцами тянет зуб у сидящего на корточках и ревущего во всю глотку своего соотечественника, которого еще притягивают к земле другие люди. У какой-нибудь стены вы увидите развешанные саженные размалеванные яркими красками картины, изображающие какие-то битвы и змей, всегда что-то непонятное и фантастическое; подойдя, действительно, вы иногда увидите то, чего у нас в Европе не видывали. Какой-нибудь красноречивый перс, расхаживая перед картиной, созывает громким голосом народ и рассказывает им подвиги фантастических персидских богатырей. Когда вокруг него соберется много народа и он видит, что есть надежда собрать кое-что за представление, то берет дудочку и начинает наигрывать, сидя на корточках. Тогда из складок его «абы», т. е. широкого халата, начинают вылезать змеи, которые кружатся и извиваются перед ним; он берет их в руки, обматывает вокруг шеи и т. д., и змеи его не трогают; говорят, что яд у них выжжен, но я этому не верю. Я сам видал, как подобная змея ужалила курицу, которая сейчас же, немного помучившись, околела, — и собаку, которая со страшным визгом умчалась, получив укол от змеи. По предложению одного факира, я брал при моих родных змею в руки, и она вдруг напряглась вся как палка. В другой раз такой же факир, высыпав в таз до полсотни тамошних желтых и серых скорпионов, затем, взяв по одному, дунет на него или положит в рот — и скорпион мертв; положивши, факир позволяет трогать; в заключение, дунувши на него опять (по-другому — раза три) и произнеся заклинания, — оживляет и потом живо руками собирает их в свою коробку.



18. Заклинатель змей. Начало XX в.


На улице вы также можете встретить персидских цыган с безобразными обезьянами, делающими под звуки бубна всевозможные прыжки, или персидских евреев, продающих разные тряпки; или же, наконец, «кальянчи», т. е. человека с персидским кальяном предлагающего вам за 1 коп. покурить отвратительной пыли, вместо чудного персидского «ширазского» табаку.


19. Кальянчи


Иногда вы встретите 2—4 персов, ведущих на цепи львицу, — она принадлежит шаху, ручная, ее можно гладить. Водят ее по улицам на показ некоторым ханам, за что вожакам платят.


20.


Все время, пока вы идете, в ушах ваших стоит шум от крика разнообразных торговцев. Один выкрикивает «фрукты»; другой «сласти» (до конфект персы большие охотники); третий — солдат, одетый в мундир, а во все остальное не форменное, стоя около осла, выкрикивает «вареную свеклу» или «арбузы»; или торговец шербета предлагает воду из канавы, добавляя немного в нее сиропа; или «сабменсаб», т. е. офицер, спешащий на осле, под зонтиком от дождя, на «селам» шаха.


21. Уличный разносчик


Но вот сзади вас раздаются громкие голоса: «Хабарда», т. е. берегись; вы даете дорогу, и мимо вас попарно, скорым шагом, с палками в руках, идут какие-то люди, а за ними, покачиваясь на седле, едет какой-нибудь хан, важный человек, — без этих людей он не выходит, и это называется «ташахус»; а если у хана своих слуг мало для «ташахуса», то он при выезде нанимает еще других, чтобы они шли впереди; по числу сопровождающих — определяется и величие едущего перса. Нередко идущие, а иногда и едущие впереди люди «ташахус» налетают на вас и требуют, чтобы вы отвернулись лицом к стене и закрыли глаза, что встречные персы и делают, иначе их побьют. Для европейцев это не обязательно, хотя нахалы персы иногда и от них требуют того же. Это означает, что едут важные барыни. По улицам шумно; но мимо вас следуют тихо или сеиды, потомки пророка, или женщины, выглядывающие из-под своих одеяний, «чадер», какими-то мумиями; но если персиянка хорошенькая и притом не видно около мусульман, то зачастую она откроется, чтобы показать свои всегда начерненные глаза.



22. Бакалейщики


Потолкавшись по улицам, вы, конечно, заглянете из любопытства и на базары. Тут тоже много оригинального. Базары, как я сказал раньше, — это крытые коридоры, освещаемые сверху из отверстий, с открытыми лавочками по сторонам. В этих коридорах торговля ведется, так сказать, по однородности продаваемых товаров. Вот вам длинный коридор все с лавочками медных изделий: от него вправо идет коридор с лавочками серебряков, золотых и костяных изделий; там коридор башмачников; далее коридор с персидскими материями, коврами и т. д. Но самая интересная часть базара — это коридор с лавочками, в которых варят кушанье; это, так сказать, обжорный ряд. Персы подходят к лавочке и, не входя в нее, суют деньги продавцу; им накладывают в чашку или на «лаваш» — хлеб — требуемое кушанье, которое они тут же и поедают, стоя или сидя на корточках у лавки. При этом я должен сказать, что персы все едят руками, без ножей и вилок, даже жидкие кушанья они забирают согнутым кусочком лаваша, т. е. персидского хлеба, который печется тонким блином в один-полтора арш. длины.


23.


По всем этим базарам толкотня еще большая, чем на улице, потому что чрез них проходят караваны с верблюдами и лошаками. Женский пол, закутанный в чадрах, толчется более там, где имеются материи и серебряные изделия, — тут и торговцы более солидные. В каждой лавчонке можно увидать важно сидящего на своих пятках перса, курящего кальян; он при вашем приближении только спросит: «Чи сааб михает?» — «Что барину нужно?» — и только после вашего требования поднимется. Есть еще интересный базар, где сбивают и продают вату, ватные одеяла и подушки. Разбивка ваты производится струной, натянутой на довольно неуклюжем инструменте, по которому бьют деревянной колотушкой, отчего струнка издает печальный звук и дрожанием своим разбивает вату.

Османская империя - одна из сильнейших держав Европы и Азии, существовавшая на протяжении более 6 веков. Почему столь сильное государство потерпело крах и в политическом, и в экономическом плане? Изучив данный урок, вы узнаете, кто такие младоосманы и младотурки, как зародилась Конституция и парламент в Османской империи, а также как известные всем государства Балканского полуострова (Греция, Болгария и Сербия) получили независимость от Османской империи.

Огромные османские территории и мощь заставили европейские страны объединиться против турок. Деятельность, направленную на оборону от турок, а затем и наступление, предпринимала и Россия. В ходе Прутского похода Петра I, а затем в ходе русско-турецких войн эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II Россия справилась с турецкой агрессией. Более того, России удалось захватить территорию Крымского ханства.

Турецкие власти не могли не понимать того, что Османской империи необходимы реформы. Нужно было построить армию по новому образцу.

Султан Селим III (рис. 2), правивший Османской империей с 1789 по 1808 год, призвал иностранных военных инструкторов. В качестве образца он выбрал Францию . Это немудрено, ведь в это время активно велись наполеоновские войны, и французские военные советники казались султану наиболее квалифицированными и качественными.

Рис. 2. Султан Селим III ()

Однако одной перестройки армии было недостаточно. Но Селим III не стал проводить перестройку всей страны по европейскому образцу.

В это же время начинается активное экономическое развитие Османской империи по европейской модели. Так, Селим III запретил цехи (цеховое устройство в Европе существовало в Средние века) и начал строительство мануфактур. Но этого было недостаточно.

XIX век оказался для Османской империи тяжелым. Именно в это время начинает пробуждаться самосознание балканских народов. Этносы, находившиеся в течение многих веков под турецким господством, стали бороться за независимость. Первой страной, добившейся независимости от Османской империи, стала Греция. Это произошло в 1829 году. Греческий успех воодушевил остальные балканские народы, и они стали переходить в активное наступление с требованием сначала автономии, а затем полной независимости. Так, в 1833 году широкую автономию в рамках Османской империи получила Сербия .

Пик борьбы балканских народов приходится на 1870-е годы. В 1876 году активное восстание на Балканах привело к тому, что в поддержку этого восстания выступила Россия. Она сначала оказывала дипломатическую помощь восставшим народам, а затем направила в этот регион свои войска. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. многие балканские народы создали свои национальные государства: независимая Сербия, Черногория, Румыния, Болгария. Все это способствовало тому, чтобы Османская империя снова вступила в полосу упадка.

С 1865 по 1867 год в Османской империи существовало общество младоосманов . Члены этой организации понимали, что нельзя удержать вместе настолько большие территории без серьезных политических преобразований. Руководствуясь идеями французского просвещения, младоосманы настаивали на том, чтобы в стране проводились реформы либерального или даже демократического характера. Одним из их требований было устранить неравенство между мусульманами и немусульманами. Но на такие кардинальные преобразования турецкие власти пойти не могли. Организация младоосманов была запрещена, а ее лидерам удалось эмигрировать.

В 1875 году Османская империя столкнулась с серьезным экономическим кризисом. Фактически было объявлено о банкротстве государства. Такая мощная военная держава, как Османская империя, нуждалась в постоянных деньгах на поддержание армии, но Османская империя не вела захватнических войн на протяжении 2 веков. Власти попытались обвинить в происходящем христиан, в результате чего во многих регионах страны возникли волнения и даже были убиты германский и французский консулы в Салониках. Естественно, что беспорядки и негодования по поводу христиан не смогли спасти турецкую экономику от упадка. В итоге в столице возник заговор и, воспользовавшись беспорядками в Стамбуле, группа министров низложила правившего в тот момент султана Абдул-Азиза (рис. 3) и объявила о его самоубийстве. Новым султаном стал Абдул-Хамид II (рис. 4), правивший страной до начала XX века.

Рис. 3. Султан Абдул-Азиз ()

Рис. 4. Султан Абдул-Хамид II ()

Во время выступлений часть требований младоосманов была выполнена. В 1876 году в Османской империи была принята Конституция (рис. 5). Она была написана по европейскому образцу, но до начала XX века оставалась актом декларативного характера.

Рис. 5. Провозглашение конституции в Стамбуле, 1876 год ()

В 1877 году в Стамбуле открылось заседание первого турецкого парламента (рис. 6) Однако просуществовал он недолго. В следующий раз он был созван только в 1908 году в ходе младотурецкой революции. Все эти нововведения мало ограничивали власть султана и лишь внешне приближали Османскую империю к европейским образцам.

Рис. 6. Открытие первого турецкого парламента, 1877 год ()

В начале XX века младоосманов сменила другая радикальная организация - младотурки . Восстание, устроенное ими, вошло в историю под названием Младотурецкая революция 1908 года.

В июле 1908 года в городе Салоники вспыхнуло очередное восстание. Младотурки требовали принятия радикальных мер по ограничению власти султана. Абдул-Хамиду II пришлось пойти на эти уступки и восстановить действие Конституции и созвать в Стамбуле парламент.

В апреле 1909 года в Стамбуле вспыхнул новый мятеж . Его устроили феодалы, не хотевшие мириться с тем, что Османская империя в корне меняет представление о монархической власти. Восставшие выступали за устои прежней Турции, без Конституции и парламента.

Султан также не собирался делиться властью с младотурками. Когда проходили выборы в парламент 1908 года созыва, оказалось, что из 230 мест 150 должны занять представители младотурок. Однако в парламент их не пустили, ведь большинством голосов они могли потребовать принятия законов, которые не понравятся султану.

Сразу после начала мятежа в апреле 1909 года младотуркам удалось сформировать большой вооруженный отряд к западу от Стамбула. Тогда они пришли в столицу и свергли султана.

Новым султаном стал Мехмед V Решад (рис. 7). Но реальная власть оказалась в руках правительства, которая оказалась в руках младотурок. Таким образом, Младотурецкая революция привела к созданию в Османской империи ограниченной (конституционной) монархии. Однако эта монархия больше походила на диктатуру, только диктатором был не османский султан, а правительство младотурок.

Рис. 7. Мехмед V Решад ()

Во время правления младотурок кризис в Османской империи достигает своего абсолютного апогея. Страна сталкивается с проблемами во внешней политике. Еще в середине XIX века Османскую империю стали называть «больным человеком Европы». Это означало, что империю рассматривали как самое слабое и нестабильное государство европейского региона. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а также политических кризисов европейские державы поняли, что могуществу Османской империи пришел конец.

Перед Первой мировой войной на Османскую империю набрасываются разные европейские страны в надежде отнять у нее территории. В 1911-1912 гг. проходила итало-турецкая война. В ходе этой войны Османская империя потеряла территорию Ливии.

В 1912-1913 гг. в ходе Балканских войн Османская империя потеряла практически все европейские владения. Эти территории оказались разделены между Болгарией, Грецией, Сербией, Черногорией. Из части этих территорий было образовано государство Албания (рис. 8).

Рис. 8. Независимые от Османской империи государства ()

В 1915 году Османская империя провела акцию геноцида на востоке своей территории . Это было истребление армян.

Османское государство, на тот момент серьезно ослабшее, не перенесло потрясений Первой мировой войны. Когда османский султан вступал в эту войну, он надеялся на то, что в ходе военных столкновений ему удастся стабилизировать ситуацию в стране. Но эти надежды оказались бесплодными. Таким образом, после Первой мировой войны государство Османская империя перестало существовать.

Список литературы

2. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М.: 2013.

3. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. - М.: Эксмо, 2003.

4. Петросян И. Е. Османская империя: реформы и реформаторы (конец XVIII - нач. XX в.). - М.: Наука, Вост. лит., 1993.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М.: 2012.

1. Интернет портал «turkey-info.ru» ()

3. Интернет портал «История мира» ()

4. Интернет портал «ArmenianHouse.org» ()

Домашнее задание

1. Расскажите об основных этапах в развитии Османской империи XVII-XVIII вв.

2. Расскажите об отделении стран балканского полуострова от Османской империи. Какие страны получили независимость? Оказывала ли Россия помощь балканским государствам?

3. Расскажите об организации младоосманов. Чего удалось ей добиться?

4. Расскажите о Младотурецкой революции. Каковы были ее основные итоги?

5. Как вы думаете, почему Османская империя не смогла перенести Первой мировой войны?