Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций. Как проходит аттестация воспитателей Как будет проходить аттестация учителя с

После того, как в Законе об образовании в РФ были приняты поправки, эксперты отрасли обратили внимания на некоторые трансформации в процедуре аттестации категории российских учителей. Повышение стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – такие тенденции могут стать реальными объективными требованиями к учителям уже в скором будущем. Рассмотрим более детально, что изменится в прохождении аттестации педагогов? Кто может отправиться на переподготовку? Обязательная и добровольная аттестация: особенности процедуры.

Какие изменения внесены в процедуру аттестации учителей

Согласно поправкам к Закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), в 2018 году введена новая модель аттестации педагогических кадров. Со слов авторов-разработчиков концепции, она призвана усовершенствовать весь учительский состав, оставив после аттестации только квалифицированных и опытных кадров.

Начиная с 2018 года, педагоги будут проходить аттестацию последовательно, в два этапа:

Этап 1. Подтверждение профессиональных педагогических навыков и соответствие их должности в школе.

Этап 2. Защита педагогической квалификации: специальная комиссия будет анализировать, был ли правильно присвоен уровень квалификации учителю. В случае подтверждения категории, педагог получит повышение квалификации.

Надо сказать, что при прохождении аттестации специально созданная комиссия будет акцентировать внимание на качестве подготовки кандидата в следующих блоках:

    знание дисциплины;

    навыки преподавания;

    коммуникация и взаимодействие с учениками;

    проверка психологической подготовки: анализ реакций педагога на различные ситуации, в том числе, и стрессовые моменты.

Кого затронет проверка знаний педагогов в 2019 году

Согласно положениям о проведении плановой аттестации педагогов, проводится она 1 раз на 5 лет. Соответственно, в 2019 году проверка знаний, навыков и психологической подготовки будет обязательна для всех тех учителей, кто проходил ее еще в 2013 году.

    В первую очередь, это учителя, которые скоро уйдут в декрет (их прохождение аттестации будет запланировано после выхода из );

    во-вторых, это учителя уже с имеющейся квалификацией;

    в-третьих, от аттестации освобождаются педагоги-новички, чей стаж работы в школе не превышает двух лет;

Аттестацию могут не проходить те учителя, которые пребывали в длительном отпуске (4 месяца и дольше). Закон предписывает им проходить плановую подготовку через 12 месяцев после полноценного возвращения в штат.

Читайте также: Будет ли повышение зарплаты российским учителям в 2019 году

Добровольная аттестация на повышение квалификации работников образования

В 2019 году все работники образовательной сферы имеют возможность по собственному желанию повысить уровень своей квалификации внепланово. При этом, важно сказать, что пройти аттестацию в добровольном порядке могут не только специалисты без категории, но и те кадры, которым присвоена соответствующая квалификация. Для того, чтобы претендовать на внеплановую переаттестацию, учитель должен уже иметь категорию на протяжении 24 месяцев, то есть с момента прохождения комиссии в предыдущий раз должно пройти 2 года.

Для того, чтобы подать заявку на прохождение добровольной переаттестации, учителю нужно обратиться, в первую очередь, к руководству школы. Далее в департамент образования по месту нахождения школы подается соответствующее заявление. Если кандидат соответствует базовым требованиям для внеплановой переаттестации, в тестировании ему не имеют права отказать.

В заключение добавим важное замечание: те педагоги, которые по каким-либо причинам не пройдут аттестацию (в обязательном или добровольном порядке), будут направлены на дополнительную подготовку. В министерстве образования делают акцент на том, что здесь речь идет не об отстранении от учительской деятельности, а о комплексной и качественной переподготовке специалиста.

Инструкция по аттестации:
Председатели экспертных групп организаций, подведомственных МК МО:

ГАПОУ МО: Тяжелова Марина Евгеньевна

МОУ ДО:

Прием документов осуществляется централизованно от представителей муниципальных органов управления сферы культуры по предварительной записи (тел.: 8-495-570-47-88, c 10.00 до 15.30) в соответствии с графиком прохождения аттестации (консультации только для координаторов - представителей муниципальных органов управления сферы культуры)

В перечень предоставляемых в НМЦ аттестационных документов входят:
При подаче заявлений:
1. Информационное письмо из муниципального органа управления сферы культуры района или городского округа (в печатном варианте);
2. Cписки аттестуемых в таблице (единые от муниципального образования) - отдельно на высшую и на первую категорию (в печатном и электронном вариантах);
3. Два экземпляра заявлений от каждого претендента, сроки проведения экспертизы в аттестационных заявлениях указываются с начала сроков проведения экспертизы до окончания срока подачи экспертных заключений и приложений в НМЦ (в печатном варианте);
4. Копия аттестационного листа или приказа о предыдущей аттестации (если на момент подачи документов имеется категория);
5. Копии документов об образовании и повышении квалификации;
6. Копии документов подтверждающих смену фамилий, имен, отчеств (в случае наличия таковых).
При подаче экспертных заключений:
1. Экспертное заключение в бумажном виде с подписями эксперта и аттестуемого в 2-х экземплярах
2. Экспертное заключение и приложения к нему в электронном виде (на флешке или переслать накануне приезда на электронную почту [email protected])
Бланки документов для заполнения:
Образец информационного письма комитета по культуре
Бланк "Заявления в аттестационную комиссию" для педагогических работников (незаполненный)
Образец заполнения "Заявления в аттестационную комиссию" (Октябрь , Ноябрь , Декабрь)
Памятка по заполнению "Заявления"
Список аттестуемых в таблице (единые от муниципального образования, на первую и высшую квалификационные категории)
Экспертные заключения для МОУ ДО:
Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Приложения к Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Э/З по должности МЕТОДИСТ
Приложения к Э\З по должности МЕТОДИСТ
Экспертные заключения для ГАПОУ МО:
Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ специальных и общепрофессиональных дисциплин
Приложения к Э/З по должности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ специальных и общепрофессиональных дисциплин
Э\З по должности КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
Приложения к Э\З по должности КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Графики и диаграммы (пример построения)
Адрес для приема электронных вариантов – [email protected] .
Аттестационные документы (заявления, экспертные заключения и приложения) составленные неточно и не по форме Министерство образования Московской области может не принять к рассмотрению аттестационной комиссией. Будьте внимательны при оформлении своих документов, проверяйте шрифт, форму заявлений, должности, наличие и сроки действующих категорий, сроки проведения экспертиз и т.д. в аттестационных заявлениях, количество баллов в экспертных заключениях, внимательно заполняйте Приложения к экспертным заключениям.
Редактирование электронных версий документов в научно-методическом центре невозможна по техническим причинам.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! ВНИМАНИЕ!

Посещение экспертом урока аттестуемого, является неотъемлемой частью прохождения экспертизы профессиональной деятельности на заявленную категорию. При работе с аттестуемым эксперт не только проверяет документы и помогает в заполнении экспертного заключения, но и знакомится с практической работой преподавателя (концертмейстера), что без посещения урока невозможно. То, что в экспертном заключении не выставляются баллы за проведение экспертного урока, ни в коем случае не отменяет подготовки к нему, его проведения и оформления протокола о его проведении.

Для повышения качества преподавания вносятся изменения в аттестацию педагогических работников в 2018 году. Уровень профессионализма учителей и необходимость повышения их квалификации проверят в форме КИМов на основе общефедеральной объективной оценки.

Президент РФ поручил сформировать национальную систему учительского роста (НСУР), задача которой – установить уровень профессионализма педагогов через результаты аттестации. Как повысить качество знаний у школьников?

В аттестации учителей на установление квалификационных категорий последние изменения в 2018-2019 учебном году связаны с введением единых по всей РФ объективных требований, которые до настоящего времени отсутствовали.

Изменилась содержательная часть – результативность труда учителя оценят на основе единых федеральных оценочных материалов в форме КИМов: знание предмета, владение психолого-педагогическими методиками.

Новая модель уровневого профессионального квалификационного испытания (аттестации) обеспечит стимулирование повышения качества и результативности труда педагогических работников.

Кардинальные изменения в аттестации в 2018 году откроют возможность педагогическому работнику получить любую категорию (даже высшую!) хоть через полчаса после окончания ВУЗа – нужно доказать профессиональное мастерство, показав свои результаты. С учетом установленной категории заработная плата повысится.

Причина такого изменения – вопрос молодого учителя, заданный в ходе прямой линии с президентом о значительной разнице зарплат начинающих педагогов и учителей со стажем.

Но педагогические работники массово стали подавать заявления на досрочную аттестацию, чтобы успеть пройти ее до введения изменений в 2018 году.

В настоящее время действуют 2 вида аттестаций педагогических работников: на соответствие занимаемой должности и на присвоение квалификационной категории.

Недостатки нынешней системы аттестации в том, что она "не всегда прозрачна" – в регионах РФ разные подходы. Обязателен только сам порядок, а процедура аттестации выбирается каждым регионом самостоятельно, т.к. не установлены единые для РФ (общефедеральные) требования к аттестации.

Установление квалификационной категории производится по результатам субъективной оценки труда – на основе «портфолио», в связи с отсутствием единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и единых критериев квалификации.

Методическая подготовка аттестационных документов (создание «портфолио») у педагогов отнимает неоправданно много сил и времени. Значительная часть рабочего времени учителя тратится на составление отчетов и бумажных документов вместо непосредственно образования детей и повышения своей квалификации.

Существующие правила аттестации не позволяют молодому учителю, только что получившему диплом, сразу получить высшую квалификационную категорию. Из-за этого он имеет кардинальную разницу в зарплате по сравнению с давно работающим учителем.

По правилам сначала нужно получить первую категорию, на высшую можно претендовать не ранее чем через 2 года:

Причина отказа

Основание

Обращение за установлением высшей квалификационной категории без получения первой квалификационной категории

Претендент на высшую квалификационную категорию может только педагогический работник, который уже имеет или имел первую квалификационную категорию

Обращение за установлением высшей квалификационной категории без соблюдения сроков после получения первой квалификационной категории

Порядок предусматривает, что только не ранее, чем через два года после установления первой квалификационной категории можно подать заявление на высшую квалификационную категорию (п. 30 разд. III)

Обращение за установлением той же категории следует до истечения одного года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в их установлении

Заявление может быть принято только у педагога, имеющего достаточный опыт работы, старательно выполняющего должностные обязанности (разд. III Порядка)

Если педагог прошел аттестацию, то у него мало мотивации повышать уровень своего образования и владения профессиональными компетенциями – нет перспектив профессионального (в т.ч. должностного) роста.

Особое внимание нужно обратить на то, что новая модель аттестации педагогических работников не изменяет порядок аттестации на соответствие должности. Нужно по-прежнему руководствоваться действующим нормативным документом, регламентирующим процедуру аттестации – Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России № 276 (далее – Порядок проведения аттестации).

Эта аттестация обязательна для прохождения каждые пять лет (есть исключения для отдельных категорий педагогов, указанных в п. 22 Порядка проведения аттестации).

Представление на учителя для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит руководитель ОО. В представлении нельзя указывать, что педагог не соответствует профессиональным стандартам, т.к. требования профстандартов (за исключением требований к квалификации) не являются обязательными для применения.

В Постановлении Правительства РФ № 584 об особенностях применения профессиональных стандартов устанавливается переходный период до 1 января 2020 года.

В настоящее время прорабатывается вопрос об исключении из профессиональных стандартов положения о том, что их применяют при аттестации.

Аттестация учителя на соответствие занимаемой должности проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, по-прежнему нужно руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС работников образования.

Эта таблица поможет определить соответствие образования работника требованиям к педагогическим должностям.

Что будет, если педагог не пройдет аттестацию? Если по результатам аттестации педагогический работник не соответствует занимаемой должности, с ним могут расторгнуть трудовой договор или направить на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное обучение.

В 2018-2019 учебном году последние изменения относятся к аттестации учителей на установление (подтверждение) квалификационной категории или замещение новой должности в порядке должностного роста в соответствии с квалификацией.

Изменятся сроки получения квалификационной категории. Педагогический работник сможет сразу получить высшую категорию, даже если не имеет первую категорию и никакого стажа преподавания. Поскольку стажа нет и показать результаты обучающихся учитель еще не сможет, на аттестации по новой модели нужно будет показать свои результаты.

Благодаря изменениям в аттестации педагогических работников в 2018 году сократится дистанция, связанная со стажем, между начинающим учителем и учителем более опытным. При этом заслуги учителей старшего поколения никто не умаляет. Молодым учителям можно будет раньше выйти на аттестацию, если педагог видит себя профессионалом нового качества.

Изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году относятся и к количеству квалификационных категорий, присваиваемых по результатам аттестации – их число может быть расширено. В настоящее время действуют две категории: первая или высшая. Новая модель аттестации педагогических работников предполагает введение многоуровневой системы квалификаций.

По новой модели аттестации педагогических работников присвоение (подтверждение) квалификации производится по результатам независимой (объективной) оценки с использованием при аттестации ЕФОМ (в настоящее время – по результатам субъективной оценки труда – на основе «портфолио»).

Существенные изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году касаются содержания проверки.

Контрольные измерительные материалы будут содержать три блока:

1. уровень знаний по предмету, который преподает учитель;
2. блок по педагогической науке;
3. психологический блок (коммуникативные навыки).

Постепенно по этим трем направлениям расширят профессиональную оценку учителя.

Важно помнить, что объективную оценку достижениям ученика можно дать только в динамике, в сравнении – «сегодня» нужно сравнивать с тем, что он мог «вчера», а не брать пиковые результаты учащихся.

Для оценки опыта работы педагога, который аттестуется на квалификационную категорию, предлагается взять критерии оценки конкурсного испытания «Методический семинар» Всероссийского конкурса «Учитель года России». Учитель излагает концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы, рассказывает о технологиях, которые помогают реализовать ФГОС общего образования и Профстандарт педагога.

Сейчас категория действует пять лет. Периодичность прохождения аттестации по новой модели еще не утверждена: Рособрнадзор настаивает проводить аттестацию раз в 2-3 года, однако более вероятно, что установят срок в 4 года.

Риски новой модели аттестации педагогических работников:

1. В настоящее время еще неясно, по каким критериям и кто будет проверять эссе для оценки кругозора педагога; возможно эссе заменят на КИМ.
2. Проверка психологических характеристик на основе анализа видео урока учителя:
трудности технического характера: профессиональное качество видео требует финансовых затрат;
невозможно получить разрешения на съемку от всех родителей учеников.
3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде.

Многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом об образовании.

Наверняка эти вопросы будут проработаны в новой модели аттестации педагогических работников.

Что будет, если педагог не пройдет аттестацию? Увольнять педагогов не будут, так как это не является целью аттестации. Преподавателя будут направлять на обучение, переподготовку, курсы повышения квалификации.

В настоящее время повышение уровня образования педагога и повышение уровня владения профессиональными компетенциями не влияют на профессиональный (в т.ч. должностной) рост педагога.

Введение новой модели аттестации педагогических работников позволит молодым учителям строить свою карьеру по разным направлениям и совершенствовать свои педагогические навыки (путь горизонтального роста).

НСУР предполагает введение трех должностных градаций:

1. "учитель" (окончил специализированное учебное заведение, обладает знанием своего предмета, умеет планировать урок),
2. "старший учитель" (учитель с первой категорией – не просто приобрел опыт, но и овладел передовыми педагогическими технологиями, умеет работать с детьми с ОВЗ, способен сам разрабатывать учебные программы),
3. "ведущий учитель" (учитель с высшей категорией – обладает всеми компетенциями старшего учителя, но выступает в роли интегратора).

Старший преподаватель будет заниматься наставничеством, имея при этом небольшую нагрузку. В каждой градации могут быть еще по три деления.

В новой модели аттестации прежние преференции педагогических работников отменяться не будут: сохранятся все предыдущие звания, квалификации, категории, право на пенсию по выслуге лет.

В 2018-2019 учебном году аттестация учителей будет проходить по порядку, регламентированному приказом Минобрнауки России № 276.

В 13 регионах РФ проходит апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении.

Разработка новой системы аттестации будет продолжаться до 2020 года. Комплексная апробация новой системы аттестации, основанной на применении федерального банка заданий стандартизированной формы при установлении квалификационных категорий, будет проходить в пилотных регионах РФ и по выбору педагогов.

Аттестация педагогических работников на 2017-2018 год представляет собой совершенно новый свод правил, положений и уставов, причём весь процесс осуществляется и проводится в два этапа, для каждого из которых характерны и свойственны свои особенности и характеристики. К примеру, в самом начале преподавателю обязательно придётся продемонстрировать и показать всю свою профессиональную пригодность. А вот уже потом преподавателю необходимо доказать право на приобретение заявленной категории.

Неизменным осталось лишь то, что решение выносится по результатам специальной комиссии, которая и оценивает уровень компетентности данного преподавателя.

Но, обо всём подробнее, ведь здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Виды аттестации.

Как уже было сказано выше, процесс аттестации педагогов имеет небольшую разновидность и классификацию. Это обязательная и добровольная аттестация, которые существенно отличаются друг от друга.

  • Во-первых, обязательная аттестация. Этот вид подразумевает под собой обязательную без исключения для всех работников аттестацию. Стоит отметить, что в 2018 году она пройдёт согласно всем тем нововведениям, которые были введены и внедрены в 2017 году. Стоит сказать, что под этот вид аттестации не подходят все те преподаватели, которые начали свою трудовую деятельность непосредственно в 2015 году, также под неё не попадают те преподаватели, которые только что вышли из декретного отпуска, даже не смотря на то, что срок прежней уже истёк или же истекает. Причём от аттестации также могут отказаться на вполне законных правах те преподаватели, которые по каким-то причинам не работали в течение 4-х последних месяцев.
  • Во-вторых, добровольная. Этот вид подразумевает непосредственно аттестацию для всех желающих, кто хочет повысить свою квалификационную категорию раньше положенного срока. Основная задача этой аттестации заключается в создании стимуляции профессионального роста среди тех педагогов, кому она очень необходима. Если вы хотите стать участником такого вида аттестации, то в 2018 году необходимо написать и подать соответствующее заявление о своём желании и намерениях и, конечно же, направить его директору образовательного учреждения. Как правило, заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца, но не более. В том случае, если ответ будет положительный, то собирается специальная комиссия, которая и будет решать дальнейшую судьбу преподавателя. Согласно закону весь процесс аттестации занимает не более 2-х месяцев. Если по каким-то причинам педагог не согласен с принятым решением аттестационной комиссии, то он имеет право на созыв другой комиссии, способной решить этот спор, либо обратиться в суд.

Наверное, ни для кого не является секретом тот факт, что повышение квалификации подразумевает увеличение уровня заработной платы.

Новые положение и правила.

Уже с начала нового 2017-2018 учебного года каждый преподаватель должен обязательно ознакомиться с вводимыми преобразованиями и изменениями в вопросе аттестации. Какие изменения и положения следует назвать и отметить, прежде всего?


Стоит сказать, что по истечению установленного срока, а, точнее, 1 месяца, заявителю обязательно должно прийти уведомительное письмо на домашний адрес, где будет подробно указано место и время проведения аттестации. Как правило, график аттестации на первую и высшую квалификационную категорию устанавливается и утверждается министерством образования заранее.

Как видно, процесс аттестации педагогических работников действительно претерпел ряд серьёзных изменений, с которыми обязательно должны справиться педагогические кадры, ведь у каждого уже имеется определенный опыт и собственный багаж знаний.

Аттестация учителей в 2018 году: новая модель

Обязательным условием для работы в сфере образования является своевременное прохождение аттестации.Иными словами, учителя, преподаватели ВУЗов, воспитатели дошкольных учреждений не могут строит карьеру, если своевременно не проходят специальные курсы, цель которых – расширить имеющиеся знания, повысить квалификацию.

Подробнее

Преподаватели точно знают, что каждые пять лет они должны проходить процедуру переаттестации. Нужно это, в первую очередь для того, чтобы не терять имеющиеся навыки, а развиваться только вперед. В целом, мероприятие довольно значимое. Однако, как и все, с каждым годом оно меняется, дополняется какими-то новыми данными.

О процедуре

Прежде чем попасть на процедуру, стоит выяснить, где именно она проходит. Сделать это можно, ознакомившись со специальным положением.

1. Для успешного прохождения комиссии необходимо не только продемонстрировать имеющиеся знания, но и показать находчивость, способность реагировать в той или иной непредвиденной ситуации, которая часто может возникнуть в стенах школы или ВУЗа, и при этом не иметь отношения к знаниям.

2. В случае, если преподаватель показывает себя с положительной стороны, он вправе надеяться на то, что со стороны начальства ему может быть предложено повышение. Весомый стимул, однако доступен он не всем.

Но одно можно сказать точно – без пройденной аттестации рассчитывать на повышение не приходится. В некоторых случаях, если преподаватель отказывается от подтверждения своей компетентности, его могут попросить покинуть рабочее место. Во всяком случае спорных ситуаций избежать не получится – это точно.

Основные сведения

Итак, основные сведения относительно аттестации учителей, преподавателей, любых работников сферы образования будут сводиться к следующему:

1. Обязательная аттестация затронет сотрудников образовательной сферы. Периодичность прохождения процедуры – раз в пять лет. При этом освобождаются от аттестации в следующих случаях:

Преподаватели, уходящие в декретный отпуск (для них аттестация потребуется уже после выхода на работу);

Учители с квалификацией;

Новички, недавно пришедшие в сферу образования;

Педагог, недавно вышедший с больничного.

Однако здесь важно учитывать и желание самих преподавателей. В случае, если они попадают хотя бы под одну категорию, но хотят пройти проверку – им никто не запретит этого сделать.

Стоит сказать, что добровольная аттестация не запрещена, и только поощряется. Для того чтобы принять в ней участие, стоит заранее подать документы руководству.

Педагоги без квалификации или с одной, могут добиться повышения до одного разряда. А большее возможно при условии получения квалификации за два года до начала аттестации, не позднее.

Последние изменения в ходе аттестации

Начиная с 2018 года в действие планируется ввести новую модель аттестации учителей. Основная цель изменений – отсеять слабых педагогов и оставить только сильных, при этом, с повышением квалификации.

Сильно волнующий организаторов момент – завышение оценок, что часто встречается в провинциальных городках. В итоге получается, что баллы, набранные во время ЕГЭ, не соответствуют тем оценкам, которые были у ученика на протяжении всех лет обучения.

Вполне возможно, что это стоит связывать и с недостаточными знаниям самого педагога.

Новая форма проверки знаний преподавателей разрабатывается с участием самих учителей, а, следовательно, есть вероятность того, что она сможет предоставить объективные показатели.

В целом же, проверка будет включать в себя не только уровень знаний. Также в нее обязательно войдут:

Проверка реакции учителей на ту или иную психологическую ситуацию;

Проверка навыков преподавания.

И только в случае успешных результатов по всем параметрам, преподаватель будет считаться компетентным.

Также известно, что проверка преподавателей будет проводиться раз в четыре года, хотя ранее были сведения о том, что делать это нужно чаще, хотя бы раз в 2-3 года.

В настоящее время проверка учителей, ее новая схема находится на стадии утверждения, но уже успела получить много негативных откликов со стороны преподавателей.

Возмущает их сразу несколько моментов, среди которых: необходимость написания эссе, которое продемонстрирует развитость кругозора, психологические проверки.

В случае если в 2018 году работник не пройдет аттестацию, его направят на переподготовку. Однако чтобы эффективно подготовиться к грядущим проверкам у работников образовательной сферы еще есть время .