Празднование Пасхи при дворе русских императоров в XVIII - конце XIX в. Пасха в царской россии Катание на лодках по указу Петра

Впервые праздник Пасхи начали отмечать в Петербурге в 1708 году, а увеселительные мероприятия в канун праздника стали проводить десятью годами позже. В то время город на несколько дней преображался. На площадях разворачивались балаганы и вербные базары, жители города устраивали массовые плавания на лодках по каналам Петербурга, а свои дома украшали гирляндами..

Катание на лодках по указу Петра

В XVIII столетии на последнюю неделю Великого поста, «святую неделю» Петербург превращался в большую ярмарку. Все скверы и сады города украшали флагами, в парках проходи народные гуляния, а на Марсовом поле устанавливали большие деревянные качели и горки. Петр I ввел новую традицию - катание на лодках и верейках по Неве и городским каналам.

Напротив дворца Петра I стояли лодки, украшенные иллюминацией. Фото: Государственный Эрмитаж

В воскресенье к заутрене царская чета уже была в храме Пресвятой Троицы недалеко от Петропавловской крепости. Храм не сохранился до наших дней. В настоящее время на его месте находится часовня. От храма царская семья с придворными и представителями духовенства совершала крестный ход на Дворцовую площадь, после чего пасхальным торжествам в городе давали официальное начало. Вечером рабочие оснащали иллюминацией Петропавловскую крепость и лодки, стоящие напротив дворца Петра. Сейчас на месте этого дворца находится здание Эрмитажного театра.

Елизавета Петровна приглашала придворных в свой дворец, который стоял на месте Инженерного замка. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Императрица Елизавета Петровна в субботу вечером приглашала знатных особ в свой Летний дворец, на месте которого сейчас находится Инженерный замок. Ровно в полночь в Петропавловской крепости стреляла пушка, и придворные начинали литургию. Екатерина II во время пасхальной недели устраивала балы и аудиенции. На Пасху она дарила придворным фарфоровые и стеклянные яйца, украшенные позолотой и узорами.

От гулянья до пожара

В XIX веке пасхальных развлечений стало еще больше. В газетах публиковали программу праздничных мероприятий в городе. Украшались уже не только главные здания города. Петербуржцы перед Пасхой вешали разноцветные гирлянды на свои дома. На Адмиралтейской площади и Марсовом поле давали представления балаганы - уличные театры. «Главными артистами балаганов были Арлекин и Пьеро, - рассказывает Аркадий Васильев. - В перерывах между их сценками публику смешили циркачи - фокусники, жонглеры, акробаты. Чуть позже юмористические сценки сменились патриотическими: артисты изображали покорение Сибири, победу нашего войска над шведами и французами, русских богатырей».

На Исаакиевском соборе зажигались факелы. Фото: Открытка На Крестовском острове проходили гуляния для бедных слоев общества. Сюда обычно съезжались дешевые балаганы, у артистов которых не было даже театральных костюмов. Праздник в центре города был предназначен для более представительных слоев общества. Однако именно состоятельные петербуржцы так весело гуляли, что устроили пожар: два балагана сгорели в нескольких метрах от Адмиралтейства.

С тех пор гулянье полностью перенесли на Марсово поле. Здесь впервые появились настоящие механические карусели, аттракционы по измерения силы и стали проводиться катания на велосипедах.

«В конце XIX века массовые гуляния проходили на Преображенском плацу, - говорит Васильев. - Там в одном из балаганов был даже установлен небольшой кинотеатр».

Чем веселее Пасха, тем счастливей жизнь

При Александре III в Петербурге получили широкое распространение вербные базары. Самые крупные их них размещались на Конногвардейском бульваре и Малой Конюшенной улице. Ветки вербы, продававшиеся на базар, украшали гирляндами, бумажными цветами и фонариками. Кроме того, в ларьках на базаре продавали живых животных и диковинные игрушки: крутящегося стеклянного чертика, свиней-пищалок, говорящих попугаев и многое другое. Всю неделю петербуржцы ходили в гости и приносили с собой угощения - кулич и пасху.

Люди плавали на лодках по рекам и каналам города. Фото: Из личного архива В воскресенье всем жителям города разрешали проходить на звонницы церквей и звонить в колокола. В течение всего дня по городу раздавался колокольный перезвон.

Ночью все храмы города были переполнены. Люди, которым не хватило места, ходили с зажженными свечами на улицах и поздравляли друг друга с Пасхой. По углам Исаакиевского собора размещались горящие факелы, чего не делалось ни в один другой праздник в году.

«Пасха считалась самым светлым, шумным и радостным праздником в году, - объясняет краевед. - Петербуржцы были уверены: чем веселей они встретят Пасху, тем счастливей будет их жизнь в будущем. В то время была очень популярна поговорка: «Где кулич и тесто - тут и наше место! В будни поработаем - в праздник погуляем!».

Пасхальный благовест москвичи встречали по всем церквям и соборам, украшенным цветами и огнями. Кое-где в воздух запускали ракеты - это были предшественники современных фейерверков. От Хамовников до Сокольников, по воспоминаниям современников, к вечеру субботы замолкал весь городской шум. Праздничные приготовления к этому моменту должны быть окончены.

С наступлением темноты люди тянулись к церквям. Остаться дома могли лишь совсем маленькие дети и старики. На улицах не слышно было даже криков извозчиков, гасли окна домов.

И только после полуночи людские толпы высыпали из храмов на улицы и тянулись в сторону Кремля - слушать колокольный звон.

Писатель и государственный деятель Петр Валуев так писал о московской Пасхе:

«Кто не видал пасхальной заутрени в Москве, тот не может составить себе понятия о торжественном зрелище, какое оно представляет, и об умиляющем впечатлении, которое оно производит. Можно говорить о зрелище, говорить, видеть, а не слышать, потому именно, что частью к чувству зрения прямо относятся те отличительные черты, которые принадлежат торжественной ночи на Пасху в Москве».

После торжественной встречи Христова воскресенья и богослужения в храме, москвичи отправлялись на народные гуляния. С окончанием Великого поста запрет на все увеселения был снят. Теперь можно было и потанцевать. Хороводы и уличные танцы сопровождались музыкой и пением. На московских бульварах стояли большие карусели и качели. В парках были разбиты уличные ярмарки, где продавались самодельные сувениры и цветы.

Москвичи с удовольствием посещали трактиры и кафе, чтобы побаловать себя заморскими деликатесами после столь долгого воздержания.

Веселее всего было детям. Одной из самых популярных игр были так называемые «каталочки»: для них требовалась небольшая дощечка и пасхальные яйца. Задачей было запустить крашеное яйцо сверху по доске и сбить остальные яйца, находившиеся внизу. Неудачно скатившееся яйцо, разумеется, игроку не возвращалось. В первые три дня Пасхи для московских мальчишек самым желанным развлечением было забраться на колокольню собора на Пресне и позвонить в колокол.

Писатель Куприн так вспоминает об этом:

«Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, - баммм... Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?».

С высоты собора открывался вид на всю Москву: можно было разглядеть Кремль, Симонов монастырь, Ваганьково и всю Москва-реку. Золотые и серебряные купола отливали невероятным светом с высоты птичьего полета.

Помимо уличных ярмарок, москвичи отправлялись на Петровку за пасхальными покупками. После 1905 года все необходимые элементы праздничного стола можно было купить в «Елисеевском» на Тверской. Туда шли за шафранным куличом, марципаном, душистым чаем, орехами, сладким портвейном и яйцами, которые красили луковой шелухой.

Знаменитая «Булочная у Филиппова» тоже предлагала большой выбор праздничной выпечки. Кстати, цены перед праздником поднимали серьезно: торжество помогало заработать огромному количеству предпринимателей.

Цены на яйца могли увеличиваться перед праздником чуть ли не в несколько раз.

Традиции праздника подразумевали, что стол должен быть праздничным и обильным. В каждой московской семье вне зависимости от достатка изготавливали корзиночки для яиц и форму для пасхи. Все стремились удивить гостей фирменными блюдами на традиционный русский лад. В ход шли любые деликатесы: печень, потроха, вареные раки, говяжьи почки, утка с медом и жареный гусь.

На столе присутствовали вина и домашние настойки, а также домашние компоты, кисели и сбитни. В богатых домах количество блюд могло достигать 50 - по числу дней Великого поста.

Главным украшением стола становились куличи. Хозяйки конца XIX века советуют: пока тесто не взошло, нельзя громко разговаривать, проветривать комнату и даже хлопать дверьми - так и тесто осядет. Готовую выпечку нужно разрезать поперек, а не вдоль. Верхушку не съедали сразу, а накрывали ей кулич, чтобы не зачерствел.

Праздничный стол оставался накрытым всю неделю, становясь местом для застольных игр. Одной из традиционных забав была игра в палиндромы - фразы, одинаково звучащие при прочтении слева направо и обратно. Кстати, это развлечение дошло и до советских времен. По легенде, самая блестящая пасхальная фраза принадлежала пианисту : «Сенсация! Поп яйца снес!».

Дома украшали пасхальными цветами — розами. Они были повсюду: от входа в дом до образов икон. Помимо этого использовали ленточки для украшения окон и стелили парадные ковры.

Буквы Х и В, изготовленные из дерева, помещали на двери. По вс дому расставляли пасхальные свечи и лампадки.

Большую часть церковных свечей изготавливали в Кремле. В громадных котлах варились огарки свечей и топленое сало, которое потом заливали во всевозможные формы. Свечи приносили после освящения в церкви и дарили близким. Желанным подарком также были сахарные десерты, небольшие сувениры в виде яиц и деревянные фигурки на ниточках.

Чаще всего в подарок приносили пасхальные яйца, и не только съедобные. Состоятельные горожане могли заказывать у мастеров яйца из бисера, камней и полированного дерева, украшенного ручной росписью. В высшем свете было принято дарить яйца из драгоценных металлов с инкрустацией. Для этого дела некоторые московские фабрики организовали массовое производство фарфоровых и стеклянных яиц. В моде были яйца с бантами, которые подвешивали к иконам, а также экземпляры, украшенные памятными надписями.

Богатые москвичи дарили друг другу модные брелоки из золота и драгоценных камней, а также ювелирные украшения. Модными вещицами считалось все, что имеет форму яйца: драгоценные сувениры дамы собирали в ожерелья, а джентльмены подвешивали на карманные часы.

Самым известным ювелирным подарком стало драгоценное яйцо, которое Александр III подарил своей жене Марии Федоровне в 1885 году. Его изготовил Карл Фаберже.

После этого мода на роскошные подарки захлестнула высший свет, и впоследствии император призвал не дарить дорогие подарки ему и супруге.

Дойдя до здания на Мясницкой улице, можно было отправить пасхальные открытки - «поздравишки» родственникам и друзьям из других городов. Выпуск таких открыток с 1894 разрешили частным лицам, что породило огромное количество различных вариаций карточек. Среди оформителей даже были такие известные художники, как и Александр Бенуа.

Даже члены императорского двора помещали на открытки массового производства свои рисунки. Великая княгиня Ольга Александровна, сестра , рисовала «поздравишки», которые потом разлетались по всей стране. У некоторых открыток было и благотворительное назначение: уже в то время это входило в моду у прогрессивных горожан. Купив одну из карточек, можно было помочь сиротам или пациентам госпиталей - это было написано на обороте, что нередко могло растрогать пожилых дам высшего света.

Первую Пасху праздновали древние иудеи за полторы тысячи лет до рождения Христа, когда евреи под предводительством пророка Моисея ушли из Египта.

В переводе с еврейского слово «пасха» означает «освобождение», «прохождение», «избавление» и символизирует избавление евреев от египетского рабства.

Слово Easter происходит от англо-саксонского «Eostre» что означает имя богини весны.

Пасха в России.

В России Пасха всегда была самым торжественным праздником. Девушки и молодые женщины наряжались в белые платья, мужчины надевали строгие чёрные костюмы.

В 19 веке в России к Пасхе начинали готовиться ещё зимой. Ежегодно два месяца посвящались празднованию воскрешения Христа и приходу весны. Сначала праздновали масленицу. Каждый день в масленицу перед предстоящим длительным постом, когда масло запрещалось, россияне лакомились блинами с маслом. Во все ресторанах и тавернах продавались блины, которые пеклись тут же и подавались к столу горячими.

асленицу отмечали в воскресенье за 8 недель до Пасхи обычно в феврале.

Москве, в Санкт – Петербурге, в провинциальных городах и маленьких деревеньках проводились карнавальные шествия. Люди одетые в масках прогуливались по улицам, заезжие актёры развлекали крестьян, по улицам возили дрессированных медведей, сооружались ледяные горки и качели. После праздника площади были усыпаны скорлупками от орехов и апельсиновыми корками. Затем качели разбирали, ледяные горки ломали. Семинедельный Великий пост предшествующий Пасхе был самым важным постом в году и соблюдался всеми. Нельзя было употреблять никакого мяса животных и домашней птицы. Не разрешалось так же употреблять сливочное масло, молоко, яйца сахар. Вместо этого в пищу употребляли грибы, капусту, растительное масло, рыбу, картофель, кофе с миндальным молоком. В 18 веке продажа икры во время поста запрещалась, так как москвичи использовали икру вместо масла для всех блюд.

Первая, четвёртая, седьмая неделя Великого поста были самые строгие. Наиболее набожные люди исключали даже рыбу в первую и последнюю неделю Великого поста, по средам и пятницам в эти недели.

Когда начинался Великий пост некоторые люди ловили птиц, а потом выпускали их на волю, что символизировало то, что бог дал нам надежду, избавив нас от грехов.

В течение семи недель разного рода публичные развлечения были запрещены или они имели место и проводились с большой осторожностью. Оперы заменялись концертами. Состоятельные дамы снимали с себя бриллианты и надевали более простые украшения из жемчуга и кораллов или несколько скромных украшений из бирюзы, которые подобно незабудкам украшали их волосы. Танцы заменялись пением – это было золотое время для музыкантов и певцов, которые приезжали из Парижа в Россию.

Те, чьи именины приходились на время Великого поста были особенно счастливы, так как все ходили к ним в гости. Это вносило разнообразие в монотонно текущие дни. Единственным праздником предшествующим Великому посту было вербное воскресенье.

Прежде всего вербное воскресение было радостным событием для детей в деревнях. Крестьяне уходили в лес, где срывали большое количество веточек вербы, которые затем продавали в городе. Иногда ветки представляли собой целое молодое дерево, а иногда веточки были очень маленькие, которые связывали в пучок по 100 штук. Православный батюшка мог купить целое дерево, которое он освещал, а затем высаживали перед???

В четверг перед вербным воскресеньем в городах устраивалась ярмарка, где выставлялись для продажи игрушки или цветы. Вербная ярмарка в Санкт – Петербурге предлагала на продажу огромное количество веточек вербы. Их покупали для детей, которые несли вербу по улицам. К голым веточкам россияне прикрепляли цветы из бумаги, на некоторые ветки приделывали разные виды фруктов, вылепленных из воска, а так же птичек, маленького воскового ангела привязывали синей ленточкой к ветке. На вербное воскресенье слуги изготавливали игрушки, чтобы подарить их детям, а повара готовили сладости из сахара. Состоятельные дядюшки и крёстные отцы часть посылали своим племянникам и крёстным богатые пасхальные подарки. Например, ангел был сделан из золота, листики из серебра, а фрукты обычно из воска.

Помимо веточек вербы, открывались огромные рынки, где продавались живые цветы из богатых теплиц Санкт – Петербурга. Киоски были заполнены розами, фиалками, гиацинтами, апельсинными и лимонными деревьями. А некоторые торговцы предлагали купить миниатюрные домики с мебелью, церкви с куполами башенками и крестами.

Каретники продавали миниатюрные русские карты изготовленные из дерева и жести. Стекольщики предлагали миниатюрные тарелки.

Все классы общества участвовали в весёлой вербной ярмарке.

На кануне вербного воскресенья в память о вхождении Христа в Иерусалим в больших и малых городах проходили шествия, в которых участвовали все жители населенных пунктов. Распевая гимны люди несли веточки вербы простые или украшенные после освещения в церкви.

Крестьяне придавали особое значение и считали освещение веточек вербы благословением. На следующее утро дети обычно вставали рано и с радостным видом хлестали веточками вербы всех тех, кто долго спит. Они были настолько возбуждены происходящим, что не могли уснуть всю ночь. Прокравшись на рассвете в ночных пижамах они ходили по комнатам, радостно ударяя всех тех, кто находился в кровати и с восторгом кричали: «Розга бьёт, бьёт до слёз, не я бью тебя розга бьёт!»

На вербной ярмарке и за несколько дней Пасхи продавались миллионы раскрашенных яиц, так как яйца играли важную роль в праздновании Пасхи. Яйцо было основным атрибутом российской Пасхи. Яйцо не только вкладывали в руку каждому знакомому встретившемуся на пути, но люди играли в игры яйцами, ели их, а так же использовали яйца в больших количествах для приготовления традиционного пасхального хлеба и пасхального десерта. Москву снабжали яйцами окрестные сёла и перед Пасхой в большом количестве яйца отправляли в Санкт – Петербург. Караван за караваном яйца следовали в город, они были сварены в крутую и покрашены в красный цвет. На многих яйцах были написаны короткие предложения: « Христос Воскрес!», « Этот подарок я дарю тому, кого люблю», «Возьми его съешь и подумай обо мне» и многие другие.

Пасхальные яйца производились на императорском стекольном заводе, а также на фарфоровой фабрике. Яйца были большими и маленькими, золотыми и по

В 19 веке в России к Пасхе начинали готовиться ещё зимой.

Ежегодно два месяца посвящались празднованию воскрешения Христа и приходу весны. Сначала праздновали масленицу. Каждый день в масленицу перед предстоящим длительным постом, когда масло запрещалось, россияне лакомились блинами с маслом ежедневно.

Во всех ресторанах и тавернах продавались блины, которые пеклись тут же и подавались к столу горячими.

Масленицу отмечали в воскресенье за 8 недель до Пасхи обычно в феврале. В Москве, в Санкт – Петербурге, в провинциальных городах и маленьких деревеньках проводились карнавальные шествия. Люди одетые в масках прогуливались по улицам, заезжие актёры развлекали крестьян, по улицам возили дрессированных медведей, сооружались ледяные горки и качели.

После праздника площади были усыпаны скорлупками от орехов и апельсиновыми корками.

Затем качели разбирали, ледяные горки ломали.

В течение всего Великого поста магазины и торговые лавки были переполнены красивыми коробочками с восковыми и сахарными яйцам всех размеров. Самые маленькие яйца были размером с яйцо птицы крапивника, а самые большие с яйцо лебедя и страуса. Продавались также огромные коробки в форме яйца, покрытые бумагой золотого цвета и наполненные плитками шоколада, они предназначались для дам. Появились в продаже и прозрачные яйца, в которых можно было увидеть букет цветов, маленькие деревца из воска или иконки святых.

В настоящее время самые знаменитые из пасхальных яиц это прекрасные императорские яйца, изготовленные по заказу двух последних российских царей – Александра 3 и Николая 2. Эти яйца были изготовлены всемирно известным ювелирных дел мастером Петэром Карлом Фаберже.

Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной.

Красный цвет – это воспоминание о крови Иисуса Христа, которую он пролил за нас на Кресте.

Во всех больших и маленьких городах, сёлах проходили пасхальные службы. Ближе к полуночи церкви переполнялись людьми. Приветствия друг другу и христования начинались в алтаре между священниками, которые затем выходили к пастве и провозглашали: « Христос Воскресе!».

Храмы в этот день были убраны как никогда богато и красиво. При первом благовесте зажигали свечи и начинался крестный ход вокруг храма.

Во время крестного хода священнослужители, облачённые в «светлейший сан» совершив каждение престола, с пением выходили из храма. За ними шли прихожане. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют победу Христа над смертью.

Придя к притвору, снова производили каждения, и начиналась пасхальная утреня перед закрытыми дверьми храма в знак того, что получена весть о воскресении перед дверьми Гроба Господня.

После песнопений и возгласа: «Христос Воскрес!» врата открывались,- так ангел отваливал камень от дверей Гроба Господня. За тем начиналось христование.

В знак особой радости в этот день песнопения в церкви не прекращались. Перезвон церковных колоколов тоже звучал весь день.

После окончания службы никто не спешил ложиться спать. Все отправлялись в таверны или по домам, чтобы плотно покушать. Обед начинался в 3 или 4 часа утра и стол был всю ночь и весь следующий день. Праздничные столы были украшены белыми лилиями и гиацинтами. В центре стола находились ягнята, вырезанные из масла, кроме того здесь же находилась и множество блюд с салатами, окороками, телятиной и жаренной птицей. Можно было также отведать разные виды пирогов, ромовые бабы и мазурки, и конечно же традиционные русские пасхальные блюда – кулич и пасха. Каждая семья имела свои особые рецепты этих блюд переходившие из поколения в поколение. Перед подачей на стол куличи и пасхи освещались в церкви. Непременным атрибутом пасхального стола были сваренные в крутую яйца.

Начиная с пасхальной ночи в течение всего следующего дня было принято ходить в гости и угощаться. Все приветствовали друг друга традиционными фразами: «Христос Воскрес!» «Воистину Воскрес!», а затем троекратно целовали друг друга. Особенно тяжело приходилось императору – не только своих домашних и посетителей, которые приходили к нему в воскресное утро, но и каждого караульного он удостаивал своим императорским поцелуем и, словами «Христос Воскрес!» ,а на проходившем в пасхальное воскресенье народе он целовал всех офицеров и рядовых. В 1904 году Николай 2 написал в своём дневнике, что он обменялся пасхальными поцелуями с участниками полночной мессы и с 730 своими солдатами.

Заканчивается Пасха поминанием всех усопших, россияне отмечали поминальный день или Радоницу. Они шли к могилам своих предков и оставляли там пищу освещённую в церкви, а часть пищи отдавали на кладбище нищим.

Пасха в Великобритании и США

Пасха для многих жителей Великобритании и США является более религиозным праздником чем Рождество. Большинство британцев и американцев присутствуют на пасхальной службе, которая начинается в субботу вечером и продолжается около двух часов, начанаясь в 9:30 вечера и заканчиваясь в полночь. После службы все поздравляют друг друга с окончанием Великого поста. Чтобы показать начало новой жизни многие церкви украшают ветками деревьев с набухшими почками, нарциссами и разукрашенными яйцами.

После службы все возвращаются домой и едят Easter Simnel cake. Он представляет собой пирог, схожий с рождественским, но украшенный марципанами символизирующими 12 апостолов и Иисуса Христа.

Страстное Воскресенье известно как Carling Sunday – гороховое воскресенье в отдельных частях севера Англии. Carlings – это маленькие сухие горошинки, которые замачиваются в воде в течение ночи, а затем жарятся на почти сухой сковороде. Когда они начинают подгорать, значит готовы. Их также продают в пивных, и люди едят их из чашки с добавлением небольшого количества сливочного масла и большой порции перца и соли.

В Британии и США соблюдается обычай дарить в день Воскресения Христова разукрашенные яйца.

Полые яйца покрывают маленькими кусочками влажной папиросной бумаги, чтобы получить красивый мраморный эффект, или разрисовывают яйца акриловыми или густыми акварельными красками. Другой декоративный стиль предполагает наклеивать на яйца кружева или бумажные шаблоны. Готовые яйца подвешивают на нитке или струне к ветке и ставят в вазу с водой. Получается пасхальное дерево.

Символом Пасхи в англоязычных странах является пасхальный кролик или заяц. В Пасхальное воскресенье дети просыпаются утром и обнаруживают, что пасхальный кролик оставил для них корзинки со сладостями. Он также прячет яйца, которые дети раскрашивали за неделю до этого. Они ищут эти яйца по всему дому. Местные организации проводят соревнования по поиску пасхальных яиц. Тот ребёнок, который найдёт наибольшее количество яиц, получает приз.

Пасхальный стол в Великобритании и США могут украшать и кролики из сладкого теста. Этих шикарных кроликов очень весело готовить и они исчезают со стола за считанные секунды.

В Англии дети катают яйца с пригорков в пасхальное воскресенье. Эта игра связана со скатыванием скалы с могилы Иисуса Христа в тот день, когда он воскрес. Британские поселенцы принесли этот обычай в Новый свет.

Одну необычную традицию можно наблюдать в Пасхальное Воскресенье в Рэдли вблизи Оксфорда, где прихожане берутся за руки и образуют живую человеческую цепь вокруг церкви.

В Пасхальный Понедельник можно наблюдать большое разнообразие традиционных празднований по всей стране. Достаточно назвать, например, танцы Морриса во многих городах, включая показательные выступления в Такстэди, в Эссексе; катание апельсинов в Банстебл Даунз в Бедфордшире и раздача еды в деревне Кент в Биддендене в 10 милях от Ашфорда.

Накануне Пасхи британцы и американцы создают в своих домах так называемый пасхальный сад. Его можно разместить в нише камина или на большой тарелке, или подносе. Яркий мох или кусочек ткани зелёного цвета создают основу, на которой устанавливают пасхальное дерево, а также белую свечу, специальный кристалл или камень, сюда можно поместить и маленькие детские сокровища, примулы или фиалки.

В пасхальное утро стол для завтрака накрывается с особой тщательностью: он освещается специальной свечой, на хлеб и печенье кладут весенние цветы.

Таким образом, здесь бывают представлены все три компонента, присущие Пасхе: еда, питающая физическое тело, растения для подпитки души и свеча для возвышения духа.

Традиционные пасхальные игры и развлечения

Пасха начинается с пасхальной недели и это – время традиционных игр. Когда-то самой популярной игрой был футбол, но он значительно отличался от той игры, которая знакома нам сейчас. Возможно, она была внесена римлянами и в неё играли прямо на улицах без всяких правил, и в некоторых случаях ворота находились на расстоянии мили от играющих, а иногда они вообще отсутствовали.

Полет мяча не имел определённых границ, и иногда сотни игроков участвовали в игре, которая могла продолжаться целый день.

Гонки с блинами проводятся во многих частях Британии; самые известные из них – в Олни, в Бакингемшире. Предполагается, что эти гонки начинались, когда домашняя хозяйка, которая пекла блины, слышала церковный колокольный звон. Думая, что опоздала на службу, она выбегала из дома и прибегала в церковь, всё ещё держа сковородку в руке. В наше время в масленичный четверг домохозяйки, которые живут в этом районе, участвуют в гонках от рыночной площади до приходской церкви. Они должны подбросить блины трижды, и им разрешается поднять блины, если они упали. Победительница получает поцелуй и молитвенник от викария. Церковный служитель или звонарь получает две награды: поцелуй от победительницы и её блины. После этого все сковородки забирают в церковь, и все женщины присутствуют на короткой службе.

Около 30 лет назад жители города Либераль в штате Канзас США проявили интерес к гонкам в Олни, и сейчас они тоже проводят гонки с блинами, но побеждает та участница, которая проделала дистанцию за наименьшее количество времени.

Соблюдаются и другие обычаи, связанные с пасхальной неделей. В Вестминстерской школе в Лондоне ежегодно проводится день жирного блина. Первоначальный повар должен был перебросить блин через длинный металлический карниз, который разделял старших мальчиков от младших в актовом зале. Когда он делал так, все мальчики бросались вперёд, чтобы увидеть, кто может поймать блин. Победитель получает гинею от декана. В настоящее время только один 1 мальчик от класса может принять участие в состязаниях. Через две минуты после того, как блин перебрасывается через брус, который называется «тайм», победителем признаётся мальчик, которому удалось ухватить самый большой кусок блина.

Сходства и различия празднования Пасхи в данных странах

Празднование Пасхи в России и англоязычных странах имеет некоторые сходства.

В Вербное воскресенье, последнее воскресенье перед Пасхой, жители России, как и жители Великобритании и США освещают в церкви веточки вербы. Но иногда в англоязычных странах веточки вербы заменяют веточками ореха. В России люди похлопывают друг друга вербой, приговаривая пожелания: «Будь таким же высоким, как верба, таким же здоровым, как вода и таким же богатым, как земля».

Пасхальное воскресенье - один из важнейших христианских праздников, так как символизирует чудо преодоления Христом смерти.

В настоящее время в церквях России и англоязычных странах проходят пасхальные службы. Все церкви заполнены народом. Храмы в этот день убраны, как никогда, богато и красиво. При первом благовесте зажигают свечи, и начинается крестный ход вокруг храма.

Во время крестного хода священнослужители с пением выходят из храма. За ними идут прихожане. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют Победу Христа над смертью.

Встречаясь в этот день, христиане приветствуют друг друга словами:

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной. По преданию она пошла к императору Тиберию и с возгласом: «Христос воскрес!»- подала ему яйцо. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным».

В этот же миг белое яйцо стало пунцовым.

Традиция раскрашивания яиц существует более 5000 лет.

Существует обычай готовить пасхальные яйца. Это обычное яйцо, сваренное вкрутую, окрашенное в разные цвета, а иногда и разрисованное.

Существует много способов окрашивания и раскрашивания яиц, одни из них довольно просты, а другие требуют высокого мастерства. Их можно погружать в готовую краску или их обычно варят в краске, также их можно варить в луковой шелухе.

В России главным образом распространено 2 вида пасхальных яиц:

« писанки» - пасхальные яйца, окрашенные краской двух, трёх или четырёх цветов с рисунками, и «крашенки»-пасхальные яйца, окрашенные в один цвет без всяких рисунков.

Россияне отмечают Пасху тем, что дарят крашенные яйца друг другу.

Эта традиция была также популярна среди правящей верхушки России; крошечные яйца дарили боярам и русской знати.

В дополнение к естественным яйцам широко использовались яйца, изготовленные из различных материалов и богато украшенных.

К началу 20-го века изготовление пасхальных яиц превратилось в самостоятельное направление русского декоративного прикладного искус стваства.

Особое место занимают фарфоровые яйца, которые специально заказывали русские цари на императорской фарфоровой мануфактуре.

Они представляют большую художественную ценность и в настоящее время предметами антиквариата и российскими сувенирами.

Яйца Фаберже изготовлялись специально по заказу членов императорской семьи. Произведения Фаберже демонстрируются в музеях Московского Кремля, в галерее «Форбе» в Нью-Йорке и многих других музеях.

В англоязычных странах и в России в наше время пасхальные яйца имитируют настоящие: изготавливаются из дерева, металла, фарфора, пластмассы, воска, из двух кусочков раскрашенного и украшенного рисунками картона которые соединяются друг с другом и образуют коробочку в форме яйца, содержащую маленький подарок. Кроме того изготавливают съедобные пасхальные яйца из шоколада, марципана, сахара.

В пасхальную неделю общей традицией для России, Великобритании и США является катание яиц.

Заканчивается Пасха поминанием всех усопших, россияне отмечают поминальный четверг или Радоницу. Они идут к могилам своих предков и оставляют там пищу, а часть пищи обычно отдают детям.

В Британии в пасхальный четверг по традиции монарх выдаёт мужчинам и женщинам определенную сумму денег. По нечётным годам церемония обычно проходит в Вестмистерском аббатстве, а по чётным годам - в любой церкви или соборе страны.

Но в праздновании Пасхи в России и англоязычных странах наблюдаются определенные различия.

Так, в Страстную пятницу, в день распятия Христа на Кресте, британцы всегда едят горячие пасхальные булочки с изображением на них Христа в знак поминове-ния. В некоторых булочных и супермаркетах их начинают продавать за несколько недель до Страстной пятницы, такой национальной традиции не существует в России.

Английские современные традиции празднования Пасхи очень весёлые, яркие, красочные и радостные, особенно для детей. По преданию в ночь на Пасху пасхальный кролик прячет по всюду шоколадные яйца в блестящих обертках. На Пасху устраивается так называемая «Эгстраваганза» когда все, и взрослые и дети, отправляются на поиски спрятанных яиц. Такие праздники устраиваются в парках и ресторанах; можно устроить такую охоту и дома.

Детский стол обычно украшают сладкие хрустящие шоколадные гнёзда для яиц, шоколадные яйца и симпатичные кролики из теста. Кролики и яйца в Пасху – абсолютно везде даже на завтрак готовят классический тост, вырезанный формочкой для печенья, а сверху омлет.

В России не существует такого символа.

Традиционными пасхальными блюдами в России являются - кулич и пасха.

Кулич представляет собой сдобную булку цилиндрической формы, покрытую сахарной глазурью.

Пасха представляет собой пирамиду из творога с добавлением различных ингредиентов: сметаны, сахара, сливочного масла, яиц и др. Творог кладется под пресс затем в него добавляется все указанные ингредиенты, всё смешивается, укладывается в форму и ставится в холодильник.

Жители Великобритании в пасхальное утро едят не кулич, а пасхальный пирог он похож на рождественский, но украшен марципанами символизирующими 12 апостолов Иисуса Христа.

В старину, на Руси, на Святой Неделе устраивались разнообразные игры и забавы: качели, катание яиц и др. В настоящее время игры и забавы проводятся в основном на масленицу, но в последнее время в России все больше возраждаются пасхальные традиции и обычаи.

В отличие от нашей страны в Великобритании и США – это время традиционных игр и развлечений: гонки с блинами, игры со скакалкой, игра в шарики, игра в мяч, катание яиц и многие другие.

Пасха это удивительный праздник богатый своими традициями и обычаями Воскресение Спасителя из мертвых – это торжество веры и добродетели, поэтому этот праздник – самый светлый, торжество торжеств.

24 апреля православные отмечают праздник Светлого Христова Воскресения — Пасху. Сегодня у вас есть возможность окунуться в атмосферу пасхального празднования начала XX века, прочитав отрывки еще не оконченных воспоминаний барнаульского старожила Анатолия Васильевича Шестакова.

Занимательный вид

К Пасхе готовились задолго, уделяя особое внимание заготовке праздничной пищи. Хозяек особо занимала длительная выпечка куличей и так называемых баб из отменно сдобного теста, да еще под глазурью, для чего становились нужными особая мука, бело-желтая крупчатка, сахарная пудра, цветной мак, изюм и разнообразные пряности: корица, гвоздика, ваниль, мускатный орех. Подготавливалось мясо для пирога и горячих блюд, были непременными жареный гусь или заяц(зайчатины в продаже было много), нередко молочный поросенок. В разнообразии еды находили место и рыбные блюда, скажем, фаршированная щука.

Обязательно извлекали праздничную посуду, старались придать столу занимательный вид. Помнится, даже сливочное масло подавалось на стол в виде желтого курчавого барашка, а яйца — обязательно покрашенными в несколько цветов.

Роспись яиц и бабок

Мать вовлекала всю ребятню в хлопотную, но интересную художественную работу. В течение двух-трех недель мы под ее наблюдением рисовали на бумаге карандашом и красками подарочные картинки для вручения их бабушке, дедушке и прочим родичам. Разрешалось делать перерисовки, но более поощрялось собственное творчество. Мне это очень нравилось, а взрослые находили во мне какие-то положительные задатки.

Все участвовали в затейливой росписи яиц. Для этого занятия, рассчитанного на несколько дней, отбирались наиболее крупные яйца, выискивались или выдумывались сюжеты рисунков, готовились краски и кисти. Я, например, впервые познакомился за этим занятием со свойствами хорошей сухой китайской туши. Ее приходилось сначала растирать на блюдце. Яйца тщательно мылись, просушивались, затем из них с отменной осторожностью выдували белок и желток через отверстия, проделанные толстой иглой. Пустое яйцо становилось легким, но обращаться с ним было еще труднее. Начиналась медленная, требующая большого терпения и умения разрисовка. В меру изобретательности и фантазии яйцо можно было украсить большими цветными буквами «Х.В.»(«Христос Воскресе!») или словом «Пасха». На эллипсе яйца можно было нанести пейзажный рисунок или шутливое изображение птиц и животных. Сначала карандашом, потом химическим карандашом или тушью, наконец, прибегнуть к акварели. Часто рисовались ангелы, цветы или сказочные образы. С помощью цветной бумаги, ваты, кудели, клея, ниток овал яйца мог быть обращен в лицо китайца, косоглазого и желтолицого, в рожицу веселого клоуна или голову господина в цилиндре. Работа требовала выдумки, немалой осмотрительности и юмористического отношения к задуманному. Окрашенные и разрисованные яйца развешивались на видных местах, дарились и порою сохранялись долго. А сколь приятно было заслужить похвалу со стороны родителей, любимых родичей или гостей дома!

Мальчишкам еще больше забот доставляло крашение бабок* и приготовление их большого числа к сезону уличных игрищ. Мощные «панки» — битки — нужные для меткого и сильного боя, заливали свинцом или баббитом. Умение делать это являлось предметом мальчишеской гордости. Крашеные бабки в игре ценились значительно выше.

Без лицемерия

Мать была религиозна, но избегала посещения церкви, хотя церковь была от нашей улицы довольно близка. Бело-голубая, двухкупольная, с высокой колокольней. Мать верила в Бога «дома». Мне кажется, что она всегда не доверяла житейской искренности священников. И этому было немало оснований.

Отец, обладая талантом певца и регента, часто бывал в среде духовенства, имел в ней много поклонников и знакомых. Видимо, не раз размышлял о принятии духовного сана. Но он постоянно говорил, что в этой среде много лицемеров, стяжателей и карьеристов, что в ней разительно проявляются бытовая нечистоплотность и бесчестность. Для матери понятие честности было буквально священным. Она жила в атмосфере семейной, домашней религиозности.

По настоянию матери, а порою и отца церковь иногда посещали мы, мальчишки. Давалось поручение купить свечки или просфоры. Мы проникались внешней серьезностью, но часто соблазнялись возможностью забраться на колокольню(заманчиво посмотреть город с высоты, полюбоваться голубями, населявшими церковные чердаки), а еще чаще — поиграть в бабки на просторах церковной ограды.

* Бабки — старинная русская национальная игра типа игры в городки, только вместо городков и бит использовались суставные кости домашней скотины. Участники по очереди старались выбить из кона специальной битой, утяжеленной свинцом, как можно больше бабок.

Анатолий Шестаков:

Верилось, что умолять кого-то всесильного нужно, что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность.

Перед иконой Богородицы

Помню, в те годы в родительской спальне стояла семейная реликвия — икона Божией Матери. За рамой иконы, под стеклом, хранились украшенные серебряной фольгой белые восковые свечи и искусно сделанные из воска веточки вербы, предназначенные для головного свадебного убора. Все это — от дня венчания матери.

Глядя на матово мерцающую икону, подчиняясь подсказкам мамы, я торопливо читал «Богородице Дево, радуйся» и «Отче наш». Смысл молитв для меня был темен, я сбивался и с придыханием повторял за матерью трудные слова, но таинственность и обязательность вечернего ритуала действовали строго наставительно и умиротворенно. Верилось, что умолять кого-то всесильного нужно, что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность. Отступали, меркли все тревоги прожитого дня, все мальчишеские обиды. Воспоминания о дивных минутах общения с матерью перед иконой Богородицы с младенцем и в сегодняшние совсем стариковские года, право, волнующе дороги мне.

Справка

Анатолий Шестаков родился в январе 1914 года. Он пережил две мировые войны, революцию, сиротство, голод, разруху, сталинизм, «оттепель», застой, перестройку. Принимал участие в войне с Японией, служил в Маньчжурии, в 15 лет стал работать в начальной сельской школе. Ушел на пенсию с должности доцента кафедры всеобщей истории АлтГУ. Талантливый исследователь, он и сейчас занимается научной работой, пишет стихи и книги для детей.

XVIII век - век фарфора, когда европейцам удалось наконец раскрыть "китайский секрет" - рецептуру изготовления фарфора. Третьим после после Мейсенского и Венского был Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 г. в Петербурге. С этого времени в празднованиях Пасхи при дворе начинают использовать фарфоровые яйца.

Церемониал празднования Пасхи в XVIII-XIX вв. соответствовал старым традициям и оставался почти неизменным. К полуночи, накануне Светлого Воскресения, по сигналу пушки во дворец императрицы Елизаветы Петровны съезжались приглашенные знатные особы, и в двенадцать часов начиналось всенощное бдение и литургия.

Главной резиденцией Екатерины II становится построенный в середине XVIII в. Зимний дворец, созданный по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, - самый грандиозный дворец в Европе того времени. Пасха при дворе Екатерины Великой являла зрелище незабываемое. "Весь двор и вся городская знать собирались в этот день во дворцовой церкви, которая была полна народом. Дворцовая площадь была сплошь покрыта самыми изящными экипажами, дворец утопал в великолепии: недаром народ в то время представлял его себе раем", вспоминала графиня Варвара Николаевна Головина. В ночь на пасхальное воскресенье, во втором часу пополуночи начиналось великолепное шествие по парадным залам дворца в Большую церковь для слушания всенощного бдения. Блистательный кортеж открывали придворные чины, затем следовали царское семейство и гости. В этот день дамы являлись ко двору в придворном русском платье, а кавалеры - в цветных праздничных кафтанах. Кульминационные моменты пасхального богослужения - начало заутрени, пение "Христос Воскресе", чтение Евангелия - сопровождались залпами пушек близлежащих Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. 101 выстрел возвещал об окончании литургии. Церкви города наполняли тишину Святой ночи благовестом колоколов.

Служба заканчивалась в половине пятого утра, затем придворный камер-фурьер вносил в комнаты императрицы сдобную пасху на золоченом блюде, и в шестом часу, обычно в Бриллиантовой комнате, где хранились коллекции драгоценностей Екатерины, начиналась трапеза в кругу ближайших придворных. На следующий день давался торжественных обед в столовой дворца для более широкого круга гостей. При этом "стол сервирован с переменою золотым сервизом", а питие царского кубка сопровождалось 51 залпом Адмиралтейской крепости.

Празднование Пасхи при дворе сопровождалось чередою аудиенций, балов, концертов и представлений в Оперном доме Зимнего дворца. В последующие дни Светлой недели императрица принимала поздравления от митрополита, высшего духовенства, генералитета, дворянства и других именитых гостей и жаловала их к руке. Обмен поздравлениями сопровождался обычно раздачей пасхальных даров, причем символический пасхальный дар - яйцо - могло сопровождаться и подношениями более материального свойства - изделиями придворных мануфактур и ювелиров. Яйца представлялись ко двору в специально изготовленных на заводе ажурных фарфоровых корзинах или вазах на поддонах. К Пасхе 1793 г. в комнаты императрицы Екатерины II были доставлены шесть ажурных корзин и шесть ваз с поддонами, наполненных фарфоровыми яйцами, которыми она одаривала гостей. Всего было поднесено 373 пасхальных яйца большого, среднего и малого размера, украшенных росписью с изображением пейзажей, фигур и арабесок. Сама императрица также получала ответные дары.

Коронация преемника Екатерины II императора Павла I, проходившая 5 апреля 1797 г. в Успенском соборе Московского Кремля, совпала с пасхальными празднествами. Новому императору были доставлены в Москву фарфоровые вазы и корзины, в которых было помещено 200 фарфоровых яиц "с разною живописью и позолотою".