Проект поговорки и пословицы. Проект "пословицы и поговорки" Проект на тему 10 пословиц и поговорок

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Направление: литературоведение

ТЕМА: «Пословицы и поговорки»

Малышева Дана Сергеевна

МБОУ СОШ №38, РСО - Алания, Владикавказ

4класс

Научный руководитель:

Малышева И.Н.,

учитель начальных классов.

г. Обнинск,2011/2012 учебный год

Тезисы.

ЮНК_секция_Литературоведение_МБОУ СОШ №38_4 класс_РСО-Алания_Владикавказ_Малышева Дана Сергеевна

актуальность

Гипотеза исследования

Целью данного исследования: явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:

Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения и осетинского языка, на уроках внеклассного чтения.

Текст моего выступления подготовлен в виде доклада с использованием компьютерной презентации.

    Введение

    Основная часть

    Заключение

    Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ.

Пословицы и поговорки, созданные народом, составляют неоценимое богатства языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению русского языка и более глубокому изучению литературного чтения, обогащает народной мудростью. Вот почему мы работали именно над этой темой. Пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературного чтения, русского языка, осетинского языка, уметь сравнивать пословицы разных народов. Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть»

Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на уровень воспитанности детей в процессе обучения их на уроках литературного чтения. Поэтому актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:

Недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание ребёнка;

Низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе.

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования – работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребёнка.

Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма.

Целью данного исследования явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе. Необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной действительности, их воспитательную значимость.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

Изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;

Выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;

Доказать, что пословицы и поговорки есть у каждого народа.

Важнейшие источники исследования:

1. литература по вопросам теории;

2. работы учащихся;

3. интернет.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования , которая включала следующие методы исследования:

Наблюдение за учебным процессом;

Сравнение, сопоставление, анализ пословиц у разных народов.

Работа может быть использована на уроках в начальной школе. Очень интересно было поработать с осетинскими пословицами. Осетинский народ – это народ богатой, древней культуры. В пословицах и поговорках отражается мудрость осетинского народа. Они говорят о справедливости, честности, трудолюбии осетин, их стремление к знаниям. Вот почему осетинские пословицы важны не только для народа Осетии, но и для народов других стран. Хочу рассказать всем, что они такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Очень хочется, что бы они звучали на разных уроках довольно часто. Осетинские пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, охотой, любви к своей Родине. Если народ не знаешь, то с ним можно познакомиться через крупицы народной мудрости, народ издавна дорожил пословицами. Возникли они в глубокой древности и жили с народом на всём протяжении его истории. Хорошо, когда мы знаем «народную мудрость» своего края.

В настоящей работе рассказывается о том, как следует использовать народные изречения в целях развития и обогащения речи учащихся. В работе приводятся образцы наглядных пособий с пословицами, и поговорками, даются подборки осетинских пословиц и поговорок по отдельным темам, которые можно использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского и осетинского языка.

Поработав над этой темой, я пришла к выводу : Пословица – как жанр устного народного творчества присутствует в культуре разного народа.

Мы думаем, что возможности этого материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (4, с.8)

Кто ее сочинил – неведом никому,

Но все ее знают и ей покоряются.

В.И. Даль

С пословицами мы познакомились еще в начальных классах и на всю жизнь запомнили, что «Учиться всегда, пригодиться », «Любишь кататься – люби и саночки возить» , что «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и что «Семеро одного не ждут».

А в классе пословицам и поговоркам было посвящено несколько уроков литературного чтения.

В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных изречений. Мнение народа многое значит, с ним мы сверяем наше поведение и мысли. Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей, но пословица – не всякое изречение, не всякая кем- то высказанная мысль.

«Ранняя птичка носик прочищает, поздняя – глаза продирает» - пословица имеет в виду не птиц, а людей. Её вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успеет больше сделать, хороший работник попьёт и поест, а лентяй ещё только пробуждается, и вообще бодрый человек благополучнее ленивого.

Пословица применяется к разным житейским случаям. В кратких и внешне очень простых пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. В иных случаях пословица интересна в первую очередь своим прямым смыслом, но он так ёмок, что предоставляет говорящему возможность расширительно толковать то, о чём идёт речь. К примеру, говорится: «Не дорог подарок, дорога любовь». Пословицу вспоминают и тогда, когда необходимо особо указать, что дорого, прежде всего, то чувство, с которым дарят подарок, и тогда, когда нужно похвалить кого - нибудь, оказавшего другому внимание без подарка, без соображений о материальной выгоде.(3, с.32.)

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. И не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.…(1,с3) В книгах для чтения, предназначенных для учащихся начальных классов, К Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок, и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л. Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам. В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к пословицам и поговоркам, процессу знания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес, и познавательная активность не возникает сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе.

Познавательный интерес к пословицам и поговоркам выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Исследование пословиц и поговорок чрезвычайно перспективно в решении практических педагогических проблем.

На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Особенно богатый материал для наблюдений дают басни И. А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3-4 классах. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.(4, с. 27)

Пословиц очень много. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Большое значение пословицам придавали наши писатели: Крылов, Гоголь, Некрасов, Горький, Толстой и многие другие. Мы тоже очень любим пословицы за их меткость, красочность, выразительность. При работе над этой темой нам помогали такие источники, 1. Сборник В. Даля в двух томах «Пословицы и поговорки русского народа»

С 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодная проводимая ярмарка. Вот как описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула, прибаутки, пословицы - точно золотых рыбок из омута. И каждый день приносит Даль домой несметные сокровища, единственное, за которые на ярмарке не берут денег,- только подбирай. Дома он раскладывал слова по полочкам в своих хранилищах. Каждую пословицу переписывает дважды на узких полосках бумаги (Даль их называет «ремешками»). Один «ремешок» пойдёт как пример для пояснения слов, другой – вклеивает в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Таких тетрадей уже 180…»

Примерами едва не к каждому слову своего словаря Даль брал народные пословицы. Их тоже собрано было очень много – больше 30 тысяч. В 1853 году Даль представил в Академию наук свой сборник « Пословицы русского народа» На титульном листе стоял эпиграф: «Пословица несудима». В предисловии автор обращался к своим читателям: «Что если бы каждый любитель языка нашего, пробегая на досуге сборник мой, делал заметки, поправки и дополнения… и передавал бы их собирателю – не правда ли, что следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собой первое? Дружно – не грузно, а один и у каши загинет».

Но цензура воспротивилась изданию сборника, заявив, что он «посягает на развращение нравов». «Пословицы русского народа были напечатаны лишь в 1861 – 1862 годах, после смерти императора Николая I .

Живое слово дороже мёртвой буквы – Даль любил эту пословицу и на протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него – полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни. (2, с. 31)

История народа – одна из героических в мире. Поэтому так богато устное творчество народа.

Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое – нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Обращаясь к пословицам разных народов, человек возьмёт лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира. Однако нашему современнику чуждо всё, что несёт на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, религиозного суеверия,- всё то, что не выражало истинной мудрости народа. (1, с.3)

Мы узнали, что пословицы – это устные мудрые краткие изречения на самые разные темы, что народ издавна дорожил пословицами, что возникли они в глубокой древности и жили с народом на всем протяжении его истории. В.И. Даль так определял этот жанр: «Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора» (9, с.18).

Поговорки – это меткие изречения, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. О поговорке В.И.Даль говорил так: «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (9,с.20)

«После дождичка в четверг», - говорим мы о чём – либо таком, что неизвестно, когда было и было ли. К скольким разным обстоятельствам можно применить это выражение?!

Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченного суждения, она только часть его. Ведь одно дело сказать: такое-то событие, произойдёт или нет, и совсем иное дело, когда скажут, что оно произойдёт после дождичка в четверг: тут к сомнению присоединяется насмешка. Поговорка «Семь пятниц на неделе » используется как суждение о тех людях, кто часто меняет свое решение.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».

Когда я сравнила многие пословицы, то пришла к выводу, что пословица не простое изречение, она выражает мнение народа. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое соответствовало образу жизни и мыслям многих людей. Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.(3, с.3)

Я поняла, что есть пословицы, которые мы употребляем в прямом смысле и в переносном. Пословицы «Делу – время, потехе – час» , «Кончил дело – гуляй смело» имеют прямой смысл, а мы их сразу понимаем, а вот пословицы с переносным смыслом для понимания труднее. Мы говорим «Он воду в ступе толчет» . На первый взгляд какая-то бессмыслица. Как можно воду толочь? Зачем? И почему в ступе? Смысл этой пословицы далек от прямого значения слов, из которых она состоит. В своей работе я попыталась рассмотреть, как поговорки и пословицы построены в грамматическом понимании.

Пословицы всегда законченное предложение, а поговорки только часть предложения.

Но и среди поговорок есть такие, которые похожи на предложение. Так поговорки «Куда ветер дует» , «Уши вянут», «Язык лыка не вяжет» выглядят как предложения.

Пословицы в своем большинстве состоят из двух частей, например, «Тише едешь – дальше будешь» , «Много знать – мало спать».

Поговорка не делится на части. Но среди пословиц есть такие, которые тоже не делятся, например, «Яйца курицу не учат».

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести.

Вообще, темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве и еще о многом – многом.

Сила и красота этих мудрых изречений давно признана всеми народами мира.

Пословица по форме похожа на маленькое стихотворение, так как во многих есть ритм и даже рифма: «Кончил дело – гуляй смело» .

Я решила провести сравнение пословиц разных народов. Ведь иногда пословицы и поговорки одного народа входят в устное употребление другого. Например, выражение «Ласковый теленок двух маток сосет» пришло к нам от греков, а «Быть не в своей тарелке» - это перевод с французского языка.

Пословицы разных народов бывают очень похожими.

Все народы утверждают, что труд – главная ценность жизни.

«Терпенье и труд все перетрут» , «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» , - говорят русские. «Пыль труда лучше шафрана бездействия» - утверждают арабы. «Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет» - учат узбеки. «Дерево славится плодами, человек – трудами » - вторят азербайджанцы. «Безделье – мать всех пороков» ,- говорят французы, а казаки утверждают, что «Конь узнается в скачке, а человек – в делах» . «Труд кормит человека, а безделье – портит », - говорят ассирийцы. «Жизнь – счастье в труде» , - учат литовцы. «Чего летом не соберёшь, того зимой не найдёшь», - говорят кабардинцы. « От работы человек молодеет», «Не будут твои губы в масле, если руки не трудятся в земле», «Рука неумейки не болит»- утверждают осетины.

И все народы понимают, кого надо называть настоящим другом. «Друг познается в беде» , «Старый друг лучше новых двух» , «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» , - говорят русские. «В трудную минуту – друг тут как тут» , - утверждают арабы. «Дерево корнями сильно, а человек – друзьями» , - учат грузины. В Китае уверяют, что «Друзья лучше старые, одежда – новая» , а японцы утверждают: «Хочешь узнать человека – узнай его друга», «Хороший друг ближе брата» , «Ради друга терпи и пургу, и снег» , - любят говорить азербайджанцы. «Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит» , - говорят вьетнамцы. « Люди друг с другом должны считаться» - говорят осетины.

И, конечно, много пословиц посвящено учению. «Грамоте учиться –всегда пригодится» , «Ученье – свет, неученье тьма» , «Кто грамоте горазд – тому не пропасть», «Повторенье – мать ученья», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Век живи – век учись» - говорят русские. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» , - утверждают башкиры. «Без ученья нет и уменья» , - учат вьетнамцы. « Ум – башня, сила – крепость», «Свет мира – солнце, свет человека – учёба», - утверждают осетины.

Пословицы отражают природные явления: «Весенний день год кормит» , «Зима без снега – лето без хлеба », - говорят русские. «За каждым вечером следует утро» , - утверждают турки. «Солнечный диск решетом не закрыть» , - учат арабы. «У пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь» , - говорят китайцы. «Мал, как моль, а беды от него большие» - учат осетины.

А какие красивые пословицы о матери: « Нет милее дружка, чем родима матушка», «Птица рада весне, а младенец – матери», «Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает», «При солнышке светло, при матушке добро» - говорят русские. «Мать крик своего ребёнка издалека слышит», «Нет ничего дороже отца и матери», «У матери чуткое сердце» - учат осетины.

Конечно, живя в Осетии, я заинтересовалась и осетинскими пословицам. Они у нас такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Сохранилось большое количество разных пословиц и поговорок. Пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, овцеводством, охотой и т. д.

«Скатывающийся камень мохом не покроется» , - говорится в одной пословице, которую надо понимать так: человек, часто меняющий место жительства или работы, никогда не приживется в новом коллективе или населенном пункте.

«Чужая рука – колючка» . Эта пословица говорит о том, что если ты в состоянии сам сделать какую-то работу, не надо просить кого-то, чтобы он сделал для тебя: он сделает хуже, чем ты.

«У бодливого быка рога ломаются», - говорится в третьей пословице. Она очень напоминает русскую: «Бодливой корове Бог рога не дает» . Эта пословица относится к людям, мечтающим прославиться, продвинуться по службе, но у которых нет для этого таланта. «Нет худа без добра», «Не строй свое счастье на чужом несчастье» - эти пословицы явно произошли от русских.

Интересная осетинская пословица «Козий плач – волку радость» , т.е. для богатого осетинского бека безразлично горе бедных осетин, которых он нещадно эксплуатировал.

Источники пословиц и поговорок самые разнообразные, но, прежде всего, это наблюдения народа над жизнью.

Я попыталась сравнить «старые» и «новые» пословицы. «Старая» - «На Бога надейся, а сам не плошай» , на ее основе создана «новая» пословица: «На трактор надейся, а коня не бросай» . «Старая» - «Терпи, казак, - атаманом будешь» , «новая» - «Учись. Боец, - командиром будешь» . «Старая» - «Волков бояться – в лес не ходить». «Новая» - «Врагов бояться – пограничником не быть».

Новые варианты пословиц и поговорок возникают, когда одно слово заменяется другим, сходным по смыслу.

В настоящее время в качестве поговорок часто используются фразеологизмы.

От фразеологизмов пословицы и поговорки отличаются тем, что они представляют собой законченное предложение.

Особенность пословиц состоит в том, что они имеют прямой смысл и переносный. Так, пословица «Кашу маслом не испортишь» может быть употреблена в прямом и переносном смысле.

Фразеологизмы не могут употребляться в переносном смысле. Фразеологизмы не делятся на две части.

В разряд пословиц не входят такие выражения, как глаза на лоб лезут, искры из глаз посыпались, комар носу не подточит, медведь на ухо наступил, руки чешутся, молоко на губах не обсохло и т.д. Эти выражения являются фразеологизмами.

В пословицы и поговорки легко могут переходить крылатые выражения из литературных источников.

Я не знаю еще содержания многих классических литературных произведений, но некоторые крылатые выражения запомнила: «Учиться, учиться и учиться» , «Не хочу учиться – хочу жениться» , «Любви все возрасты покорны», «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха» , «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» , «Александр Македонский – великий полководец, но зачем, же стулья ломать?»

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки – ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (например « лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку») Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

И закончить свою работу я хочу словами А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Практика показала, что любое новое дело открывает простор для творчества, рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение жить в коллективе, стимулирует деятельность участника конкурса, содействует накоплению опыта по данной работе, проявление инициативы и самодеятельности.

Поработав над этой темой, я пришла к выводу, что пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня. Пословицы порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Своё глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами: «Пословица – всем делам помощница»; «Красна речь пословицей»; «Старая пословица век не сломится»; «Глупая речь не пословица»; «Поговорка – цветочек, пословица ягодка». Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют.

Я научилась собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.

Проектная работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, но и интересоваться народной мудростью родного края. Пословицы и поговорки родного края воспитывают чувства гордости, любовь к труду, родителям, уважение к народу, создавшие эти сокровища, и гордость за него.

Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения, осетинского языка, на уроках внеклассного чтения.

Итак, в результате исследования, я доказала собственную гипотезу и нашла ответы на поставленные перед собой вопросы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах- М. 1984

2. Доклады и сообщения по русскому языку.- С.-П., 2006.

3. Старинные пословицы и поговорки.- М., 1983.

4. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М. 1963.

4. «Краткий словарь литературоведческих терминов», авторы Д.И. Тимофеев и С.В. Тураев.

5. Учебник «Литература» для 7 класса, автор В.Я. Коровина.

6. «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» - В.Г. Костомаров.

7. « Осетинские пословицы и поговорки», Северная Осетия – Алания, 2004г.

8. «Пословицы и поговорки народов Востока»

9. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.

Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок.Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок. Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ярсанова Анна, ученица 6 класса ГБОУ СОШ №1354 Г.Москва, учитель Королева Ольга Олеговна

План Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах Практическая работа Вывод Список литературы

Цель Узнать как можно больше о пословицах и поговорках, их значении, происхождении и употреблении

Задачи Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок. Чем пословица отличается от поговорки и как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются их форма и содержание? Провести опрос знакомых на знание поговорок и пословиц.

Гипотеза Я думаю что пословицы и поговорки играли большую роль в жизни человека во все времена.

Что такое пословицы и поговорки? Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. Поговорка - это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения, употребляется в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.

Многообразие пословиц и поговорок В какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися к месту.

Чем пословица отличается от поговорки? Особенностью пословицы - ее законченность и поучительность. Поговорки – незавершенность умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Как складывались пословицы и поговорки? Русские пословицы и поговорки возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но и характерные бытовые явления.

Когда пословицы и поговорки употребляются? Пословицы и поговорки употребляются в живой разговорной речи. И многие из них представляют собой образцы именно разговорной прозы.

Какую роль играю пословицы и поговорки в жизни человека? Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.

Пословицы о пословицах На всякого Егорку есть поговорка Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Пословица ведётся, как изба веником метётся. Старинная пословица не мимо молвится.

Практическая работа 1 - Все тайное со временем становится явным 2- В гостях хорошо, а дома лучше 3- Старый друг лучше новых двух 4- Делу- время, потехе час

Список литературы > В.Сысоев > В.Даль http: //shortwisdom.ru/ http: //vit-san.narod.ru/pos-pog.htm/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Проектная работа «Влияние атмосферного давления на самочувствие и здоровье человека»

Актуальность и необходимость заниматься вопросами такого природного явления, как атмосферное давление, возникло давно. Люди с древних времен занимались этим, с...

Cлайд 1

Проект по теме «Устное народное творчество». Ученика 1 «Б» класса средней школы № 1007 Чистякова Родиона. Пословицы и поговорки

Cлайд 2

– это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл, народная мудрость. Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации. Пословицы и поговорки

Cлайд 3

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности, еще задолго до появления письменности. Автором пословиц и поговорок является народ. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то своё…Так пословицы и поговорки и передавались из уст в уста от поколения к поколению. Откуда появились пословицы и поговорки?

Cлайд 4

Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом. Пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами. Пример: «остаться с носом» - быть обманутым, «медвежья услуга» - помощь, которая обращается во вред. Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино «с носом». Пословицы и поговорки часто путают - будьте внимательны!

Cлайд 5

О Родине: «Человек без Родины, что соловей без песни». Об учении: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». О природе: «У зайцев шерсть побелела – зима близко». О трудолюбии: «Будешь стараться – всё будет удаваться». Пословицы и поговорки есть обо всём на свете, вот некоторые из них:

Cлайд 6

«Не откладывай на завтра то,……». «Любишь кататься, люби и …». «Не имей сто рублей, а …..». «Не рой другому яму – сам ….». Давайте вспомним...

Cлайд 7

Пословицы и поговорки начинают изучать уже с первых дней в школе: они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство. Роль пословиц и поговорок в жизни людей.

Cлайд 8

Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях. Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки: «….и осталась старуха у разбитого корыта...» («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) Откуда эти пословицы и поговорки? «Кому велено чирикать - Не мурлыкайте!» («Путаница» К.И. Чуковский) «А воз и ныне там.» («Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов)

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Класс: 4Б класс

Возраст: 10 лет

2017 год

Цель:

Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок.

Задача:

Изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа

План работы:

1. Изучить сборники пословиц и поговорок

2. Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа

3. Записать, подобранные пословицы и поговорки

4. Выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ

5. Записать рассказ

6. Оформить проект

7. Представить проект в классе

Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках. Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки. А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый, кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки, пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С ГЛАГОЛАМИ ВО 2-М ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА:

  1. Что напиш ешь пером, того не выруб ишь топором.
  2. Кашу маслом не испорт ишь.
  3. ишь.
  4. С кем повед ёшь ся, от того и набер ёшь ся.
  5. ёшь.
  6. Шила в мешке не ута ишь.
  7. За двумя зайцами погон ишь ся – ни одного не пойма ешь.

ОБЪЯСНЕНИЕ СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ:

Что посе ешь , то и пожн ёшь.

Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.

Без труда не вын ешь рыбку из пруда.

Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу.

Что напиш ешь пером, того не выруб ишь топором.

Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Так говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.

Кашу маслом не испорт ишь.

Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много. Говорится, когда кто-то высказывает сомнение по поводу чрезмерного количества чего-либо хорошего, полезного.

Ласковым словом и камень растоп ишь.

Смысл пословицы: можно все спокойно решить. Если по - хорошему к людям относиться, то даже самый черствый человек " растопится" подобреет.

С кем повед ёшь ся, от того и набер ёшь ся.

От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.

Старого воробья на мякине не провед ёшь.

Опытного человека не обманешь, не перехитришь.

Тише ед ешь – дальше буд ешь.

Если делаешь всё без суеты, без торопливости, скорее достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, суеты, если хочешь хорошо сделать дело.

Шила в мешке не ута ишь.

Иносказательно пословица употребляется, когда кто-то пытаетсяскрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.

За двумя зайцами погон ишь ся – ни одного не пойма ешь.

Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Рассказ

Живёт на свете один мальчик. В общем – то очень неплохой мальчик, только немного ленивый. Как его зовут, мы говорить не будем, чтобы он не обиделся.

Любое дело наш герой старался сделать побыстрее, вот и выходило всё кое – как. Уроки он готовил неаккуратно, посуду мыл не очень хорошо, даже рисовать не старался. И вот приближался очень радостный день – день рождения мамы нашего мальчика. Он захотел сделать открытку для мамы и взялся за дело. Через пять минут открытка была готова. Случайно проходивший мимо папа увидел этот сюрприз для мамы. Он сказал: «Я думаю, что тебе стоит вложить больше труда и старания в этот подарок». Мальчик немного подумал и начал делать новую открытку. В этот раз он не спешил, всё делал очень тщательно и аккуратно. Как обрадовалась мама подарку! С тех пор наш мальчик понял: «Без труда не вынешь рыбку из пруда. И с тех пор вкладывал старание в любое дело.


Слайд 1

Презентация

Тема: « Пословицы и поговорки»

Учащиеся 3-4 классов

Презентацию подготовили: логопед школы № 61 Тесленко Е.В. - Библиотекарь школы № 61 Ковалева Н.И.

Слайд 2

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину я рассказывать начну

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну

Слайд 3

Сказки и предания Песни и потешки

в некотором царстве...

За рассказанную сказку, странника кормили и пускали переночевать. Тех, кто умел рассказывать сказки очень ценили в народе. А помимо сказок и разные шутки-потешки, песни, загадки, приговорки-поговорки.

Слайд 4

в русском государстве...

С рожденья складно сложена, в ней слова нету лишнего, пустого некудышного, чужого, непонятного она как к хлебу соль – пословица, присловица

Слайд 5

пословица - о ком? о чём? Труд и лень дружба Добро и зло Ум и глупость Домашнее задание Доблесть и отвага

Слайд 6

Сценка «Ленивица»

Проснулась Ульяна не поздно, не рано.

До обеда проспала, да обедать стала

Наелась, поклонилась, да опять повалилась

Ульяна, сходи за водицей на речку

Да лень мне, дрема одолела

Вот лодырь!

Кто ленив, тот и сонлив

Ульяна, иди киселя хлебать

Раз матушка велит-надо идти. Где моя большая ложка. Без меня не начинайте.

Хорошо лентяю жить, совсем не очем тужить Он избы не прибирает, как испечь калачь не знает. С зарей рано не встает, с косой в поле не идет

Хочешь есть калачи-не сиди на печи

Ой-ой, не надо про меня петь!

Слайд 7

Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп» - весь шел искромсала, изрезала на лоскутки. Не то, что сарафан – платка не сшить! Бабушка велела запомнить пословицу:

Семь раз отмерь – один отрежь

Поспешишь- людей насмешишь

Не ошибается тот- кто ничего не делает

Где растяпа и тетеря-там не прибыль, а потеря

Слайд 8

Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Нет, дружочек, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Кончил дело-гуляй смело

Сначала работа-потом игра

Всему свое время

Играть – играй, да дело знай

Слайд 9

Несколько дней Люда не выполняла домашние задания, не готовила уроки и, наконец, получила 2 - Это случайно, - оправдывалась она

Что посеешь - Как аукнется - По труду и честь Какие труды - то и пожнешь так и откликнется такие и плоды

Слайд 10

То, без чего не вынешь рыбку из пруда

У жадины его невозможно выпросить даже зимой

Если оно вылетит – его не поймаешь

Его всякое дело боится

У него глаза велики

(страх) (мастер) (слово) (снег) (труд) загадки

Слайд 11

Что имеем, не храним-потерявши, плачем

Кто сам плут-тот другим не верит

Есть терпение-будет и умение

Ворона в павлиньих перьях

поговорки

Слайд 12

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (не берись за несколько дел сразу) Чудеса в решете- дыр много, а не вылезешь (безвыходное положение) Шито-крыто, а узелок-то тут (как ни прячь, все равно что-нибудь пропустишь На языке мед- а в сердце лед (о подлом и лицемерном человеке)

За двумя зайцами (неудача) Чудеса в решете (какое-то удивительное, необычное происшествие) Шито-крыто (что-то спрятано) На языке мед (говорить комплименты)

посмотри, как интересно

Слайд 13

путаница-перепутаница

Баба с возу, а хомут найдется

Беды мучат, а руки делают

Без труда не накинешь платок

Глаза страшатся, да уму учат

Была бы шея – кобыле легче

Кобыле легче Да уму учат

Не вынешь рыбку из пруда

А руки делают А хомут найдется

На всякий роток не вынешь рыбку из пруда

Не накинешь платок

Слайд 14

Пословица, я тебя знаю!

Друг познается в беде

Домашнее задание выполнили ученики 3 а: Кожемякина С., Сайфулин С,

Слайд 15

Фразеологизм даст оценку делу, поступку и украсит речь

Как за каменной стеной

Плясать под чужую дудку

Тянуть кота за хвост

Море по колено За семью замками

(ничего не страшно)

(Очень долго что-то делать)

(Быть под охраной)

(Выполнять чужую волю)

Слайд 16

Дружно, весело, интересно

Слайд 17

Пояснительная записка к презентации

Первым собирателем русских пословиц и поговорок стал Владимир Иванович Даль (1801-1872 г) Талантливый писатель, создатель «Толкового словаря великорусского языка», в котором 200 000 слов. И он же собрал в свою книгу «Пословицы русского народа» 30 000 пословиц. Об этой книге можно сказать – Там русский дух…там Русью пахнет! Пословицы появились задолго до появления письменности и передавались из уст в уста. В них таится многовековая народная мудрость. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. Меткое изречение (законченая мысль), передает человеческие чувства, поучает и оценивает поступки и поведение. Мудрое суждение о жизни и людях («волков бояться-в лес не ходить» - если боишься трудностей, то и не берись), « на языке мед, а в сердце лед» - о злом, лицемерном человеке. У каждой пословицы своя история: «Не выноси сор из избы» - сор разносит ветер и злой человек наведет порчу, в семье будет разлад. «Как швед под Полтавой» - победная полтавская битва. Тематика пословиц очень разнообразна – природа (Что летом родится- то зимой пригодится), о труде (Без труда нет плода), о дружбе (Без друга на сердце вьюга), ученье (Знание лучшее богатство) Поговорка украшает нашу речь, делает ее более яркой, образной, но она в отличие от пословицы не делает вывода, а просто выражает чувства и не поучает: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (поучение – не надо браться сразу за два дела), а «за двумя зайцами» - поговорка, это просто мы говорим о каком-то неудавшемся деле. Поговорка – это удивление «как снег на голову», «чудеса в решете», восхищение о ком-то - «палец в рот не клади», осуждение – «ни к селу, ни к городу»