Проводнику надо знать. Что входит в обязанности проводника

Инструкция утверджена распоряжением АО «ФПК» от 27 апреля 2015 г. № 515р, вводится в действие с 15 июля 2015 года (в редакции распоряжения от 5 июня 2017 г. № 498р)

ИНСТРУКЦИЯ
проводника пассажирского вагона АО «ФПК»

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет основные обязанности, ответственность и права проводника пассажирского вагона АО «ФПК» (далее — проводник), а также дополнительные обязанности проводника вагона международного сообщения и хвостового вагона.

1.2. На работу в АО «ФПК» по профессии «проводник пассажирского вагона» принимаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие профессиональную подготовку в лицензированных учебных заведениях.
Кандидат при приеме на работу проводником проходит: оценку уровня развития корпоративных компетенций у штатного психолога структурного подразделения филиала;
обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) для определения пригодности к работе проводником с последующим прохождением периодических медицинских осмотров (обследований) в процессе работы;
подготовку по программе гигиенического обучения с отметкой в личной медицинской книжке с последующим прохождением гигиенического обучения не реже одного раза в два года (для проводника пассажирского вагона, участвующего в обслуживании поездов международного сообщения, — не реже одного раза в год);
аттестацию на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
обучение и проверку знаний требований охраны труда, электробезопасности в комиссии структурного подразделения филиала АО «ФПК»;
инструктаж по охране труда, пожарной и транспортной безопасности; ознакомление с нормативными документами АО «ФПК» по вопросам обеспечения безопасности движения поездов.
Аттестация на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта проводится в соответствии с требованиями пункта 9 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядка формирования аттестационной комиссии, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 231.

1.3. Проводник обязан соблюдать установленный график дежурства, уметь пользоваться программно-аппаратным комплексом контроля проездных документов, системой контроля, диагностики и управления вагонным оборудованием и другими техническими устройствами, гарантирующими работоспособность и эксплуатационную безопасность пассажирского вагона (далее — вагон), а также обеспечивать сохранность его внутреннего оборудования и инвентаря.

1.4. Проводник при исполнении своих служебных обязанностей должен руководствоваться требованиями:
настоящей Инструкции;
Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС России 11 ноября 1992 г. № ЦУО-112;
Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, утвержденной МПС России 4 апреля 1997 г. №ЦЛ-ЦУ0/448;
Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. № 111;
Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. № 473;
Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 3 марта 2003 г.;
Санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей СП 2.5.3157-14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2014 г. № 3;
Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г.;
Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н;
инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона структурного подразделения филиала АО «ФПК»;
Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, утвержденной совместным приказом МВД России и Минтранса России от 27 декабря 2013 г. № 1022/487;
распоряжения ОАО «ФПК» от 9 апреля 2010 г. № 71р «О Регламенте организации работы резерва проводников»;
распоряжения ОАО «ФПК» от 15 марта 2011г. № 193р «О мерах по противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность пассажирского железнодорожного комплекса, обеспечению безопасности людей на объектах и транспортных средствах ОАО «ФПК»;
методических пособий для проводников пассажирских вагонов АО «ФПК» по служебному этикету и культуре обслуживания;
правил внутреннего трудового распорядка структурного подразделения филиала АО «ФПК»;
других нормативных правовых актов, организационно-распорядительных, нормативных и информационно-справочных документов АО «ФПК», относящихся к деятельности проводника.

1.5. Проводник должен знать:
все виды проездных документов, квитанций доплат;
документы, дающие право ревизии и комиссионной проверки пассажирского поезда;
расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении;
правила оказания первой доврачебной помощи;
общее устройство вагона и правила эксплуатации систем отопления и водоснабжения, электрооборудования, вентиляции, установки пожарной сигнализации, установки водяного пожаротушения, первичных средств пожаротушения, установки кондиционирования воздуха.

1.6. Проводнику запрещается:
принимать к перевозке от посторонних лиц письма и различные вещи; перевозить лиц, не имеющих проездных документов и документов, удостоверяющих личность;
осуществлять торговлю, приобретение, обмен, дарение пассажирам товаров, заниматься иной деятельностью, не предусмотренной настоящей Инструкцией;
перевозить и употреблять спиртные напитки во время поездки.

1.7. Проводник в пункте формирования пассажирского поезда или вагона с момента выхода на работу (проводник прицепных вагонов — с момента прицепки вагонов к составу поезда в пути следования) подчиняется начальнику пассажирского поезда (далее — начальник поезда), а по вопросам эксплуатации оборудования вагона — поездному электромеханику.

1.8. Проводник при обслуживании пассажиров должен:
неукоснительно соблюдать стандарты АО «ФПК» в области безопасности деятельности, добиваться их соблюдения от других лиц, вовлеченных в работу по обслуживанию пассажиров, вагонов, а также от пассажиров;
соблюдать нормы деловой этики во всех ситуациях, даже экстренных; формировать своими действиями у пассажиров положительный имидж АО «ФПК».

1.9. Проводник должен требовать от пассажиров соблюдения правил проезда, выполнения требований пожарной безопасности, быть вежливым и внимательным, не допускать возникновения конфликтных ситуаций с пассажирами.

2. Обязанности проводника при подготовке вагона в рейс

2.1. Проводник обязан прибыть в пункт формирования пассажирского поезда или вагона в установленное время в форменной одежде, имея при себе:
служебное удостоверение; документ, удостоверяющий личность; страховой медицинский полис;
свидетельство о прохождении аттестации на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта;
удостоверения с отметками о сдаче испытаний по пожарно-техническому минимуму и проверке знаний требований пожарной безопасности, на право обслуживания хвостового вагона (для проводника хвостового вагона);
удостоверение о проверке знаний правил работы в электроустановках (напряжением до 1000 Вольт);
удостоверение о проверке знаний требований охраны труда; личную медицинскую книжку проводника;
табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника (напечатанную) и бейдж установленного образца.

2.2. По прибытии в пункт. формирования пассажирского поезда или вагона проводник обязан:
получить инструктажи по охране труда, транспортной безопасности и пожарной безопасности, расписаться в журналах установленной формы о прохождении инструктажей;
ознакомиться под роспись с графиком дежурства в пути следования, пунктах формирования и оборота поезда;
получить под роспись маршрут проводника пассажирского вагона и приемосдатчика груза и багажа формы ФТУ-33 (далее — маршрутный лист).

2.3. При приемке вагона в пункте формирования, парках отстоя и пунктах оборота проводник обязан проверить:
наличие пломб на стоп-кранах, на рукоятках привода аварийных выходов, на огнетушителях и пожарных шкафах, а также срок освидетельствования первичных средств пожаротушения (противопожарное полотно, огнетушители) и самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20);
исправность системы сигнализации контроля нагрева букс, установки пожарной сигнализации, установки водяного пожаротушения, программно¬аппаратных средств, системы контроля управления доступом и охраны пассажирского поезда (СКУДОПП), системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда СКБ и СПП, установленных в вагоне;
функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления, отсутствие утечки тока на корпус вагона, зарядный ток аккумуляторных батарей;
исправность пожарных кранов, запорной арматуры и наличие шлангов системы водоснабжения вагона в котельном отделении и туалетах;
обеспечение вагона водой, топливом для системы отопления и кипятильника, наличие ремней безопасности на верхних полках (в случае если конструкцией вагона не предусмотрено иное);
наличие и соответствие установленным нормативам комплектов
постельных принадлежностей, постельного белья, съемного мягкого инвентаря, аптечки для оказания первой медицинской помощи;
в зимний период наличие инвентаря для очистки подвагонного оборудования и ходовых частей от снега и льда;
наличие и соответствие установленным нормативам количества
санитарно-гигиенических принадлежностей (туалетной бумаги, бумажных полотенец, мыла и др.), уборочного инвентаря, ветоши, моющих и дезинфицирующих средств;
наличие противозасорных вставок экологически чистых туалетных комплексов;
наличие Журнала приемки, сдачи и технического состояния
оборудования пассажирского вагона формы ВУ-8, выписки из Плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
наличие и расположение наглядной информации, ее актуальность.

2.4. При приемке вагона, оборудованного купе для перевозки багажа, проводник дополнительно обязан проверить:
наличие специализированного инвентаря, защищающего оборудование вагона от повреждений, обеспечивающего сохранность и безопасность перевозки багажа в вагоне, оборудованном купе для перевозки багажа;
наличие и исправность технических средств контроля (металлодетектора, газоанализатора, напольных весов, рулетки и др.), а также документацию к ним, включая инструкции по эксплуатации.

2.5. Непосредственно перед отправлением вагона в рейс в пункте формирования, парках отстоя и пунктах оборота проводник обязан проверить:
технические шкафы в тамбурах вагона, сохранность пломб на потолочных люках и пожарных шкафах (при отсутствии пломб вызвать поездного электромеханика для вскрытия люка, проверки и опечатывания); багажные ниши и рундуки;
ниши над и под кипятильником, туалеты и ниши под умывальными- чашами;
топку котла отопления и кипятильника, а также пространство под кожухами труб отопления и столами;
мусорный ящик,.все шкафы для служебного пользования; подвагонное оборудование (ребра хребтовой балки, раму вагона и тележки, узлы тормозного оборудования) на предмет наличия или отсутствия посторонних и подозрительных предметов;
в зимнее время — фановые трубы, при необходимости очистить их от снега и льда.

2.6. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона, в том числе по санитарно-техническому состоянию вагона, противопожарному режиму, температурному режиму, о наличии посторонних и подозрительных предметов проводник обязан доложить начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер.

2.7. После приемки вагона проводник обязан:
получить чайную продукцию и непродовольственные товары в ассортиментом перечне, определенном работодателем;
получить бланки учета населенности и расхода постельного белья форм ЛУ-72 или ИГОМ, для проводников вагона, оборудованного купе для перевозки багажа, — бланки учета перевезенного багажа, самоклеящиеся ярлыки на багаж установленного образца и другие необходимые бланки учета;
закрепить на двери служебного купе табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника;
получить ведомость занятия мест пассажирами, прошедшими электронную регистрацию;
закрепить ремни безопасности на верхних полках (в случае если конструкцией вагона не предусмотрено иное);
проверить наличие с обеих сторон вагона маршрутных досок и порядковых номеров вагона согласно схеме формирования пассажирского поезда.

2.8. При подаче пассажирского поезда на посадку пассажиров в вагоне должна поддерживаться температура в зимнее и переходное время года 22±2 °С, в летнее-24±2 °С. Температура воздуха в пассажирском помещении вагона нормируется в зимнее и переходное время года для всех типов вагонов, а в летнее время года — только для вагонов с кондиционированием воздуха.

2.9. Во время посадки пассажиров в вагон проводник обязан: начать посадку за 30 минут до отправления поезда;
находиться снаружи вагона возле открытой двери рабочего тамбура, проверять у пассажиров проездные и перевозочные документы, оригиналы документов, удостоверяющих личность пассажира, реквизиты которых указаны в проездном документе, а также документы, подтверждающие право льготного проезда в случае проезда пассажира по льготным проездным документам;
не принимать к перевозке ручную кладь, не соответствующую установленным нормам, вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон, вещи других пассажиров, зловонные, отравляющие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества;
предупреждать пассажиров при посадке в вагон о том, чтобы они не забыли свои билеты у провожающих лиц, а за 5 минут до отправления предупреждать провожающих об отправлении пассажирского поезда;
вызывать начальника поезда для решения вопроса отказа в посадке в вагон пассажиру, находящемуся в состоянии опьянения или нарушающему правила проезда или общественный порядок, мешающему спокойствию других пассажиров, находящемуся в болезненном состоянии, и в случае необходимости разрешения конфликтных ситуаций.

3. Обязанности проводника в пути следования пассажирского поезда

3.1. В пути следования пассажирского поезда проводник обязан: контролировать работу электрооборудования вагона, системы контроля нагрева букс (СКНБ), системы замыкания проводов на корпус вагона, системы пожарной сигнализации;
остановить поезд стоп-краном при наличии препятствий к безопасному следованию поезда, в случае возникновения посторонних шумов, рывков, ударов, срабатывания СКНБ, возгорания или задымления в вагоне. Сообщить по цепочке о случае начальнику поезда или поездному электромеханику. После остановки поезда подавать в сторону локомотива, с учетом видимости, сигнал «Стой» с помощью ручного сигнального флага или фонаря. В случае возгорания или задымления останавливать поезд на мостах и виадуках, в тоннелях или на путепроводах, в местах, где нельзя организовать эвакуацию пассажиров категорически запрещено;
следить за состоянием внутреннего оборудования, правильным положением межвагонных переходных площадок (переходные площадки по концам состава должны быть подняты и зафиксированы);
после окончания посадки пассажиров и отправления поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов закрыть на внутренние запоры «секретки» и на замок под специальный ключ;
боковые двери нерабочего тамбура закрыть на замок «секретку», доступный только изнутри вагона, замок под специальный ключ и под трехгранный ключ;
боковые двери рабочего тамбура закрыть на замок «секретку», доступный только изнутри вагона, и замок под трехгранный ключ или специальный ключ;
в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей, доставлять комплекты постельного белья на места пассажиров;
выдавать квитанцию формы ВУ-9 пассажирам, оплатившим стоимость постельного белья в вагоне, производить замену использованного постельного белья по просьбе пассажира за дополнительную плату;
при необходимости застилать постели пассажирам с ограниченными физическими возможностями, больным, пассажирам с малолетними детьми;
вести учет расхода постельного белья в бланках форм ЛУ-72 или ИНУ-4, учет перевезенного багажа в вагоне, оборудованном купе для перевозки багажа; принимать и выдавать багаж пассажирам, следить за его сохранностью; убирать постельные принадлежности после выхода пассажиров на станции назначения;
обеспечивать пассажиров в вагоне горячей и охлажденной кипяченой либо бутилированной водой, содержать кипятильник в чистоте;
предоставлять пассажирам сервисные услуги, осуществлять реализацию чайной продукции и непродовольственных товаров в ассортиментном перечне и по ценам, установленным работодателем;
предоставлять пассажиру необходимые столовые приборы и/или посуду;
поддерживать микроклимат в пассажирском помещении вагона согласно Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
поддерживать чистоту в вагоне и служебном купе, не реже двух раз в сутки производить влажную уборку в салоне вагона, а в туалетах — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов и стен;
контролировать наличие гигиенических средств в туалетных кабинах не реже одного раза в час в дневное время и одного раза в 4 часа в ночное время;
обеспечивать в вагонах, не оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, соблюдение санитарных зон;
собирать мусор в вагоне в специальный контейнер, а затем сжигать его в топке котла вагона или удалять из вагона на железнодорожных станциях, предусмотренных для этого владельцем инфраструктуры. Выбрасывать мусор и золу на пути, на пол тамбура, переходные площадки запрещается;
при обнаружении лиц, не являющихся пассажирами обслуживаемого вагона, установить, в каком вагоне они едут, убедиться в наличии у них проездных документов, в случае отсутствия проездных документов доложить начальнику поезда;
при выходе из строя радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время суток названия остановочных пунктов и продолжительность стоянок пассажирского поезда;
на промежуточных станциях обращать внимание на пронос в вагон пассажирами подозрительных предметов, при выявлении таковых незамедлительно сообщать начальнику поезда;
при стоянках поезда свыше 15 минут на промежуточных станциях осуществлять осмотр подвагонного оборудования на предмет выявления подозрительных предметов;
оказывать пассажирам первую доврачебную помощь;
использовать для расчетов за оказанные услуги с пассажирами в предусмотренных для этого случаях терминалы безналичной оплаты.

3.2. При отправлении пассажирского поезда со станции проводник обязан закрыть боковую дверь вагона и наблюдать через тамбурное окно за возможной подачей сигналов при следовании вдоль пассажирской платформы.
Проводник вагона с радиокупе (штабного), не оборудованного системой автоматического закрытия и контроля закрытого положения боковых дверей вагонов, при отправлении пассажирского поезда с железнодорожной станции после остановки должен показывать в сторону пассажирской платформы (до конца платформы): днем — свернутый желтый флаг, ночью -ручной фонарь с прозрачно-белым огнем.

3.3. В течение одного часа с момента отправления пассажирского поезда с первоначальной станции и в течение 30 минут — с промежуточной станции проводник обязан:
повторно проверить наличие проездных документов и соответствие фамилии, имени, отчества пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, на предъявленном проездном документе;
погасить бланки проездных документов АСУ «Экспресс» путем разрушения голограммы;
проездные документы, не имеющие голографической защиты, погасить, надорвав билет, не нарушая компостерные знаки;
собрать контрольные купоны проездных документов.

3.4. По прибытии пассажирского поезда на станцию проводник обязан: не позднее чем за 30 минут до прибытия на железнодорожную станцию,
где производится высадка пассажиров, предупредить об этом пассажиров;
после полной остановки пассажирского поезда на железнодорожной станции открыть боковую дверь рабочего тамбура со стороны посадочной платформы;
при отсутствии высокой платформы поднять и зафиксировать откидную площадку (фартук), протереть поручни, после чего приступить к высадке и посадке пассажиров;
применять ручные сигналы для обеспечения безопасной посадки/высадки пассажиров. Запрещается осуществлять посадку и высадку пассажиров на ходу поезда;
при стоянке пассажирского поезда менее 5 минут и отсутствии посадки/высадки пассажиров открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить из вагона;
внимательно следить за действиями проводников соседних вагонов, немедленно дублировать сигнал остановки поезда в направлении поездного локомотива;
проверять после выхода пассажиров места, которые они занимали, на предмет обнаружения забытых вещей и подозрительных предметов.

3.5. При стоянке поезда на станции более 15 минут после окончания высадки и посадки пассажиров проводник обязан осмотреть ходовые части и подвагонное оборудование вагона, при необходимости в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а также очистить фановые трубы, дефлекторы ящика аккумуляторной батареи, подвагонные баки экологически чистых туалетных комплексов от льда и снега.

3.6. При объявлении диктора вокзального комплекса:
о необходимости пропуска через тамбур пассажиров других пассажирских поездов, находящихся на соседних к пассажирскому зданию (вокзалу) железнодорожной станции путях, проводник обязан открыть обе боковые двери рабочего тамбура, поднять откидные площадки и следить за проходом пассажиров;
о проходе по смежному пути скоростного пассажирского поезда проводник обязан закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.

3.7. На промежуточных станциях проводник обязан производить посадку пассажиров с проездными документами на данный пассажирский поезд независимо от того, в какие вагоны выданы проездные документы.

3.8. Перед отправлением пассажирского поезда с промежуточной станции или после вынужденной остановки на перегоне проводник обязан проверить отпуск тормоза вагона по манометру, расположенному в тамбуре или в служебном отделении вагона, при отсутствии манометра и если позволяют условия — по отходу тормозных колодок от поверхности катания колес. На вагонах с дисковыми тормозами (при отсутствии манометров, расположенных в тамбуре или служебном отделении вагона) отпуск тормозов проверяется по показаниям манометров и сигнализаторов торможения, расположенных на боковых стенах вагонов в видимой зоне.
После отправления пассажирского поезда проводник обязан, находясь в тамбуре, наблюдать за движением поезда, в случае обнаружения неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к их устранению или при необходимости к остановке поезда.

3.9. При приемке вагона или приеме-сдаче смены в пути следования проводник обязан проверить:
отсутствие утечки тока на корпус вагона; зарядный ток аккумуляторных батарей;
исправность системы сигнализации нагрева букс, установки пожарной сигнализации и установки водяного пожаротушения:
наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов; исправность запорной арматуры пожарных кранов в котельном отделении и туалетах;
исправность программно-аппаратных средств, СКУДОПП, СКБ и СПП, установленных в вагоне;
соответствие количества пассажиров в вагоне количеству проездных документов;
наличие комплектов постельных принадлежностей, постельного белья, съемного мягкого инвентаря, количество выданного пассажирам постельного белья и остаток чистого белья, наличие денежных средств за предоставление комплектов постельного белья и наличие соответствующих отметок в бланках форм ЛУ-72 или ИНУ-4;
остаток чайной продукции и непродовольственных товаров, наличие денежных средств за реализованные товары.
3.10. При получении информации об изменении маршрута следования пассажирского поезда и в случае неработающей радиосвязи по указанию начальника поезда проводник обязан оповещать пассажиров о порядке следования поезда по новому маршруту и ориентировочном времени прибытия поезда на станцию назначения.
При отцепке неисправного вагона проводник обязан информировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах пассажирского поезда.

3.11. При выявлении больного или подозрении на заболевание, при неожиданных родах или смерти пассажира проводник обязан сообщить об этом начальнику поезда.

3.12. В случае утери, порчи или загрязнения постельных принадлежностей, а также утери или порчи столовых приборов и посуды, другого инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник обязан доложить начальнику поезда для принятия мер по привлечению пассажира к административной ответственности уполномоченными органами или взыскания стоимости поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости.

3.13. В вагонах со спальными местами контрольные купоны проездных документов АСУ «Экспресс» и проездные документы, не имеющие голографической защиты, до конца поездки должны находиться у проводника вагона, который несет ответственность за их сохранность.
Возврат проездных документов осуществляется за 30 минут до прибытия пассажира в пункт назначения. Транспортные требования ОАО «РЖД» всех форм не гасятся и хранятся у пассажиров.
Выдавать использованные проездные документы лицам, не совершившим по ним поездку, запрещается.

3.14. При проведении ревизии в обслуживаемом вагоне проводник обязан:
обеспечить доступ ревизоров в служебное купе и другие помещения вагона, не причиняя при этом неудобств пассажирам;
в вагонах со спальными местами предъявить ревизорам собранные у пассажиров проездные документы;
сопровождать контролирующих лиц при проверке проездных документов у пассажиров;
предъявлять по требованию ревизующих документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест;
давать необходимые пояснения по возникающим в процессе ревизии вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров;
в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных граждан, излишней ручной клади, повторного использования белья и других нарушений дать письменное объяснение.

3.15. В целях обеспечения пожарной безопасности проводник обязан: контролировать на пульте управления показания электроизмерительных
приборов, сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ), сигнализации контроля нагрева редуктора (СКНР), установки пожарной сигнализации и другого электрооборудования;
при обнаружении неисправности электрооборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом) отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда;
при необходимости ремонта электрооборудования сообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятия мер
по восстановлению работоспособности электрооборудования;
контролировать выполнение пассажирами требований пожарной
безопасности;
не допускать использования пассажирами открытого пламени, курения, провоза легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, подключения электрических приборов, не предусмотренных конструкцией вагона (кроме электробритв и мобильных устройств).

3.16. В целях обеспечения пожарной безопасности проводнику запрещается:
включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра;
хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников и других бытовых приборов, предусмотренных
конструкцией вагона;
применять для растопки котлов, кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон;
топить котел и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, кожухами, разделками, без флюгарок или с наращенными трубами, при отсутствии пламяотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки;
выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона;
оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельного отделения, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы;
применять утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, технические характеристики которых не предусмотрены конструкцией вагона;
отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановые трубы;
загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры).

3.17. Работы вне вагона по удалению мусора, очистке подвагонного оборудования от снега и льда и т. д. проводник обязан выполнять в сигнальном жилете со светоотражающими полосами, имея при себе средства служебной связи (переносную радиостанцию, ручной терминал СКБ и СПИ).
Работы внутри вагона проводник обязан производить в спецодежде, спецобуви, с применением других средств индивидуальной защиты.

3.18. Присутствие проводника на рабочем месте обеспечивается на всем пути следования, включая обслуживание дежурным проводником двух и более вагонов при наличии системы контроля диагностики и управления (СКДУ). В случае обслуживания дежурным проводником двух и более вагонов носимые терминалы должны находиться при проводнике в форменной одежде.
Визуальный контроль соблюдения требований пожарной безопасности, работы внутреннего оборудования закрепленных вагонов проводник обязан осуществлять не реже одного раза в 30 минут.

3.19. Во время отдыха начальника поезда руководство поездной бригадой осуществляет проводник штабного вагона.

4. Обязанности проводника по прибытии пассажирского поезда в пункт оборота

4.1. По прибытии пассажирского поезда в пункт оборота проводник обязан:
осмотреть пассажирские помещения вагона, при обнаружении забытых вещей сообщить начальнику поезда;
при обнаружении посторонних и подозрительных предметов не прикасаться к ним, незамедлительно сообщить начальнику поезда, организовать охрану, не пользоваться радио- и мобильной связью вблизи предметов;
осмотреть внутреннее оборудование вагона, сообщить о выявленных неисправностях начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия мер по их устранению, сделать запись в Журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона формы ВУ-8;
собрать постельное белье, утилизировать мусор и шлак в специально отведенном месте на станции;
в зимнее время очистить подвагонное оборудование вагона;
произвести влажную уборку пассажирского помещения и подготовить вагон к посадке пассажиров.

4.2. Время работы и отдыха проводников в пункте оборота устанавливается графиком работы и отдыха, утвержденным начальником резерва проводников с учетом мнения профсоюзного органа структурного подразделения филиала АО «ФПК». Время отдыха проводник имеет право использовать по своему усмотрению в вагоне или вне вагона, согласовав свое отсутствие с начальником поезда.

4.3. Выход (возвращение) за пределы станции в свободное от работы время проводник обязан осуществлять только через штабной вагон с обязательной отметкой в Книге учета выхода в город времени ухода/возвращения. При выходе в город необходимо иметь при себе паспорт или служебное удостоверение, страховой полис на оказание медицинской помощи, список номеров телефонов экстренных служб иностранных государств и представителей Российской Федерации (при нахождении в пункте оборота на территории иностранного государства).

5. Обязанности проводника по прибытии пассажирского поезда в пункт формирования

5.1. По прибытии пассажирского поезда в пункт формирования проводник обязан:
сдать начальнику поезда бланки форм ЛУ-72 или ИНУ-4, квитанции за пользование постельным бельем в поездах формы ВУ-9, бланки дорожных ведомостей и учета перевезенного багажа, остатки самоклеющихся ярлыков на багаж, ведомости занятия мест пассажирами, прошедшими электронную регистрацию, контрольные купоны проездных документов, деньги за реализованную чайную, печатную и другую продукцию, постельное белье, документы по фактам несохраненной перевозки и невостребованного багажа, акты, составленные в пути следования;
осмотреть пассажирское помещение вагона, при обнаружении забытых вещей сообщить начальнику поезда;
при обнаружении посторонних и подозрительных предметов не прикасаться к ним, незамедлительно сообщить начальнику поезда, организовать охрану и не пользоваться радио- и мобильной связью вблизи предметов;
сделать запись о техническом состоянии оборудования вагона в Журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона формы ВУ-8;
подготовить к сдаче комплектное и некомплектное белье, а также съемное мягкое имущество для последующей сдачи аутсорсинговой организации, оказывающей услуги по подготовке вагонов в рейс;
осмотреть и подготовить к сдаче съемное жесткое имущество и инвентарь вагона;
в зимнее время очистить подвагонное оборудование вагона; сдать начальнику поезда под роспись в журнале сдачи и с отметкой в накладной формы СМУ-31 нереализованную чайную, печатную и другую продукцию, выданную для реализации пассажирам;
сдать начальнику поезда или проводнику штабного вагона неиспользованные санитарно-гигиенические принадлежности;
сдать вагон: съемный жесткий инвентарь — по книге формы ФИУ-11, несъемное оборудование вагона — по описи инвентарного имущества, использованное и неиспользованное постельное белье — по накладной формы ФИУ-20, специализированный инвентарь и штампы при наличии в вагоне багажного купе. Факт сдачи вагона подтверждается обязательной отметкой в маршрутном листе;
лично сдать маршрутный лист в резерв проводников, если иное не предусмотрено технологическим процессом предприятия; расписаться за время очередного выхода на работу.

6. Дополнительные обязанности проводника хвостового вагона

6.1. Проводником хвостового вагона назначается проводник со стажем работы не менее одного года по профессии проводник пассажирского вагона с обязательной сдачей соответствующего экзамена и получения удостоверения на право выполнения обязанности проводника хвостового вагона.

6.2. Проводник хвостового вагона обязан:
при приемке вагона проверить наличие, исправность и чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие в них электроламп, а в пути следования контролировать их работу;
после приемки вагона получить сумку главного кондуктора, проверить комплектность и сроки освидетельствования петард;
при отправлении пассажирского поезда, не оборудованного системой автоматического закрытия и контроля закрытого положения боковых дверей вагонов, с железнодорожной станции после остановки (кроме случаев отправления поезда с тупиковых железнодорожных путей) показывать в сторону пассажирской платформы (до конца платформы): днем — свернутый желтый флаг, ночью — ручной фонарь с прозрачно-белым огнем;
при изменении направления движения пассажирского поезда, при отцепке и прицепке вагонов в пути следования проверять наличие, исправность и чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей;
при обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах проводить сокращенное опробование тормозов по указанию машиниста, передаваемому по радиосвязи;
в случае если при сокращенном опробовании автотормозов не сработают тормоза двух хвостовых вагонов, принять меры, чтобы, не допустить отправления поезда;
во время проследования железнодорожной станции, где не предусмотрена по графику остановка пассажирского поезда, следить за проходом поезда и в случае сигнала остановки поезда дежурным по железнодорожной станции, стрелочником, сигналистом или другими лицами немедленно остановить поезд стоп-краном.

6.3. При вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда проводник обязан производить ограждение по указанию машиниста в случаях:
если был затребован восстановительный или пожарный поезд, а также вспомогательный локомотив, если помощь оказывается с хвоста поезда;
если поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи по правильному железнодорожному пути на двухпутный перегон или однопутный перегон с извещением об отправлении за ним другого поезда.
Проводник последнего вагона, ограждающий остановившийся поезд, должен привести в действие ручной тормоз, уложить на расстоянии 800 м от хвоста поезда петарды, после чего отойти от места уложенных петард обратно к поезду на 20 м и показывать ручной красный сигнал в сторону перегона.

6.4. Проводник, ограждающий хвост остановившегося на перегоне пассажирского поезда, возвращается к составу только после подхода и остановки восстановительного, пожарного поезда или вспомогательного локомотива либо при передаче ограждения другому работнику, подошедшему к месту остановки пассажирского поезда.

6.5. На участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник последнего вагона обязан проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления следом идущего поезда принять меры к его остановке.

6.6. При вынужденной остановке поезда на двухпутном или многопутном перегоне вследствие схода с рельсов, столкновения, развалившегося груза и т. п., когда требуется оградить место препятствия для движения поездов на смежном железнодорожном пути, проводник хвостового вагона обязан произвести ограждение поезда укладкой петард на расстоянии 1 ООО м от хвоста поезда на путь, где находится поезд и смежный с ним.
На участках, где обращаются пассажирские поезда со скоростью свыше 120 км/ч, укладка петард производится на расстояния, установленные владельцем инфраструктуры и доведенные до сведения проводника в ходе инструктажа по транспортной безопасности.

6.7. По прибытии пассажирского поезда в пункт формирования проводник обязан сдать сумку главного кондуктора в штабной вагон.

7. Дополнительные обязанности проводника вагона международного сообщения

7.1. Проводник вагона международного сообщения обязан:
соблюдать таможенные, паспортные и валютные правила иностранного государства и законодательство стран, по которым проходит маршрут поезда;
выполнять железнодорожные правила и инструкции по движению поездов, действующие на маршруте следования;
владеть иностранным языком в объеме, необходимом для выполнения работ по обслуживанию пассажиров в поезде международного сообщения и общения с пассажирами в экстренных (чрезвычайных) ситуациях;
знать и проявлять уважительное отношение к нравам и обычаям народов зарубежных стран, по которым проходит маршрут поезда.

7.2. При исполнении служебных обязанностей проводник вагона международного сообщения кроме документов, указанных в п. 2.1 настоящей Инструкции, обязан иметь при себе:
документ, удостоверяющий личность на территории иностранных государств (при необходимости с действующей визой);
страховой полис на оказание медицинских услуг в иностранных государствах;
список номеров телефонов экстренных служб иностранных государств и представителей Российской Федерации.

7.3. Перед отправлением в рейс проводник вагона международного сообщения обязан получить:
бланки плацкарт и доплатных квитанций, если их оформление не запрещено особыми условиями перевозок;
международные тарифы на плацкарты и другие доплаты; бланки миграционных карт и таможенных деклараций.

7.4. В пути следования проводник вагона международного сообщения обязан:
заблаговременно раздавать пассажирам бланки таможенных деклараций и миграционных карт, в случае необходимости оказывать помощь в их заполнении;
продавать пассажирам плацкарты и оформлять доплатные квитанции согласно тарифам международного сообщения, если это не запрещено особыми условиями перевозок;
вести учет свободных и освобождаемых мест и предоставлять эту информацию по требованию начальника поезда;
давать пассажирам необходимые разъяснения по вопросам их проезда; при посадке организованной группы детей уведомлять руководителя группы о необходимости проверки наличия документов на право пересечения границы несовершеннолетними гражданами; в случае отсутствия документов на право пересечения границы рекомендовать воздержаться от поездки;
за 30 минут до прибытия поезда на пограничные стации информировать пассажиров о предстоящем пограничном и таможенном контроле, разъяснять порядок его проведения;
предупреждать пассажиров о необходимости нахождения на своих местах, а также о том, что за 10 минут до начала и во время прохождения пограничного и таможенного контроля все туалеты будут закрыты;
предупреждать руководителей организованных групп детей об обязательном самостоятельном предъявлении документов несовершеннолетними гражданами.

7.5. Перед прибытием пассажирского поезда на пограничную станцию проводник вагона международного сообщения обязан осуществить осмотр всех мест, где имеется возможность укрыться человеку, по прибытии
на железнодорожную станцию информировать о результатах осмотра
начальника поезда и представителей пограничной службы.

7.6. На пограничных станциях проводник вагона международного сообщения обязан:
ограничить перемещение пассажиров по вагону до окончания
пограничного и таможенного контроля;
оказывать содействие пограничным и таможенным органам;
осуществлять посадку/высадку пассажиров из вагона на пограничных станциях только с разрешения пограничных и таможенных органов.

7.7. Проводнику вагона международного сообщения во время-проведения пограничного и таможенного контроля запрещается:
отлучаться из вагона;
допускать провожающих или встречающих лиц в вагоны, в которых находятся пассажиры, не прошедшие перед отправлением за границу (или после прибытия из-за границы) пограничный и таможенный контроль.

7.8. В случае задержки поезда на пограничной станции по вине пассажира (высадка пассажира из поезда по причине отсутствия необходимых документов, оформление миграционной карты, таможенной декларации или платежей и т. д.) проводник вагона международного сообщения информирует начальника поезда о причинах задержки поезда и передает ему данные пассажира, по вине которого произошла задержка поезда (ФИО, место жительства пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность).

7.9. При перестановке вагона с одной колеи на другую проводник вагона международного сообщения обязан следить за соблюдением пассажирами правил личной безопасности и недопущением повреждения оборудования вагона (тормозных рукавов, переходных площадок, межвагонных соединений).

8. Ответственность проводника

8.1. Проводник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящей Инструкции в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

9. Права проводника

9.1 Проводник имеет право провозить бесплатно личные вещи общим весом до 36 кг, за исключением предметов, запрещенных к перевозке в качестве ручной клади. К личным вещам относятся предметы первой необходимости, которые являются собственностью проводника и предназначены исключительно для обеспечения его жизнедеятельности, не являются товаром и не предназначены для передачи иным лицам.

У проводника поезда дальнего следования есть должностная инструкция, в которой прописано множество обязанностей. Большая часть касается технического обслуживания вагона, но и касающихся обслуживания пассажиров обязанностей тоже немало.

Проводник встречает пассажиров у входа в вагон и проверяет наличие билетов. Если билет с электронной регистрацией, то предъявлять проводнику распечатанный посадочный талон не нужно. Списки пассажиров, прошедших электронную регистрацию, выдаются проводникам за час до отправления поезда с начальной станции. Это или бумажный список, или электронный девайс. Проводник обязан следить, чтобы до отправления поезда в вагоне не осталось провожающих. После отправления поезда проводник проходит по вагону и собирает корешки бумажных билетов.

Проводник - хозяин вагона. Он обязан следить, чтобы вагон был чистым. Например, убираться в туалетах нужно 4 раза в день, влажную уборку в вагоне делать дважды, пылесосить - по мере необходимости. В туалетах должны быть мыло и бумага, их наличие проводник обязан проверять каждый час. Кстати, если в вагоне туалеты старой системы, то они закрываются за полчаса до прибытия на станцию.

Постельное белье, как правило, уже включено в стоимость билета. Комплекты должны дожидаться пассажира на его месте. Застилать постель тоже обязан проводник, но только по просьба пассажира. Приоритет в этой услуге у инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и пассажиров с детьми. Также проводник обязан установить и закрепить ремни безопасности на второй полке по просьбе пассажира. Одеяло можно требовать в любое время года - оно входит в состав комплекта постельного белья. Проводник может заменить вам белье на новый комплект за отдельную плату. Самое удивительное открытие для всех пассажиров плацкартных вагонов - сдавать белье проводнику не нужно! Да, многие проводники за полчаса до прибытия поезда на конечную станцию требуют, чтобы все пассажиры сдали белье. Однако пассажиры не должны этого делать - следить за сохранностью комплектов, а также собирать их и сдавать в прачечную - непосредственная работа проводника.

Титан в поезде должен быть всегда горячим. Кофе, чай и кондитерские изделия проводник должен предлагать 3 раза в день, услуга эта платная. В спальных вагонах и вагонах фирменных поездов чай можно требовать в любое время. Навязывать свои услуги проводник не должен, равно как и требовать купить у него лотерейные билеты. В купе проводников должен находиться швейный набор и аптечка, которыми пассажир может пользоваться бесплатно.

Проводник следит за порядком в вагоне и за соблюдение пассажирами норм поведения. Он имеет право вызвать транспортную полицию, если кто-то из пассажиров ведет себя неадекватно или находится в состоянии алкогольного опьянения.

Из этой статьи вы узнаете:

Проводник поездов дальнего следования – непростая, но вместе с тем невероятно увлекательная профессия! По количеству ежедневно получаемых впечатлений с ней может сравниться разве что работа бортпроводником внутренних и международных авиарейсов. Новые города и страны, великолепные пейзажи за окном, постоянное общение с интересными людьми – это ли не мечта любого офисного трудяги, поглощенного ежедневной рутиной?

Тем, кто устал от сидения на одном месте, кто жаждет свежих открытий и хочет, чтоб следующий рабочий день не был похож на предыдущий, добро пожаловать в профессию проводника поездов, для освоения которой даже не требуется наличие специального образования!

Как стать проводником

При большом желании стать проводником пассажирских вагонов может любой достигший совершеннолетия человек. Для этого ему достаточно обратиться в ближайшее железнодорожное депо, откуда его направят на трехмесячные курсы. После их окончания при условии успешного преодоления всех экзаменационных испытаний, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую часть, выпускник получает свидетельство с присвоенной ему категорией сотрудника, обслуживающего пассажирские вагоны. Всего таких категорий 4: первые две имеют уборщики, третья присваивается всем проводникам сразу после окончания ими курсов, а четвертую они могут заслужить в процессе работы после пройденного повышения уровня квалификации. Как правило, проводникам третьего разряда доверяется лишь работа в простых поездах, а имеющим четвертый разряд доверяется обслуживание пассажиров фирменных составов.


Дальнейшие перспективы

Пройдя все квалификационные ступени должности проводника, набравшись опыта и зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно рассчитывать на повышение до бригадира (начальника поезда). Правда, для этого еще предстоит получить высшее образование или окончить специализированные курсы. Вторым по старшинству в пассажирском составе является механик, но на эту должность могут претендовать только мужчины.

Условия работы

График работы любого проводника зависит от маршрута того поезда, к которому он прикреплен. Все рейсы условно подразделяются на местные (время в пути не более суток) и дальние (свыше этого времени). Обслуживая местное направление, проводник работает по графику 10 рабочих смен/10 выходных дней. А для персонала дальних рейсов устанавливается индивидуальный режим в соответствии с тем, сколько дней их состав проводит в пути («рабочая неделя» составляет ровно столько дней, сколько требуется для того, чтоб добраться до места назначения и обратно, и столько же дней обслуживающий персонал может провести дома).

Заработная плата проводника напрямую зависит от того, сколько часов он «накатал» за месяц. Помимо окладной части ему могут быть начислены некоторые надбавки в соответствии с районным коэффициентом, премиальные и другие бонусы.

Кроме всего прочего, проводники, как и остальные работники железнодорожного транспорта, имеют неплохие льготы, предоставляемые родным предприятием. К примеру, им оплачивается проезд от депо до станции места жительства, 1 раз в год они вместе с двумя несовершеннолетними детьми могут за счет работодателя добраться до любой точки, охваченной железнодорожной сетью, и обратно и 1 раз в год в одиночку совершить бесплатную поездку «туда-обратно» внутри своего отделения железной дороги.

Льготный проезд – не единственная привилегия, которой могут воспользоваться проводники. От профсоюза им ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в оздоровительные учреждения и льготные путевки в летние лагеря для их детей. Они могут обслуживаться в медицинских заведениях, предназначенных только для работников железнодорожного транспорта, а в случае возникновения острой необходимости предприятие-работодатель берет на себя расходы на лечение нуждающегося в помощи сотрудника.

За верность профессии раз в 5 лет проводники поощряются премией в размере 3-4 окладов, а за пенсионерами, отдавшими железной дороге свыше 20 лет своей жизни, сохраняется право на ежегодную бесплатную поездку «туда-обратно» и предоставляется возможность бесплатного проезда в пригородных поездах в пределах 150 км от станции места жительства.

Обязанности проводника


Если вы всё ещё хотите стать проводником поезда, то должны знать, что должностные обязанности проводника можно условно поделить на 2 группы. Первая связана с непосредственным обслуживанием пассажиров: помощь им при посадке и высадке из вагона, проверка проездных и личных документов, снабжение постельными принадлежностями, распространение печатной и продовольственной продукции и т. д. Кстати, на последней «коммерческой» обязанности проводников хотелось бы остановиться чуть подробней. Не стоит думать, что предлагая приобрести напитки, закуски или прессу, работающий в пассажирских вагонах персонал пытается «схалтурить»! И даже весьма навязчивые попытки сбыть продукцию не следует воспринимать как желание «навариться» за счет скучающих в пути пассажиров – все это вовсе не так! Заниматься продажей проводников вынуждает начальство, а невыполнение установленного плана выручки даже карается рублем!

Вторая часть функций проводника сводится к обеспечению чистоты и порядка в вагонах, бесперебойной работы всех технических средств и комфортных условий для пассажиров. Речь идет о таких обязанностях, как:

  • регулярная уборка внутренних помещений;
  • поддержание в вагоне определенного температурного и светового режима;
  • вынос мусора;
  • забота о пассажирах;
  • и т.д.

Кроме того, проводник несет материальную ответственность за сохранность всего доверенного ему имущества. Чайные и постельные принадлежности, внутренняя оснастка вагонов, размещенные в нем технические устройства – в случае поломки любого из объектов, принадлежащих железной дороге, проводник возмещает расходы на его ремонт из своего кошелька.

Да, работа проводника пассажирских вагонов «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна»! Однако не будь этих терпеливых тружеников, услугами железной дороги пользовались бы только те, для кого не представляется возможным добраться до пункта назначения иным способом. Приветливый взгляд и элементарная благодарность за оказанную помощь – вот та награда, которой будет безмерно рад любой проводник! Не забудьте об этом, когда будете в следующий раз покидать вагон поезда, - скрасьте серые будни человека, проводящего вдали от дома и семьи треть своей жизни!

Люди выбирают профессию проводник пассажирского вагона по ряду причин. Кого-то привлекает возможность путешествовать по стране и даже за границу. Другие надеются на то, что перечень их должностных обязанностей ограничится раздачей постельного белья и разносом чая. Есть такие, кто считает, что для работы в поезде не нужно обладать каким-то специальным образованием. На самом деле, получить должность на железнодорожном транспорте можно лишь при наличии соответствующего диплома. Еще у проводника должны быть профильные навыки и знания, определенные личные качества.

Мнение эксперта

Екатерина Колоколова

Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.

К выполнению служебных обязанностей проводник вагона приступает еще до отправления состава. Он принимает участие в подготовке вверенного ему участка, посещает инструктажи и планерки. Работник получает постельное белье, моющие принадлежности, продукты питания и другие расходные материалы. Зачастую он участвует в уборке вагона, осматривает его на предмет наличия неполадок и вызывает бригаду для их устранения.

Во время следования состава проводник поезда должен:

  • размещать пассажиров на места, указанные в билетах;
  • следить за работой электричества, освещения, вентиляции, отопления, санузлов;
  • снабжать пассажиров постельным бельем, чаем и другими вещами в зависимости от типа вагона;
  • сообщать пассажирам о прибытии поезда на место назначения или конечный пункт его следования;
  • в случае необходимости проводник должен уметь оказать первую медицинскую помощь и сообщить о происшествии начальнику состава;
  • проводить обучение стажеров или молодых специалистов;
  • убирать вверенные ему помещения сухим или влажным способом;
  • в поездах международного следования проводники раздают таможенные декларации, оформляют дорожные ведомости.

На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.

Пример должностной инструкции Пример инструкции (стр. 2) Пример инструкции (стр. 3)

Требования к претендентам

Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен. Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником. Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.

Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:

  • пунктуальность, организованность, умение быстро принимать решения;
  • ответственность, коммуникабельность;
  • умение показывать высокие результаты работы при отсутствии внешнего контроля;
  • коммуникабельность, навыки работы в команде;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье;
  • аккуратность, внимательность, способность четко оценивать ситуацию и анализировать большие объемы информации;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье.

Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.

Проводник - железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров. Деятельность проводника представляет собой работу с применением знаний о техническом оборудовании, правилах железнодорожного движения, этикете, сервисном обслуживании пассажиров.

Достоинства и недостатки профессии

Главное преимущество направления в России – его востребованность. Количество внутренних и внешних рейсов систематически увеличивается с целью создания максимально удобных для населения графиков. Даже начинающие сотрудники способны без труда найти себе работу в течение 2-3 месяцев после получения диплома. Некоторые из них получают такие предложения уже в процессе учебы.

Вот еще ряд плюсов направления проводник пассажирских вагонов:

  • отсутствие требований к возрастному показателю – даже пожилой человек допускается к работе при условии нормального физического состояния;
  • чтобы выучиться на проводника достаточно получить среднее специальное образование по этому профилю;
  • высокий уровень зарплаты у проводников, которые работают на фирменных составах и допущены к международным рейсам;
  • социальные льготы и дополнительные бонусы.

Есть у профессии и несколько существенных минусов.

  • Оклад сотрудника формируется таким образом, что для получения солидного финансового вознаграждения за работу ездить приходится немало.
  • Надо постоянно общаться с большим количеством люде, в том числе, не самых приятных.
  • Проводник несет материальную ответственность и отвечает за своих пассажиров.
  • Наконец, нельзя забывать про влияние на организм разъездной работы, высокий показатель травматизма на транспорте и мало времени на отдых во время рейса.

Как стать проводником и продвинуться по карьерной лестнице

Чтобы получить профессию проводника пассажирского вагона, необходимо поступить в техникум, колледж или училище на одноименную специальность. Срок обучения после 9 классов составляет 3-4 года, после 11 классов – 2-3 года в зависимости от особенностей направления. Людям с высшим образованием достаточно пройти профильные курсы.

Второй вариант подхода оптимален для тех, кто рассчитывает на карьерный рост. Получают проводники со стажем неплохо, но продвижение по службе увеличивает эти цифры. Тот, кто зарекомендовал себя на местных рейсах, переходит на поезда дальнего следования. За этим идет работа на фирменных составах. На весь этот цикл при ответственном подходе к должностным обязанностям можно потратить 1-2 года. Далее требуется пройти курсы повышения квалификации, чтобы стать начальником поезда. За этим следуют такие должности, как главный смены и директор вокзала.

Оплата труда и содержимое социального пакета

То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки. При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать.

Зарплата на 31.01.2020

Россия
27000-40000 ₽

Москва
27000-4000 ₽

Принцип начисления зарплаты

В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха. Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок. В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.

В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.

Дополнительные бонусы и поощрения

Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках. Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь. Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.

Сотрудник железной дороги на пенсии при наличии 20-летнего стажа сохраняет право на льготный проезд один раз в год на всю жизнь. Еще ему полагается «дачный» билет – бесплатное перемещение на пригородных поездах (не более 150 км от места жительства).

Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а вузы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.