Русско сирийские отношения. Российско-сирийские отношения в международном аспекте

- 40.72 Кб

Российско-Сирийские отношения. 3

История. 3

Стратегическое сотрудничество. 5

Экономические связи. 6

Конфликт в Сирии. 7

Суть конфликта. 7

Повстанцы. 7

Критика правительства Асада 8

Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии 9

Логика поддержки Москвой режима Асада. 11

Российско-Сирийские отношения.

История.

Отношения между Россией и Сирией имеют давнюю, почти четырехвековую традицию, выходящую далеко за исторические рамки официальных межгосударственных отношений, установленных, как известно, в июле 1944 г.

Интерес жителей древней Руси к Сирии (так исторически назывались территории современных Сирии, Ливана и Палестины) был связан с тем, что для них это – святая земля, земля, где зародилось христианство. Первые знания о Сирии приходили на Русь благодаря церковным связям с православными Антиохийским и Иерусалимским патриархатами, а также рассказам паломников.

Российско-сирийские связи не ограничивались культурой и религией. Уже в середине XIX в. Россия занимала четвертое место после Англии, Франции и Египта в общем объеме товаров, ввозимых в Сирию. Из России привозились пшеница, кукуруза, а также железо. Например, в 1850 г. в порт Бейрута прибыли 13 судов под российским флагом. В 1852 г. из 13 грузов хлопка, вывезенных из Сирии, шесть грузов было отправлено в Россию.

Усилению интереса к России в Сирии способствовало созданное в 1882 г. Императорское Палестинское общество. Его возглавлял дядя императора Николая Второго Великий князь Сергей Александрович. Под эгидой этого общества была создана целая сеть православных школ и педагогических училищ в Сирии, Ливане и Палестине, в которых работали и русские преподаватели.

О значении, которое придавала Россия отношениям с Сирией, свидетельствует тот факт, что до 1914 г. она имела там 7 консульских представительств: в Бейруте, Алеппо, Дамаске, Сайде, Хаме, Триполи и Латакии.

С началом Первой мировой войны по известным причинам связи между Россией и Сирией надолго прерываются, чтобы возобновиться уже в совершенно новых условиях – после того, как Франция была вынуждена признать независимость, на первых порах формальную, Сирийской Республики.

21 июля 1944 г. на имя наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. пришло послание министра иностранных дел Сирийской Республики Джамиля Мардам Бея, в котором говорилось: «Сирия, движимая своим восхищением перед советским народом, усилия и успехи которого в великой борьбе демократии против духа завоеваний и господства дают основу для законных надежд на будущую свободу и равенство для всех больших и малых наций..., была бы счастлива установить и поддерживать с Советским Союзом дружественные дипломатические отношения».

О том, насколько серьезно руководство СССР отнеслось к этому посланию, несмотря на то, что еще не вся территория Советского Союза была освобождена от фашистских захватчиков, свидетельствует тот факт, что уже в том же месяце были установлены дипломатические отношения между двумя государствами. Известие об этом было встречено с большим воодушевлением широкими народными массами Сирии.

О характере отношений, которые установились между СССР и Сирией, свидетельствует тот факт, что в марте 1945 г. Советское правительство по просьбе сирийского правительства, которое пошло в этом вопросе против воли Франции, фактически сохранявшей мандат над Сирией, согласилось принять на себя защиту интересов Сирии в Японии.

Как известно, Франция отказывалась выводить свои войска из Сирии и требовала для себя особых привилегий на территории этой страны. Дело дошло до того, что самолеты Франции подвергли бомбардировке Дамаск и другие города Сирии.

Реакция Советского Союза была быстрой и решительной. Уже 2 июня 1945 г. газета «Правда» и другие советские СМИ опубликовали сообщение Информбюро Наркоминдел СССР о том, что Советское правительство обратилось с особым заявлением к правительству Франции, а также к правительствам США и Китая, в котором отмечалось, что события в Сирии и Ливане не соответствуют духу решений, принятых в Думбартон Оксе, и целям происходящей в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций. Поэтому Советское правительство считает, что должны быть приняты срочные меры к тому, чтобы прекратить военные действия в Сирии и Ливане и уладить возникший конфликт мирным порядком.

Как известно, в результате закулисных переговоров Англия и Франция 13 декабря 1945 г. заключили соглашение о дальнейшей оккупации Сирии и Ливана.

В феврале 1946 г. правительства Сирии и Ливана вынесли на обсуждение в СБ ООН вопрос об эвакуации иностранных войск. Их требование было поддержано делегациями Советского Союза, Польши, Египта и Мексики. Но поставленная на голосование резолюция США, отражавшая интересы Англии и Франции, практически замораживала решение проблемы. В связи с этим Советский Союз, впервые в истории этой организации использовав право вето, воспрепятствовал принятию решения, не отвечавшего национальным интересам Сирии и Ливана. Англия и Франция в марте 1946 г. были вынуждены согласиться на вывод своих войск с территорий обеих стран.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что становлению и успешному развитию многоплановых отношений независимой Сирии с Советским Союзом, которые достигли расцвета в 70–80-е годы XX столетия, во многом способствовали те богатые традиции, которые были заложены в течение почти четырех столетий взаимных контактов многих поколений представителей русского и сирийского народов. Задача нынешних и будущих поколений дипломатов, ученых, бизнесменов и всех граждан Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики – продолжить и обогатить эти традиции содержанием, соответствующим новой эпохе. Как представляется, данная конференция, которая проводится накануне государственного визита Президента САР Башара Асада в Москву и организаторами которой выступают, помимо Дипломатической академии МИД РФ, Посольство САР в Москве и Ассоциация сирийских граждан в РФ, призвана внести важный вклад в решение этой задачи.

Стратегическое сотрудничество.

Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. После прихода к власти в Сирии в 1963 партии «Баас» в средиземноморском порту Тартус была основана материально- техническая часть ВМФ СССР. В Сирию в огромных количествах поставлялись советское огнестрельное оружие, автомобили, танки, самолеты, ракеты. Таким образом Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем востоке.

Сирия не имела возможности расплачиваться с Советским Союзом за поставляемое оружие, поэтому к 1992 году её долг перед Россией превысил 13 миллиардов долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долл. в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Так, после длительного застоя в 90-х военно-техническое сотрудничество между двумя странами возобновилось.

Поставки российского вооружения в Сирию осложняются непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. В частности, Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31, а также - после начала переговоров о возможном строительстве в Тартусе полноценной базы российских ВМФ.

Экономические связи.

В 2005 товарооборот составил 459,8 млн долларов.

В 1994 был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

Российские компании и организации проявляют интерес к сотрудничеству с Сирией в основном в нефтегазовой сфере. По итогам проведенных тендеров контракты подписали роскомпании: «Татнефть» (март 2005), ЗАО «Союзнефтегаз» (2005), ОАО «Стройтрансгаз» (декабрь 2005).

В сентябре 2004 в Дамаске под эгидой Российско-арабского делового Совета был создан двусторонний Российско-сирийский деловой Совет (РСДС). С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор «Трубной Металлургической Компании» Д. А. Пумпянский, с сирийской - вице-президент Федерации торговых палат Сирии, президент торговой палаты Алеппо, депутат парламента С. Маллях.

Конфликт в Сирии.

Суть конфликта.

Конфликт в Сирии социальный, но сильно замешанный на религиозных различиях. У власти находится представитель клана Асадов. Если считать с временем правления его отца, клан у власти 40 лет. Асад и его приближенные, в том числе и верхушка армии - алавиты (небольшая ветвь ислама), их примерно 10% в Сирии, остальные жители сунниты. Борьба суннитов за равные права идет очень давно, но ранее всегда жестоко подавлялась сирийской армией. Однако в этот раз, часть армии встала на сторону восставших и гражданская война в Сирии идет полным ходом. Асаду помогает Иран, поддерживает Россия и Китай, сунитов – Саудовская Аравия, Катар, США и многие другие.

Повстанцы.

По словам сирийских властей основным зачинщиком беспорядков в приграничных городах стали контрабандисты. Венесуэльский президент Уго Чавес предположил, что за повстанцами стоят силы «новой империи». Отчасти это мнение поддерживается консервативными кругами США, которые намереваются с помощью повстанцев ослабить влияние Китая в регионе. Однако власти Израиля полагают, что за спиной повстанцев стоит Иран, а костяк вооруженного сопротивления армии составляют братья-мусульмане. Оппозиционная ливанская газета сообщила, что финансирование сирийских повстанцев идет через Ливан.

По описанию студента из Хомсы можно было наблюдать следующую картину: на рынке несколько десятков человек собираются с антиправительственными лозунгами буквально на пять минут, их оперативно снимают на мобильные телефоны, после чего вся толпа быстро растворяется.

29 июля 2011 года было заявлено о создании Свободной армии Сирии. Она возникла в результате самоорганизации дезертировавших офицеров сирийских вооруженных сил под руководством полковника Рияда Асада. Было выпущено видеообращение, призывавшее сирийских военных переходить на сторону оппозиции.

Некоторое время параллельно с ССА существовала другая структура - «Движение свободных офицеров». Но после того, как его основатель подполковник Хусейн Хармуш был похищен в Турции сотрудниками сирийских спецслужб, две группировки приняли решение о слиянии. Об этом было объявлено 23 сентября 2011 г.

Критика правительства Асада

Сирийскую оппозицию также поддержали Великобритания, Турция, Италия и Франция

12 ноября 2011 года Лига арабских государств (ЛАГ) приостановила участие Сирии в деятельности организации, посчитав неприемлемым применение насилия со стороны правительства страны против демонстрантов.

2 декабря 2011 года Совет ООН по правам человека в ходе специальной сессии одобрил резолюцию, в которой осудил постоянные, масштабные и систематические нарушения прав человека в ходе подавления антиправительственных выступлений в Сирии. За резолюцию, осуждающую Дамаск за отказ, выполнять предыдущие решения Совета, проголосовало 37 из 47 его членов. Четыре государства, в том числе Россия и Китай, голосовали «против». Шесть стран воздержались.

24 марта 2011 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал власти Сирии отказаться от насилия в отношении демонстрантов.

17 февраля 2012 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, выражающую осуждение режима Башара Асада и полную поддержку требований ЛАГ. За резолюцию проголосовали 137 государств, 17 государств воздержались. Против проголосовали 12 государств (Россия, Китай, Иран, Венесуэла, Северная Корея, Боливия, Белоруссия, Зимбабве, Куба, Никарагуа, Эквадор, Сирия).

Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии

В апреле 2011 года первый зампостпреда России при ООН Александр Панкин заявил, что «нынешняя ситуация в Сирии, несмотря на обострение и напряженность, не представляет угрозы международному миру и безопасности», и потому нет необходимости международного вмешательства во внутренние дела Сирии.

Китай призвал мировое сообщество воздержаться от вмешательства во внутренние дела Сирии.

Коммунистическая партия США выступила с лозунгом: «Руки прочь от Сирии».

НАТО не имеет намерений вмешиваться в конфликт в Сирии.

Попытки урегулирования конфликта

9 августа министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу встретился с президентом Сирии Башаром Асадом. Он попытался добиться прекращения репрессий, в ходе которых якобы было убито около 1600 гражданских лиц и заявил, что судьба президента Сирии Башара Асада будет схожа на участь ливийского лидера Муаммара Каддафи, если тот немедленно не прекратит «расправу над своим народом». Такое количество жертв конфликта делает его одним из самых кровавых в арабском мире.

Российский МИД 1 августа призвал прекратить применение силы против мирных жителей и представителей государственных структур в Сирии. В Москве выражают серьёзную обеспокоенность в связи с поступающей информацией о многочисленных жертвах. Применение силы против как мирных жителей, так и представителей государственных структур, недопустимо и должно быть прекращено.

7 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков прибыли в Дамаск для переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом.

ЛАГ потребовала от Сирии пустить в страну 500 наблюдателей. Согласно заявлению руководства ЛАГ, если Дамаск не разрешит приезд наблюдателей, которые должны убедиться, что режим Асада прекратил уничтожение его противников, то уже 26 ноября, в ЛАГ, обсудят введение санкций против Сирии - вплоть до торгового эмбарго. В числе прочего, Сирии грозит запрет на авиасообщение с арабскими странами, а также замораживание всех активов Центрального банка этой страны в странах-участницах ЛАГ.

Позиция Ирана и России в защиту режима Асада привела к тому, что сирийские оппозиционеры во время демонстрации 20 мая в Хаме сожгли флаги этих государств.

4 октября проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, которую подготовили европейские государства, был заблокирован Россией и Китаем, которые воспользовались правом вето как постоянные члены СБ ООН. Проект предусматривал санкции в случае продолжения властями Сирии подавления оппозиции в этой стране. За резолюцию проголосовали девять государств, четыре страны (Бразилия, Индия, Ливан и ЮАР) воздержались при голосовании. Проект резолюции, подготовленный Францией, Германией, Великобританией и Португалией был несколько изменён (из текста были удалены требования о незамедлительном введении санкций), но даже после смягчения его текста, Россия и Китай проголосовали против.

Повстанцы. 7
Критика правительства Асада 8
Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии 9
Попытки урегулирования конфликта 9
Логика поддержки Москвой режима Асада. 11

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между СССР и Сирией установлены в июле 1944 г. Российско-сирийские связи традиционно носят дружественный характер. Их основа заложена в период тесного сотрудничества между СССР и Сирией. При экономическом и техническом содействии бывшего СССР было сооружено более 80 крупных объектов, проложено около 2 тыс. км железных дорог и 3,7 тыс. км линий электропередачи. Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тысяч сирийцев получили образование по гражданским специальностям в советских и российских вузах.

Политическое взаимодействие последнего времени сконцентрировано в основном на вопросах обсуждения ситуации внутри Сирии и вокруг нее и проблематике внутрисирийского урегулирования.

В соответствии с обращением Президента САР Б.Асада к руководству России с просьбой об оказании военной помощи 30 сентября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации единогласно проголосовал за принятие Постановления об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации для поддержки правительственных войск САР в борьбе против ИГИЛ.

Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Б.Асад шесть раз посещал с визитами Россию (январь 2005 г., декабрь 2006 г., август 2008 г., октябрь 2015 г., ноябрь 2017 г., апрель 2018 г.).

9-10 мая 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск.

11 декабря 2017 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Сирии Б.Асадом на российской авиабазе «Хмеймим». Выступая перед российскими военнослужащими, Верховный Главнокомандующий ВС России дал высокую оценку их деятельности, а также приказал начать вывод значительной части российского воинского контингента с территории САР.

Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно принимал Заместителя Председателя Совета министров, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллема.

3 декабря 2014 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял торгово-экономическую делегацию во главе с Министром нефти и минеральных ресурсов Сирии С.Аббасом.

На регулярной основе проходят встречи министров иностранных дел двух стран. В.Муаллем неоднократно посещал Российскую Федерацию для переговоров с С.В.Лавровым. Двусторонние встречи организовываются «на полях» крупных международных мероприятий.

В 2017 г. состоялись три встречи Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом в Москве и Сочи (апрель и октябрь), а также «на полях» 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (сентябрь).

В сентябре 2017 г. Президент Сирийской Арабской Республики Б.Асад принимал в Дамаске Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу.

В ноябре 2017 г. в Москве побывали сотрудники личной канцелярии Президента САР, которые были приняты в Управлениях Президента по внутренней политике и по вопросам государственной службы и кадров.

Поддерживается активный делегационный обмен по парламентской линии. Бывшего Председателя Народного совета САР Х.Аббас принимали в Москве в апреле 2017 г. главы палат Федерального собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и В.В.Володин. Они также встретились с новым спикером сирийского парламента Х.Саббагом, который приезжал в г. Санкт-Петербург для участия в 137-й ассамблее Межпарламентского союза в октябре 2017 г.

Торгово-экономическое сотрудничество испытывает негативные последствия внутреннего кризиса в Сирии. Выполнение целого ряда перспективных проектов отложено.

В настоящее время Сирия занимает 89 место среди внешнеторговых партнеров России по объему товарооборота, в том числе 74 по экспорту и 134 по импорту.

В 2017 г. товарооборот России с Сирией увеличился на 46,2 % относительно показателей 2016 года и составил 282,7 млн долл.США, в том числе экспорт составил 279,8 млн долл.США (рост на 53,4 %), импорт – 2,9 млн долл.США (сокращение на 73,6 %). Положительное в пользу России сальдо в торговле с Сирией составило 276,9 млн долл.США.

С 1993 г. функционирует Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Председатель сирийской части МПК – Заместитель Предедателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов.

10 октября 2017 г. в Сочи состоялось десятое заседание МПК. В итоговом протоколе закреплены ориентиры развития сотрудничества в сферах торговли, электроэнергетики и недропользования, водных ресурсов, транспорта, промышленности, финансово-банковской и таможенной сферах, здравоохранения, в области развития сирийской зерновой инфраструктуры и сельского хозяйства, нефтегазовой сфере, в области общественных работ, строительства жилья и промышленности строительных материалов, гуманитарной сфере, информационных технологий и связи, а также сфере туризма.

С 2004 г. функционирует Российско-Сирийский деловой совет. С российской стороны Совет возглавляет заместитель Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации В.И.Падалка, с сирийской – крупный бизнесмен С.Хасан.

Гуманитарное сотрудничество. С 1995 г. действует Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве.

Со времен крещения Руси между Русской и Антиохийской Православной Церквями существуют особо тесные отношения. 12-13 ноября 2011 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил Сирию в рамках визита в пределы Антиохийского патриархата.

24-29 января 2014 г. с визитом в Москве находился Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, который был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялись его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. 20 февраля 2015 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х Язиджи, находящегося в Москве для получения премии Международного Фонда единства православных народов. В ходе очередного посещения Москвы в декабре 2017 г. Иоанн Х был принят Президентом России В.В.Путиным.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации продолжена практика доставки сирийскому населению , пострадавшему в результате внутреннего вооруженного конфликта, гуманитарной помощи .

fix

СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА (САР)

Сирия – государство в Восточном Средиземноморье, граничит на севере – с Турцией, на востоке – с Ираком, на западе – с Ливаном, на юге – с Иорданией и Израилем. Протяженность береговой линии – 172 км. Территория – 185,2 тыс.км 2 (включая оккупированные Израилем с 1967 г. Голанские высоты).

Население – 22,4 млн человек (без учета демографических изменений, вызванных сирийским конфликтом). Естественный прирост высокий – 2,3% в год. Национально-конфессиональный состав неоднородный.

Государствообразующий этнос – сирийские арабы (88%). Также проживают курды 2,0 млн), армяне, черкесы, ассирийцы, туркманы. Мусульмане составляют 90% населения страны. Из них сунниты – 72%, алавиты – 13 %, остальные – в основном друзы и исмаилиты. Христиане – менее 10 % населения.

Административно-территориальная единица – губернаторство (всего 14). Столица – Дамаск (с пригородами свыше 4 млн жителей), города-миллионеры – Алеппо (Халеб) и Хомс (с пригородами).

Государственный строй САР – президентская республика. Глава государства, согласно новой конституции (принята 26 февраля 2012 г.), избирается прямыми выборами (ранее – всенародным референдумом). Срок полномочий 7 лет. С июля 2000 г. президент – Башар Асад (переизбран в июне 2014 г.). Вице-президент – Наджах Аттар.

Высший законодательный орган – однопалатный Народный Совет. Депутатский корпус – 250 человек, срок полномочий – 4 года. Нынешний (одиннадцатый) состав избран в апреле 2016 г. Председатель Совета – Хамуда Юсеф Ас-Саббаг (с сентября 2017 г.).

Высший исполнительно-распорядительный орган Совет министров (состав сформирован в 2016 г. и обновлен в январе 2018 г.). Председатель – Имад Мухаммед Диб Хамис (с июля 2016 г.); Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов – Валид Муаллем; Заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами САР, Министр обороны – Абдалла Айюб.

Политическая система (сложилась с начала 70-х гг.) на нынешнем этапе характеризуется сохраняющемся доминированием Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или «Баас»). До 2012 г. ее статус был конституционно закреплен как «правящей партии в обществе и государстве». Генеральный секретарь – президент Б.Асад, заместитель – Х.Хиляль. Высший орган ПАСВ – Региональное руководство ПАСВ, состав которого полностью обновился летом 2013 г.

В марте 2011 г. в Сирии начались антиправительственные народные демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными нападениями на представителей властей. Весной – летом 2011 г. демонстрации приобрели массовый характер, активизировались незаконные вооруженные формирования (НВФ).

В 2012 г. в Сирии был принят закон «О политических партиях», который установил требования к созданию политических объединений и порядок их регистрации. В настоящее время в стране ведут деятельность 20 официально зарегистрированных политических партий.

3 июня 2014 г. в соответствии с конституцией страны от 2012 г. состоялись первые в новейшей истории Сирии прямые президентские выборы на альтернативной основе. Победу одержал действующий президент САР Б.Асад, набравший 88,7% голосов (10,3 млн из 11,6 млн проголосовавших; всего избирателей – 15,8 млн). Явка составила 73,4.

Параллельно управляемой сверху «демократизации» снизу происходит институциональное становление политических объединений оппозиционной направленности, которые выступают с патриотических позиций, проявляя готовность к диалогу с властями на известных условиях. В свою очередь, зарубежная сирийская оппозиция стоит на непримиримой платформе, выступает за свержение режима Б.Асада. На ведущую роль среди таких оппозиционеров претендует Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции (штаб-квартира в Стамбуле), провозглашенная ее западными и региональными спонсорами «единственным законным представителем сирийского народа». Председатель – Риад Муслим Сейф (с мая 2017 г.).

Сирия имеет многоукладную экономику , сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования.

Переживаемые Сирией потрясения прервали динамику устойчивого развития национальной экономики предшествующих лет. Колоссальный ущерб нанесен экономической инфраструктуре, социальной сфере. Тяжелым бременем стали введенные против Дамаска односторонние санкции (США, Япония, Турция) и многосторонние (ЕС, ЛАГ, ССАГПЗ) санкции.

Объем ВВП, который в 2010 г. составлял 58,3 млрд долл., сократился примерно вдвое. Значительно уменьшился золотовалютный резерв. Рост ВВП в 2014 г. оценивается Всемирным банком в 1,8% при прогнозе сохранения этой динамики на уровне 2,4-3% ежегодно до 2018 г. При этом по состоянию на 2015 г. в результате боевых действий промышленный сектор утратил около 40% своих мощностей, национальная экономика сократилась в два раза (в сравнении с 2010 г.), добыча нефти упала с 400 тыс.баррелей в сутки (2011 г.) до 10 тыс. в 2015 г., национальная валюта претерпела 80-процентную девальвацию.

Властям, тем не менее, удается сохранять на плаву экономику, удерживая финансовую систему от коллапса. В последний период наметилась тенденция к некоторому оживлению хозяйственной деятельности как результат относительной стабилизации ситуации в подконтрольных властям районах.

Главные отрасли промышленности: нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая.

На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нем же занято до 80% сельского и экономически активного населения (13,8% в докризисный период). Аграрная отрасль стала ключевой в экономике САР.

К концу 2015 г. за чертой бедности находились 82% из находящихся в стране 17,5 млн сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн человек).

Обстановка в Сирии негативно сказывается на торгово-экономических отношениях с Россией. Товарооборот между двумя странами составлял в докризисном 2009 г. 1,136 млрд.долл. Улучшение военно-политической ситуации в 2017 г., освобождение ряда экономически важных районов способствовало росту деловой активности между двумя странами. Так, по состоянию на 1 ноября 2017 г. товарооборот увеличился на 62% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 260,5 млн.долл., в т.ч. экспорт 236,3 млн.долл. (рост на 59%), импорт – 2,3 млн.долл. (падение на 77,7%). Среди внешнеторговых партнеров России по товарообороту Сирия занимает 89 место, в т.ч. 74-е по экспорту и 134-е по импорту.

По данным ООН, в гумпомощи нуждаются почти 13,5 млн. человек, 7,6 млн находятся на положении ВПЛ, 3,8 млн стали беженцами. В декабре 2015 г. под эгидой ООН был утвержден план гуманитарного реагирования для Сирии на 2016 г., включающий в себя План стратегического реагирования (для гумсодейтсвия внутри страны) и региональный план по беженцам. Общий объем запрошенных на их реализацию средств составил 3,2 млрд долл.

По мнению экспертов Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, для восстановления народного хозяйства САР потребуется до 200 млрд.долл.

В настоящее время за чертой бедности находятся более 80% из оставшихся в стране 17,5 млн. сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн.чел.). Ситуация усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, составляющих немалую часть сирийских беженцев.

Внутреннее положение – сложное. Спровоцированный т.н. «арабской весной» глубочайший внутриполитический кризис перерос во внутренний вооруженный конфликт.

В конце июня 2014 г. ИГИЛ объявил о создании исламского халифата на обширной территории на севере и северо-востоке страны.

Благодаря началу 30 сентября 2015 г. антитеррористической операции ВКС России в Сирии, правительственная армия развернула массированное наступление практически на всех фронтах, последовательно освобождая занятые НВФ районы. К концу 2017 г. основные боеспособные формирования группировки ИГИЛ в Сирии были разбиты.

К настоящему времени (август 2018 г) Правительство САР контролирует большую часть территории страны, на которой сосредоточено около 90% ее населения.

По оценкам ООН, с начала конфликта в стране погибло свыше 250 тыс. сирийцев.

Социально-экономическая ситуация в Сирии в 2017 г. оставалась непростой. Освобождение части месторождений углеводородов на востоке страны к концу года ощутимо улучшило ситуацию с электроснабжением. Укрепился курс нацвалюты. После 5-летнего перерыва возобновила работу Международная дамасская ярмарка, в которой приняли участие представители 43 государств. Наметились тенденции к комплексному восстановлению сирийской экономики.

На международной арене Сирия последовательно реализует самостоятельный внешнеполитический курс , выступая против диктата в международных отношениях и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, за урегулирование конфликтных ситуаций политико-дипломатическими средствами, а на глобальном уровне – за многополярное мироустройство и баланс позиций различных страновых объединений. Формально одним из ключевых внешнеполитических приоритетов остается БВУ, но роль САР в нем заметно снизилась, в т.ч. с учетом приостановки ее членства в ЛАГ и ОИС и сохраняющейся международной изоляции.

Усиление фактора насильственного исламского радикализма в регионе на фоне ситуации в Сирии и соседнем Ираке выдвинуло в приоритеты внешней политики Дамаска коллективное противодействие терроризму и источникам его финансирования. Реакцией международного сообщества на вызовы со стороны ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры» стало принятие в 2014-2015 гг. трех антитеррористических резолюций – 2170 и 2178, а также – по инициативе России – 2199 (борьба с нелегальной торговлей нефтью и нефтепродуктами).

Важнейшее значение сохраняет принятое на заседании Рабочей группы по Сирии в Женеве 30 июня 2012 г. Женевское коммюнике , в котором нашли отражение согласованные основными международными игроками на сирийском «поле» принципиальные подходы к политическому урегулированию. Вместе с тем, на дальнейшем этапе вокруг реализации этого документа из-за позиции западников и регионалов возникли нестыковки в толковании его ключевого положения – о переходном управляющем органе. Они видят его формирование без участия Б.Асада и его окружения, в то время как Россия и наши единомышленники выступают за инклюзивный, ведомый самими сирийцами политический процесс. Женевское коммюнике было одобрено СБ ООН в сентябре 2013 г. в тексте резолюции СБ ООН 2118 по химдемилитаризации Сирии.

30 декабря 2016 г. на всей территории Сирии (за исключением районов боевых действий против ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусра») был введен режим прекращения боевых действий (РПБД). Его участниками стали Правительство САР и вооруженные оппозиционные группировки, действующие преимущественно на севере Сирии. Роль гарантов соблюдения РПБД первоначально взяли на себя Россия и Турция. Позднее к ним присоединился Иран.

23-24 января 2017 г. во исполнение положений резолюции 2336 СБ ООН состоялась первая Международная встреча по Сирии в Астане (МВСА) . Россия совместно с Ираном и Турцией запустили Астанинский формат, доказавший свою эффективность. Благодаря ему удалось установить и укрепить режим прекращения огня между правительственными силами и вооруженной оппозицией, что позволило сконцентрировать усилия на борьбе с международными террористами ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры». Созданы и успешно функционируют четыре зоны деэскалации: Юго-западная, Восточная Гута, Хомс, Идлиб. Начался процесс возвращения на родину беженцев и ВПЛ, восстановления разрушенной социально-экономической инфраструктуры.

Продолжаются усилия по политическому урегулирования кризиса в Сирии, прилагаемые спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистурой.

30 января 2018 г. в г. Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога , организованный по инициативе Российской Федерации и поддержанный ООН, нашими партнерами по Астанинскому процессу – Турцией и Ираном,– а также влиятельными арабскими странами и соседями САР.

Отношения с Россией носят традиционно дружественный характер.

В постсоветское время Президент САР неоднократно посещал Россию – в январе 2005 г. и в октябре 2015 г. 20 ноября 2017 г. Б.Асад посетил Российскую Федерацию с рабочим визитом. В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск. 11 декабря 2017 г. В.В.Путин посетил авиабазу Хмеймим, где провел встречу с Б.Асадом.

В рамках нашей принципиальной линии на содействие политическому урегулированию в САР через налаживание ведомого самими сирийцами инклюзивного процесса российская сторона установила и поддерживает регулярные контакты с различными фракциями внешней и внутренней сирийской оппозиции, настраивая их на диалог с властями.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров в последний раз посещал Дамаск в феврале 2012 г.

Несмотря на общую ситуацию, важнейшим инструментом сопровождения двусторонних деловых связей остается Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Председатель сирийской части МПК – Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов). Десятое заседание МПК состоялось 10 октября 2017 г. в г. Сочи. 16-17 декабря 2017 г. состоялся рабочий визит бывшего сопредседателя МПК Д.О.Рогозина в Сирию.

После начала кризиса Россию неоднократно посещали Заместитель председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом САР В.Муаллем, Министр по делам президентства М.Аззам, Министр внутренних дел М.Аш-Шаар, Советник Президента по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан, первый заммининдел Ф.Микдад.

Глубокие исторические связи существуют между Русской православной церковью и Антиохийской церковью. В ноябре 2011 г. состоялся визит в Сирию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В свою очередь Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х Язиджи трижды после интронизации посещал Россию (в январе 2014 г., феврале 2015 г. и декабре 2017 г.).

Значимым является российский вклад в международные усилия по оказанию Сирии гуманитарной помощи – как по линии профильных агентств ООН, так и напрямую посредством гумрейсов МЧС России в Латакию, а также адресно для сирийских беженцев в соседних странах (Ливан, Иордания, Ирак).

В июле 2018 г. Россия выступила с инициативой по налаживанию широкого международного содействия возвращению на родину сирийских беженцев и ВПЛ и сама активно включилась в этот процесс.

Российская колония в Сирии составляет около 6,3 тыс. человек. Во многих провинциях продолжают действовать ассоциации соотечественников (клуб «Родник» в г.Дамаск, клуб «Точка Ру» в г.Алеппо, ассоциация «Дар» в г.Латакия и другие). Большинство из них – это члены смешанных семей.

Начало официальных контактов России с Сирией были положено открытием в конце XVIII в. консульства в Дамаске и нештатного вице-консульства в Алеппо. В XIX в. было учреждено российское консульство в Латакии.

В 1944 г. между Советским Союзом и получившей независимость Сирией были установлены дипломатические отношения. Несмотря на противодействие западных держав, Москва настояла на включении этой страны в число государств – основателей Организации Объединённых Наций. В качестве постоянного члена Совета Безопасности СССР выступил в 1946 г. в поддержку требования Сирии о выводе с её территории французских и английских войск.

В годы «холодной войны» придерживавшаяся социалистической ориентации САР стала одним из основных партнёров Советского Союза на Ближнем Востоке. 8 сентября 1980 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Особое значение для Москвы отношения с Дамаском приобрели после переориентации Каира на Соединённые Штаты и заключения АРЕ сепаратного мирного договора с Израилем, когда политика Дамаска превратилась в главное препятствие на пути реализации планов Вашингтона добиться появления «новых Египтов». Сирия стала одним из инициаторов создания Национального фронта стойкости и противодействия, в который вошли страны, настаивавшие на продолжении борьбы с Израилем, рассматривавшие США как противника арабов и призывавшие к укреплению сотрудничества с СССР. В ноябре 1978 г. НФСП инициировал принятие IX совещанием глав государств и правительств арабских стран решения о разрыве дипотношений с Каиром. Во многом благодаря усилиям САР Ливаном 5 марта 1984 г. было денонсировано соглашение 1983 г. о мире с Израилем. Дамаск сыграл важную – если не решающую – роль в сохранении Советским Союзом, несмотря на потерю АРЕ, своих позиций на Ближнем Востоке. В свою очередь сирийцы опирались на поддержку Москвы в конфронтации с Израилем, а также в деле упрочения своих позиций в Ливане.

Переход СССР в конце 80-х гг. к политике разрядки, повлекший за собою восстановление дипотношений с Израилем и массовую эмиграцию туда советских евреев, а затем падение интереса Москвы к происходившему на Ближнем Востоке, были восприняты Дамаском с серьёзной озабоченностью. Тем не менее, между сторонами продолжался обмен мнениями по ближневосточному урегулированию, обстановке в Средиземноморье, ситуации в мире в целом. 28 апреля 1990 г. в ходе визита в Советский Союз президента САР Хафеза Асада был подписан протокол о консультациях между министерствами иностранных дел двух стран.

После распада СССР Сирия, проявив «запас прочности», сумела адаптироваться к новым реалиям и решать свои внешнеполитические задачи без поддержки извне. Вплоть до середины нынешнего десятилетия САР сохраняла за собою доминирующее положение в Ливане, сирийцы продолжают тесно взаимодействовать с Ираном, наладили, выйдя из изоляции, взаимоотношения с ведущими государствами Ближнего Востока – Египтом и Саудовской Аравией. В руках у них и такой рычаг воздействия на обстановку в регионе, как взаимодействие с радикальными палестинскими группировками, а также с ливанскими «Хизбаллой», Батальонами ливанского сопротивления и Свободным патриотическим движением. Как констатировал в одной из бесед с директором СВР РФ Е.М.Примаковым Х.Асад, «может быть, мы и не сможем самостоятельно привести дело к всеобщему урегулированию, но уж во всяком случае, в состоянии не допустить такой ситуации, когда Сирия останется одинокой лицом к лицу с Израилем» . Свёртывание военно-технического сотрудничества с Россией было в какой-то мере компенсировано налаживанием связей в этой области с Китаем, Северной Кореей, Украиной, Белоруссией. Сохраняется внутриполитическая стабильность.

Тем не менее, Сирия, находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся давлению США, продолжает остро нуждаться в поддержке России. В Москве, в свою очередь, исходят из того, что САР является влиятельным игроком на ближневосточной арене, без которого невозможно добиться установления в регионе прочного мира Поддержание контактов одновременно с Израилем и с Сирией, как и с Ираном, ХАМАС и «Хизбаллой» расширяет возможности России воздействовать на процесс ближневосточного урегулирования.

Москва неоднократно выступала с инициативами, призванными разблокировать БВУ. Так, в 1996 г. ею было выдвинуто предложение, чтобы главы государств и правительств стран-участниц конфликта взяли на себя обязательства соблюдать достигнутые их предшественниками договорённости и параллельно продвигаться вперёд по всем переговорным «трекам», включая сирийско-израильский (т. н. «идея креста»). Реализовать эту инициативу, однако, не удалось из-за отказа ставшего премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху считать себя связанным договорённостями, на которые вышли его предшественники И.Рабин и Ш.Перес, и согласиться на уход с Голанских высот, но также из-за позиции Х.Асада, поддержавшего российское предложение, но обставившего своё согласие неприемлемыми для израильтян условиями.

В конце 1997 г. российской дипломатии удалось предотвратить вспышку вооружённого конфликта между Израилем и Сирией, когда обе стороны, подозревая друг друга в намерении нанести упреждающий удар, начали стягивать войска к линии прекращения огня. В результате возникла угроза выхода ситуации из-под контроля. Решающую роль в нормализации обстановки сыграли тогда «челночные» поездки между двумя странами министра иностранных дел РФ Е.М.Примакова, сумевшего убедить стороны конфликта в необоснованности взаимных подозрений.

Вместе с тем в конце 2009 г. стремление Вашингтона вести дело к возобновлению переговоров между Сирией и Израилем под американской — а не под американо-российской – эгидой породило потенциальную угрозу оттеснения России от сирийско-израильского «трека».

Возможности России оказывать поддержку Сирии не являются, однако, безграничными. Москва не может не считаться с линией в ближневосточных делах США, Израиля, западноевропейских держав.

Характерной в этом отношении является позиция, занятая Россией в связи с убийством в феврале 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Хотя причастность к террористическому акту Дамаска была (и остаётся) недоказанной, Вашингтон использовал случившееся, чтобы добиться ухода Сирии из Ливана. 15 февраля США отозвали из САР своего посла, и Государственным департаментом было заявлено, что «сирийское военное присутствие в Ливане и её вмешательство в ливанскую политику являются причиной ливанской нестабильности» . Позиция американцев была поддержана Великобританией и Францией. Оказавшись в меньшинстве в Совете Безопасности, РФ предпочла не идти на обострение отношений с западными державами и проголосовала 7 апреля 2005 г. за резолюцию 1559, требовавшую вывода сирийских войск из Ливана, а 31 октября поддержала резолюцию 1636, в которой, в частности, говорилось со ссылкой на выводы комиссии Д.Мехлиса (сформированной СБ для расследования обстоятельств гибели Р.Харири): «<…> есть достаточные основания полагать, что решение об убийстве бывшего премьер-министра Рафика Харири не могло быть принято без одобрения высокопоставленных должностных лиц службы безопасности Сирии». Оставшись без поддержки России, сирийцы отвели свои войска из Ливана. Тем не менее, Москва сохранила хорошие отношения как с Дамаском, так и с Бейрутом, что позволило ей в 2006-2007 гг. внести заметный вклад в усилия по снижению остроты кризиса между этими странами, с просьбой о чём к России в декабре 2006 г. одновременно обратились президент САР Башар Асад и премьер-министр Ливана Фуад Синьора.

Об ограниченности возможностей РФ оказывать поддержку Сирии свидетельствует и её относительно сдержанная реакция на бомбардировку американской авиацией окрестностей сирийского города Абу Кямаль осенью 2008 г. Выступая 14 ноября на заседании СБ, постоянный представитель РФ при ООН В.И.Чуркин ограничился тогда констатацией, что эта акция «идёт вразрез с усилиями, предпринимаемыми в интересах стабилизации обстановки в Ираке», воздержавшись от более жёсткой критики действий США, и в частности от употребления термина «акт агрессии» .

В свою очередь и Дамаск подходит к вопросам взаимодействия с Россией с оглядкой на Запад. Подтверждением тому является, например, позиция, занятая им в связи с событиями в Закавказье в августе 2008 г. Хотя сирийцы и высказались тогда в поддержку действий РФ, на признание независимости Абхазии и Южной Осетии они пойти не решились.

Начинает восстанавливаться экономическое сотрудничество России с Сирией, хотя по своим объёмам оно и уступает имевшему место в советский период. Ведущим направлением двусторонних связей сейчас является газовая сфера (остающаяся одной из немногих областей, где РФ в состоянии соперничать со своими конкурентами). В декабре 2005 г. «Стройтрансгазом» было заключено два соглашения на сумму 370 млн долл., которыми предусматривается участие этой компании в строительстве сирийского участка панарабского газопровода от границы с Иорданией до населённого пункта Ар-Раян, протяжённостью 320 км, и сооружение газоперерабатывающего завода в районе Пальмиры. В апреле 2007 г. «Стройтрансгаз» подписал ещё одно соглашение – на строительство второго газоперерабатывающего завода в районе Ас-Себхи.

Начало возобновляться ВТС с Сирией. Москва, однако, выстраивает его так, чтобы оно не оказывало чрезмерно негативного влияния на её отношения с Израилем и США. Так, в конце 90-х гг. Россия не согласилась прекратить поставки САР противотанковых ракет, несмотря на введение Вашингтоном санкций в отношении производящих их предприятий. Вместе с тем в 2006 г., по словам члена Общественной палаты при Минобороны РФ А.Цыганка, российская сторона отклонила под нажимом Израиля просьбу сирийцев о продаже им ракет «Искандер» . Как пояснил министр иностранных дел России С.В.Лавров, «мы готовы продавать Сирии такое оружие, которое имеет, прежде всего, оборонительный характер и никоим образом не нарушает стратегического баланса сил в регионе» . В последнее время были подписаны контракты на поставку САР современных боевых самолётов, зенитных ракетных комплексов, танков, противотанковых средств. Сирийская армия, оснащённая, в основном, советским и российским вооружением и располагающая 600 боевыми самолётами, 4,5 тыс. танков, 70 пусковыми установками ОТР, остаётся по количественным показателям одной из наиболее сильных на Ближнем Востоке.

Сирия является единственной арабской страной, на территории которой – в Тартусе — сохраняется пункт материально-технического обеспечения российского ВМФ. Хотя в настоящее время пребывание наших кораблей в Средиземном море носит символический характер, использование базы в Тартусе может стать для России, по оценке американского исследователя А.Коэна, «первым шагом на долгом пути к возобновлению глобального военно-морского присутствия» .

Сирийцы готовы к наращиванию военного сотрудничества с РФ, полагая, видимо, что это побудит Москву более решительно выступать на их стороне. Симптоматично, что после заключения между Вашингтоном и Варшавой соглашения о размещении в Польше элементов американской противоракетной обороны, Б.Асад высказался в апреле 2008 г. в том плане, что Сирия будет готова рассмотреть возможное предложение Москвы о размещении на её территории российских «Искандеров» .

Важной составляющей двусторонних отношений являются культурные и гуманитарные связи. Сирийская интеллигенция хорошо знает русскую литературу и музыку. Особой популярностью у неё пользуются произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Шолохова, А.П.Чехова, сочинения Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского. Несколько десятков тысяч сирийцев закончили советские и российские высшие учебные заведения, ок. 8 тыс. из них обзавелись в нашей стране семьями.

Вес и влияние Сирии на Ближнем Востоке, да и в арабском мире в целом, обусловливают важность наращивания сотрудничества с этой страной для обеспечения интересов России в регионе. Дамаск, со своей стороны, нуждается и будет нуждаться в поддержке РФ, пока продолжается конфликт САР с Израилем и не преодолена напряжённость в её отношениях с США. Вместе с тем и в случае нормализации обстановки вокруг их страны сирийцы сохранят заинтересованность в тесных отношениях с Россией, поскольку это позволит им обеспечить своим внешним связям сбалансированный характер.

Миф №1. У России в Сирии есть военная база, мы должны ее отстоять!
Тот, кто так говорит, даже близко не представляет, что такое военная база. На всякий случай сообщаю, что Путин сдал все военные базы за пределами СНГ. При нем российские военные ушли из Камрани (Вьетнам) и Лурдеса (Куба). Так же наш Вова-«миротворецЪ» выпроводил российские войска из Грузии, Узбекистана и Азербайджана. Кстати, по договору с Грузией российские войска должны были там находиться до 2020 г., однако США предложили ВВП денежки, чтоб он их оттуда убрал. И он в 2007 г. послушно исполнил пожелания, причем с опережением графика! Через несколько месяцев случилась война в Южной Осетии. Выводы делаем сами…

Так вот, в сирийском Тартусе у России нет никакой военной базы, там с 1971 г. на территории 63-й бригады ВМФ Сирии располагался 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Пункт предназначался для ремонта кораблей 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами (не боеприпасами!). Средиземноморская эскадра советского флота насчитывала 70-80 вымпелов, иногда счет доходил до сотни, поэтому база снабжения была необходима. Для справки: сейчас все четыре флота РФ вместе взятые не способны выделить даже втрое меньшую группировку для присутствия в мировом океане. Средиземноморская эскадра была расформирована 31 декабря 1991 г., и с тех пор Тартус потерял всякое значение.

Вот скажите, зачем пункт снабжения, если СНАБЖАТЬ НЕКОГО? Собственно, и пункта снабжения нет. Весь штат «военной базы» составлял по состоянию на 2012 г. 4 (ЧЕТЫРЕ!!!) военнослужащих, но фактически «контингент» был вдвое меньше. В 2002 г. штат был еще 50 человек. Из двух плавучих пирсов один не исправен. Ни боевой техники, ни вооружения, ни ремонтного оборудования, ни персонала на 720-м пункте нет, обслуживать корабли он не в состоянии.

Ну, что, будем еще рассказывать про «наш форпост на Ближнем Востоке» площадью в полтора гектара, господа? Может быть, пофантазируете о стратегическом значении двух ангаров на берегу, в котором ржавеет несколько топливозаправщиков? Впрочем, официальные лица в Москве официально отрицают необходимость базы в Тартусе. Пополняют припасы наши военные корабли, изредка проходящие через Средиземное море, в порту Лимасол на Кипре. Вопрос закрыт.

Миф №2. У РФ в Сирии геополитические интересы
Интересно, какие? Ну, давайте, перечисляйте. Экономических связей у РФ с Сирией практически никаких нет. Москва в Сирии в 2014 г. закупила товаров аж на $7,1 млн. Сирия потребляет лишь наше оружие. Причем «потребляет» – это не значит «покупает». По большей части они его требовали от СССР на халяву и наполучали на $13 млрд, из которых Путин в 2005 г. $10 млрд Дамаску списал. Сейчас сирийцам теоретически оружие должны поставлять за деньги, но вот беда – денег у них с гулькин хрен. Объемы поставок оружия в Сирию неизвестны. В 2012 г. Сирия заказала 36 учебно-боевых Як-130 на $550 млн, но контракт не исполнен. Однако в тот же год засекреченные поставки военных материалов в Сирию из РФ по данным РБК составили $458,9 млн. Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо.

Что еще связывает Россию с Сирией? Ответ прост: НИ-ЧЕ-ГО. До войны РФ закупала у сирийцев овощи, химические нити и волокна, текстиль, продавала им нефть, металл, древесину, бумагу. Впрочем, относительное оживление торговли обеспечивалось не совсем рыночными методами. Так, например, Сирия получила 25-процентные льготы на уплату таможенных пошлин. После вступления РФ в ВТО такая «дружба» уже невозможна.

В 1980 г. между Сирией и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, который, в частности, подразумевает оказание военной помощи в случае необходимости. Формально он не денонсирован. Однако упаси боже нас иметь таких военных союзничков, как сирийцы! Они проиграли все войны, которые когда-то вели со своими соседями, даже иорданцы били сирийцев, когда те вмешались в их разборки с палестинскими террористами на стороне последних. В 1973 г. Сирия пыталась отвоевать Голанские высоты, однако была начисто разгромлена Израилем и, когда израильские танки были уже в 30 км от Дамаска, лишь дипломатические усилия СССР спасли Сирию от окончательного и позорного разгрома. При этом сирийцы умудрялись отплатить русским самой изощренной благодарностью:

«Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер рассказал, как в 1974 году, перелетая из Дамаска в Иерусалим, добился соглашения о разъединении сирийских и израильских войск. Когда Киссинджер и президент Хафез Асад завершали работу над документом, в Дамаск прилетел советский министр иностранных дел Андрей Громыко.

Его самолет уже был над Дамаском, - не без удовольствия вспоминал Киссинджер. - А у нас с Асадом был самый разгар работы. Начальник штаба военно-воздушных сил Сирии заверил меня, что все уладит. В результате самолет Громыко начал описывать круги над городом. Через сорок пять минут у него почти кончилось горючее, и я милостиво согласился, чтобы самолет приземлился, при условии, что его поставят подальше от моего. Самолет советского министра загнали в дальний угол аэродрома, где Громыко приветствовал заместитель министра иностранных дел, так как все вышестоящие сирийские руководители были заняты переговорами со мной». (источник).

Вот еще один эпизод:
«Летом 1976 года в Дамаск прилетел глава советского правительства Алексей Косыгин. Пока он находился в Сирии, президент Хафез Асад, не предупредив высокого советского гостя, ввел войска в соседний Ливан. Получилось, что сирийская акция совершена с благословения Советского Союза. Косыгин был крайне раздосадован, но промолчал, чтобы не ссориться с Асадом» (источник).

Кремль заигрывал с асадовским режимом, надеясь получить в свое распоряжение военно-морскую базу и базу дальней авиации на сирийской территории, однако Дамаск лишь давал туманные обещания, но не спешил их выполнять. В итоге никаких советских военных баз в Сирии так и не появилось. Пункт материально-технического обеспечения, как отмечалось выше, не являлся военной базой, поскольку военные корабли не могли там базироваться на постоянной основе.

Кстати, независимая Сирия появилась на карте только благодаря СССР – именно Москва в 1945 г. потребовала вывести из страны оккупационный контингент Франции и после яростных баталий в ООН французы вынуждены были прекратить боевые действия против сирийцев и покинуть страну.

Короче, польза от такого «союзничества» всегда была односторонней. Но 30-40 лет назад СССР был мировой державой и, хотя бы теоретически, в условиях Холодной войны нуждался в союзниках на Ближнем Востоке в противовес Израилю, за спиной которого стояли США. Сейчас у Москвы в регионе в принципе нет никаких интересов и противников. С Израилем у Кремля вообще очень хорошие отношения. В чем смысл дружбы с заурядным для региона диктаторским режимом Асада, который в любом случае обречен?

Миф №3. Сирия – наш союзник по борьбе с «международным терроризмом»
Вопрос знатокам: являются ли группировки "Хезболла", "Хамас" и "Исламский джихад" террористическими? Так вот, это террористические группировки, которые содержались сирийским режимом. В Сирии сейчас одни террористы уничтожают других террористов («Хезболла» деятельно воюет на стороне Асада), и кто бы не победил – победят в любом случае террористы. России какой резон встревать в разборки дикарей?

Собственно, режим Асада никогда не скрывал своих симпатий к террористам, поэтому еще в 2004 г. против Сирии были введены экономические санкции со стороны многих стран Запада. На следующий год давление на Сирию еще более усилилось в связи с убийством террористами (взрыв бомбы) ливанского премьер-министра Рафика Харири, занимавшего непримиримую антисирийскую позицию. Угадайте, кто стоял за убийцами? Наш друг Башарчик. По крайней мере комиссия ООН по расследованию гибели экс-премьера Ливана утверждает, что он лично приказал убить неугодного ливанского политика. Позднее это подтвердил бежавший из Сирии в 2005 году вице-президент страны Абдель-Халим Хаддам.

Спрашивается, за что же Харири так не любил Сирию? Ну, наверное, потому, что большую часть страны оккупировали сирийские войска (введение санкций вынудило Дамаск прекратить оккупацию), а юг Ливана контролирует финансируемая Сирией «Хезболла». Теперь понятно, почему лидеры западных стран столь непреклонны в своем стремлении убрать Асада: человек, у которого руки по локоть в крови, не является для них рукопожатным. Хотя, для ВВП такой дружок – в самый раз.

Что касается «восточного гуманизма», то тут режим Асадов был одним из первых. В начале 80-х годов по стране прокатилась волна восстаний исламистов, которые в 1982 г. даже захватили город Хама. Сирийская армия наглядно продемонстрировала свое отношение к нелояльному населению. Войска окружили город, образцово-показательно перемололи его в пыль с помощью артиллерии и авиации, после чего взяли штурмом. Считается, что таким образом были уничтожены от 10 тыс. до 40 тыс. мирных жителей – это самое кровавое подавление восстания на Ближнем Востоке в Новейшей истории.

Вот ИГИЛ против курдов действует ровно таким же способом, предпочитая тактику выжженной земли.
Да, формально «контртерроризировал» Хаму не Башар Асад, а его папа Хафез. Но режим-то остался прежним, да и правящая семейка та же. В общем, имея таких «союзников» по борьбе с террористами, сами террористы уже без надобности.

статью прочитали: 4290 человек

Комментарии
cas 1111 , 04.10.2015 20:00:04

Аркашник,перелогинься.
Насч первого пункта-ты врешь и подтасовываешь,как обычно впрочем. Это тебе говорит человек который по службе бывал на этом "пункте мат. обеспечения". Что касается твоих нелепых,куриных "доводов" о том что-де база в Сирии РФ не нужна-не стану даже комментировать, твоя голубая мечта это расчлениние и порабощение империи,но хрен тебе по всей морде. И да,не тебе "закрывать" вопросы, рылом не вышел.Это первое.
Второе.Тебе пейсатому, невдомек что такое геополитический интерес. У израиловки они махонькие, лилипусткого масштаба, как и все это "государство", дешевые и замешаны на чужой крови. И навязать нам свой узкий и ограниченный взгляд на мир не получится.

Аркадий Слуцкий , 04.10.2015 22:25:53

cas 1111, 04.10.2015

Уважаемый cas 1111, зачем плюетесь и ругаетесь на меня. Я только разместил без комментарией для ознакомления, материал, опубликованный в русском ЖЖ Вашим соотчественником (как я предполагаю): смотрите ссылку на оригинал. Пожалуйста, комментарии пишите ему, а не мне.
Буду вам благодарен, если мне Вы напишите (без ругани и оскорблений), в чем Вы согласны и в чем Вы не согласны с этим материалом.

Ваша ругань и оскорбления для меня - косвенное признание, что материал в стать опубликован верный и по существу Вам нечего возразить.

Басов Александр , 05.10.2015 15:56:25

"Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо."

Именно так и думают наивные люди. Открывать кредит на поставку товаров другому государству - крайне выгодное дело для собственной экономики. Наш ВПК получает заказы, а это рабочие места, зарплаты специалистам, переоснащение производственной базы. Деньги на государственном уровне - это показатель экономики. Не будет производства - не будет денег. Или будут, но ничем не обеспеченные. Создавая производство оружия на экспорт, государство насыщает деньгами собственную же экономику. А каким образом за оружие будет расплачиваться "дружественный режим", не настолько важно. Поэтому и прощают долги, чтобы снова можно было открыть им кредит.

Аркадий Слуцкий , 06.10.2015 00:24:58

Басов Александр, 05.10.2015 15:56:25

Такая наивность в экономике.
Кредитовать кого-либо выгодно, если долг возвращают с процентами.
А если не возвращают, то Вы бесплатно работаете на того, кому дали долг.
В средние века такая бесплатная работа на дядю называлась "платить дань", быть вассалом этого дяди. Например, Русские княжества были побеждены Золотой Ордой и платили ей дань в знак подчинения.
Еще пример, Рф простили Сирии долг за поставленное оружие в сумме 10 миллиардов долларов. При населении РФ 140 млн человек, это значит, что каждый гражданин РФ (включая пенсионера и ребенка) отдал Сирии из своего кармана 70 долларов. Если семья 4 человека, то она отдала 280 долларов или (при курсе доллара 65 руб) 18 000 руб. Или примерно семья работала бесплатно (на дядю Асада полмесяца). Я так понимаю, Вы готовы бесплатно работать на дядю Асада и больше. А приплюсуйте сюда расходы на содержание из вашего кармана Абхазии, Южной Осетии, Крыма, Донбасса, теперь прибавьте на содержание войск в Сирии и на боеприпасы, керосин, запчасти к самолетам - может быть окажется, что Вы бесплатно работаете 1-2 месяца в году. Патриотизм спокойно измеряется в рублях, которые Вы отдаете из своего личного дохода (или не получаете в свой доход).

Басов Александр , 06.10.2015 12:24:50

Аркадий Слуцкий,

Думаю, что вы не совсем верно представляете себе, что такое деньги на государственном уровне. Речь идет не о денежном займе, который требуется вернуть, да еще и с процентами. Речь не идет о просто продаже готовой продукции. Не нужно передергивать. Если вы не представляете, о чем пытаетесь писать, то мне очень жаль. Просвещать вас по этим вопросам не имею ни малейшего желания.

Аркадий Слуцкий , 07.10.2015 01:53:07

Басов Александр, 06.10.2015

Спасибо, что не будете просвещать меня Вашим невежеством в экономике.

Виктор Иванов , 07.10.2015 19:22:27

Статья уровня "Аркадия". Как будто он и сочинял.
Возможно и он... В любом случае автор - евреец.
Аргументация забойно-идиотская, как и положено местечковому пейзанину.
Можно обойтись без послойного разоблачения дури автора по каждому Мифу №...

Но Россия идет в Сирию . Она отстаивает Сирию.
Россия удерживает Тартус и оборудует базу ВВС.
И похоже не одну...
Это сильно напрягает Запад.
Монархии Залива истерично вскрикивают исходят на понос.
Изя занервничал и послал Беню Нетаньяхова в Москву...

То есть, все считают, что у России есть более чем весомый геополитический интерес в Сирии .

Так есть у России интересы в Сирии, аль нет?

Получается, одна из двух сторон смотрящих на Сирию - автор этой дешевой писанины, или весь мир - явный идиот.

И,возможно,самую малость, тот, кто её презентовал здесь...

Аркадий Слуцкий , 08.10.2015 01:12:48

Виктор Иванов, 07.10.2015

Спасибо за комплимент. Не зря презентовал. По существу сказать нечего, осталось пройтись по автору. Значит, согласны, значит, не зря презентовал.

Россия то идет в Сирию, бросив Украину. Россия защищает Асада в Сирии, бросив русских в Украине на съедение украм, как до этого бросила Русских в Туркменистане (как писали), как бросила русских в Чечне (части РФ).

И еще. Есть мнение русского специалиста, что операция РФ в Сирии - это пиар компания. Нет речи ни о какой серьезной войне. Сказал русскиий, не евреец, не арменин:
https://youtu.be/MsCNQJAgiLc

Жду, как размажете го--м своего, русского, а то стали специализироваться на еврейцах. Шире надо жить и мазать. Жду.

Виктор Иванов , 09.10.2015 06:00:35

Жди, конечно... Надейся и жди, сержант.
Я не комментирую откровенные глупости.
Они видны сразу и всем.
И армянам и русским и даже некоторым еврейцам... Не всем?

Так все-таки есть у России интересы в Сирии.
Мир, выходит, правильнее оценивает ситуацию, чем дураковатый автор статьи...

Виктор Иванов , 09.10.2015 08:09:34

Но новые и беспрецедентные преобразования, что произошли стали причиной прямого ввода российских военных в Сирию. Важность этого вопроса заключается в том, что после распада Советского Союза и окончания холодной войны, Россия впервые предприняла военные операции за ее пределами. Это тема вызывает вопросы и размышления. Среди них вопрос, какие причины вызвали Россию принять решение войти в военную сферу в Сирии? Или в чем взаимосвязь ввода российских военных с преобразованиями и политическими событиями в Сирии на данный момент? В этой серии передач состоящей из трех частей, передачи были разработаны так, чтобы исследовать эту проблему, и посмотреть на отношения между двумя странами за последние несколько десятилетий.

Неожиданные острые события, на Ближнем Востоке, что запомнятся как "исламское пробуждение", в дополнение к внутренним событиям, имели вход и роль различных региональных и международных игроков. Россия также является одним из игроков, которая в соответствии со своими интересами и целями, и с использованием различных инструментов, политических, экономических и военных смогла войти в эти события. Несмотря на кризисы в Тунисе, Ливии, Египте, Бахрейне и Йемене, в которых русские не проявили серьезных действий и не оказали влияние, мы наблюдаем прямую и влиятельную роль России в сирийских событиях и возвращаемся к важной части этой длинной истории двух стран.

Хотя отношения между Советским Союзом и Сирией были хорошими и близкими, но с распадом Советского Союза, отношения Российской Федерации с Сирией в начале 1990-х годов, дошли до очень низкого уровня, по существу регион Ближнего Востока был потерян для россиян с его «традиционной позицией и своим стратегическим статусом». Таким образом, с 1989 по 1992 годы российских военных соглашений было меньше примерно на 94 процента от общего уровня соглашений со странами Ближнего Востока, в том числе с Ираком, Сирией и Ливией. Окончание холодной войны также имело влияние на этот процесс. В частности, после парижского саммита и приверженности стран снизить напряженность периода холодной войны, Россия пересмотрела военные контракты, заключенные в советское время. Несмотря на все эти события, Сирия также оставалась в центре внимания ближневосточной политики России. В последние годы, Россия после мирных переговоров в Мадриде, в рамках квартета, прослеживала процесс мирных переговоров на Ближнем Востоке. С появлением разговоров о евразийской интеграции, начиная с 1996 года, на политической арене России с такими политиками как Евгений Примаков и Борис Ельцин, постепенно Ближний Восток занял свое место и статус. Исторический визит Амира Абдуллы, наследного принца Саудовской Аравии в Москву в 2003 году (первый визит саудовского чиновника в Россию за историю отношений между двумя странами), визит Путина в Египет, принятие Политбюро ХАМАС после достижения власти на палестинских парламентских выборах в марте 2006 года, исторический визит Путина в три страны Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию в феврале 2007 года, свидетельствуют о существенных изменениях в этот момент в отношениях России со странами Ближнего Востока.

В результате изменений ближневосточной политики России, отношения между Москвой и Дамаском также расширились в различных областях. Смерть Хафеза Асада и его преемник Башар Асад в 2000 году, вместе с приходом к власти Владимира Путина в политической структуре России, стали во главе с параллельным развитием политических отношений, двусторонних отношений в военной области. Продажа истребителей МиГ-31, развертывание систем ПРО SS 26 или Искандер в Сирию, передача Черноморского флота в Средиземном море и укрепление обороноспособности Сирии современным оружием, прощение внешнего долга Сирии на 70 процентов, с целью восстановления финансовой и экономической власти для того, чтобы страна могла купить военную технику России, отправка ракет Искандер со стороны логистического российского корабля и размещенные в порту Тартус, после запроса Турции в НАТО развернуть ракетную систему Patriot на территории Турции и оснащение базы Тартус в качестве единственной российской военной базы на Ближнем Востоке считаются наиболее важной стратегической осью России в сотрудничестве с Сирией в течение последних двух десятилетий.

В экономической сфере между двумя странами также существуют очень тесные отношения, основная часть которого это огромные инвестиции России в нефтяную и газовую сферу в Сирии. Так, в 2009 году (за два года до начала сирийского кризиса), объем российских инвестиций в Сирии превысил 20 млрд. долларов. Но начало кризиса в Сирии, который начался с протестов в Дераа в марте 2011 года и постепенно распространился на другие части страны, традиционные и давние отношения между Россией и Сирией вывел в новую фазу, которая может стать поворотным моментом в исторических отношениях двух стран. Во время кризиса в Сирии, который каждый день все больше и больше распространяется, Москва выступает против западных стран, Турции и некоторых арабских стран, в центре с Саудовской Аравией, сосредоточив внимание на политической системе Сирии оказывает политическую, экономическую и военную поддержку (отправляя военных, военное оборудование и оказывая военные консультации) правительству президента Башара Асада. Может быть способ решительной поддержки России назвать вето нескольких резолюций Совета Безопасности в отношении политической системы Сирии. Россия этот процесс поддержки продолжает с начала кризиса с марта 2011 года по сентябрь 2015 года.

Новая и другая тема, которая имеет место в этом процессе поддержки это прямой ввод военных России в Сирии с 30 сентября 2015 года, который является первой военной операцией России за пределами бывшего Советского Союза и нынешнего СНГ. Ввод российских военных изменил все политические уравнения до такой степени, что он может быть использован как поворотный момент в сирийском кризисе, который продолжается четыре года.

Россия в сирийском кризисе фокусирует свое внимание на основных четырех вопросах, которые можно назвать позицией Российской Федерации по отношению к сирийскому кризису. Во-первых, Россия не согласна с любыми военными действиями Запада в Сирии под предлогом защиты прав человека и демократии, и подчеркивает решение проблемы дипломатическим путем. Во-вторых: Россия уважает независимость Сирии и подчеркивает, что судьбу своей страны должен решать народ этой страны без иностранного вмешательства. В-третьих, Россия поддерживает национальное примирение между сирийскими группировками и выступает против любой формы гражданской войны, и, в-четвертых, Россия поддерживает инициативу Организации Объединенных Наций создать национальный консенсус.

Правительство России по нескольким причинам, включая поддержание стабильности в регионе Ближнего Востока, предотвращение распространения терроризма и экстремизма на Ближнем Востоке и его распространение вблизи границ России, предотвращение дальнейшего проникновения Запада на Ближний Восток, в частности не повторить сценарий Ливии, поддержать традиционные связи с сирийским правительством и защитить политические, экономические и военные интересы России в Сирии (в частности, сохранить военную базу Тартус), начала решительную и широкую поддержку политической системы Сирии, во главе с Башаром Асадом с самого начала сирийского кризиса. В целом, правительство России называет сирийский кризис внутренним кризисом, который начался с приходом иностранных элементов и приобрел региональный и международный размах. И, следовательно, вопросы и конфликты должны быть решены в ходе политического процесса без иностранцев. Россия, политический режим Сирии во главе с Башаром Асадом считает законным правительством в этой стране, и, несмотря на различные решения убрать Башара Асада в процессе передачи политической власти в Сирии со стороны Турции и реакционных арабских стран и Запада, Россия подчеркивает роль и положение Асада в настоящей ситуации в Сирии, для того чтобы сохранить целостность Сирии, а также его роль в процессе политического перехода.