Самые известные осетины в истории. Историк: имена храбрых осетин Первой мировой несправедливо забыты

Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.

Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и , и до нынешних дней эта дорога остается единственной.

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена , о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в , туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами .

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью .

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно . Еще одна особенность – осетины (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную , а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Знаменитые осетины

В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «...глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.

На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.

Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.

Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!

Имена, которые носят народы Северного Кавказа, считаются однородными. Они сформированы на основании одинаковых для всех горных народов принципов и имеют много общего. В то же время каждая кавказская народность имеет свои традиции имянаречения. В нашей статье рассмотрим, какое происхождение и значение имеют осетинские имена: женские и мужские. Здесь же расскажем, какие из них самые популярные и современные для мальчиков и девочек Осетии.

Происхождение осетинских имен

Все имена осетинского народа можно разделить на три большие группы. На их формирование оказали влияние различные факторы, такие как религия или захват другими народами.

К первой группе относятся исконные или национальные имена, связанные с героями и персонажами нартского эпоса. В сказаниях о приключениях нартов герои-богатыри обладают невиданной силой и отвагой. Известных нартов из легенд звали: Ацамаз, Сослан, Ахсар, Ахсартаг, Уархаг и другие. Поэтому неслучайно, что родители дают своим детям именно такие осетинские имена: мужские или женские.

Ко второй группе относятся имена, появление которых связано с развитием христианства. Причем при их формировании образовалось сразу две формы: русская и грузинская. Это имена: Михал, Димитр, Вано, Васо, Илиа и другие. Большинство из них остаются популярными и в настоящее время.

К третьей группе относятся имена, которые сформировались под влиянием мусульманской религии. Большинство из них имело арабское происхождение (Мурат, Алихан, Амина, Муслим) и тюркское (Денгиз, Узбек, Абай). Много осетинских имен пришло от иранских народов, которые считаются предками осетин Роксолан, Роксолана, Сармат).

Список осетинских имен нартского эпоса

Сегодня популярны такие осетинские имена для мальчиков:

  • Аслан - лев.
  • Алан - самый значительный.
  • Сослан - богатырь, герой нартского эпоса.
  • Азамат - великий.
  • Ацамаз - персонаж нартского эпоса, певец и музыкант.
  • Рустам - исполин, великан, герой персидского народного эпоса.
  • Мурат - желанный.
  • Тимар - железо.
  • Тамерлан - железный лев.
  • Заур - повелитель, начальник.
  • Ислам - ладный, здоровый, правильный.
  • Казбек - судья, справедливый.

В списке представлены именно те имена, которыми, по статистике, чаще всего называют новорожденных детей в Осетии. Но в последнее время родители стали обращать внимание на исконные и национальные, которые носили древние нарты.

Современные женские имена осетинские

Многие женские имена у осетинских народов связаны с названиями драгоценных камней или же подчеркивают определенные черты характера его обладательницы.

Популярные осетинские имена (женские):

  • Зарина - золото.
  • Сати - настоящая, чувственная.
  • Алана - божественная, благородная. Это женская форма от мужского Алан, образованная добавлением окончания -а.
  • Зарема - богатая.
  • Мадина - с арабского языка переводится "большой город". Произошло от названия города Медина.
  • Земфира - непокорная.
  • Тамара - " произошло от мужского Тамар и означает "финиковая пальма".

Красивыми именами осетинского народа называют не только тех детей, которые родились на территории этих республик. Во всей России все чаще можно встретить детей, которых зовут Тимур, Тамерлан, Рустам, Сати, Алана, Зарина и т. д.

Ещё

Отважный горный барс
Разноликая Россия: заметки об осетинском народе

Уроженцы этой земли известны своим бесстрашием, самоотверженностью и благородством даже в бою. Не случайно в гербе РСО-Алания так гордо на фоне серебряных гор вышагивает золотой барс. Ещё из


Ключ к пониманию характера осетина – в его воспитании по строгим правилам не только в семье, но и усилиями всего родового сообщества. На Кавказе удивительно всё: горы, реки, долины и народы, каждый из которых своеобразен, говорит на своем оригинальном языке, а благодаря учителям-словесникам с их давней традицией высокого качества образования, – прекрасно говорит на русском. Но есть среди кавказских наций одна «особо особенная» – это осетины. Именно они могли бы с достаточной уверенностью гордо сказать о себе: «Да, скифы мы…»

Славянам от скифов и сарматов достались в наследство разве что необозримые пространства, а также, по некоторым данным, населяющие эти степи донские казаки. А осетины – аланы, как они сейчас себя именуют, – унесли с собой из степей в горы Кавказа и необычную – более «нордическую», в отличие от других кавказцев, – внешность, неудержимость нрава и таланта, сложный звонкий язык, который дал названия многим рекам Восточной и даже Центральной Европы: Дону, Дунаю, Днепру, Днестру – в каждом из этих имен слышится звенящее, свежее, струями и каплями бьющее слово «дон» – древнее скифское имя воды.

Вот и Бритаевы, два известных не только в Северной Осетии, но и во всей России литератора – драматург Елбаздуко Цопанович и сказочник Созрыко Аузбиевич, родились в конце XIX века в горном ауле Даллагкау на берегу реки Фиагдон, впадающей в реку Ардон, – слышите опять этот неугомонный бег воды: «дон-дон-дон-дон»?

Имя осетинского писателя и литературоведа Созрыко Бритаева помню с самого раннего детства, когда на очередной день рождения мне подарили его книгу «Осетинские сказки».

Не стану обижать сказки других народов, все сказки хороши, и вряд ли вы из них найдете хоть одну глупую, но эти были не только красочны, подробны, познавательны (одно только новое для русского читателя понятие «фынг» – трехногий стол – чего стоит!), но они еще и мастерски учили жить.


В одной из сказок, обработанных или написанных Созрыко Бритаевым, говорится об огромном семействе, где есть не только сыновья и внуки, но и правнуки, и все живут вместе. Хорошо живут. А потом все разлаживается. И отец, он же дед, он же прадед, увидев из окна следы в снегу, вдруг задает себе вопрос: кто же ушел из дома? Доходит по следам до толстого орехового дерева и выясняет, что ушло из большой семьи и теперь одиноко сидит в ветвях Счастье. Оно так и сказало обеспокоенному патриарху: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?» Благодаря мудрости одной из невесток все разрешилось наилучшим образом, а юный читатель уразумел: сила моя – в родне, в роду, и хорошо, если род будет могучий, если много народится детей и жить они будут дружно.

В другой сказке рождается у мужчины-вдовца и его второй жены мальчик-богатырь, которого родители называют Цард. Малыш растет не по дням, а по часам и в возрасте примерно младшего детсадовца, но по виду – уже воином садится на коня и отправляется в путь. «Много ли ехал он, мало ли, кто знает. Видит – башня блестит золотом, а верх ее небо подпирает. У башни юноша спешился, расседлал коня, подложил седло под голову, накрылся буркой и уснул. Утром проснулся и видит – из башни смотрит на него старик.

О, отец, с добрым утром! – говорит ему Цард.

Пусть твой отец на тебя радуется! – отвечает старик».

Доброжелательный обмен приветствиями? Не только. В двух фразах сказки два раза звучит слово «отец» с уважительной и одобрительной интонацией, и в сознание читающего сказку ребенка проникает простая, но важная мысль: «Отец – он ведь главный в этой жизни».

Во многих языках понятие «родная земля» выражается словами «материнская земля» или «отцовская», но не всякий почему-то слышит корень «отец» в русском слове «Отечество», точно так же, как не все понимают, что в имени Золушка по-русски или Попелюшка по-болгарски пребывают «зола» и «пепел». Осетины слушают внимательно и слышат всё: отец – отечество – святая земля, не защитить которую – смертный грех.

Вот что писал о своем народе историк и этнограф Георгий Александрович Кокиев, ученый трагической научной и человеческой судьбы: «Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал на данное общество, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги – «фаедис» – не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: «Цирдома фадес?» («В каком направлении враги?»). Получив ответ от старшего Ныхаса, он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода».

«Ныхасом» в Осетии называли некое неофициальное собрание старейшин, «отцов», которое играло важную роль в жизни общества. Как правило, старики подолгу сидели где-нибудь в центре села, говорили, размышляли, всё на свете знали…

Российская империя считала за честь, когда в боевых действиях войск Его Величества принимали участие отважные горцы.


Известна телеграмма Главнокомандующего Дунайской армией Великого Князя Николая Николаевича Старшего своему великому родственнику, наследнику престола, посланная осенью 1877 года с Балканской войны: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу Тебе просьбу выслать осетин сколько можно с лошадьми. Осетины – герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя».

Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора: «Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная, - объяснял Г.А.Кокиев. - Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке… Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине».

Немного попахивает мужским шовинизмом, но эти традиции не сегодня же, в век феминизма, выдуманы! Мог ли после подобных наставлений и запретов осетинский юноша хотя бы помыслить об ускользании от того, что ему поручено? Особенно когда это касалось защиты Отечества?

В конце июля 1942 года Адольф Гитлер утвердил план операции «Эдельвейс». Имя этого красивого, нежного, пушистого (чтоб не обжечься горным ультрафиолетом!) цветка, который швейцарцы называют, в вольном переводе, «белым благородством», было выбрано для грандиозного броска нескольких немецких и одной румынской армии через горы Кавказа и в обход их с «благородной» целью захватить нефтяные промыслы Грозного и Баку, а в конечном итоге соединиться на границе с 26 турецкими дивизиями, которые только и ждали того, чтобы вступить в войну против СССР.

Самоуверенность Третьего рейха была так велика, что перед операцией «Эдельвейс» некоторые нефтяные фирмы получили эксклюзивный договор на 99-летнюю эксплуатацию нефтяных месторождений Кавказа.


Наступление немецких войск, повернувших от частично занятого Воронежа к Ростову, а от него на восток, к Волге, Сталинграду, что левее, и направо – к Грозному, что стоит под самыми горами Кавказскими, из-за своей стремительности выглядело подавляющим. 23июля пал Ростов-на-Дону, затем Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элиста, 25 августа – Моздок. В конце сентября Красная армия остановила, наконец, немцев под Малгобеком.

Первого ноября 1942 года гитлеровцы вошли в Гизель, пригородное село столицы Северо-Осетинской АССР города Орджоникидзе, бывшего и теперешнего Владикавказа. Немцы были в нем десять дней и успели порадоваться тому, что путь на Орджоникидзе, а значит, и ко всему Кавказу и к проходам в Закавказье открыт. Но не срослось. Местное население вместе с Красной Армией оказали такое сопротивление, что именно это место, подход к Орджоникидзе с запада, можно счесть поворотным, в буквальном смысле слова, в битве за Кавказ.

Поднялась вся Северная Осетия. Были созданы истребительные отряды и десять партизанских. Жители республики рыли противотанковые рвы. Защитник Кавказа, ветеран 34-й стрелковой бригады морской пехоты, почетный гражданин села Майрамадаг П. Г. Донской рассказывал журналистам: «При наступлении на Майрамадаг немецкие войска имели десятикратное превосходство в живой силе и технике, но, несмотря на это, они не смогли прорвать нашу оборону. Благодаря совместным действиям наших бойцов и местного населения немецкие и румынские части были остановлены и разбиты».

В обороне села Майрамадаг и Суарского ущелья, кроме красноармейцев, принимали активное участие местные жители: от долгожителей до подростков. Называются имена Хацако Бигулова, Алихана Базрова, столетнего старца Тасолтана Базрова. 14-летний подросток Владимир Галабаев подносил бойцам боеприпасы, ходил в разведку: он хорошо знал местность. Каждый из них действовал в бою так, чтобы им гордился отец, гордились старшие.

Северная и Южная Осетии, относившиеся к разным республикам СССР, дали много Героев Советского Союза. Осетин Исса Плиев и русский Иван Фесин, служивший в Орджоникидзе до войны, стали дважды Героями Советского Союза.


…Пришлось осетинам сражаться и много лет спустя после Великой Победы, в начале 90-х годов, с соседями. Это Кавказ. Десятки наций и народностей. Бывает и такое: одно село – одна народность. Случались неувязки в проведении границ. Только русский язык и общая история объединяют здесь разных людей, а на Северном Кавказе – и российская государственность.

Очень точный образ Кавказского региона дал в романе «Вечер у Клэр» видный писатель русского зарубежья, осетин по национальности Гайто Газданов. Отец героя целый год лепил из гипса рельефную карту Кавказа с мельчайшими географическими подробностями. А мальчик сын ее случайно разбил вдребезги. «На шум пришел отец, посмотрел на меня укоризненно и сказал:

Коля, никогда не ходи в кабинет без моего разрешения».

Новая рельефная карта Кавказа была готова лишь к концу второго года.

Дай Бог, чтобы этот образ никогда не воплощался в жизнь.

«О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе, - это опять Кокиев. - За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть - стыдно, а проявить обжорство - позор. В результате выпитого осетины, правда, веселели, но ввиду того, что они знали меру, ни одного пьяного встретить было нельзя. За молодого человека, не в меру употреблявшего спиртные напитки, будь он даже из хорошей семьи, никто не выдал бы замуж свою дочь». (Не случайно, видимо, в знаменитых и очень вкусных осетинских пирогах такие тонюсенькие оболочки из теста и много начинки – чтобы мучным не объедаться).

Но ведь и дочерей осетины воспитывали в большой строгости: учили дочку порядку, уважению к мужу, «тренировали» у очага, где пища готовилась, – чтобы парень за честь считал породниться с ее семьей, уважающей себя именно как семью.


И все же просветители Осетии, интеллигенты XIX века, не могли не понимать, что женщина в этих краях не вполне равноправна с мужчиной, несмотря на то даже, что большинство осетин исповедуют православие. Первым из таких борцов-просветителей был, конечно, национальный поэт Осетии и талантливый художник Коста Хетагуров. Коста не знал матери – она умерла вскоре после его рождения, но относился с огромным уважением к своим соплеменницам, много писал в защиту их интересов: благодаря усилиям Хетагурова и его друзей во Владикавказе было сохранено образование для девочек-горянок. Но в личной жизни ему не везло, и, может быть, поэтому в его поэтическом наследии так много грустных, но прекрасных стихов:

«Я лишь хочу сказать, что жизнь полней и краше,
Когда способны мы молиться и любить…»

На Владикавказ пришелся один из самых опасных периодов жизни Михаила Булгакова: он был брошен «своими» из Белой армии, где служил военврачом, болел возвратным тифом, много и сумбурно работал, наконец, бежал в Москву кружным путем. Однако жители Владикавказа до сих пор благодарны ему за то, что он участвовал в создании театрального факультета художественного института. Булгаков писал письмо в местный Наробраз: «Прошу вас в срочном порядке доставить нам список осетин, желающих заниматься в народной драматической студии сценического искусства. Студия начнет функционировать на этих днях», а затем выступал перед студентами с лекциями. Не так давно во Владикавказе был открыт единственный в Российской Федерации памятник М.А.Булгакову, а на невзрачном доме, где они с женой жили, установлена мемориальная доска.

Осетины, насколько я их знаю по университету и работе, отличаются прямодушием и едва сдерживаемой вспыльчивостью. Достаточно вспомнить горестную историю Виталия Калоева, потерявшего всю семью в авиакатастрофе над Боденским озером и не простившего авиадиспетчера, виновного в этой трагедии. Из швейцарской тюрьмы, где Калоев отсидел лишь четверть назначенного ему за убийство срока, он вывез более 15 кг писем, и практически все они были в поддержку его страшного решения о самосуде… А вот после захвата заложников в Беслане в 2004 году случаев мести не было. Только бурно выражаемое горе. Осетия ведь так чадолюбива!..

Видимо, отсюда, из этого огненного темперамента осетин, рождается и страстное их отношение искусству.


Великий дирижер Валерий Гергиев, несущий музыкальную культуру России на все континенты,– осетин. Народная артистка СССР, прима-балерина Большого театра Светлана Адырхаева – осетинка, и «пламенный дирижер», народная артистка СССР Вероника Дударова – тоже. Кто хоть раз видел Веронику Борисовну за дирижерским пультом, а я видела, тот не забудет ее руки, отнюдь не порхавшие бабочками над оркестром, но пронзавшие воздух, как языки пламени…

Прекрасна, хотя и очень опасна природа Осетии. Горы. Ущелья. Ледники… Еще в XIX веке началась разработка Садонских месторождений полиметаллических руд. Первые слитки серебра пошли на изготовление церковных сосудов для строившегося в Санкт-Петербурге Исаакиевского собора. В 1922 году был построен и десятки лет успешно работал крупнейший в СССР Садонский свинцово-цинковый комбинат, а с ним и завод «Электроцинк» (Владикавказ). Однако месторождения истощились…

Но, как рассказал мне И.В.Доев, заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ, сейчас ОАО «Электроцинк» вошло в состав Уральской горно-металлургической компании и продолжает успешно работать. Ему поступает из других мест так называемое «давальческое» сырье, и завод по-прежнему выпускает свинцовые и цинковые чушки.

А сейчас, - подчеркнул Ирбек Владимирович, - в республике развиваются тонкие технологии. Акционерное общество «Кетон», являющееся едва ли не монополистом в России в этой области, производит высокотехнологичную ПЭТ-пленку. Назначение ее самое разное: от бытового применения до электротехники. Научно-технический центр «Баспик» на базе Северокавказского технологического университета выпускает микроканальные пластины, которые применяются в космической отрасли, в атомной промышленности, в оборонном комплексе и т.п. В мире всего пять или шесть предприятий производят подобную продукцию. Что касается сельского хозяйства, здесь успешно развивается агрофирма «ФАТ» осетинской группы «Бавария». Она создает Северо-Кавказский региональный центр по производству семенного картофеля. Начал производить продукцию их тепличный комплекс. Сама «Бавария» выпускает отмеченное наградами пиво, хлебный квас и минеральную воду, например, хорошо известную в России «Тбау». Холдинг «Мастер-прайм-Березка», расположенный на землях Ардонского района, занимается молочным и мясным животноводством. В республике и во всей России холдинг известен как крупнейший производитель молочных продуктов: молока, сметаны, йогурта, сыра, топленого масла, творога и пр. Сейчас им начато осуществление проекта агро-промышленного туризма.

Я заглянула в ленту новостей. Последняя новость, касающаяся Северной Осетии, пришла …из Тегерана. Там недавно побывал министр обороны РФ С.К.Шойгу.

Возобновление тесного российско-иранского сотрудничества даст импульс развитию экономики стран Кавказа и Центральной Азии, в частности, российских республик Северного Кавказа.


В Кавказском регионе формируется новая транспортно-логистическая инфраструктура с участием Северной Осетии (РФ), Южной Осетии, Грузии и Армении. Этому была посвящена состоявшаяся в прошлом году конференция во Владикавказе, об этом говорили и на встрече в столице Ирана.

Главное – договоренность между государствами.

Чтобы люди работали, улыбались и были довольны политиками.

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

В декабре 2008 года Северо-Осетинский информационный портал «15-й РЕГИОН» подвел итоги проекта «Наше достояние», который преследовал цель выявления самого знаменитого осетина. Наибольшее количество голосов набрал основоположник осетинской письменности и литераторы Коста Хетагуров, за которого проголосовало 908 человек. 824 голоса набрал главный дирижер Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев. На третьем месте - легендарный разведчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник Хаджумар Мамсуров, набравший 541 голос. Проект «Наше достояние» проводился по аналогии с теми, что были проведены во многих европейских странах, в том числе и в России («Имя России»).

Жизненный путь Коста (Константина) Левановича Хетагурова - основоположника осетинской литературы и языка, просветителя, поэта, драматурга, публициста, скульптора, художника, общественного деятеля - тяжкий и трагический. Его личная жизнь состояла из лишений, невзгод, постоянных переездов. Беспокойного поэта власти не раз высылали «внутрь России». Но народный певец, как любил себя называть Коста, всегда считал человека существом священным, а насилие над личностью преступным и отвратительным.

В советское время Хетагурова было принято считать атеистом и чуть ли не большевиком. На самом же деле Коста был настоящим христианином, глубоко верующим человеком, гордящимся тем, что его осетинский народ еще до Крещения Руси ступил на путь Православия. Коста рисовал картины на религиозные темы, расписывал храмы в горах Осетии.

…Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в семье прапорщика Русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова в самом сердце Осетии - Нарской котловине, где на изломе Кавказского хребта, на южном и северном его склонах, живут осетины.

Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (Плиевой). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Позже Коста говорил о мачехе, что она его «не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В августе 1881 года Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии прекратили. Коста еще два года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

До 1891 года жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции.

К этому времени Коста был хорошо известен уже всему Кавказу. Одно из своих лучших стихотворений он посвятил великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

На открытии памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске в 1899 году Коста Хетагуров возложил к пьедесталу венок от кавказской молодежи.

Преследуемый властями, поднадзорный Коста в 1898 году приехал в Пятигорск после перенесенной операции лечиться грязевыми ваннами и пробыл здесь несколько месяцев. Он сразу же включается в общественную жизнь города. Активно сотрудничает с местной прессой. Отсюда посылает статьи в Петербург. И, конечно же, у общительного и открытого от природы Коста сразу же появились многочисленные друзья в среде пятигорской интеллигенции.

29 мая 1899 года поэт прибыл на место новой ссылки в Херсон. В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва он поселился в Пятигорске, затем переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1899 году, когда Хетагуров ещё находился в ссылке, во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Многие стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу.

Стихотворение «Мать сирот» из этого сборника, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа. Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина разжигает костер, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

В 1901 году Хетагуров вновь тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

И вновь - Пятигорск, который осетинский поэт любил особенно горячо, мечтал купить здесь скромный домик. Последний раз Коста побывал в городе 3 июля 1903 года, незадолго до смерти. Его, абсолютно больного, привезла сестра Ольга, чтобы показать профессору Харьковского университета А.Я. Анфимову. Доктор нашел состояние поэта безнадежным.

В 1905 году Коста перевезён сестрой Ольгой в село Георгиевско-Осетинское, где он умер 1 апреля (19 марта) 1906 года. Позже поэта перезахоронили в Северной Осетии-Алании. Ныне Коста Хетагуров покоится на территории Осетинской Церкви во Владикавказе. Здесь работает Дом-музей Коста Хетагурова, перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста.

Имя поэта носит крупнейший вуз РСО-А - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

Коста Хетагуров сегодня - символ борьбы Южной Осетии за свободу и независимость, символ единства всего осетинского народа, разделенного границами.

Во время августовской войны прошлого года в Южной Осетии у многих на устах были такие его пламенные строки:

Я счастия не знал,

Но я готов свободу,

Которой я привык,

Как счастьем дорожить/

Отдать за шаг один,

Который бы народу/

Я мог когда-нибудь/

К свободе проложить.

«Даром Бога осетинскому народу» назвал Коста Хетагурова Председатель Союза писателей Южной Осетии Мелитон Казиев.

По его словам, «Коста поднял осетинский язык и литературу на недосягаемую дотоле высоту. Весь мир знает поэзию Коста, творчество Коста. После него, после того как стало понятно, что осетинский народ богат дарованиями, началось истребление лучших сынов Осетии и это продолжается до сих пор».

Возрождение героического Цхинвала еще только начинается. Во время недавних гастролей Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова в Тамбовскую область спектакль «Юлий Цезарь» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира на осетинском языке сыграли девять актеров. Их речь переводил на русский язык художественный руководитель театра, министр культуры независимого государства Тамерлан Дзудцов.

Министр рассказал, что здание их театра было разрушено снарядами грузинских танков и поблагодарил тамбовских строителей, безвозмездно построивших в Цхинвале целую улицу, названную Тамбовской.

В перспективе осетинские артисты намерены поставить в учебном театре Тамбовского университета спектакль о любви по пьесе Коста Хетагурова «Фатима»,

Недавно завершился конкурс на лучший проект эмблемы юбилейного Года.

В комплексный план мероприятий по празднованию 150-летнего юбилея Коста Хетагурова включены проведение филологических, искусствоведческих, этнографических конференций, издание произведений самого поэта, специальных фотоальбомов, научно-методической и детской литературы.

В юбилейные дни будут развернуты выставки и специальные экспозиции в музеях, библиотеках и школах. В них примут участие профессиональные художники и воспитанники детских художественных школ. Кроме того, будут организованы концертные программы, читательские диспуты, встречи литераторов с учащимися школ и студентами вузов.

Театральные коллективы покажут спектакли по пьесам Коста Хетагурова. Будут проведены многочисленные конкурсы, литературные, музыкальные и фольклорные праздники, демонстрация кинофильмов по произведениям Коста.

В сентябре в Художественном музее имени М.Туганова во Владикавказе - здесь самое крупное в Российской Федерации собрание живописи великого осетинского просветителя - будет открыта выставка художественных работ Коста Хетагурова.

В музее 18 его живописных и графических произведений. Среди них - жанровая художественная композиция «На школьной скамье жизни», а также написанная им галерея портретов современников.

По словам директора музея Аллы Джанаевой, в фондах хранятся также иконы, написанные Коста Хетагуровым, - «Скорбящий ангел», библейский сюжет «Моление о чаше», еще одна икона «Спас нерукотворный», хранившаяся ранее в музее в Цхинвале, находится сегодня в Краеведческом музее Владикавказа.

Юбилейные мероприятия пройдут не только в Северной и Южной Осетии, но и в Ставрополе, Пятигорске, Карачаево-Черкесии, Санкт-Петербурге…

В октябре 2009 года в Москве пройдут Дни Осетии, приуроченные к 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова. В их рамках состоится гала-концерт «Вместе с Россией единой и сильной».

«Юбилей Коста Хетагурова, имя которого знает вся Россия, имеет и большое патриотическое значение, - подчеркнул глава Республики Северная Осетия - Алания Таймураз Мамсуров. - Нам надо вдохнуть жизнь в сложившуюся обстановку обыденности и тревоги, сделать все, чтобы у людей появился жизненный оптимизм. Таким стимулом должно стать празднование этого важного исторического события».

…Стихи и поэмы Коста Хетагурова, любившего повторять «…я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце», переведены почти на все языки бывшего Советского Союза, на десятки языков мира. Многие фразы из них стали крылатыми.

Так, далеко за пределами родины Коста Хетагурова известны строки:

Весь мир - мой храм,

Любовь - моя святыня,