Сколько по времени длится причастие в церкви. К акими молитвами надо готовиться к Причащению? Основные правила причастия в православной церкви

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным ».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни ». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

Патриарх Кирилл:
Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые - четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

святой († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

Таинство евхаристии (причащения) занимает особое место в жизни православных христиан. Во время обряда верующие вкушают хлеб и вино – символы Тела и Крови Христа, который принял смерть на Кресте за грехи всех людей. Таким образом он восстановил падшую при грехопадении человеческую природу. Православные участвуют в таинстве, чтобы стать сопричастными этому.

В какие дни причащают детей в церкви: особенности таинства.

Нужно ли причащать ребенка?

Встреча малыша с Богом – важное событие в жизни первого. У него еще не сформировалось своего отношения к Господу. Здесь нужно помочь сыну или дочери адаптироваться в новой среде. Родители даже отмечают, что их младенец меньше болеет, когда начинает причащаться.

1. Ребенку необходимо участвовать в данном обряде, поскольку тогда его Небесный Покровитель будет находиться рядом.

2. Молодые родители часто задаются вопросом, как часто причащать детей.

3. До 7 лет это можно делать регулярно на литургии, которая служится в воскресные и праздничные дни.

Взрослые люди, которые с детства принимали участие в таинствах церковных, мыслят шире, уделяя особое внимание духовным ценностям. Это помогает им сохранить нравственную чистоту, стремление быть милосердными к слабостям ближних и веру в то, что в нашей жизни все происходит не случайно.

В какие дни причащают детей в церкви – правила.

Как правильно причащать ребенка?

Дети допускаются к причастию с момента крещения. Потом это делается по возможности родителей. Если малыш находится в возрасте 2−3 лет, родители должны объяснить ему, что он пойдет в гости к Богу. Как же проходит сам обряд?

1. Взрослый человек причащается на голодный желудок и постится перед таинством. Ребенка до 3 лет в еде не ограничивают. Грудничка лучше покормить за 1,5 часа до причастия, чтобы он не срыгнул.

2. Родители заранее узнают расписание церковных служб. В некоторых храмах начало литургии в 7, 8 или 9 утра. Малыша приносят к самому причастию, которое совершается через час.

В православной Церкви нет более или менее важных таинств. Но одно из них — божественная Евхаристия — может называться центральным, так как является кульминацией каждой литургии. Другое название таинства — причастие. Что такое причастие в Церкви? Это вкушение под видом вина и хлеба крови и тела Господних.

То, что преподносится нам как простые земные продукты, имеет необычные свойства. Очень многие верующие отмечают, что после Евхаристии они ощущают необыкновенную радость и мир в душе. Что такое причастие в Церкви? Это духовная помощь христианину, которая делает его способным бороться с негативными сторонами своей натуры (страстями) и побеждать грех.

Ради причастия

Все, что делается в храме, делается именно для Таинства Евхаристии. Без нее бессмысленны написание икон, строительство церквей, вышивание облачений. Что такое причастие в Церкви? Это акт объединения верующих в одно целое. В разных часовых зонах, в разных государствах все православные христиане причащаются одного и того же Иисуса Христа, что делает их истинными братьями и сестрами.

Осторожно! Опасности жизни без Евхаристии


Если по какой-либо причине в жизни человека прекращается регулярное причащение, но без отпадения от Церкви, на это место приходит что-нибудь другое, всегда нежелательное — «церковная магия» (это когда ищут «молитву на деньги», «молитву от целлюлита» и т.п.), псевдоподвижничество (при этом прельщенный человек чувствует себя святым «делателем подвигов», за этим обычно стоит гордыня), стремление к «наставничеству» без образования, благословения и достаточных знаний. Поэтому нельзя уходить от Евхаристии каждому конкретно взятому человеку. Если он и не попадет в одну их трех описанных ловушек, то может вообще уйти от Церкви на время или навсегда. В грехах можно покаяться, а вот отпадение от Бога — это трагично и опасно.

После очищения


Чтобы стать одним целым с Христом, достаточно после покаяния, поста и молитвенной подготовки принять Его кровь и тело после литургии. Причастие и исповедь в Церкви нередко происходят отдельно. То есть вечером вторая, а утром — первое. Впрочем, в маленьких храмах часто все происходит в одно утро, так как батюшка служит только по воскресеньям. Если верующий не смог присутствовать на богослужении вечером по уважительной причине, ему разрешают исповедоваться прямо перед причастием. Но подходить к чаше без этого нельзя. Конечно, люди вам могут ничего не сказать, но в глазах Бога такое поведение будет выглядеть плохо.

Как это происходит

Как проходит причастие в церкви? После литургии священник и служители выносят народу чашу, в которой находятся Святые Дары (то есть кровь и тело Христовы). Обычно прихожане пропускают вперед маленьких детей, которые до 7 лет могут причащаться без исповеди хоть на каждой литургии. Взрослые верующие особым образом складывают на груди руки и с благоговением глотают небольшую частицу Даров и целуют край чаши. После этого отходят в сторону, где им даются просфоры и подогретая вода.

Что такое причастие в Церкви? Это средство объединения верующих и способ получения сил для духовной борьбы. Христианину нельзя пренебрегать этим.

В Православной Церкви есть такое понятие как таинство причастия, еще оно имеет название евхаристия. Причастие — благословение Господне на отпущение грехов и наполнение христиан своей благодатью. Если вы приняли решение посетить храм с этой целью, то наша статья растолкует вам все сопутствующие вопросы.

Главное в статье

Что такое таинство причастия в православной церкви: что оно дает и для чего нужно?

Далеко не каждый человек, носящий нательный крест, и который был крещен в Православной Церкви, может назвать себя христианином. Верующим человек становится, когда начинает участвовать в жизни церкви, соблюдать все ее каноны . Другими словами – находится в духовном единении с Богом.

Для наших предков, которые исповедовали Православную веру, было немыслимо называться христианами, и не соблюдать причастие.

Таинство причастия было установлено Иисусом Христом еще перед тем, как его предали и отправили на мучения. На тайной вечере среди своих учеников Спаситель установил таинство причащения. Он благословил хлеб насущный и вино как свою плоть и кровь, тем самым заповедовал своим апостолам, а через них – другим их приемникам совершать это благое дело.

Совершая таинство причащения, человек получает возможность очиститься от греха и получить исцеление души. Появляется возможность исправить свою жизнь в лучшую сторону, преобразить свою человеческую сущность.

Как проходит причастие в церкви?

Если вы настоящий верующий человек, то должны правильным образом подготовиться к причастию (об этом читайте далее). Этим вы выразите благодарность и уважение Господу. Прийти к решению причаститься нужно не из-за чувства долга, ваша душа должна осознанно к этому стремиться.

Понятия исповеди и святого причащения – нераздельны . Вы не сможете причаститься, если перед этим не исповедаетесь.

Исповедь – это раскаяние перед Господом Богом о содеянных грехах, отрицание от совершения дальнейших грехов. Вы – раб Божий в присутствии священника озвучиваете все грехи, за которые просите у Бога прощение. В свою очередь, священник помогает вам с помощью молитвы очиститься от согрешений. К исповеди тоже нужно подготовиться:

  • Заблаговременно обдумайте возможные грехи, которые вами совершались. Первым делом уделите внимание тем совершенным деяниям, которые вас беспокоят, мешают жить. Но не забывайте и о других непослушаниях вере, которые, на первый взгляд, кажутся менее значимыми (ознакомьтесь со списком).

Если вам трудно озвучить ваши грехи вслух, то можете написать записку, и передать ее батюшке, он сделает это за вас. Только в момент исповеди нужно искренне осознать свои ошибки — перед Богом вы ничего не утаите.

После подготовки к причащению и исповеди священник дает благословение пройти причастие.

Как правило, священное действие происходит таким образом:

  • Поутру человек приходит на исповедь, после начинается служба в церкви.
  • Затем священник выносит чашу красного вина, символизирующую кровь Спасителя.
  • Далее по очереди, без толкотни, люди подходят к батюшке, чтобы принять немного вина с ложки.
  • После принятия красного вина православный христианин отходит в сторону, где служители церкви дают ему кусочек просфоры со святой водой, обозначающих плоть Христа.
  • Детей пропускают причаститься первыми, до семи лет они могут не готовиться к причастию.
  • На этом процедура принятия таинства причастия считается оконченной.



Каковы дни причастия в церкви?

Пройти таинство причастия можно в любой день, когда происходит церковная служба. Это христианское богослужение имеет название – л итургия. Чтобы не ошибиться – переговорите заранее со священником, либо со служителями церкви о точном дне причастия. Как правило, служба в церкви обязательно правится в субботу и воскресенье.

Исключением становится Великий Пост перед Пасхой до Страстной Седмицы. В этот период существует особый календарь (график) богослужений.

Великий пост предназначен для подготовки христианского народа к великому празднованию Пасхи. Богослужения в этот период отличаются молитвами о воспоминании смерти и воскрешения Иисуса Христа, его покаянии.

Православный христианин должен причащаться как можно чаще, раз или два раза в месяц. Но это очень индивидуально, вы сами должны почувствовать тягу к покаянию, а не придерживаться стандартов. Не лишне будет обсудить с батюшкой все волнующие вас вопросы духовной жизни.



Во сколько начинается причастие в церкви в субботу и воскресенье?

Таинство причастия начинается по окончанию утренней службы в церкви. В каждом храме есть свое – индивидуальное время начала проведения утренней службы. Церковные службы делятся на: утренние, дневные, вечерние. Причащение зачастую проводится на утренней службе (бывают исключения), ее еще называют 1-го часа. Обычно начало такой службы не ранее семи, и не позднее десяти утра.

Длительность службы зависит:

  • От характера богослужения (праздничная, ежедневная, вечерняя, великопостная и т.д.).
  • От скорости исполнения службы как святым отцом, так и хором. В одних церквях это происходит не торопясь, в других – более быстро.
  • От количества желающих исповедоваться до начала службы и причаститься после нее, соответственно.
  • От того, будет ли звучать на службе проповедь.

В среднем, утренняя служба длится 1 час 20 мин — 2 часа.

Если причащение будете проходить на вечерней службе, то лучше посоветуйтесь со святым отцом о моментах подготовки к нему, так как действие должно происходить натощак. Возможно, лучше исповедаться перед вечерней службой, а причаститься после утренней.

Сколько длится причастие по времени?

  • Длительность самого причащения будет зависеть от количества жаждущих причаститься .
  • После окончания службы священник выносит Чашу со Святыми Дарами из-за алтаря, и приглашает желающих к причастию.
  • Вначале причащаются церковные служители, монахи, а затем пропускают детей и всех остальных.
  • Дожидаясь своей очереди, нельзя устраивать балаган и выяснение отношений, иначе все покаяние не будет иметь никакого смысла.
  • Чтобы вкусить Святые Дары («кагор», просфору, святую воду или «теплоту»), понадобится меньше минуты.



Как часто можно причащаться?

Это довольно неоднозначный вопрос. Скорее важна не частота, а «качество» причащения, осознание самим человеком важности происходящего. Если такое осознание присутствует всегда, то можно причащаться как можно чаще, хоть каждую неделю.

  • Православным христианам рекомендовано два-три раза в месяц познавать таинство причащения.
  • Люди, которые готовятся посвятить свою жизнь церкви, могут причащаться чаще, тогда душевный и телесный пост может быть немного ослаблен на один-два дня.
  • Также это можно сделать перед каждым постом – четыре раза в год.
  • Категорически нельзя причащаться дважды в один день.

Благодаря церкви возрождается духовность человека. Если вы чувствуете тягость на душе – начните посещать для начала просто литургию, без причастия. Поговорите со святым отцом, возможно, вы найдете ответы и обретете успокоение. Когда ваше сознание само придет к желанию исповедоваться и причаститься – вы это ощутите.

Как правильно причащаться первый раз?

Первое причащение происходит немногим позже крещения ребенка.

Перед первым причастием нужно духовно настроить и подготовить как себя, так и ребенка:

  • Хорошим поступком будет, если родные и крестные родители после крестин причастятся вместе с ребенком .
  • В подготовку перед причастием входят все те же пункты, что вы читали ранее.
  • Произнесите молитвы за ребенка (смотрите далее), попросите у Господа своими словами , чтобы он наделил крещеного малыша своей благодатью, помог вырастить достойного христианина на пути к спасению своей души.
  • Затем малыша поднесите к священнику, голову положите на правую руку, ручки придерживайте, чтобы он не мог нечаянно опрокинуть Святую Чашу.
  • Также нужно правильно подготовить одежду , ребенку должно быть комфортно, чтобы он не волновался лишний раз.

Если приучать ребенка причащаться как можно чаще, то он будет взрослеть, находясь в духовном равновесии с собой.

Бывает, что крещение и первое причастие человек получает уже во взрослом возрасте. Тогда не бойтесь ошибиться — первое причастие, как и все последующие, проходит практически одинаково. Смело задавайте вопросы своему духовному наставнику, он сумеет вас подготовить.

Подготовка к причастию

Самая главная подготовка к причастию заключается в осознании самого процесса. В церковь вы должны идти для сближения с Богом, осознания и раскаяния о своих грехах. Вы должны ощущать светлый настрой перед посещением церкви, а не тягостное бремя от вынуждения.

  • Далее, не позднее чем за три дня, нужно соблюдать пост – не употреблять пищу животного происхождения. Само причастие должно проходить натощак.
  • Также за три дня до причастия необходимо отказаться от сексуальных контактов , причем старайтесь даже ваши помыслы избавить от этого. Окончание телесного воздержания заканчивается в день, последующий дню самого причащения.
  • Требуется отказаться от мирских утех, празднований.
  • Если нет никаких жизненных препятствий, то нужно очистить свое тело, входить в церковь грязным – грех. Для этого рано утром перед походом в храм вымойтесь.
  • Далее необходима исповедь – раскаяние перед Богом о всех своих грехах.
  • Пройдя исповедь, побывав на церковной службе – вы можете быть благословенны на причастие священником.

Какие молитвы читать перед причастием?


Как вести себя на причастии в церкви, что нужно говорить?

К причастию не может быть допущен христианин, если:

  • Он не исповедовался (кроме деток до семи лет).
  • Он отлучен от Святых Таин.
  • Потерял разум, находится не в себе. Насильно веру не навязывают.
  • Супруги, вступившие накануне в половую связь.
  • Женщина в период менструации.
  • Не носит нательный крест.
  • Другие моменты, они оговариваются с батюшкой.
  1. Явиться в церковь нужно до начала богослужения , при опоздании исповедь и причастие переносится.
  2. После молитвы “Верую, Господи и исповедую…”, священник выносит Чашу с Дарами, при этом нужно низко поклониться .
  3. При открытии царских ворот надо перекреститься, сложить руки крестом на груди (правая сверху) . В таком положении нужно принять таинство причастия.
  4. Приближаться к Чаше нужно с правой стороны церкви, не опережая других прихожан.
  5. Женщинам желательно проходить причастие без макияжа (хотя бы без губной помады).
  6. Оказавшись около батюшки, нужно четко сказать свое имя, принять Святые Дары, поцеловать Чашу (как ребро Христово) . Больше ничего трогать и целовать нельзя.
  7. Отойдя, получите от служителей церкви просфору и запивку – святую воду либо теплоту.
  8. Если Чаш несколько, то принимать Дары можно только из одной.
  9. Далее прочитайте молитвы по Святом Причащении или прослушайте их в храме.

Что нужно для причастия в церкви ребенка?

Основные правила причастия в православной церкви

По церковным законом есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый христианин. В прохождении таинства причастия тоже имеются свои нюансы. Давайте разберем, какие.

Можно ли причаститься на вечерней службе?

Однозначно причаститься на вечерней службе можно в день Тайной Вечери. Сам Иисус Христос заложил это правило, причастив своих учеников — дав им свою плоть и кровь.

Что же касается вечернего причастия в другие дни, то ответ на этот вопрос довольно неоднозначен. В подавляющем большинстве причащение происходит утром, на голодный желудок. Соблюдать такое правило в течение всего дня не очень удобно, и не каждый сможет выдержать. При этом желательно присутствовать на вечерней службе, исповедоваться также можно на ней, а можно и утром. Поэтому этот вопрос нужно задать святому отцу того храма, где вы собираетесь принять таинство причастия.

Можно ли причащаться во время месячных?

Нет, во время месячных нельзя причащаться , такой поступок будет считаться дерзостью и большим грехом. Прикоснуться к Святой Чаше в этот период – великое неуважение к Господу Богу. Более того, женщина в период менструации вообще не может входить в храм. Объяснением тому считается, что менструация – это неслучившаяся беременность, и женщина должна за это понести ответственность. Женщина считается «нечистой» из-за кровянистых выделений, чем оскверняет церковь, входя в нее.

Совсем другое дело, если кровотечения сопровождают женщину долгое время — это уже не очищение, а недуг. Тогда спросите совета у своего духовного наставника, а на исповеди — покайтесь. Священник должен допустить вас до причастия, возможно, пройдя его, вы получите исцеление.



Можно ли причащаться беременным женщинам?

Да, можно, и чем чаще, тем лучше. Это особый период, женщина еще до рождения ребенка должна осознавать важность искупления, а после рождения – приобщать свое чадо к этому процессу.

Церковь снисходительна для беременных – разрешается упростить пост по мере своего самочувствия. Если состояние здоровья позволяет – пост и молитвы подготавливаются по общим правилам. Подготовку молитвами и службу в церкви можно совершать, сидя на скамье.

Можно ли причащаться, если не постился?

  • Бывают разные случаи, иногда пост может быть нарушен по небольшой оплошности (случайное вкушение скоромной пищи, например).
  • Либо же человек по состоянию здоровья не может прийти на причастие голодным, или не выпив воды. Такие моменты оговариваются с батюшкой, а на исповеди нужно покаяться за это.

Нужно понимать, что пост — это хорошо, но цель причастия — отпущение грехов и единение с Богом. Если есть уважительные причины, по которым пост был нарушен — нет преград для прохождения причастия.

  • Если речь идет о нарушении физического воздержания супругами — то лучше пропустить один раз причастие, а на последующей исповеди учесть этот момент.



Можно ли причащаться не натощак?

Можно, но только детям до семи лет. Причем вкушение пищи должно происходить не сразу перед причастием, а заблаговременно. Следует с самого малого возраста подготавливать детей к причащению натощак.

Это правило касается также болеющих людей, если им нельзя обойтись без еды утром.

Можно ли причащаться без подготовки?

Нет, такого делать нельзя . Получается, что вы это сделаете просто «для галочки». Только вот смотреть на эту ситуацию следует с двух сторон:

  • Вы причащаетесь несколько раз в году, в общем, как и посещаете саму церковь. В этом случае нужно строго соблюдать пост, пройти исповедь, прочитать все каноны и молитвы.
  • Вы живете по церковным канонам, соблюдаете все посты, то есть, подготовка к причащению — это ваш образ жизни. Тогда на таинство причащения можно просто прийти натощак, прочесть нужные молитвы.
  • Как уже упоминалось, дети до семи лет могут не готовиться.

Можно ли причащаться без исповеди?

Это правило также касается детей до семи лет. В некоторых храмах делаются исключения постоянным прихожанам, если они принимают таинство причастия часто.

Можно ли причащаться, если делала аборты?

Господь Бог всемилостив, он способен простить любой грех, если вы в нем действительно искренне раскаиваетесь. Детоубийство – один из самых страшных грехов человечества. Цель осознания данного безбожия – это не совершать подобные поступки в будущем. Духовный наставник не может отказать в исповеди и причастии, если вы хотите искупить свою вину.

Если же женщина бежит в церковь после каждого содеянного аборта, то это не приветствуется церковью, женщина не до конца осознала свою вину, раз продолжает совершать подобное.

Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?

Многие путают понятия брака, давайте выясним где истина:

  • Церковный брак – это брак, который получил свое благословение в таинстве венчания.
  • Гражданский брак – это законно зарегистрированный брак государством. Его церковь признает, и допускает к причастию людей, состоящих в таком браке, даже если они не венчаны.

Не стоит путать гражданский брак с обычным сожительством , который в церковной терминологии называется — блуд . Если вы живете в блуде, то вам может быть отказано в благословении на таинство причастия.

Другое дело, если вы сожалеете о своем поступке, и собираетесь вскоре узаконить свой брак . По православным канонам нужно либо совершить бракосочетание, либо прекратить отношения, тогда можно будет причаститься.

Видео: Как проходит причастие в церкви?

Если вас интересует, как проходит таинство причастия на практике, то посмотрите следующее видео:

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».