Слитное и раздельное написание наречий. Упражнение

§ 38. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е — Русский язык 7 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

В 5 и 6 классах вы познакомились с написанием частицы и приставки не с различными частями речи. Вы знаете, что с глаголом не пишется раздельно, с другими частями речи (прилагательными и существительными) – по-разному, если есть или нет в предложении противопоставления или других факторов. Пришло время узнать, чем похоже и чем отличается правописание не с наречиями.
Для начала мы должны усвоить, что это правило касается только тех наречий, которые имеют суффиксы о или е, т.к. у всех остальных наречий просто не возникает потребности написания с ними частицы не.
Как и со всеми частями речи, с наречиями, если без не они не употребляются, не будет писаться слитно. Слитно не будет писаться и тогда, когда не представляется возможным заменить его другим синонимом, в котором не будет не, или близким по лексическому значению выражением.
Раздельно с не наречие будет писаться тогда, когда в предложении имеется противопоставление или к наречию относятся определенные слова, которые нужно запоминать.

Михайлов Андрей Юлианович –

учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского района Республики Татарстан

Тема : НЕ с наречиями на –о/-е. Их правописание

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели :

- формирование:

а) представления о правильном написании НЕ с наречиями на –о/-е

б) способности к написанию наречий;

Развитие орфографической зоркости;

Мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: тесты

Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран

Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е

Ход урока:

I . Мотивация к учебной деятельности.

1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?

Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание наречий).

Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).

Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий? (Да.)

Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

И всё? (Нет).

Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

С чего начнём наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).

Работаем по таблице. Понаблюдать правописание НЕ с наречиями на –о/-е (слайд №1)

Раздельно:

1. Без НЕ

не употребляется (неряшливо)

(нисколько не весело)

(совершенно непонятно)

На экране слайд №2 с упражнениями:

Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем по вариантам:

1 вариант

2 вариант

Поступил (не)лепо

Спросил (не)вежливо

Написал (не)брежно

Ответил (не) верно

Остановился (не)ожиданно

Прибил (не)крепко

Говорил (не)быстро, а медленно

Объяснил (не)понятно

Выглядел отнюдь (не)красиво

Ничуть (не)интересно

Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е

Слайд№3.

1 ВАРИАНТ

ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);

НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);

ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);

ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);

ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)

2 ВАРИАНТ

СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);

ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом ОШИБОЧНО);

ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом СЛАБО);

ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);

НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме? (Материал усвоен на достаточном уровне)

Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

Все ли названные правила вам знакомы? (Да. Но допускаем ошибки)

В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий с усиливающими словами и с наречиями меры и степени)

III . Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

Как пишутся НЕ с наречиями на –О/-Е? (Слитно, раздельно).

Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии усиливающих слов и наречий меры и степени).

VI . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).

Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е).

Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V . Реализация построения проекта.

- Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )

Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).

Какие наблюдения вы провели? (наречия пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4

Напишем графический диктант. Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, - в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно -)

1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…

2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно .

3) Жадно и неторопливо , желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.

5) Новые знакомства в лесу происходят не редко , а довольно часто.

6) Справа от нас, не далеко , а где-то близко, журчал ручеёк.

7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно .

- На экране слайд №5

Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-

Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6

Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

Раздельно:

1. Если есть или подразумевается противопоставление (не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да. ) Слайд №1

V I . Первичное закрепление во внешней речи.

Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)

Тестовые задания.

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    Ничуть (не)интересно с вами общаться.

    Мальчик ответил (не)верно.

    Он ответил (не)торопливо.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

    Природа (не)слышно уходит от нас.

    Отец говорил (не)громко, а тихо.

    Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7

V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1- Вы уверены в своих умениях? (Да).

Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.

7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон: слайд №1

Раздельно:

1. Без Не не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление (не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

Кто допустил ошибки? Как поступить? (Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).

Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

Почему? (Мал объем практического применения нового знания).

I Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)

Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)

Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? (Слова с НЕ писать не легко, а трудно)

Как напишем (не) легко ? (Раздельно, потому что есть противопоставление)

А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно пишем наречия)

Что помогло нам их преодолеть? (эталон и самостоятельная работа на уроке)

слайд №8

Научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился писать наречия, но не уверен, что самостоятельно смогуих написать. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился писать наречия и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из параграфа 38.

2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.

3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.

Спасибо, я вами доволен.

Вспомните, как пишутся с не существительные и прилагательные.

    Неряшливость, неряшливый.
    Неискренность, неискренний.
    Не вежливость, а грубость.
    Не вежливый, а грубый.

Прочитайте правило о написании не с наречиями. Что в нём нового по сравнению с правилом о написании не с существительными и прилагательными? Объясните орфограммы в примерах.

Применяя данное правило, рассуждайте так:

(Не)брежно . Пишу слитно, так как слово без не- не употребляется.

(Не)аккуратно написал. Пииту неаккуратно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением - без прилежания. В этом слове не- - приставка.

(Не)далеко, а близко находится. Пишу не далеко раздельно, так как есть противопоставление с союзом а .

Этот музей вовсе (не)далеко от нас. Пишу не далеко раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение.

241. Объясните, как образованы данные наречия. Почему не в них пишется слитно? Подберите к данным словам наречия-антонимы.

Невесело ← весело; невежливо, необдуманно, немного, невд..леке, неустойчиво, недружелюбно, неясно, несер..ёзно, неискренне, неравнодушно, несправедливо, небрежно, немало, неграмотно, некрасиво.

242. Проанализируйте данные наречия. Запишите наречия с не в таблицу.

Сделать (не)а(к, кк)уратно, (не)опрятно, (не)умело. Пришить пуговицу (не)кре..ко. Пр..шить (не)кре..ко, а слабо. Посмотреть (не)доверчиво, (не)довольно, (не)дружелюбно. Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не)весело, совсем (не)громко, далеко (не)ласково. Произнести (не)громко, а тихо. Излагать мысли (не)последовательно, (не)связно. Взлететь (не)высоко. Взлететь (не)высоко, а низко. Взлететь совсем (не)высоко. Вырыть вовсе (не)глубоко. (Не)широко приоткрыть глаза. Выполнить (не)брежно. Поступить (не)лепо. Высказываться (не)годующе. Ничуть (не)радостно.

вовсе не
далеко не
ничуть не
нисколько не
никогда не
отнюдь не

243. Спишите сначала примеры пословиц, где не- - приставка, затем примеры, где не - частица. В каких предложениях эти слова являются наречиями? В каких предложениях нужны знаки препинания - запятые?

1. Что (не)складно, то и (не)ладно. 2. Ласковое слово (не)трудно а споро. 3. Легко ск..зать (не)легко доказать. 4. Умное слово (не)тяж..ло а легко. 5. Летела пташка высоко, села (не)д..лёко.

244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках.

1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Не)равно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, пр..нюхиваясь и пр..сматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало.

(По Ч. Айтматову)

245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково ветретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возр..жение (не)уб..дительно. Коля оправдывался (не)уб..дительно. 5. Пор..жение было (не)избежно.

возражение
поражение

246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир?

Слушай, - ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, - ты (не)ходи туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.

Предупр..дили ране(н, нн)ого командира.

Что же,- сказал он, - буд..те только осторожней, ребята. А если (не)помож..т, (н..)чего тогда (не)подела..шь... (Не)хотелось бы, правда, так (не)лепо проп..дать...

А если лепо?

Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно.

(По А. Гайдару)

247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на и » своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не . Составьте два сложных предложения.

248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?

С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.

(По А. Шейкину)

почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в"]

249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.

Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

14.12.2011 21399 1965

Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

Цель: закрепить навыки правописания не с наречиями на и -е, правописания не с другими частями речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая ра­ бота, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить сло­ ва в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба... (Б. Окуд­ жава.)

3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.

4) Давайте чаще встречаться.

Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее - наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее - прилагательное в сравнитель­ ной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще - прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого {будь проще).

К предложению № 4: чаще - наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определенной ча­ сти речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:

Как? (как делают олимпийцы?) - быстро, высоко, сильно; бы­ стрее, выше, сильнее - наречия.

Запах каков? Слабый, слабее - прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще - прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще - наречие.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании не с наречиями на и -е.

2.Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два уче­ ника выполняют у доски фонетический разбор слова легко и мор­ фологический разбор слова что.

3.Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязатель­ но надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.

III . Практическая работа

1. Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излага­ ет; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; не­искренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; не­уверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, - +, +, -,+,-, +, +, -, - +, +, -, +, - - +, _ -.)

2. Выполнение упражнений.
Упражнение 222: комментированное письмо.
Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаи­ мопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.

Упражнение 85. Укажите, по каким правилам следующие слова пишутся слитно, раздельно, через дефис.

Без разбору, без толку, безудержно, без удержу, без умолку, вволюшку, ввосьмером, в головах (лежит), вгорячах, впустую, вдалеке, вдвое, в-девятых, в диковинку, вдобавок, в бегах, вдребезги, в забытьи, в охапку, в обхват, во что бы то ни стало, в охотку, вперебежку, вперебивку, вперебой, вперевалку, вперегиб, вперегонки, взад-вперёд, вплавь, вплотную, вповалку, вполглаза, вполовину, вполсилы, впоследствии, в потёмках, впотьмах, в пух и в прах, в разбивку, вразброс, вразвалочку, в разрядку, врукопашную, вручную, всего-навсего, всё-таки, всё ж таки, в сердцах, в силе, в силу, в силах, вскачь, в складчину, втёмную, втихую, второпях, вчерне, добела, до зарезу, довольно-таки, докрасна, донельзя, доныне, до отказа, допоздна, до полуночи, до полусмерти, досиня, до смерти, досыта, замуж, замужем, за пазухой, за полдень, затемно, извне, издавна, издалека, издали, изредка, искони, искоса, исподволь, исподлобья, как-либо, как ни в чём не бывало, крепко-накрепко, (три часа) кряду, к спеху, мало-помалу, мало-мальски, на авось, на бегу, набекрень, набело, на боковую, навеки, на веки вечные, навзничь, навзрыд, навсегда, (идти) навстречу, (глаза) навыкате, (стрелять) навылет, (носить рубашку) навыпуск, (выучить) назубок, (носить) наизнанку, (работать) на износ, наискосок, накануне, на карачки, наконец, накрепко, на куличках, налево, налегке, на лету, наоборот, наотмашь, наскоро, насмарку, (стоять) насмерть, (поднять) на смех, насовсем, наспех, настежь, настолько, (говорить) нараспев, настороже, настрого, насухо, натрое, наудалую, на ура, на цыпочках, начеку, начерно, на четвереньки, начисто, (говорить) начистоту, наяву, (18 лет) от роду, отроду (такого не видел), поблизости, (ему всё) побоку, по-будничному, поверх (одежды), по-весеннему, по-видимому, по-городски, поверх (голов), по двое, под мышку, подолгу, по-домашнему, подчас, подчистую, по-зимнему, поистине (великий), по-кошачьи, по-латыни, по-летнему, по-людски, (вид) сбоку, с боку на бок, сверху донизу, сейчас, слева, с маху, смолоду, с налёту, с непривычки, с разгона, с размаху, сроду, сряду, кишмя кишит, чуть-чуть, давным-давно, видимо-невидимо, волей-неволей, чин чином.

Упражнение 86. Раскройте скобки, запишите следующие наречия и наречные сочетания слитно, раздельно, через дефис.

(Без) просыпу, (без) спросу, (без) устали, стрелять (в) лёт, (в) накладе, (в) накладку, (в) насмешку, (в) натяжку, (в) ничью, (в) обнимку, (в) обрез, (в) обтяжку, (во) веки веков, (во) вне, (во) всеоружии, (во) всю, (во) вторых, (в) одиночку, (в) первые, (во) истину, (волей) неволей, (в) отместку, (в) полнакала, (в) полоборота, (в) правду, (в) праве, (в) приглядку, (в) присядку, (в) притирку, (в) проголодь, (в) прок, (в) противовес, (в) прочем, (в) пустую, (в) пятеро, (в) пятых, (в) разнобой, (в) рассрочку, (в) рассыпную, (в) седьмых, (в) семеро, (в) семером, (все) непременно, (в) сласть, (в) слепую, (в) смятку, (в) сухомятку, (в) третьих, (в) трое, (в) троём, (в) тридорога, (в) упор, (в) холостую, (до) суха, (до) темна, (до) тла, (до) толе, (до) упаду, (до) чиста, (за) ново, (за) одно, (за) полночь, (за) частую, ис (под) тишка, (ис) стари, (на) крест, крест (на) крест, стоять (на) вытяжку, (на) перебой, (на) глаз, (на) глухо, разбить (на) голову, (на) гора, (на) готове, (на) двое, (на) диво, (на) долго, (на) едине, (на) ездом, (на) закорках, (на) земь, действовать (на) зло, идти (на) выручку, стоять (на) вытяжку, (на) гишом, отмерить (на) глаз, (на) глухо, (на) отрез, (на) перебой, (на) перерез, с ружьём (на) перевес, (на) перечёт, (на) побегушках, (на) повал, делать (на) показ, делать (на) половину, (на) пополам, (на) пролом, (на) пропалую, (на) прочь, (на) равне, (на) попятную, (на) поруках, (на) право, (на) прокат, день (на) пролёт, идти (на) пролом, (на) пропалую, (на) ряду с успехами, (на) силу избавился, (на) скаку, (на) сквозь, (на) редкость скучный, (по) малу, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, дым стелется (по) низу, (по) нынешнему, (по) оди- ночке, (по) осеннему, (по) очерёдно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) старинному, (по) старому, (по) стольку, (по) человечески, (с) низу (до) верху, (с) нова, (со) слепа, (с) переди, (с) позаранку, (с) права, (с) разбега, строго (на) строго, (с) ходу, (тихо) смирно, (тот) час, точь (в) точь, туго (на) туго, (честь) честью, честь (по) чести, бок (о) бок, (с) боку (на) бок, (давным) давно.

Упражнение 87. Раскройте скобки, запишите следующие слова слитно, раздельно, через дефис.

(В) высь подняться - (в) высь небесную взлететь, (в) век не забыть друга - (в) век научно-технического прогресса, (в) конец разобидеться - убежать (в) конец переулка, носить пальто (в) накидку - одеться (в) накидку из шёлка, произносить (в) растяжку - отдать обувь (в) растяжку, (во) время войти - (во) время войны, костюм мне (в) пору - (в) пору далёкой юности, (в) тайне завидовать - (в) тайне кроется ответ, раздаться (в) ширь - (в) ширь полей степных, поднять голову (к) верху - прикрепить (к) верху двери, опустить голову (к) низу - подставить (к) низу шкафа, взойти (на) верх - подняться (на) верх склона, (на) завтра будет праздник - отложить дела (на) завтра, (на) лицо была ошибка - (на) лицо упала тень, (на) сколько можно судить - (на) сколько эта сумма меньшей необходимой, стрелять (на) удачу - надеяться (на) удачу, идти (на) встречу - идти (на) встречу с сыном, (на) утро выпал снег - строить планы (на) утро, явиться не (во) время - этот вопрос надо решать не (во) время занятий, прочертить (по) верху - пройти (по) верху забора.

Упражнение 88. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Машина (в) скач.. 3 неслась по краю глубокой балки (Леонов). 2. В шесть часов утра чистый зал трактира сплош.. был полон фрач..ной публики (Гиляровский). 3. Пуля ударила в него, и он зашатался и упал (на) взнич.. (Л. Толстой). 4. Лизавета Ивановна вышла (за) муж.. за очень любезн..го молод..го человека (Пушкин). 5. Барину становит..ся не (в) терпёж.. (Чехов). 6. Перед (на) стеж.. открытою дверью конюшни стоял сам хозяин (Тургенев). 7. Удар был сильный, не женский, (на) отмаш.. (Федин). 8. Надя радовалась, хотелось ей увести его в свою комнату и наговориться (до) сыт.. 3 (Помяловский). 9. Давно это было, а помню всё (до) чист.. (Шолохов). 10. Француза (на) скор.. отогрели, накормили и одели (Тургенев). 11. Пахомов (ис) кос.. взглянул на Невскую (Паустовский). 12. Хата была (за) нов.. покрыта камыш..м (Л. Толстой). 13. Осенью хозяин велел забить (на) глух.. дачу (Федин). 14. И оприч..ник молодой застонал (с) легка, закачался, упал (за) мертв.. (Лермонтов). 15. А как пр..дёт..ся (с) ..знов.. заводит..ся всем хозяйством, так не (до) смеха будет (Пушкин). 16. Слёзы (из) редк.. 3 капали на её работу (Пушкин). 17. (В) лев.. от тропки расплывч..то обозначились очертания башен..ых р..звалин (Гайдар). 18. Он смеялся так, как не смеялся (давным) давно (Шолохов). 19. (Вот) вот 3 должны были привезти раненых (Фадеев). 20. (Кое) где из окон деревенских изб показывались баб..и головы в платках (Мамин-Сибиряк). 21. Мало (по) малу деревья начали р..деть, и Владимир выехал из лесу (Пушкин). 22. Куда нам (по) английс..ки разоряться! Были бы мы (по) ру..ски хоть сыты (Пушкин). 23. Ф..тилёк разг..релся (еле) еле (Антокольский). 24. Зав..зав листики крест (на) крест, он поднёс сургуч.. к огню (Федин). 25. Ромашов (по) спешно, совсем (по) мальчише..ски 3 , юркнул в гостин..ую (Куприн). 26. Он направился на окра..ну Краснодона, к своему другу (по) прежн..му 3 парт..занству (Фадеев). 27. Елизавета Алексеевна молча сидела против Володи, который (по) прежн..му 3 не спал (Фадеев). 28. Решим, что все (по) сво..му правы. Каждый поёт (по) сво..му голоску (Маяковский). 29. Ксёндз (по) тогдашн..му обыкновению благосл..вил меня (Паустовский). 30. Старики ра..целовались тут же на улиц.., и дальше всё пошло уже (честь) чест..ю (Мамин-Сибиряк). 31. Я вас, батюшка, пр..гласил теперь (по) домашн..му, совершенно этак (по) друже..ски (Достоевский). 32. Рыбёшка была редкос..ная, (янтарь) янтарём (Мельников-Печерский). 33. Я отползаю (чуть) чуть (на) зад 3 (Нагибин). 34. Между тем здоровье Андрея Гавриловича час (от) часу становилось хуже 3 (Пушкин). 35. Золота на Ветлуге, говорю тебе, видимо (не) видимо (Мельников-Печерский). 36. Не тратя время (по) пусту, (по) друже..ски да (по) просту поговорим с тобой (Фатьянов). 37. Мы пр..ехали вводить во владение Кирилу Петровичу Троекурова и просить иных прочих убираться (по) добру (по) здорову (Пушкин). 38. Раз (от) разу его попытки становились слабее (Б. Полевой). 39. Эти слова перво (на) перво разучу (Шолохов). 40. Масляников строго (на) строго запретил жене с братом перепис..ват..ся (Мельников-Печерский). 41. Если дич.. не была ранена и Пэгаза посылали (по) пустому, он возвращался (тот) час (Тургенев). 42. Университетских-то у нас в уезде всего (на) всего один ты (Чехов). 43. Я не писал тебе, (во) первых, (по) тому, что мне было не до тебя, (во) вторых, за неимением верного случая (Пушкин). 44. Хорошо, вырубив свою норму угля, выйти (на) гора и помыт..ся парной водой в горяч..й бане (Горбатов). 45. (На) конец, пед..гог наш хотел выучить Вукола (по) латын.., но не оказалось латинской книги (Помяловский). 46. Считают, записывают и находят в (конце) концов, что расходы безобразно велики (Чехов). 47. Отцу становилось всё хуже 3 , (по) этому домашние старались говорить ш..потом и ходили (на) ц..почках (Коновалов).

Упражнение 89. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. И..ти (на) попятную было уже поз..но (Ясенский). 2. Беда оставалась с ней один (на) один (Астафьев). 3. Машина мчалась (в) слепую (Проскурин). 4. Всю ночь туман, а (по) утру весе..ний воздух точно млеет (Бунин). 5. Он читал сначала (на) черн.., (скор..) говоркою, а (за) тем тот же стих читал (на) бел.., (гром..) гласно, с необыкнове..ной торжестве..ност..ю (Тургенев). 6. И (на) четверо он оленя разд..рает (Крылов). 7. Винтовка, подсумок, против..газ и хлеба фунт (на) двоих (Тихонов). 8. (На) совсем (за) чем мне её продавать? (Иванов). 9. Набат ударил (под) утро (Проскурин). 10. Идут (по) двое, (по) трое, мелко перебирая босыми ножками (Бунин). 11. Ещ.. (по) ныне дышит нега в пустых покоях и садах (Пушкин). 12. Пошёл поезд, и всё ушло (на) зад, (на) всегда, безвозвратно (Куприн). 13. (На) завтра бой! Их тысяч.. пят..десят, а нас всего едва ль пят..надцать тысяч.. (Пушкин). 14. Он, чай, давно уж за ворота; любовь (на) завтра поберёг (Грибоедов). 15. Их загрызёт тоска, если завтра не будет похоже (на) сегодня, а (после) завтра - (на) завтра (Гончаров). 16. Слово «стушеваться» значит и..чезнуть, уничтожит..ся, сойти, так сказать, (на) нет (Достоевский). 17. Он (за) даром выполняет плотницкую и столярную работу (Нагибин). 18. Что будет, то будет, попробовать (на) авось (Гоголь). 19. Сегодня больному (на) много лучше, чем вчера (Нагибин). 20. На пасхе я уехал (на) много лет в провинцию (Гиляровский). 21. Я не ждал помощи (из) вне и не надеялся на счас..ливый случ..й (М. Горький). 22. В палатках между тем л..ёт..ся вино и идёт (в) круговую (Помяловский). 23. Кретов подош..л (в) плотную к Шумилову (Нагибин). 24. Чаще всего схватки заканчивались (в) нич..ю (Нагибин). 25. Добраться бы до ночлега, да скорей (на) боковую (Мельников-Печерский). 26. Он не мог войти без провожатого (в) тёмную комнату (Лесков). 27. - (На) сколько я знаю, - спокойно сказал Лермонтов, - вы играете только (в) тёмную. Ну что ж, с..граем (в) тёмную (Паустовский). 28. Эксп..диция заблудилась. Приходилось и..ти по комп..су (на) удалую (Мамин-Сибиряк). 29. Случились добрые люди, которые посоветовали пойти (на) мировую (Гоголь). 30. Крича и хлопая бичами, они с трудом ра..членили стадо (на) двое (Фадеев). 31. До обеда нам надо (по) одному (Шолохов). 32. Построившись во взводы, (по) двое, отряд вышел на тракт и здесь построился коло..нами (по) четыре (Фадеев). 33. (В) троём с Андреем они говорили о своей газете (М. Горький). 34. Мы ходим на острие ножа, и если уж ты осторожен.., то будь осторожен.. (в) трое (Федин). 35. Покамест у нас будут исправники (за) одно с ворами, до тех пор не будет он пойман (Пушкин). 36. Петька, как истый спортсмен, совершенствовался (в) одиночку (Андреев). 37. Солдаты стали перебегать (по) двое и (по) одиночке до следующей канавы (А.Н. Толстой). 38. Наши разногласия здесь вовсе ни (при) чём (Гранин).

Упражнение 90. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Мил..иционер стал на колено, вскинул винтовку и с третьего выстрела положил Дымка (на) смерть (Шолохов). 2. Борьба всё еще шла не на жизнь, а (на) смерть (Федин). 3. Сам он (в) тайн.. сознавал, что сов..ршает ошибку (Паустовский). 4. Они любили друг друга, они стр..дали в тишине, (в) тайн.. (Достоевский). 5. Все они с открытым люб..пытством, как смотрят (на) лицо значительное, смотрели на него (Фадеев). 6. Музыкантов одних сорок человек (на) лицо состояло (Тургенев). 7. Алексей пополз (по) тому, что когда (то) было деревенской улицей (Б. Полевой). 8. Но людям я не делал зла, и (по) тому мои дела не много пользы вам узнать (Лермонтов). 9. Со..нце светило уже (с) боку (Чернышевский). 10. Рана (в) бок была см..ртельна, и он чу..ствовал, что ум..рает (Л. Толстой). 11. Ромашов смотрел (в) бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не может заставить его перев..сти глаза (Куприн). 12. По обеим сторонам дороги ходят, степенно переваливаясь (с) боку (на) бок бл..стящие грачи (Куприн). 13. Острая боль простр..лила щиколотку, и дед свалился (на) бок (Шолохов). 14. Казанок ш..л рядом, склонив (на) бок белую головку в американской шапочк.. (Фадеев). 15. Бок (о) бок с Курчатовым он медле..но покатился вдоль тр..бун (Нагибин). 16. Девч..нкам глупостей не врать, все чу..ства (по) боку (Куприн). 17. В этот день дядя Юзя очень нервничал, (без) конца курил (Паустовский). 18. Лектор закончил свои наст..вления, показав (под) конец, как нужно пользоват..ся против..газом (Ильф и Петров). 19. (В) конец обе..силев, я отшвырнул лопату (Нагибин). 20. Быков прош..л пр..спект (из) конца (в) конец (Саянов). 21. (В) (конце) концов я бросил работу над книгой (Паустовский). 22. Андрей Ильич! (На) конец (то) вы к нам пожаловали (Куприн). 23. На Тверской снег (на) половину стаял, и полозья саней то и дело скр..жетали по камням мостовой (Гиляровский). 24. Он пр..сел (на) половину своего роста (Помяловский). 25. Я всегда - как снег (на) голову (Федин). 26. К..рательная эксп..диция под к..мандой полковника Молчанова была (на) голову разбита п..ртизанами (Фадеев). 27. Захар открыл (в) половину дверь, но войти не решался (Гончаров). 28. Филип.. Фёдорович пошёл вдоль дли..ного, (в) половину протяжения цеха, стола у стены (Фадеев). 29. Он вош..л (в) пору юности (Фадеев). 30. Уж больно густа рож.. Такую (в) пору с..рпом жать! (Нагибин). 31. (От) роду не видал такого п..чального кладбища (Пушкин). 32. Ростислав шес..надцати лет (от) роду бросил войсковое училище и уш..л на войну (Федин). 33. Селезень крякал, тр..вожно смотрел (в) верх (Иванов). 34. Туча (с) верху (до) низу осв..тилась серебр..ным светом (А.Н. Толстой). 35. Завтра мне предстояло проехать (в) глубь степи километров сто два..цать пять (Семёнов). 36. Все окна комнаты были темны, кроме последн..го (на) верху, завешенного шторой (А.Н. Толстой). 37. Ровно тянулся (в) высь дым завода (Бунин). 38. И этому имени суждено (на) веки укрепит..ся за потерянным существом (Шолохов).

Упражнение 91. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Читал, читал, а всё (без) толку (Пушкин). 2. Тут же (к) стат.. (за) одно примостился и кухаркин сын (Чехов). 3. Ехали резво, (с) ходу переск..чили передовые посты (Б. Полевой). 4. Он говорил (без) умолку (Федин). 5. (Под) стать ему была и невеста (Пушкин). 6. Но рыбацкий посёлок сгорел (до) тла (Шолохов). 7. Александр положил её (под) мышки и поставил на ноги (Проскурин). 8. Теперь он брёл (на) угад (Проскурин). 9. В бой мы пошли (с) ходу (Драбкина). 10. Он расп..кал какого-то танкиста, стоявшего перед ним (на) вытяжку (Б. Полевой). 11. И прист..жные (на) бегу хватали пуч..ки соч..ных стеблей (Бунин). 12. Пр..под..вание велось (на) слух и (на) память (Шолохов). 13. И в этот момент пень пр..вратился в сидящего (на) корточ..ках человека (Миронов). 14. - Заехали к ч..рту (на) кулич..ки, - пробурчал брат (Миронов). 15. И что это за день сегодня выдался! - (в) сердцах в..скликнул Яков Лукич (Шолохов). 16. Если бы он знал, что произ..йдёт, он никогда, даже (в) шутку, не сказал бы этого (Б. Полевой). 17. И ему, и Павлуше, (на) вид было не более двена..цати лет (Тургенев). 18. Прохор так спешил, что (на) силу попал носком сапога в стремя (Шолохов). 19. Поп и д..яч..к были (под) стать друг другу (Федин). 20. (По) тихоньку от матери я начал копить деньж..нки (Шолохов). 21. Что пр..кажете отвечать на это? Я стал (в) тупик (Лермонтов). 22. Всего у них было (в) волю: и земли, и леса, и воды (Гаршин). 23. Григорий (в) упор погл..дел Аксинь.. в глаза (Шолохов). 24. Смуты и войны ХVII века (в) корень расшатали народное хозяйство (Мельников-Печерский). 25. - Заводи! - (в) голос крикнул Собольков (Леонов). 26. - Без к..манды не стрелять! - почти (в) слух приказал Собольков (Леонов). 27. Мало ли что человек скажет (в) горячах (Шолохов). 28. Врем..ни у меня (в) обрез (Шолохов). 29. Проснувшиеся грачи (в) одиночку летали над землёй (Чехов). 30. Штольц немец только (в) половину, по отцу: мать его была ру..ская (Гончаров).