Вычитание (16 ч). Сложение

195 – 262

Подготовка к знакомству с приемом сложения

Двузначных и однозначных чисел с переходом

В другой разряд.

195 – 199,

Сложение двузначных и однозначных чисел с

Переходом в другой разряд. Решение задач.

200 – 204

15 Совершенствование вычислительных умений. 205 – 208,

Решение задач. Вычислительные навыки и

Умения.

209 – 214,

Решение задач. Совершенствование вычисли-

Тельных навыков и умений.

215 – 218,

219 – 225

Вычитание из двузначного числа однозначно-

Го с переходом в другой разряд.

226 – 230,

559, 565

И умений. Решение задач.

231 – 235,

Совершенствование навыков табличного сло-

Жения.

236 – 240

Совершенствование вычислительных навыков

И умений. Решение задач.

241 – 243

Контрольная работа № 7.

24 Решение задач. 244 – 247,

508, 513

Контрольная работа № 8.

Навыков.

248, 249,

Продолжение таблицы

Совершенствование вычислительных навыков

И умений. Решение задач.

250 – 254

Совершенствование вычислительных навыков

И умений. Решение задач.

255 – 262

III четверть (40 часов)

Двузначные числа. Сложение.

Вычитание (продолжение – 11 ч)

263 – 298

1 Знакомство с приёмом сложения двузначных

Чисел с переходом в другой разряд.

263 – 268,

510, 514

Сложения двузначных чисел с переходом в

Другой разряд. Решение задач.

269 – 273,

522, 525

3 Совершенствование вычислительных умений. 274 – 277,

Формирование вычислительных умений и

Навыков.

278 – 280,

Совершенствование вычислительных навыков

И умений.

281 – 283,

532, 534

Контрольная работа № 9.

Вычитание двузначного числа из двузначного

С переходом в другой разряд.

284 – 287

Совершенствование вычислительных навыков

И умений. Решение задач.

288, 289,

501, 502

Совершенствование вычислительных навыков

И умений. Решение задач.

290 – 293

10 Решение задач. 294 – 298,

Контрольная работа № 10.

Угол (3 ч) 299 – 304

Знакомство с углом. Сравнение углов по вели-

Чине. Угольник.

299, 300

Острый и тупые углы. Сравнение углов по ве-

Личине.

301, 302,

Примерное поурочно-тематическое планирование

Продолжение таблицы

Прямой угол. Угольник. 303, 304

Прямоугольник и квадрат (3 ч) 305 – 315

Многоугольник, прямоугольник, квадрат. 305 – 315

Трёхзначные числа (23 ч) 316 – 405

18 Сотня как счётная единица. Структура трёх-

Значного числа.

316 – 321,

566, 569

19 Чтение и запись трёхзначных чисел. 322 – 326,

552, 554

20 Чтение и запись трёхзначных чисел. 327 –331,

21 Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение

Задач.

332 – 336,

22 Запись трёхзначных чисел в виде сумы раз-

рядных слагаемых. Сравнение трёхзначных

Чисел. Решение задач.

337 – 342

23 Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение

Задач.

343 – 347

Контрольная работа № 11.

25 Решение задач. Чтение и запись трёхзначных

Чисел.

348 –352

26 Чтение и запись трёхзначных чисел. Сложе-

Ние и вычитание двухзначных чисел с перехо-

Дом в другой разряд.

355 – 360,

Устное сложение и вычитание чисел в преде-

Лах 100. Решение задач.

361 – 366

28 Проверка усвоения темы. 367 –372

29 Проверка усвоения темы. 373 – 377

Контрольная работа № 12.

Продолжение таблицы

Примерное поурочно-тематическое планирование

31 Сложение и вычитание трёхзначных чисел на

Основе знания их разрядного состава.

378 – 382,

520, 523

32 Сложение и вычитание сотен. 383 – 385,

527, 529,

33 Единица длины – 1 м. Рулетка. 386 – 391,

553, 555

34 Соотношение единиц длины (1 м, 1 дм, 1 см) 392 – 397,

560, 562,

35–36 Решение задач. Соотношение единиц длины. 398 –405,

563, 577

Контрольная работа № 13.

Резерв.

IV четверть (28 часов)

Умножение. Переместительное

Свойство умножения (14 ч)

406 – 457

Смысл действия умножения. Названия ком-

Понентов и результатов действия умножения.

406 – 409

2 Смысл действия умножения. 410 – 414,

3 Смысл действия умножения. 415 – 417,

573, 579

4 Умножение на 1 и 0. 418 – 421,

Подготовка к табличным случаям умно-

Жения.

422 – 426,

6 Решение задач. 427 – 429

7 Переместительное свойство умножения. 430 – 432

8 Таблица умножения с числом 9. 433 – 435

Примерное поурочно-тематическое планирование

Продолжение таблицы

Табличное умножение с числом 9. Решение

Задач.

436 – 441

10 Табличное умножение с числом 9. 442 – 445

11 Табличное умножение с числом 9. 446 – 449

12 Табличное умножение с числом 9. 450 – 453

13 Решение задач. 454 – 457

Контрольная работа № 14.

Увеличить в несколько раз (7 ч) 458 – 484

15 Понятие «увеличить в …» и его связь с опреде-

Лением умножения.

458 – 461

16 Табличное умножение с числом 8. 462 – 465

17 Решение задач. 466 – 469

18 Решение задач. 470 – 473,

570, 576

19 Табличное умножение с числом 8. 474 – 478

Урок математики в 1 классе.

Тема: Вычитание вида 16 -
·.

Цели: Совершенствовать умение вычитать число по частям; закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении и вычитании, формировать умение решать задачи в два действия; способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы; содействовать воспитанию культуры поведения.

Оборудование: Рисунки с изображением солнца и туч, совы, волка, ежика, зайца, белки, Красной Шапочки, домика с бабушкой, паутинки с божьей коровкой, речки с мостом, цветов и бабочек; карточки на которых написаны числовые выражения, цифры, тексты задач.

Ход урока.

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем путешествовать с героиней одной сказки. Послушайте загадку, и скажите, как ее зовут.
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?
(учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением Красной Шапочки)
- Вместе с Красной Шапочкой вы пойдете к бабушке. Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.
Игра «День и ночь»
- Первой мы встретили сову.
(учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением совы и записывает выражение 9 + 4 – 7 + 5 – 3 + 8)
- Она предлагает вам вычислить значение выражения, записанного на доске. Когда я говорю слово день, вы запоминаете два первых числа и знак арифметического действия, записанный между ними. На слове ночь вы закрываете глаза и вычисляете. (ученики выполняют вычисления в уме, вслух произносят конечный результат: 16).
- Что можете рассказать о числе 16?
(оно следует за числом 15, предшествует числу 17, оно меньше 17 на 1, больше 15 на 1, оно двузначное, в нем один десяток и 6 единиц. Число 16 можно представить в виде суммы чисел 9 и 7, 8 и 8,)

Минутка чистописания.

Пропишите число 16 в тетради, но сначала разомнем пальчики.
Идет разминка пальцев.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
- Мы вышли на солнечную полянку. Какие числа пропущены?
(учитель прикрепляет к доске рисунок)
- Как найти неизвестное слагаемое?
(чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое)
Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?
(чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)

Танцевальная физминутка.

Работа над новой темой.

Мы уже отдохнули и можем двигаться дальше, но кто – то зовет нас на помощь. Посмотрите, божья коровка застряла в паутинке. Поможем ей?
(Учитель прикрепляет к доске рисунок. Ученики выходят к доске и вычисляют значения выражений, записывая равенства в следующем порядке: 16 – 7 = 9, 16 – 8 =8, 16 – 9 = 7)
- Как выполняли вычисления?
(Вычитали по частям или вспо
·минали состав числа)
- Что интересного заметили?
(Уменьшаемое одинаковое, вычитаемое увеличивается на 1, значение разности уменьшается на 1)
Приготовьте цифры. Я буду показывать выражение, а вы его значение.
(Учитель показывает карточку с примерами на табличное вычитание в пределах 20)
- Молодцы. Божья коровка свободна. Пошли дальше. Но кто это нам встретился?
(Учитель прикрепляет на доску рисунок ежа, белки, зайца)
- Звери хотят сообщить что – то интересное, но сначала нужно выполнить их задание.
(Ученики выполняют задание в учебнике стр. 79 номер 1)
После решения сверяют ответы с учителем.
Звери хотели предупредить нас об опасности: нас подстерегает волк.
На доске появляется рисунок волка и отрезки разного цвета.
- Сколько отрезков вы видите? (три)
Покажите. Как узнать, на сколько один отрезок длиннее другого? (надо измерить отрезки и из длины большего отрезка вычесть длину меньшего)
Хорошо. По какому пути отправить волка, чтобы он не успел раньше нас добраться до бабушки? (по длинному)
Пока он идет, мы отдохнем.

Физкультминутка.

На раз потянуться, подтянуться,
На два согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре ручки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть.

За крепление изученного.

Мы все ближе подходим к дому бабушки, но нам преградила дорогу речка.
Мы можем перейти мостик, если выполним следующие задание.
(Учитель прикрепляет к доске рисунок и записывает условие задачи: « в реке плавало 9 карасей, а щук на 2 меньше»)
- Что записано на доске? (предложение)
- Что нужно сделать, чтобы получилась задача? (задать вопрос)
- Какой вопрос можно задать? (сколько в речке плавало щук)
- Как решить задачу? (ответы детей)
Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (нужно изменить вопрос задачи)
- Будем записывать по действиям с пояснениями.
Ученикам, которые раньше справились с задачей, учитель предлагает карточки с задачами.
(Решение задачи в учебнике стр. 79 номер 2.)
- Вот и подошли к дому, но сначала надо подняться по лесенке, чтобы дверь открылась.
(Два ученика выходят к доске и выполняют вычисления)
- Вот и бабушка. Она рада вас видеть, и приготовила вам загадку:
Кто – то утром не спеша
Надувает красный шар.
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (солнце)
(Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением солнца)
- Кто может прочитать, что написано на солнце? (молодцы)

7. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие. Мы опередили волка, помогли Красной Шапочке дойти до бабушки. Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились?
Какое у вас настроение? Дети поднимают рисунок с нужным изображением. (тучка или солнышко)

Составила: Степеева Т. В.


Приложенные файлы

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Т е м а: СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ: 16 –
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями
вычитания однозначных чисел из числа 16 с переходом через десяток;
закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов; развития
навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные):
знать случаи вычитания
однозначных чисел из числа 16 с переходом через десяток; уметь решать
составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
уметь выполнять самопроверку по образцу или
контрольному листу, контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий; использовать знаково­символические средства, в
том числе модели и схемы для решения учебных задач.
Личностные: имеют представление о моральных нормах поведения на
уроке.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Каллиграфическая минутка.
8 8 8 8 8 8 8 8
16 16 16 16 16 16
II. Устный счёт.
1. «Цепочка».

2. «Шифровка».
– Расшифруйте слово, узнайте имя мальчика.
(Зашифрованное имя – Андрей.)
III. Изучение нового материала.
1. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 16 с
переходом через десяток.
На д о с к е записаны разности:
16 – 7
– Как будете находить значения данных выражений. (Двумя способами.)
2. Запись таблицы вычитания из числа 16.
В тетрадях учащиеся записывают (с комментированием) т а б л и ц у:
16 – 7 = 9
16 – 9 = 7
IV. Решение выражений. Закрепление знания табличного сложения и
16 – 8 = 8
16 – 8
16 – 9
вычитания.
У с т н о выполняют задание 1 (с. 87 учебника).
Физкультминутка
С комментированием выполняют задание на д о с к е: учащиеся вставляют
пропущенные числа, доказывая правильность своего выбора.
Например:
16 – 6 –
Разность чисел 16 и 6 равна десяти.
Для того чтобы получилось число 7, нужно из десяти вычесть три, значит,
= 7.
пропущено число 3:
16 – 6 – 3 = 7.
13 – 3 +
Тринадцать уменьшить на три, получится десять. Чтобы получилось число 18
= 18
следует к десяти прибавить 8:
13 – 3 + 8 = 18. И т. д.

V. Работа над задачами.
1. Решение простых задач.
Учащиеся читают задачу 2 (с. 87 учебника 2).
– Прочитайте условие. О чём в задаче спрашивается?
– Составим с х е м у задачи:
– Запишите решение и ответ задачи. (16 – 6 = 10 (ч.). Ответ: 10 человек.)
Физкультминутка
2. Решение составных задач.
Учащиеся читают задачу 3 (с. 87 учебника), выделяют условие и вопрос,
называют данные и искомое числа, составляют (под руководством учителя)
краткую запись, с а м о с т о я т е л ь н о (с последующей фронтальной проверкой)
записывают решение, формулируют и записывают ответ.
1) 6 – 2 = 4 (д.) из ст. кл.
2) 6 + 4 = 10 (д.) всего.
Ответ: всего 10 девочек, из них 4 из
старших классов.
Учащиеся в п а р а х решают задачу 1 (с. 44 тетради) с последующей
с а м о п р о в е р к о й.
VI. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления.
1. Не вычисляя, определите, значение какой суммы больше:
1 + 3 + 5
2 + 4 + 6
– Докажите, что вы правы.
2. Какая фигура не нарисована?
Ответ: не нарисован пятиугольник.
3. Игра «в слова» (с. 87 учебника).
Ответ: 1) Витя составил 12 слов; 2) у Вити осталось 3 слова.

Цель: закрепить способ вычитания из двузначного числа однозначного с переходом через десяток.

Задачи:

  • закрепить способ вычитания с переходом через десяток
  • повторить сравнение единиц длины, решение примеров в два действия, решение задач на разностное сравнение
  • развивать математическую речь детей
  • прививать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вхождение в сказку

Стук в дверь, Вносят послание:

«Ребята!
Меня похитил Кощей Бессмертный и держит в заточении. Помогите, пожалуйста.

Василиса Прекрасная».

– Ну что, ребята, поможем? Отправляемся в плавание по бурному морю.

3. Чистописание

– Что бывает на море? (Волны) .

– Разминка для пальцев: сцепить кисти рук в замок, изобразить волны маленькие и большие, В каких цифрах встречается элемент похожий на волну? (2, 5, 7) Запишите каждую цифру два раза. Какие числа записали? (Однозначные)

На следующей строчке запишите все возможные двузначные числа из этих цифр.

22 55 77 25 52 75 57 27 72.

– Проверяем с карандашом в руках. Назовите, что обозначает каждая цифра в записи этих чисел.

4. Устный счет

– Пройдя лабиринт, мы попадем на корабль. Надо найти неизвестное слагаемое. Как это сделать? (из значения суммы вычесть известное слагаемое) Покажите на веерах:

6 + … = 7
6 + … = 8
6 + … = 9
6 + … = 10

5. Новый материал

– Добрались до корабля. Поднимаем парус. Решим примеры:

16 – 7 = 10 – 1 = 9
16 – 8 = 10 – 2 = 8
16 – 9 = 10 – 3 = 7

– Парус поднят, мы готовы к плаванию. Впереди нас ждут ещё приключения.

6. Физминутка

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(Дети изображают стихотворение построчно)

7. Повторение

– Наш путь лежит через остров Буян.

1. На острове произошло наводнение. Водой смыло знаки больше, меньше. Чтобы спасти остров надо их восстановить.

9 дм 5 см … 1 м
3 дм 6 см … 4 дм
8 дм … 1 м
1 м … 9 см

– Если мы выполнили задание правильно, то сквозь воду должны проступить знаки. Закрашивают пролив синей гуашью, проявляются знаки, нанесенные воском.
Остров спасен!

2. Но из-за большого количества подводных скал мы не можем причалить к берегу. Пересядем в маленькие шлюпки. Только все ли они смогут причалить к берегу? Давайте решим примеры и узнаем это. Какое действие выполняется первым?

(13 – 8) + 9
(12 – 4) + 8
5 + 8 – 6
6 + 6 – 8
(11 – 4) + 6
8 + 6 – 5

– Нет не все. Но остальные могут продолжить путь

3. Мы добрались до темницы. Какой ключ откроет эту дверь?

11 – 8 11 + 8 8 + 3

На ключах записано решение задачи:

Василиса Прекрасная и Марья Моревна решили выяснить, чье волшебство сильнее, Василиса совершила 11 чудес, а Марья Моревна 8. На сколько чудес больше совершила Василиса?
– Какое решение соответствует задаче? Почему?
– Записываем решение: 11 – 8 = на 3 (ч.) Ответ: на 3 чуда.

– Открыли темницу, освободили Василису.

8. Домашнее задание

Василиса дает нам задание: прочитайте задачу №1 на стр.48
– Сколько действий нужно выполнить, чтобы решить задачу? (2)
– Какое первое? (9 + 4)
– Как показать, что оно первое? (Взять в скобки)
– Сделать рисунок, записать решение выражением со скобками.

9. Отметки за урок

10. Итог

– Что узнали? Что повторили?