Ярослав савицкий именины 8 декабря. Ярослав Ямской (Савицкий) Священномученик, пресвитер


Ветеранам, наверное, любопытно, как человек такого приличного возраста стал священником? Как так могло получиться? Я родился в 1947 году в семье участников Великой Отечественной войны. Родители мои появились на свет еще до революции и были, естественно, с детства верующими людьми. Но потом жизнь изменилась настолько, что познакомились они, эти с детства верующие люди, работая в редакции журнала «Безбожник» где-то в конце 20-х годов.

Я видел этот журнал (несколько экземпляров хранилось в доме), там были нарисованы толстые попы с большими крестами. И вот уже после войны родился я – в семье абсолютно нерелигиозной, где никаких упоминаний ни о вере, ни о церкви, ни о Боге никогда не было.

Я окончил Литературный институт и в 35 лет был принят в Союз писателей. Там занимал всякие должности – работал в Московской писательской организации, в Литфонде. Пока человек молод, его надо эксплуатировать. И оставался некрещеным почти до сорока лет. А потом стало как-то щемить… Есть у святых отцов такое выражение – душа по природе христианка. И она тоже просит пищи, но – духовной. И вот моя душа стала у меня просить… А я живу совершенно бездуховной жизнью!

Я еще и охотник с юности, причем охотник-одиночка. Почти всю страну изъездил-излетал в одиночестве. Был и на севере, и на востоке. Не имел никаких проблем с тем, чтобы, ткнув в точку на карте, прилететь в это самое место. Я себя в любом лесу, в любом болоте, в степи чувствую лучше, чем дома.

И вот как-то купил я развалившуюся хибару на севере Вологодской области, куда и стал ездить на охоту. Там некогда построили храм в честь праздника Преображения да так и стали называть это место – Верхний Спас. И вот, в честь 600-летия старого храма сельское начальство решило восстановить его. А как восстановить, не знают. И решили они, что я, московский человек, должен знать. Давай, – говорят, – занимайся.

Окрестившись почти в сорок лет, я стал заниматься юридическим восстановлением храма. В советское время это было непросто. Предстояло сформировать так называемую двадцатку – приходское ядро из двадцати человек, на имя которых будет зарегистрирован приход. Храм огромный, покрыт шифером, но с него в свое время было снесено все – и купола, и колокольня. Шестьдесят лет он служил гаражом в колхозе.

Власти препятствовали как могли. Я приезжаю в отдел по взаимодействию с религиями в Вологде, а мне говорят – «Улица не указана. Без улицы не примем». Но в деревне нет улиц! Возвращаюсь, опять хожу по дворам, и бабушки мне пишут – «улица Лесная», что-то такое мы с ними придумали…

Наконец приход зарегистрировали. Приезжаем к архиерею в город. Это человек, который управляет церковью на территории всей области, архиепископ Михаил Мудьюгин 1912 года рождения. Со мной председатель колхоза и председатель сельсовета, говорят ему – мол, мы хотим там-то и там-то восстановить храм. Архиерей отвечает: «У меня нет средств». «Ничего, средства я найду» – говорит председатель колхоза.

Это было еще до перестройки, поэтому какие-то средства он мог изыскать. «Привезу – говорит, – жести, кирпича, перекроем храм новой крышей, колоколенку сделаем». Архиерей отвечает: «У меня нет кадров, я рукополагаю неизвестно кого, в бедную и голодную Вологодскую епархию никто не хочет ехать». «А нам неизвестно кого не надо, – поправляет его председатель сельсовета. – Нам вот этого!» «Ребята, – говорю, – предупреждать надо, вообще-то. Что значит «вот этого»?! Я должен у своего духовника в Москве в Троице-Сергиевой лавре взять благословение». Так этот разговор и затих.

Мы разъехались, как вдруг меня настигает телеграмма – просят приехать в город Череповец. Что-то там архиерею понадобилось, наверное, по поводу восстановления храма. А у меня – съезд Союза писателей. Ну, предупредил вологодских писателей – Василия Ивановича Белова и других, что съезжу по делам и вернусь, отдал свой мандат, сказал, за кого проголосовать, и отправился. Приезжаю, и… меня вдруг рукополагают во диаконы!

Удивительно! В том районе, где я восстанавливал храм, никто ничего не помнит про церковь, не знают уже, какой рукой лоб перекрестить – 60 лет не было священника. Но в памяти осталась древняя традиция, народно-церковная, скажем так. Она заключалась в следующем: в тех местах, куда священнослужители не хотели ехать – глухих и бедных, местное население выдвигало кого-то из своих. Его и рукополагали.

И вот, деревенский народ отправил петицию архиерею. Давайте, говорят, нам этого московского, и все! А я – советский служащий, в издательстве «Современник» в то время возглавлял редакцию прозы, у меня было 25 человек в подчинении. Пришел на работу и говорю: «все, мол, я теперь – дьякон в Вологодской епархии, дайте мне трудовую книжку…»

Две недели я стажировался в Череповце, потом две недели служил дьяконом в Великом Устюге. После чего приехал в Вологду, где меня рукоположили во иерея, и уехал в свою деревню. И четыре года (с 91-го по 94-й) служил, поднимая четыре прихода на расстоянии 80 км один от другого. Построил один новый храм и три восстанавливал. Дорог там нет, транспорта у меня не было…

Из 256 населенных пунктов я не побывал только в двух. В остальных либо крестил, либо отпевал, либо освящал помещения. А вот венчал только в храме. Потом я вернулся домой, в Москву, и служу уже 20 лет на Варварке. Вот такая биография – в 40 лет крестился, а в 44 стал священником.

«Когда храмы наполнятся, тогда и жизнь станет получше»

Отец Ярослав, я сама выросла недалеко от тех мест в Вологодской области. Многих из нас деревенских жителей, крестили бабушки. Считается такое крещение без священника, крещением?

– Нет. За всех этих бабушек я и перекрещивал. Чего только они там не накрестили, под какие заклинания все это не вытворяли… Есть такая практика: когда некрещеный человек попадает в экстремальную ситуацию (ну, корабль тонет), его может окрестить любой крещеный человек. Для этого надо только сказать: «Крещается раб Божий (или раба Божия) такой-то (или такая-то) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Все, крещен. Но только в экстремальной ситуации.

Бывает, и сейчас звонят прихожане, скажем, в случае тяжелых родов, когда неизвестно, что будет с ребеночком. И я говорю матери, что делать, чтобы его окрестить. В прежние времена русские женщины это знали. Если в период сенокоса она разродилась где-то под телегой и видит, что ребеночек – не жилец, возьмет да и окрестит его. Какой-нибудь водичкой окропит или в крайнем случае слюной помажет, и скажет – «крещается раб Божий…» Выживет малыш – его останется только миропомазать и воцерковить. А не выживет – отпоют в церкви полным чином младенческого отпевания, как крещеного человека.

И вот в ситуации, когда поблизости не было священника, крестили деревенские бабушки. Как они это делали, никто не знает. У меня есть рассказ про мою соседку по деревне, у которой даже епитрахиль была священническая («поповский фартук»). Так она во время этого «таинства» зачитывала письмо лешему… Куда крестила, кому крестила - не разберешь!

Поэтому, естественно, с момента, когда появился священник, это все не считается. Надо крестить заново. Даже если есть уверенность в том, что бабушка была воцерковленной и что-то знала. Считается, что крестить можно только один раз, но для таких ситуаций есть форма «аще не крещен». То есть, если не крещен, то, Господи, зачти это крещение.

Расскажите о своем творческом пути.

– О творческом пути рассказывать крайне неинтересно, о нем говорят книги. До того как все это произошло, я издал 4 книги прозы, рассказов. А когда стал священником, 10 лет вообще не писал. Потом потихоньку стали выходить книжки. Я допишу еще рассказов – их добавят к тому, что было, и издадут. Добавят и издадут. Вот Сретенский монастырь выпустил сборник «Райские хутора и другие рассказы» огромным тиражом – 130 тысяч экземпляров. И еще 20 тысяч в Симферополе. А самая полная книга вышла в начале этого года в Троице-Сергиевой лавре, она называется «Тоскующие по небесам».

– Скажите, после того, как вы стали священником, изменилось ли ваше отношение к своим старым произведениям? Ведь за это время, наверное, изменилось ваше мироощущение…

– Конечно. И не только потому, что стал священником. Некоторые из старых рассказов я включил в свои новые сборники, а другие – не могу. Хотя там ничего крамольного нет. Просто очень сильно изменилась жизнь за четверть века. Мы даже не замечаем, насколько все стало другим – весь антураж, вся атрибутика.

Вот пример. У меня был такой ходовой рассказ – «Инспектор», по нему даже фильм сняли (последний фильм, в котором сыграл Николай Крючков). Тема – о браконьерстве. Так вот, это тематика 70-х годов, и сейчас даже в Астрахани никто не поймет, о чем идет речь. Методы браконьерства исчезли, сейчас это – промышленные методы. В чем-то за последние 30 лет жизнь изменилась больше, чем с дореволюционных времен.

А куда мы движемся, в какую сторону?

– В нехорошую, конечно. Я даже не говорю о каких-то экономических или социальных вопросах. Деградирует, к примеру, культура и искусство.

А то, что храмов за последние годы стало больше?

– Это хорошо, но главное, чтобы храмы наполнялись людьми. Чтобы не оставались архитектурными сооружениями. Вот когда храмы наполнятся, тогда и жизнь станет получше. Но при этом надо учитывать, что мы – единственная страна в мире, где храмы строятся, а не закрываются. Правда, неравномерно: в Москве – да, строятся, а вот, например, в Вологодской области уже нет.

Мне потом архиерей сказал: «Вот ты понастроил храмов, и что мне с ними теперь делать?» Весь район не может одного священника прокормить! Они после меня туда монаха отправили, но и он уехал. Говорит – «мне там не выжить»…

Скажите, а народ пошел в храм? Приходят ли молодые?

– Молодежь идет, да. Двадцать пять лет назад в церковь попадали так же, как и я – из Савла в Павла. А следующее поколение прихожан уже с детства были приучены.

Я, когда начинал служить – даже здесь, в Москве, очень мало венчалось. Потом это стало модным, а сейчас и моды нет, а венчаю постоянно. И много детишек – сегодня причащали человек 30. Где-то в подростковом возрасте они, бывает, отходят от церкви. Но это ничего, к сорока годам Бог даст, вернутся. Женятся, выйдут замуж, родят и вырастят своих детей и вернутся. Они будут знать, куда возвращаться!

Вот почему так важно маленьких водить в храм. Даже с учетом того, что они, скорее всего, в 15–16–17–18 лет уйдут на какое-то время. Это так же важно, как знать номер телефона скорой помощи. Хотя мы каждый день туда не названиваем.

Моей маме 67 лет. И она на все мои попытки заговорить о Боге, о церкви, отвечает «у меня Бог в душе». Это что значит?

– Правильно, так же говорит и Геннадий Андреевич Зюганов. Это значит, ничего. Это традиционная отговорка всех безбожников.

– Отец Ярослав, подскажите. Моя подруга ушла в евангелисты, и с ней стало очень трудно общаться. Как я могу ей помочь? Вообще, возможно ли такому человеку поменять мировоззрение?

– Это очень трудно, поскольку там применяется реакционное воздействие. Заметьте, православие – религия здравомыслия, где нет диктата, нет крайностей. Известно, что все крайности – не от Бога. Православие не требует чрезмерного аскетизма, никому не надо, чтобы человек доводил себя до голодной смерти. Бог Отец Сына своего на крестную смерть отправлял не для того, чтобы люди тут специально с голода умирали или разбивали лбы об пол. Поэтому – живите, но помните, кто в доме хозяин.

А в других конфессиях – по-другому. У меня в одном рассказе есть такое сравнение. Распяли Христа на Голгофе, и остались при нем несколько человек. Это – православные. Другие люди сказали: «Что мы тут будем мокнуть под дождем? Лучше спустимся под гору, там есть хорошая харчевня – посидим, а крест оттуда видно». Это – католики. Они удобно устроились, сидят себе на скамейках, слушают музыку и смотрят.

Но кто-то вдруг подумал: «Что мы тут время теряем? Рядом рынок, лучше пойдем поторгуем, получим прибыль. А Бога будем иногда вспоминать – по воскресеньям играть на фортепиано два псалма». Это – протестанты.

Батюшка, а есть задумки для будущих книг? Будете еще писать?

– Если Бог даст, буду. Роль художника в творчестве крайне невелика. Александр Сергеевич Пушкин об этом очень хорошо писал:

«Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…

…Быть может, всех ничтожней он».

Писатель – это инструмент. Вот, допустим, я что-то написал. Это значит, Бог дал мне жизнь, которую я так или иначе описываю, и дал некоторое умение или дар, если хотите. Моя задача – старательно исполнять свой долг. Поэтому, какие могут быть задумки? Что Бог даст, то и напишу. Это большая благодать, если даст. Вот недавно немножко поработал – как хорошо! Но обычно, когда заканчиваю, я теряю всякий интерес к тому, что написал.

Видео Игорь Давыдов

В тропаре всем святым в земле Российской просиявшим есть такие слова: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи…» За более чем тысячелетнюю свою христианскую историю земля наша принесла Богу обильные плоды. Подвигом своей жизни и подвигом смерти святые Русской Православной Церкви создали, сотворили то великое чудо, которое названо Святой Русью. Русские святые не только приняли весть о спасении,– они стали жить по ней, а если нужно – и умирать. Это спасительное сеяние продолжалось и будет продолжаться, пока существует наш народ и наша Церковь.

Господь сеял в Русской земле, и возрастали в ней великие святители, преподобные, подвижники-аскеты, благоверные князья. Но пришли времена, когда колосья принесли сторичный плод: пшеница созрела и было убрана в житницы. Сонм новомучеников и исповедников Российских явлен всему миру. Это ответ Русской земли Господу на Его спасительное сеяние.

В наши дни по Промыслу Божию постепенно открывается миру подвиг новомучеников и исповедников минувшего столетия. С раскрытием секретных архивов стали известны имена многих тысяч православных людей, положивших души свои за Христа. Через строки протоколов допросов и сухие анкетные данные о расстрелянных священнослужителях и мирянах открывается духовное горение и удивительное по силе стояние в вере русского православного народа. Перед лицом князя мира сего и его служителей новомученики и исповедники нашей земли не страшились смерти за Христа. Прославляя и восхваляя наших святых, мы должны вдохновляться их примером, научаться жить так, как жили они, прославляя Бога не словами, а пламенной верой, неугасающей надеждой, ласковой неумирающей любовью.

Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий (28.03.1882–8.12.1937) занимает особое место среди сонма новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Сегодня Церковь остается той единственной силой, которая связывает православных христиан братских славянских народов, оказавшихся в разных государствах в результате трагедии, постигшей Россию. Жизнь и подвиг священномученика Ярослава, сама его личность – живо свидетельствует об этом единстве и призывает к нему.

Священномученик Ярослав родился и вырос в Белоруссии. Но служение свое Богу и людям он нес не только в Белой Руси, но и на земле Московской в Руси Великой.

Почти два десятилетия отец Ярослав духовно окормлял сестер Красностокской Рождество-Богородичной обители Гродненской епархии. Он разделил с насельницами монастыря все невзгоды скитальческой жизни после того, как оставил родную Белоруссию в 1915 году, спасаясь вместе с монастырем от наступавших немецких войск. Приютом сестер из Белой Руси стала Екатерининская пустынь под Москвой,– здесь отец Ярослав в течение многих лет разделял все беды и радости сестер монастыря. В 1929 году отец Ярослав был изгнан безбожными властями из монастыря. Следующим его пристанищем стал храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Старый Ям, где он служил настоятелем до самого своего ареста и мученической кончины в 1937 году.


Протоиерей Ярослав был поистине непоколебимым столпом Православия. Таких людей Господь ставит на свещнице во время особых испытаний Церкви для укрепления в вере многих чад Божиих. Двадцать лет отпустил ему Господь для служения во время лихолетья, и в эти годы Московская земля стала ему такой же родной, как и Гродненская – малая его родина. Для верующего православного сердца – это единая Русская земля, все мы произошли от единого корня,– и в Белоруссии ощущаешь себя на родной земле. Она немного иная, чем великорусская, но не менее родная и близкая.

Во всех местах, куда посылал Господь отца Ярослава, он служил самоотреченно, без страха и опаски за свою жизнь, поддерживая и наставляя духовных своих чад. Он не боялся смерти за Христа, и его мужество и стойкость в испытаниях укрепляли в стоянии за веру сестер Красностокской обители и всех, кто приходил к нему за советом или духовной помощью. Думается, не случайно именно с Гродненской земли Белой Руси прибыл на Московскую землю в годы тяжких испытаний для Церкви этот удивительный, милостивый и мужественный пастырь…
При подготовке жизнеописания использованы были редчайшие документы и материалы по истории Православия в Белой Руси, документы из семейного архива семьи Савицких, а также раскрытые ныне документы из следственных дел новомучеников и исповедников нашей земли.

ПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛОЙ РУСИ

Живущим ныне в России очень мало известно об истории Беларуси, которая после разгрома монголами древнерусских княжеств в течении нескольких столетий находилась в границах либо Великого Княжества Литовского, либо Речи Посполитой. Лишь в 1772 году после первого раздела Польши земли Белой Руси вошли в состав России. Еще раньше царь Алексей Михайлович, занявший Вильну в войне с Литвой, в 1665 году присоединил к своему титулу и Белую Русь, после чего стал именоваться «Самодержец Великия, Малыя и Белыя Руси». Этим же титулом венчались все последующие цари, императоры и императрицы России.

Белая Русь – это Запад Руси Великой, именно здесь совершалось в течение четырех столетий одно из самых трагических в истории христианства противостояний Православия и католичества. На Белую Русь выпала едва ли не главная тяжесть духовного противостояния римско-котолическому завоеванию восточных славян. Причиной тому стала польская экспансия на православный восток, попытка уничтожить Православие и окатоличить украинский и белорусский народы. Православным Белой Руси в этой борьбе пришлось тяжелее всех, потому что в землях Украины на защиту истинной веры встали вооруженные казаки, хорошо обученные военному делу.

Православные Белой Руси не имели практически никакой защиты от насилий и притеснений. Для них оставалось только одно средство – стояние в вере до смерти. Перед ними стоял выбор: либо переходить в унию и сохранить жизнь, либо умереть, если не от насилия, то от голода, отсутствия земли, работы. Это был прообраз того, что совершится в будущем, по слову святых отцов, при воцарении антихриста: никто не сможет ни заработать, ни купить пропитание, если не примет число зверя. Насилия над православными, сопровождаемые ужасающей жестокостью, продолжались на земле Беларуси в течение двух столетий без ослабления или передышки. Но Бог поругаем не бывает! Когда открываются подробности событий того времени, становятся совершенно понятными и очевидными причины тех испытаний и тягот, которые пришлось перенести польскому народу в XIX и XX столетиях. Беды Польши – следствие гонений на Православие.

Во все периоды многострадальной истории Беларуси Православная Церковь оставалась духовной опорой для народа, помогая сохранять веру, надежду, любовь в сердцах страждущих людей. Несмотря на все жестокости и насилия, простой народ хранил верность традициям Православия и, в основе своей, древнерусской культуре и духовности.

Еще в середине XVI века большинство храмов Белой Руси были православными. Величайшей трагедией для духовной жизни Беларуси стала Люблинская уния 1569 года, соединившая Литву с Польшей в единое государство. Результатом этого воссоединения стало ополячивание и окатоличивание населения Белой Руси; был введен запрет на употребление родного языка. Вслед за этим последовала Брестская уния 1596 года, провозгласившая главенство папы римского, с сохранением обрядов и богослужения на славянском языке. С этого времени начинается упадок Православия в крае: православные храмы либо насильственно обращались в униатские, либо разрушались и сжигались. В итоге к XVIII столетию высшее сословие и городское население стало не только католическим, но и утратило национальную самобытность, осознавая себя принадлежащим к польской культуре. Простых людей заставляли принимать в униатство (католичество восточного обряда). Белая Русь подпала под власть Унии – здесь осталась лишь одна православная епархия.

Польский король распоряжался епископскими кафедрами и монастырями, отнимая их у православных. Уния вводилась силой с поразительной свирепостью и озлоблением со стороны поляков и ксендзов. В городах православные не допускались ни к каким должностям, часто им грозило тюремное заключение или изгнание из родного края. Православных убивали за совершение религиозных обрядов. Паны-католики в селах заставляли священников принимать унию. Если прихожане защищали священника и не принимали унии, паны отдавали церкви в аренду евреям, которые назначали плату за каждую службу. Православным не позволялось ни торговать, ни работать в городах.

Всё XVII столетие прошло в борьбе с унией. В это время православный народ проявил столько мужества, горячей веры и исповедничества, которые и сегодня вызывают изумление у каждого, кто знакомится с воспоминаниями и документами того времени. Опорой православных стали монастыри и православные братства. Несмотря на насилия, многие православные мужественно переносили издевательства, но в унию не переходили. Белорусы с надеждой смотрели на Россию, ожидая от нее заступничества и избавления от мучений.

Прежде всего в унию заставляли перейти архиереев. Впоследствии было ополячено и остальное духовенство. Образование священники получали в иезуитских школах, где обучение велось на польском и латинском языках: все было пронизано великопольским патриотическим духом. В 1751 году папа издал особую буллу для католиков в Польше и Литве, в которой объявлял, что прощает им грехи на сто лет вперед за их преданность папе. Обезумев от фанатизма, униаты и католики с еще большей жестокостью тиранили и мучили православных, считая, что служат Богу, загоняя их в унию. Поляки и униаты собирали горящие угли на свои головы. Это длительное жестокое гонение привело к печальнейшим последствиям и для самой Польши, о чем скажет со скорбью польский поэт: «Польша! Твоя гибель в Риме!»

Эта духовная война, направленная на уничтожение Православной Церкви, продолжалась двести лет. Во главе ее стоял польский король, костел и их слуги – чиновники и католическая шляхта. Ряды православных редели, многие не выдержавали давления и переходили в унию. В 1747 году униатских священников заставили брить бороды и носить ту же одежду, что и ксендзы. Так что внешне униатское священство перестало отличаться от католического.

Своими безумными преследованиями православных поляки сами подталкивали белорусов к мольбам о защите у России. Политика Польши ускоряла ее собственную гибель. Возмездие пришло, когда императрица Екатерина II положила конец многолетним притязаниям Польши, присоединив к России практически все территории Беларуси, пострадавшие под польским владычеством.

В 1772 году Россия, Австрия и Пруссия разделили Польшу. Сейм был распущен, конституция Польши отменена. Свой протест против раздела поляки выразили восстанием под руководством Тадэуша Костюшки. А.В. Суворов разгромил повстанцев под Варшавой в 1794 году. После этого совершился еще один раздел Польского королевства. Король Станислав Понятовский отрекся от престола и в 1795 году прибыл в Санкт-Петербург, где и закончил свою жизнь. Польское королевство перестало существовать. Варшаву также присоединили к России.

Россия приняла Беларусь в окатоличенном и ополяченном состоянии. Шляхта и городское население были в основном католическими, а крестьянство принадлежало к унии. Православных оставалось очень немного. Присоединенные земли разделили на пять губерний: Гродненскую, Виленскую, Витебскую, Минскую и Могилевскую. Преподавание в школах велось на русском языке. Население в городах говорило по-польски.

Падение Польши еще более обострило отношения между католиками и православными. Новым стало то, что поляки сами стали уничтожать унию. Многие униаты перешли тогда в католичество: среди них А. Мицкевич, Т. Костюшко, К. Калиновский*. В то же время униаты стали во множестве переходить в Православие. После второго и третьего раздела Польши от августа 1794 по март 1795 года к Православию присоединились 1483111униатов, 2603 униатских церкви и 1552 униатских священника. Любовь к Православию в народе сохранились, и, как только прекратилось насилие, начался массовый возврат белорусов в лоно Православной Церкви.
* Кастусь (Константин) Калиновский (1838–1864 гг.) – руководитель польского восстания 1863 г.

В 1839 году состоялся Собор униатских епископов, который принял решение о воссоединении униатов с Православной Церковью. 25 марта 1839 года император Николай I написал резолюцию на решении Святейшего Синода по этому вопросу: «Благодарю Бога и принимаю».

Так закончилось в Беларуси существование Брестской унии, принесшей столько горя и зла белорусскому народу. И в то же время здесь воссиял сонм мучеников и исповедников Православия. Эта эпоха мученичества за веру целого народа еще недостаточно духовно осмыслена. Еще ждут своего прославления мученики и исповедники того времени. Ведь они явились той закваской, которая помогла народу Беларуси выстоять в последующих испытаниях.

В 1863 году началось новое польское восстание. И снова поляки убивали и мучили мирных православных людей. «Литовские Епархиальные Ведомости» того периода публиковали списки мучеников, которых вооруженные поляки закапывали в землю живыми, вешали, отрезали носы и уши, убивали. Особенно изощренно глумились повстанцы над православными священниками, после чего их убивали с особой жестокостью*. Только в Гродненской губернии были убиты 43 священника.
* После обретения Польшей независимости отношение к православным практически не изменилось. Все так же у них отнимали монастыри и святыни, закрывалии и разрушали православные храмы. – Враждебное отношение поляков к белорусам особенно проявилось во время немецкой оккупации, несмотря на то, что на сей раз оба народа имели общего врага – нацизм. Для народа Белой Руси этот период стал, быть может, самым страшным за всю историю его существования. Ни один народ Европы не потерял во Второй Мировой войне столько людей, сколько белорусы (в отношении убитых к общей численности населения).

Народ страдал как от немцев, так и от партизан. Преследуя партизан, немцы жгли деревни, убивали мирных жителей, женщин и детей, подозревая их в сочувствии партизанам. Еще тяжелее было православным – священникам и простым верующим людям: их убивали немцы, их убивали советские партизаны, их убивали и бойцы польского движения сопротивления. Это мученики за веру, и кто может сегодня сказать, сколько их лежит в белорусской земле.

В опубликованной ныне инструкции № 7 от 14 мая 1943 г. руководящий центр польских гренадеров указывает, что «белорусы – это враги польского народа… поляки должны всеми способами компрометировать белорусов перед немцами, добиваясь арестов белорусов с тем, чтобы потери в белорусах были наибольшими». А вот еще один польский документ времен оккупации: «Каждый поляк должен помнить, что… никогда и ни за что белорус не захочет дать нам помощь, поэтому мы должны стремиться выжить белорусов из всех учреждений, стремиться найти всякие материалы, обвиняющие белорусов за связь с партизанами для того, чтобы их расстреливали. Таким образом мы сможем не только выжить белорусов, но и настроить белорусское население против немцев… Через своих людей просить полицию и немцев сжигать белорусские деревни под предлогом, что они помогают партизанам…» Комментарии к этом документам вряд ли нужны. Сегодня мы можем только молить Бога, чтобы просветил Он, вразумил и простил поляков – наших братьев-славян.

И все же Православие в Белой Руси победило: к 1914 году здесь было пять епархий: Виленско-Литовская, Гродненско-Брестская, Минско-Туровская, Могилевско-Мстиславская и Полоцко-Витебская; 3552 церкви, 470 часовен, 21 мужской и 14 женских монастырей.

Свя-щен-но-му-че-ник Яро-слав ро-дил-ся 28 мар-та 1882 го-да в се-ле Пух-лое Бель-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии в се-мье диа-ко-на Иса-а-ка Са-виц-ко-го. Как это ча-сто бы-ва-ло в се-мьях ду-хо-вен-ства, Яро-слав Са-виц-кий ре-шил пой-ти по сто-пам от-ца. Он по-сту-пил в Ду-хов-ную се-ми-на-рию, ко-то-рую окон-чил в 1903 го-ду, по-сле че-го ра-бо-тал сна-ча-ла учи-те-лем, а за-тем пса-лом-щи-ком. В 1905 го-ду он был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка. Неза-дол-го до при-ня-тия свя-щен-но-го са-на Яро-слав Иса-а-ко-вич же-нил-ся на Оль-ге Фе-до-ровне. У них ро-ди-лось два сы-на и дочь.
Ме-сто слу-же-ния от-ца Яро-сла-ва в этот пе-ри-од неиз-вест-но, но есть ос-но-ва-ния пред-по-ла-гать, что это был Грод-нен-ский Крас-но-сток-ский жен-ский мо-на-стырь в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ос-но-ван-ный в 1901 го-ду. Во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны, в свя-зи с на-ступ-ле-ни-ем немец-ких войск и угро-зой ка-то-ли-че-ской экс-пан-сии, ду-хо-вен-ство и на-сель-ни-цы мо-на-сты-ря вы-нуж-де-ны бы-ли по-ки-нуть Грод-но и пе-ре-ехать в Ека-те-ри-нин-скую пу-стынь По-доль-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии, где в то вре-мя рас-по-ла-гал-ся муж-ской мо-на-стырь.
В 1919 го-ду муж-ской мо-на-стырь в Ека-те-ри-нин-ской пу-сты-ни был лик-ви-ди-ро-ван, но на-сель-ни-цы быв-ше-го Крас-но-сток-ско-го мо-на-сты-ря ор-га-ни-зо-ва-ли сель-ско-хо-зяй-ствен-ную тру-до-вую ком-му-ну, и в та-кой фор-ме оби-те-ли уда-лось про-су-ще-ство-вать до 1929 го-да. Со-хра-нил-ся «Про-то-кол № 1 об-ще-го со-бра-ния граж-да-нок сель-ско-хо-зяй-ствен-ной тру-до-вой ком-му-ны Ека-те-ри-нин-ской пу-сты-ни от 17 фев-ра-ля 1921 го-да». Сре-ди во-про-сов, сто-яв-ших на по-вест-ке дня, был и во-прос «о ли-цах, про-жи-ва-ю-щих в пре-де-лах ком-му-ны, не со-сто-я-щих чле-на-ми в ней». Со-бра-ние по-ста-но-ви-ло: «Оста-вить при при-ход-ской церк-ви свя-щен-ни-ка Яро-сла-ва Са-виц-ко-го и диа-ко-на Иа-ко-ва Фе-рен-ца». Осталь-ных че-ты-рех свя-щен-ни-ков за-бра-ли в опол-че-ние.
В 1919 го-ду отец Яро-слав за рев-ност-ное слу-же-ние Церк-ви Бо-жи-ей был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея. А в но-яб-ре 1923 го-да игу-ме-ния Еле-на об-ра-ти-лась с прось-бой о на-граж-де-нии от-ца Яро-сла-ва оче-ред-ной на-гра-дой: «Отец Яро-слав Са-виц-кий… пе-ре-нес все невзго-ды вой-ны и бе-жен-ства, а те-перь, с 1918 го-да, в пу-сты-ни, не оста-вил ее и мно-го по-мо-гал при-ход-ской об-щине и рев-ност-но ис-пол-нял пас-тыр-ские обя-зан-но-сти. Счи-таю дол-гом… усерд-но хо-да-тай-ство-вать о на-граж-де-нии его, за вер-ную служ-бу, - па-ли-цею». На этом про-ше-нии сто-ит ре-зо-лю-ция Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на: «Удо-сто-ить».
В два-дца-тые го-ды отец Яро-слав и чле-ны его се-мьи бы-ли ли-ше-ны из-би-ра-тель-ных прав.
В 1929 го-ду сель-ско-хо-зяй-ствен-ную ар-тель разо-гна-ли, а храм за-кры-ли. К это-му вре-ме-ни в пу-сты-ни оста-ва-лось 117 мо-на-хинь и по-слуш-ниц. В 1929 го-ду отец Яро-слав был на-зна-чен на-сто-я-те-лем хра-ма свя-тых му-че-ни-ков Фло-ра и Лав-ра се-ла Ям По-доль-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти.
В это вре-мя “стро-и-те-ли свет-ло-го бу-ду-ще-го” про-воз-гла-си-ли курс на кол-лек-ти-ви-за-цию. Эта без-жа-лост-ная кам-па-ния об-ру-ши-лась и на кре-стьян се-ла Ям. Ко-неч-но, отец Яро-слав не мог оста-вать-ся в сто-роне от бед и го-ре-стей сво-ей паст-вы. Вы-ра-жа-ясь язы-ком его бу-ду-щих об-ви-ни-те-лей, «контр-ре-во-лю-ци-он-ную де-я-тель-ность Са-виц-кий Яро-слав на-чал в се-ле Ям раз-ви-вать яв-но с мо-мен-та кол-лек-ти-ви-за-ции, т.е. с 1930 го-да. 18 мар-та 1930 го-да Са-виц-кий сов-мест-но с ку-ла-ка-ми, ныне вы-слан-ны-ми, устро-ил в се-ле Ям де-мон-стра-цию, на-прав-лен-ную на срыв кол-лек-ти-ви-за-ции. В де-мон-стра-ции при-ни-ма-ло уча-стие до 170 че-ло-век. Ор-га-ни-зо-ва-на она бы-ла в церк-ви и под ру-ко-вод-ством Са-виц-ко-го с пе-ни-ем ду-хов-ных пес-ней на-пра-ви-лась к сель-со-ве-ту, от-ку-да по пред-ло-же-нию чле-нов сель-со-ве-та бы-ла рас-пу-ще-на. В пе-ри-од лик-ви-да-ции ку-ла-че-ства Са-виц-кий в церк-ви слу-жил мо-леб-ны за здо-ро-вье вы-слан-ных ку-ла-ков».
Ко-гда отец Яро-слав с се-мьей пе-ре-ехал в се-ло Ям, цер-ков-ный дом у при-хо-да уже от-ня-ли и жить им ста-ло негде. Их при-юти-ла при-хо-жан-ка хра-ма Ма-рия Фе-до-ров-на Ки-шен-ко-ва. В ее до-ме, в ма-лень-кой ком-нат-ке, се-мья Са-виц-ких про-жи-ла до са-мо-го аре-ста от-ца Яро-сла-ва в 1937 го-ду. По вос-по-ми-на-ни-ям до-че-ри хо-зяй-ки до-ма, ни-ка-ко-го иму-ще-ства, кро-ме немно-го-чис-лен-ных лич-ных ве-щей, у них не бы-ло.
По сви-де-тель-ству жи-те-лей се-ла Ям, ба-тюш-ка был очень доб-рым че-ло-ве-ком и все при-хо-жане его очень лю-би-ли. Все от-ме-ча-ют его об-ра-зо-ван-ность, ум и си-лу ха-рак-те-ра. Эти ка-че-ства, а так-же твер-дая ве-ра и рев-ност-ность в пас-тыр-ском слу-же-нии вы-зы-ва-ли пре-сле-до-ва-ния со сто-ро-ны вла-стей. Так, в 1933 го-ду он был су-дим По-доль-ским на-род-ным су-дом за по-куп-ку све-чей и при-го-во-рен к пя-ти го-дам ли-ше-ния сво-бо-ды. Де-ло бы-ло на-столь-ко гру-бо сфаб-ри-ко-ва-но, что Мо-собл-суд от-ме-нил это ре-ше-ние.
От-ца Яро-сла-ва аре-сто-ва-ли 27 но-яб-ря 1937 го-да по об-ви-не-нию в ак-тив-ной контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти. Со-труд-ни-ки ор-га-нов НКВД при-е-ха-ли за ним око-ло двух ча-сов но-чи. С 27 но-яб-ря 1937 го-да его со-дер-жа-ли под стра-жей в Сер-пу-хов-ской тюрь-ме. Об-ви-не-ния в ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции он не при-знал.
Ре-ше-ни-ем су-деб-ной трой-ки при Управ-ле-нии НКВД СССР по Мос-ков-ской об-ла-сти от 1 де-каб-ря 1937 го-да отец Яро-слав был при-го-во-рен к рас-стре-лу. Про-то-и-е-рей Яро-слав Са-виц-кий был рас-стре-лян 8 де-каб-ря 1937 го-да и по-гре-бен на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Про-то-и-е-рей Олег Мит-ров

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Но-ябрь». Тверь, 2003 год, стр. 234-236.

Молитвы

Тропарь священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

Приспе́ де́нь све́тлаго торжества́,/ ве́сь Ямска́я ра́дуется,/ и вси́ ча́да ве́рнии Це́ркве Христо́вы духо́вно торжеству́ют,/ восхваля́юще засту́пника и моли́твенника на́шего пред Бо́гом,/ священному́ченика Яросла́ва,/ па́стыря до́браго, ду́шу свою́ за ве́ру Христо́ву положи́вшаго./ Те́мже мо́лим тя́,/ от вся́ких бе́д и зо́л изба́ви на́с// чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Настал день светлого торжества, село Ям радуется и все чада верные Церкви Христовой духовно торжествуют, прославляя защитника и молитвенника нашего перед Богом, священномученика Ярослава, пастыря доброго, жизнь свою за веру Христову отдавшего. Потому молим тебя, от всяких бед и зол избавь нас, почитающих святую память твою.

Кондак священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

Па́стырю до́брый и страстоте́рпче Яросла́ве Ямский,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,/ да сердца́ наро́да ру́сскаго к Себе́ обрати́т/ и лю́тых прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Пастырь добрый и мученик Ярослав Ямской, моли милостивого Бога, да сердца народа русского к Себе обратит и тяжких прегрешений прощение подаст душам нашим.

Молитва священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

О, святы́й страстоте́рпче священному́чениче Яросла́ве, ты́ от ю́ности Христа́ возлюби́л еси́ и по благода́ти Его́ свяще́нство восприя́в, я́ко свети́льник ве́ры и благоче́стия просия́л еси́! В годи́ну искуше́ний, внегда́ обыше́дше обыдо́ша страну́ на́шу врази́ ве́ры Христо́вы, яви́ тя́ Госпо́дь па́стыря до́браго, ду́шу свою́ за ча́д Бо́жиих положи́вша. Ны́не у́бо при́зри на ны́, приими́ от на́с усе́рдныя моли́твы и вознеси́ я́ ко престо́лу Святы́я Тро́ицы, иде́же ты́ в ли́це святы́х новому́чеников и испове́дников Росси́йских предстои́ши, я́ко да твои́м хода́тайством утверди́т Госпо́дь страну́ на́шу, да укрепи́т ду́х ве́ры и благоче́стия в лю́дех правосла́вных, в па́стырех Це́ркви да утверди́т ре́вность в служе́нии Бо́гу и бли́жним и да при́зрит ми́лостивым о́ком на на́с, предстоя́щих и прибега́ющих к твое́й по́мощи. Испроси́ у́бо у Всеми́лостиваго Го́спода ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющимся на пу́ть и́стины возвраще́ние, подвиза́ющимся в де́лех благи́х укрепле́ние, си́рым, неиму́щим, убо́гим и бездо́мным по́мощь и заступле́ние.
Споспешеству́й, священному́чениче Яросла́ве, святы́ми твои́ми моли́твами настоя́телю и бра́тии свята́го хра́ма, иде́же ты́ соверша́л еси́ служе́ние свое́ во времена́ лю́тых гоне́ний на ве́ру правосла́вную, просвети́ умы́ и се́рдца на́ша све́том Боже́ственнаго уче́ния, научи́ во е́же Бо́га и бли́жняго на́шего люби́ти и за́поведи Госпо́дни соблюда́ти, да не по и́мени то́кмо, но все́м житие́м на́шим ча́да Бо́жия яви́мся. Не забу́ди, о́тче Яросла́ве, оби́тели святы́я Гро́дненскую Рождество́-Богоро́дицкую и Свя́то-Екатери́нинскую, но соблюди́ от вся́каго зла́ все́х живу́щих и подвиза́ющихся в ни́х и на поклоне́ние в ни́х приходя́щих. Осени́ все́х на́с небе́сным твои́м благослове́нием и в ско́рбех, боле́знех утеше́ние, избавле́ние и исцеле́ние на́м пода́ждь, да возблагодари́м просла́вившаго тя́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

Кондак 1

Избраннаго Богом от рода служителей Церкве Христовы и приявшаго мученический венец за исповедание веры православныя, Белыя и Великия Руси светильника, священномученика Ярослава похвальными песньми почтим; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед сохраняй, да любовию зовем ти:

Икос 1

Ангелов множество славят Собор новомучеников и исповедников Российских, с нимиже и ты, отче Ярославе, ныне престолу Господа Славы предстоя и ликовствуя непрестанно, славословия возсылаеши и прошениям нас грешных внемлеши. Днесь собраннии и память твою празднующии, тебе, отче милостивый, моления возносим и с любовию глаголем:
Радуйся, от юности всем сердцем своим Бога возлюбивый;
Радуйся, благодатию Божиею просвещенный.
Радуйся, самоотвержение дивное в служении Богу и ближним явивый;
Радуйся, заповеди Евангельския делом исполнивый.
Радуйся, пастырю, во обители Рождества Пресвятыя Бородицы Богу послуживый;
Радуйся, в вере и благочестии сестер ея укрепивый.
Радуйся, земли Московския духовное сокровище;
Радуйся, веси Ямския небесный покровителю.
Радуйся, за правду гонения и скорби претерпевый;
Радуйся, любовь ко Христу кровию своею запечатлевый.
Радуйся, веру истинную даже до смерти сохранивый;
Радуйся, наследие жизни вечныя получивый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 2

Видя Господь благое сердца твоего изволение, призва тя по стези благочестия последовати. Ты же веру истинную от малых лет восприял еси и воспитан был еси при храме святем, идеже родитель твой диакон Исаакий служаше, поучаяся от него непрестанно воспевати Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имея Богом просвещенный, отче Ярославе, направил еси стопы своя на учение духовное, уготовляяся к служению пастыря Христова стада, и, закону Божию усердно поучаяся, душеполезное книжное сокровище восприял еси. Мы же, воспоминающе добродетельное житие твое, воспеваем ти сице:
Радуйся, родителей благочестивых достойный сыне;
Радуйся, радосте их и утешение.
Радуйся, от юности всего себе Богу предавый;
Радуйся, заповеди Его верно сохранивый.
Радуйся, от малых лет Богом возлюбленный;
Радуйся, сосуде Божий избранный.
Радуйся, добродетели христианския стяжавый;
Радуйся, цвете благоуханный добраго воспитания.
Радуйся, церковному служению от детства наученный;
Радуйся, прилежныя молитвы Богу приносивый.
Радуйся, книжную мудрость возлюбивый;
Радуйся, плоды Христова учения вкусивый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 3

Сила Божественныя благодати осия тя, истинный пастырю душ христианских, егда диаконскаго и иерейскаго сана удостоился еси и Промыслом Божиим направлен был еси в Рождество-Богородицкий Красностокский монастырь, идеже труды к. трудом прилагая и веру Христову людем Гродненския земли проповедуя, научал еси их пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея неусыпное попечение о спасении душ сестер обители Красностокския, отче Ярославе, наставлял еси их на путь подвига духовнаго и миссионерскаго служения посреде раскольников, инославных и неверных. Сего ради тя, яко проповедника Христова ублажаем, со умилением зовуще:
Радуйся, пасти стадо Христово избранный;
Радуйся, Пастыреначальнику Христу подражавый.
Радуйся, олтаря Господня благоговейный служителю;
Радуйся, Безкровныя Жертвы достойный совершителю.
Радуйся, веры православныя проповедниче;
Радуйся, пастырю милостивый и благодатный.
Радуйся, в любви и благочестии с супругою своею поживый;
Радуйся, в вере чад своих воспитавый.
Радуйся, мирских людей учителю богомудрый;
Радуйся, боголюбивых инокинь красностокских радосте.
Радуйся, под покровом чудотворнаго Красностокскаго образа Божия Матере послуживый;
Радуйся, к Богоматери молитвенниче наш неусыпный.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 4

Бурею искушений и бед обуреваемыя во времена брани всемирныя, сестры обители Красностокския преселишася в Свято-Екатерининскую пустынь земли Московския. Ты же, отче Ярославе, яко пастырь добрый, не оставил еси словесное стадо свое, поучая его шествовати путем Христовых заповедей, сердцем же и усты непрестанно воспевая Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше и видевше, святе Ярославе, души твоея доброту и верность в исповедании веры православныя во дни лютых скорбей и гонений на Церковь Божию, святейший отец и исповедник Патриарх всея России Тихон благослови наградити тя палицею за верную службу. Темже радующеся сему, из глубины сердец вопием ти:
Радуйся, благое иго Христово на себе восприявый;
Радуйся, отеческих преданий неложный защитниче.
Радуйся, во обители Свято-Екатерининстей радостно Богу послуживый;
Радуйся, сестер ея в стоянии за веру укрепивый.
Радуйся, о обители и сестрах ея неусыпный попечителю;
Радуйся, устава церковнаго ревнителю.
Радуйся, гонения за веру не устрашивыйся;
Радуйся, во славу Христову потрудивыйся.
Радуйся, усердный ко спасению наш наставниче;
Радуйся, призывающим тя скорый помощниче.
Радуйся, проповедниче покаяния;
Радуйся, рабе Божий, благий и верный.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, отче Ярославе, егда враг рода человеческаго веру Христову восхоте истребити в земли Российстей. Ты бо инокиням обители и всем к тебе приходящим был еси пастырь добрый, в вере их укрепляя, в скорбех утешая и путь к Горнему Иерусалиму показуя. Темже и ныне на Небесех сияеши славою неизреченною и купно с лики страдальцев и мучеников Свято-Екатерининския пустыни воспеваеши Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видев враг спасения рода человеческаго богоугодное житие сестер Свято-Екатерининския обители, гонение воздвиже на всех труждающихся и подвизающихся в ней. Приидоша бо во обитель нечестивии людие, храмы разориша и Богом врученное тебе, отче Ярославе, стадо разгнаша. Темже призва тя Господь на новое служение во храме святых мучеников Флора и Лавра веси Ямския. Сего ради с любовию возглашаем ти таковая:
Радуйся, звездо, тьму нечестия просвещающая;
Радуйся, света Христова носителю.
Радуйся, ревностию по Бозе чад своих духовных воспламенивый;
Радуйся, отечество свое любити их научивый.
Радуйся, поборниче веры непоколебимый;
Радуйся, правды служителю нелицеприятный.
Радуйся, на подвиг стояния за веру вдохновителю;
Радуйся, гонимых правды ради утешителю.
Радуйся, малодушных твердый ободрителю;
Радуйся, мира и незлобия учителю.
Радуйся, служением своим многих страждущих чад Божиих утешивый;
Радуйся, к подвигу духовному всех верных призывавый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 6

Проповедник учения Христова воистину явился еси, отче Ярославе, якоже бо древле во времена гонений на христианы, веру православную в сердцах верных укреплял еси, да вси единем сердцем и едиными усты воспевают Подвигоположнику нашему и Спасителю победную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в душах многих людей православных свет благодатнаго утешения, егда обретоша в тебе, священномучениче Ярославе, богомудраго и добраго отца всем страждущим, уничиженным и гонимым от безбожных. Сего ради благодарственно воспеваем тебе таковая:
Радуйся, возвещати истину пред гонителями веры не убоявыйся;
Радуйся, в годы лихолетия молитвы верных к Богу приносивый.
Радуйся, страже неусыпный, от волков хищных стадо свое словесное охранявый;
Радуйся, в житии твоем многими богоугодными делы Богу послуживый.
Радуйся, чад Церкве Христовы в вере утвердивый;
Радуйся, в скорбех и бедах долготерпению их научивый.
Радуйся, скорый помощниче всем за веру истинную гонимым;
Радуйся, любве и сострадания к людем преисполненный.
Радуйся, пастырю, благовествуяй нам глаголы жизни;
Радуйся, яко к вере истинней многих направил еси.
Радуйся, чадом твоим духовным благий советник бывый;
Радуйся, к венцем исповедническим их приуготовивый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 7

Хотяй всем человеком спастися, премилосердый Господь, посла во храм святых мучеников Флора и Лавра пастыря добраго, душу свою за паству полагающаго, да вси с верою молящиися и приходящии в храм сей, приимут помощь крепкую и радостно из глубины сердец сокрушенных воспоют благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя молитвенника, заступника и помощника в бедах стяжаша людие веси Ямския: ты бо во многи домы верных: приходил еси, болящих ободряя, всех в скорбех и печалех сущих утешая, усопших в жизнь вечную провожая. Сего ради и мы, прибегая к твоему заступлению, усердно молим тя и воспеваем сице:
Радуйся веси Ямския Богом данный покровителю;
Радуйся, земли Московския благословение.
Радуйся, в храме святых мучеников Флора и Лавра Богу и людем послуживый;
Радуйся, всем служащим в храме сем помощниче благодатный.
Радуйся, души верных благодатию напитавый;
Радуйся, мзды и воздаяний за труды своя от человек не искавый.
Радуйся, яко нам грешным образ добродетелей житием своим явивый;
Радуйся, Господу своему до конца послуживый.
Радуйся, пред чудотворною Иерусалимскою иконою Божия Матере о чадех своих духовных моления возносивый;
Радуйся, столпе Православия непоколебимый.
Радуйся, нищих защитителю и обидимых предстателю;
Радуйся, яко и ныне всех с верою к тебе приходящих милостивый утешителю.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя, отче священномучениче Ярославе, во дни гонений на Церковь Божию яве без страха проповедовал еси Христа, силою любве твоея и словом мудрости многих в вере истинней укрепляя и наставляя ко спасению, да вси чада твоя духовная видяще ревность твою о славе Божией вопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнь любве к Богу и к людем, страстотерпче Христов, раздавал еси достояние свое нищим, сирым, вдовицам и всем в нужде сущим, непрестанно памятуя, яко расточив богатство земное, собереши на Небеси богатство нетленное. Мы же, научаемии тобою такожде творити, вопием ти сице:
Радуйся, ближних своих любовию Христовою возлюбивый;
Радуйся, и нас любити ближних наставляяй.
Радуйся, к неимущим и вдовам сострадание имевый;
Радуйся, заповедь Господню о милосердии исполнивый.
Радуйся, требующим помощи добрый попечителю;
Радуйся, сердец скорбящих утешителю.
Радуйся, отче благосердый, о спасении многих ревновавый;
Радуйся, и нас ревновати о своем спасении призываяй.
Радуйся, милостыни подателю предивный;
Радуйся, безсребрениче всехвальный.
Радуйся, образ жития праведнаго нам показавый;
Радуйся, и нас исполняти заповеди Господни научаяй.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися, зряще мужество твое, кротость и упование на силу Божию, егда приведоша тя на судилище нечестивии слуги миродержителя тьмы века сего. Ты же, отче Ярославе, не убоялся еси мучений и на совете их неправеднем веру истинную исповедал еси и смерть за Христа приобретением почитая, взывал еси укрепившему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы, отче Ярославе, ты бо жизнь свою за Христа и Церковь Божию отдал еси. Егда бо на смерть осудиша тя беззаконнии мучители, с радостию предал еси душу твою Богу и воспарил еси во обители Небесныя. Темже поминающе подвиг веры твоея, ублажаем тя, страстотерпче Божий, тако:
Радуйся, темничное заточение Христа ради претерпевый;
Радуйся, Сыном Божиим на подвиг страдальческий укрепленный.
Радуйся, неправедному судищу дерзновенно представый;
Радуйся, служителем Христа Бога себе исповедавый.
Радуйся, угроз мучителей не устрашивыйся;
Радуйся, советом нечестивых не покоривыйся.
Радуйся, пред враги веры Христовы мужество истинное показавый;
Радуйся, яко вся обвинения мучителей отвергл еси.
Радуйся, кровию своею торжество веры православныя утвердивый;
Радуйся, в руце Господа душу свою праведную предавый.
Радуйся, яко тобою сатана посрамися;
Радуйся, яко тобою Христос Бог прославися.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 10

Спасти хотяй людей российских от погибели, дарова Человеколюбец Господь нам земным в помощь, покров и защиту сонм новомучеников и исповедников Российских, к немуже Промыслом Божиим и ты, отче Ярославе, причислен был еси. Темже ублажающе святую память твою, поем Богу, прославляющему святых Своих: Аллилуиа.

Икос 10

Стена твердая был еси православным людем российским противу врагов веры Христовы видимых и невидимых. И ныне, угодниче Божий Ярославе, молитвами твоими противящихся истине обрати к покаянию, волны неверия и лжеучений отврати от нас, весь Ямскую и всю землю нашу сохрани от всяких бед и напастей, да зовем ти сице:
Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый;
Радуйся, подвигом твоим христиан в вере утвердивый.
Радуйся, яко Ангелы тя радостно сретоша;
Радуйся, венец правды от руки Господа приявый.
Радуйся, яко тобою лик мученический приумножися;
Радуйся яко во всей Церкви Русстей имя твое ныне прославляется.
Радуйся, яко о тебе вси вернии прославиша Отца Небеснаго;
Радуйся, яко и нас хладных подвигом любве твоея возгреваеши.
Радуйся, призывающим тя скорый помощниче;
Радуйся, и по смерти чад твоих духовных не оставивый.
Радуйся, пред Престолом Господним неусыпный наш молитвенниче;
Радуйся, в день судный крепкий наш защитниче.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 11

Пение молебное пред иконою твоею приносимое милостивно услыши, священномучениче Христов Ярославе, и буди присный за ны ко Господу молитвенник, возбуди нас от сна греховнаго и направи к покаянию, да о тебе радующеся и Бога славяще воспоем Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника добродетелей видеша тя вси вернии, милостиве отче наш Ярославе, яко исполнил еси заповедь Господню: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя», и преселился еси в Царствие Небесное. Темже и мы колена сердец наших преклоняем и усердная моления о просвещении и спасении душ наших возсылаем, зовуще ти с любовию таковая:
Радуйся, звездо пресветлая в лице новомучеников и исповедников Российских;
Радуйся, неувядаемый цвете земли нашея.
Радуйся, светильниче, любовию к ближним горящий;
Радуйся, светом вечности на Небеси осиянный.
Радуйся, терпящим поношение и муки за Христа сострадателю;
Радуйся, вшедый в радость Господа своего.
Радуйся, с мученики и всеми святыми ликовствуяй;
Радуйся, яко память твою вся Церковь светло торжествует.
Радуйся, яко молитвою пред иконою твоею приемлем душевное утешение;
Радуйся, яко сердца наша исполняются благодатнаго сокрушения.
Радуйся, сосуде Божия благодати;
Радуйся, светлым покровом молитвы твоея и ныне нас озаряяй;
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение

Кондак 12

Благодать Божию приял еси, преславне отче Ярославе, яко при жизни твоей помощник и утешитель был еси приходящим к тебе чадом Божиим, тако и по кончине своей страдальчестей возсиял еси. яко страстотерпец и молитвенник наш пред Богом, да вси живущии в земли нашей взывают о тебе благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое славное стояние за веру истинную, ублажаем мученическую твою кончину, отче священномучениче Ярославе, еюже на земли и на Небеси прославился еси. Веруем, яко и нас грешных ныне не оставляеши и духом с нами пребываеши. Темже от сердец умиленных приносим ти похвалы сия:
Радуйся, обители Рождество-Богородицкия Гродненския святый покровителю;
Радуйся, о сестрах ея усердный молитвенниче.
Радуйся, Свято-Екатерининския пустыни верный заступниче;
Радуйся, в ней обитающих хранителю.
Радуйся, яко обители сия, от безбожных разоренныя, молитвами твоими возродишася;
Радуйся, яко всем почитающим в них святую память твою полезная даруеши.
Радуйся, весь Ямскую молитвами твоими освятивый;
Радуйся, яко молитвами твоими храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в ней обновляется.
Радуйся, яко в прославлении твоем народи Белыя и Великия Руси духовно соединяются;
Радуйся, яко вспоминая подвиг твой вся земля Русская веселится.
Радуйся, любящих и почитающих тя пред Богом ходатаю;
Радуйся, покрове всех песнословящих тя.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 13

О предивный угодниче Христов, священномучениче Ярославе, услыши нас, грешных чад твоих; приими сие малое приношение наше и молитвами твоими испроси у Всемилостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и напастей, от враг видимых и невидимых, от напрасныя смерти и от будущих мук, и сподобит Своего Небеснаго Царствия, идеже вси святии воспевают Богу радостную песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Икона Священномученика Ярослава Ямского (Савицкого) - именная икона мужчин по имени Ярослав. День памяти установлен православной церковью" 8 декабря.

Священномученик Ярослав родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии в семье диакона Исаака Савицкого. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал сначала учителем, а затем псаломщиком. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне. У них родилось два сына и дочь.
Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время Первой мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Екатерининскую пустынь Подольского уезда Московской губернии, где в то время располагался мужской монастырь.
В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «Протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «Оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение.
В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был возведен в сан протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: «Отец Ярослав Савицкий… перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом… усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу, - палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».
В двадцатые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав.
В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали, а храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. В 1929 году отец Ярослав был назначен настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области.
В это время “строители светлого будущего” провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания обрушилась и на крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, «контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков».
Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли и жить им стало негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких прожила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери хозяйки дома, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.
По свидетельству жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность в пастырском служении вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.
Отца Ярослава арестовали 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинения в антисоветской агитации он не признал.
Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года отец Ярослав был приговорен к расстрелу. Протоиерей Ярослав Савицкий был расстрелян 8 декабря 1937 года и погребен на полигоне Бутово под Москвой.

Протоиерей Олег Митров

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века
Московской епархии. Ноябрь»
Тверь, 2003 год, стр. 234-236.

Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович Савицкий женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году - второй сын Георгий, а в 1911 году - дочь Нина. Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I-й Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а точнее в Екатерининскую пустынь Подольского уезда, где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу - палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-е годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923-1925 гг.».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерининской пустыни в 1929-30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

В это время "строители светлого будущего” провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания не минула и крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, "контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков.” (из материалов следственного дела. Показания свидетеля). Людям "новой формации” сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах - крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.

По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава, вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.

Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, у него было больное сердце.

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Таким образом, богоборческой власти для совершения ее "правосудия” хватило 12 дней от ареста до расстрела. Место захоронения отца Ярослава неизвестно.

После ареста отца Ярослава Ольга Федоровна Савицкая переехала в Москву в Вешняки. Все трое детей отца Ярослава в то время уже жили и работали в Москве.

Отец Ярослав, стяжав мученический венец, предстоит Престолу Всевышнего и молится за нас. Память священномученика протоиерея Ярослава совершается в день его мученической кончины 25 ноября / 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

Источники:
1. ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.20818
2. Воспоминания жительницы села Старый Ям Зинаиды Александровны Кишенковой.
3. Воспоминания жительницы села Старый Ям Галины Николаевны Расторгуевой (со слов ее дочери Маргариты Иосифовны Воловиковой).
4. История Русской церкви, кн.8, ч.II, Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1997 г.
5. ЦГАМО, ф.66, оп. 11, д.8007
6. ЦГАМО, ф.2482, оп.1, д.30
7. ЦГАМО, ф.66, оп.11, д.233
8. ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.128
9. ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.146
10. РГИА, ф.831, оп.1, д.241

Примечание:
справка о реабилитации от 15 июля 1989 г.
По заключению прокурора Московской области Б.П.Наместникова Савицкий Ярослав Исаакович подпадает под действие ч.1 ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевщих место в период 30-40-х и начала 50-х годов”

Из книги "Святыни земли Домодедовской". Домодедово, 2004 год.