День всех усопших верных (День памяти). День всех святых, и день всех усопших верных Отрывок, характеризующий День всех усопших верных

In Commemoratio Omnium Fidelium Defunctorum ; День поминовения душ умерших родственников ) - день поминовения усопших верных в римско-католической церкви , отмечаемый 2 ноября , вслед за Днём всех святых . В отличие от Дня всех святых, это прежде всего поминовение умерших родных и близких. В этот день в разных странах принято ходить на кладбища, убирать могилы зеленью и цветами, зажигать на них свечи, устраивать общую семейную трапезу.

Происхождение

День всех усопших верных был введён аббатом Одилоном Клюнийским во всех храмах бенедиктинского аббатства Клюни во Франции. До наших дней сохранился его декрет, датированный 998 годом . Вскоре эта традиция распространилась повсеместно на всю католическую церковь. В Риме этот праздник появился в начале XIV века . С теологической точки зрения этот день связан с чистилищем , где проходят очищение умершие, получающие поддержку от живущих через молитву , пост и подаяние .

С празднованием этого дня связана легенда о том, как пилигрим , возвращавшийся из Святой земли , был выброшен штормом на пустынный остров. Отшельник, живший там, рассказал ему, что посреди скал есть трещина, ведущая в чистилище, откуда раздаются стоны душ грешников. Он также утверждал, что слышал, как демоны жаловались на силу молитв, спасающих их жертвы, в особенности приносимых за умерших монахами аббатства Клюни. Вернувшись домой, пилигрим рассказал об этом аббату Одилону Клюнийскому, который и установил 2 ноября днём заступничества за души всех умерших в чистилище перед Богом.

День поминовения усопших отмечается в Римско-Католической церкви только один раз в год, в то время как в православии таких дней несколько. Богослужение этого дня зависит от структуры литургического года , и если он выпадает на воскресенье, то переносится на следующий день, как это случилось, например, в 2008 году .

Славянские традиции дня

В народном восприятии две даты церковных поминальных праздников практически не различались, во многих местах день Всех Святых рассматривался как канун главного «задушного» дня (2 ноября), к которому относился основной комплекс обрядов. В его составе главными и наиболее обязательными считались обычаи приготовления ритуальных блюд, предназначенных для душ умерших. В польских церковных поучениях XVII века сохранились свидетельства о попытках искоренить языческую традицию приносить на могилы и в храмы поминальную пищу.

Традиционные верования о приходе душ с «того света» на землю приурочены к разным датам годового цикла, однако специально предназначенными для поминовения родных и близких днями считались осенние задушки. Устойчивой у славян-католиков была вера в то, что в это время приходят в свои дома умершие члены семьи, что они бродят во дворе, собираются под окнами дома или слева от входной двери; проникая в дом, они пытаются обогреться возле печи, ищут оставленную для них поминальную пищу; перед возвращением на «тот свет» сходятся все вместе на ночную службу, которую для них служит в местном костёле дух умершего ксёндза . Людям строго запрещалось видеть такую службу и подсматривать за умершими, иначе это грозило смельчаку суровой карой. Очень популярными у западных славян были поверья о том, что душа умершей матери непременно приходит ночью накануне задушки взглянуть на своих детей. В Силезии утверждали, что души малолетних детей участвуют в массовых процессиях людей на кладбище в виде стайки летящих вслед птиц .

Дни поминовения в православной церкви

В Православных и в Грекокатолических церквях несколько дней поминовения усопших верных , выпадающих обычно на субботы. В Православных церквях днём поминовения служит 9-й и 40-й дни после смерти и сам день смерти, а также ежегодные общие дни поминовения верных:

В римско-католической церкви , отмечаемый 2 ноября , вслед за Днём всех святых . В отличие от Дня всех святых, это прежде всего поминовение умерших родных и близких. В этот день в разных странах принято ходить на кладбища, убирать могилы зеленью и цветами, зажигать на них свечи, устраивать общую семейную трапезу.

Происхождение

День всех усопших верных был введён аббатом Одилоном Клюнийским во всех храмах бенедиктинского аббатства Клюни во Франции. До наших дней сохранился его декрет, датированный 998 годом . Вскоре эта традиция распространилась повсеместно на всю католическую церковь. В Риме этот праздник появился в начале XIV века . С теологической точки зрения этот день связан с чистилищем , где проходят очищение умершие, получающие поддержку от живущих через молитву , пост и подаяние .

С празднованием этого дня связана легенда о том, как пилигрим , возвращавшийся из Святой земли , был выброшен штормом на пустынный остров. Отшельник, живший там, рассказал ему, что посреди скал есть трещина, ведущая в чистилище, откуда раздаются стоны душ грешников. Он также утверждал, что слышал, как демоны жаловались на силу молитв, спасающих их жертвы, в особенности приносимых за умерших монахами аббатства Клюни. Вернувшись домой, пилигрим рассказал об этом аббату Одилону Клюнийскому, который и установил 2 ноября днём заступничества за души всех умерших в чистилище перед Богом.

День поминовения усопших отмечается в Римско-Католической церкви только один раз в год, в то время как в православии таких дней несколько. Богослужение этого дня зависит от структуры литургического года , и если он выпадает на воскресенье, то переносится на следующий день, как это случилось, например, в 2008 году .

Славянские традиции дня

«Душечки» в Словакии

В народном восприятии две даты церковных поминальных праздников практически не различались, во многих местах день Всех Святых рассматривался как канун главного «задушного» дня (2 ноября), к которому относился основной комплекс обрядов. В его составе главными и наиболее обязательными считались обычаи приготовления ритуальных блюд, предназначенных для душ умерших. В польских церковных поучениях XVII века сохранились свидетельства о попытках искоренить языческую традицию приносить на могилы и в храмы поминальную пищу.

Традиционные верования о приходе душ с «того света» на землю приурочены к разным датам годового цикла, однако специально предназначенными для поминовения родных и близких днями считались осенние задушки. Устойчивой у славян-католиков была вера в то, что в это время приходят в свои дома умершие члены семьи, что они бродят во дворе, собираются под окнами дома или слева от входной двери; проникая в дом, они пытаются обогреться возле печи, ищут оставленную для них поминальную пищу; перед возвращением на «тот свет» сходятся все вместе на ночную службу, которую для них служит в местном костёле дух умершего ксёндза . Людям строго запрещалось видеть такую службу и подсматривать за умершими, иначе это грозило смельчаку суровой карой. Очень популярными у западных славян были поверья о том, что душа умершей матери непременно приходит ночью накануне задушки взглянуть на своих детей. В Силезии утверждали, что души малолетних детей участвуют в массовых процессиях людей на кладбище в виде стайки летящих вслед птиц .

Дни поминовения в православной церкви

В Православных и в Грекокатолических церквях несколько дней поминовения усопших верных , выпадающих обычно на субботы. В Православных церквях днём поминовения служит 9-й и 40-й дни после смерти и сам день смерти, а также ежегодные общие дни поминовения верных: Мясопустная суббота (перед Мясопустным воскресеньем), Троицкая суббота накануне Дня Святой Троицы , Родительские субботы в Великий пост (2, 3 и 4-я недели), Радоница - вторник на Фоминой неделе и Дмитриевская суббота . Поминовение в Мясопустную субботу идёт со времён апостолов , в Радоницу - со времён Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского , в Дмитриевскую субботу - с 1380 года, оно было установлено, согласно церковному преданию, Дмитрием Донским в память убитых в битвах с монголами русских воинов.

Человечество всегда почитало мертвых. Это является неотъемлемой частью любого верования. Однако оно может проявляться по-разному: верой в силу духа мертвых или боязнью их мести. С целью почитания ушедших из жизни предков был учрежден этот праздник.

Когда отмечают

День всех усопших верных отмечается 2 ноября. 26 марта 1998 года Указом Президента Республики Беларусь А. Лукашенко № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах» было закреплено ежегодное празднование события.

Кто празднует

День всех усопших верных в 2019 году по традиции отмечают все жители Беларуси.

История праздника

Данное событие установил своим Декретом аббат О. Клюнийский еще в 998 году. Спустя некоторое время все католические церкви приняли эту традицию. С праздником связана легенда, согласно которой, возвращаясь из Святой земли, потерпевший кораблекрушение путешественник был выброшен на нетронутый остров. Живший там в уединении, он поведал о таинственной трещине между скалами, ведущей в чистилище, и о стонах душ людей, нуждающихся в очищении от грехов. Также этот человек рассказал о доносящихся жалобах злых духов, которые страдают от молитв, спасающих их жертв, особенно от молитв монахов аббатства Клюни. Обо всем этом странник поведал аббату, который и определил 2 ноября днем заступничества за умершие души в чистилище перед Богом.

День всех усопших верных (лат. In Commemoratione Omnium Fidelium Defunctorum) отмечается 2-го ноября в латинском церковном календаре. В этот день принято поминать всех умерших родных и близких. Принято ходить на церковную мессу и ставить свечу за безвременно умерших, а также посещать кладбище, убирать могилы своих близких, собираться для поминок за семейной трапезой.

День всех усопших верных впервые был введен во Франции. Изначально он вводился во всех храмах бенедиктинского аббатства в Клюни. Человека, которому приписывают учреждение этого праздника, звали аббатом Одилоном Клюнийским. До наших дней даже сохранился декрет, датированный 998 годом. Очень скоро этот праздник распространился на весь католический мир. Он имеет очень интересное теологическое обоснование. Считалось, что этот день связан с чистилищем, где пребывают души усопших в ожидании очищения от грехов. Интересно, что повлиять на очищение усопших могли и живые своими молитвами и подаяниями.

С этим днем традиционно ассоциируют много легенд. Одна из них рассказывает о пилигриме, который, возвращаясь морем из святой земли, был застигнут бурей и выброшен на безлюдный остров. На этом острове он встретил отшельника, от которого узнал о существующей поблизости трещине, ведущей в чистилище и из которой можно услышать стоны грешников. Также из этой трещины пилигрим услышал жалобы демонов на силу молитв, которая вырывала из их когтей души несчастных. Сумев каким-то образов выбраться с этого страшного острова, пилигрим отправился в Одилону Клюнийскому и рассказал ему эту удивительную историю. Потрясенный аббат под впечатлением от этого рассказа установил 2-го ноября днем заступничества за души грешников, которые попали в чистилище.

Примечательно, что в католической церкви 2-го ноября является единственным днем в году, когда поминаются души усопших. Стоит также отметить, что День всех усопших верных относится к так называемому литургийному году. Это означает, что в случае если 2-го ноября выпадет в воскресенье, то празднование автоматически переносится на следующий день.

В некоторых странах, например в Австрии, в этот день не проводятся занятия в школах и университетах.