Психодинамический подход в психологии. Основные направления психотерапии Анализ ситуаций с точки зрения психодинамического подхода

Под понятием «психодинамика» принято подразумевать движение, согласование и противоборство сил, которые происходят внутри человеческой психики. Поэтому — это такой подход, в соответствии с которым, обличаемые для человека процессы, происходящие в психике, формируются не факторами извне, не разумом либо же волей человеческой, а самостоятельной динамикой сил.

Согласно психодинамическому подходу, все психические феномены являются результатом согласования и борьбы интрапсихических сил. Психологи зачастую игнорируют разные рычаги природы, и подталкивают на то, чтоб заглянуть в разум человека, чтобы появилась возможность понять человеческие отношения, приоткрыть створку в осознании мира, как он его видит.

Психодинамический подход содержит психологические теории внутри самого человека, на бессознательном уровне. Такие понятия как психодинамические и психоаналитические подходы зачастую смешивают. Необходимо запомнить, что теории Фрейда — психоаналитические, а вот психодинамический термин можно смело отнести как к Фрейду, так и к последователям.

Данный подход берет свое начало от методики психоанализа, который исходит из понимания психических событий. Выделение психотерапии как независимой области случилось приблизительно 150 лет тому назад. Это повлекло за собой разработку психотерапевтических методов. Сам подход состоит не только лишь из подхода Фрейда, но и из всей теории в психологии, которые сконцентрированы на анализе человеческой индивидуальности, определении взаимодействующих в людях сил и частей его психики.

Зигмунд Фрейд начиная с 1891 года и в последующие 40 лет разработал целый ряд теорий, они вошли в основу психодинамического подхода к психологии. Все его теории подтверждены на протяжении долгого времени и проверены на пациентах. Психодинамическое терапевты излечивают своих пациентов от таких недуг, как: депрессии, расстройства психики, постоянное чувство тревоги.

Основные положения данного подхода:

  • неосознанные мотивы оказывают сильнейшее влияние на наши чувства и поведение в целом;
  • все самые потаенные боязни и переживания, страхи и опаски кроются именно в детских и юношеских переживаниях;
  • различное поведение, либо оговорки имеют зачастую неосознанную причину;
  • личность слагается из 3 составляющих – это: ид, эго и супер-эго;
  • от ид исходят 2 основных инстинкта: эрос и танатос;
  • определенная доля подсознания непрерывно конфликтует с эго;
  • личность представлена в виде диска и видоизменяется при разных конфликтах и в различное время психосексуального развития.

Методология

  • Анализ сновидений
  • Case Study (Маленький Ганс)
  • Свободная ассоциация
  • Оговорки (parapraxes)
  • Гипноз

Основные вехи психодинамического подхода

  • Коллективное бессознательное (Карл Юнг)
  • Подсознание (Фрейд)
  • Психосексуальное развитие (Фрейд)
  • Защитные механизмы (Фрейд)
  • Психея (Фрейд)
  • Психосоциальное развитие

Область применения

  • Терапия (психоанализ)
  • Анализ сновидений
  • Личность (Эриксон, Фрейд)
  • Нравственное развитие (супер-эго)
  • Вложение (Боулби)
  • Важность подсознания
  • Агрессия (смещение/танатос)
  • Развитие гендерно-ролевого начала

Допущения

  • Основные причины поведения идут из бессознательного.
  • Психический детерминизм: все имеет причину(ы).
  • Разные части подсознания пребывают в постоянной борьбе.
  • Поведение и чувства, включая проблемы, идут из опыта детства.

Что достигнуто

  • Свободная ассоциация
  • Популяризация кейс-метода в психологии
  • Проективные тесты (ТАТ, Роршаха)
  • Защитные механизмы
  • Важность детства

Кртитика

  • Ненаучность (мало эмпирической поддержки)
  • Субъективность методов – нельзя обобщить результаты
  • Смещенная выборка (например, женщины среднего возраста из Вены)
  • Игнорирование медидативных процессов (например, мышления, памяти)
  • Слишком детерминированный (нет понятия свободной воли)
  • Недоказуем

Критикуют в основном из-за того, что он ненаучен, и не малое число концепций теории Фрейда лишь субъективны, а научно их невозможно доказать. Примером этому может послужить невозможность проверки, что же на самом деле подсознание, либо 2-х сторонняя личность. Также, большое количество доказательств теории было взято из наблюдений Фрейда. Психодинамический подход чересчур детерминирован (однозначная предопределённость).

Другие статьи по этой теме:

Гуманизм в психологии Кратко о когнитивной психологии Основные направления в психологии Механизмы психологической защиты Что такое психоанализ? Высказывания великих людей Эрик Эриксон биография

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой психодинамического направления в психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.

Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд — Freud S.). Наиболее известными являются:

    Аналитическая психология (Юнг — Jung С. G.)

    Индивидуальная психология (Адлер — Adler А.)

    Волевая терапия Ранка (Rank О.)

    Активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.)

    Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

    Интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (FrommReichmann F.)

    Характерологический анализ Хорни (Horney К.)

    Гуманистический психоанализ (Фромм — Fromm Е.)

    Эгоанализ Кляйн (Klein М.)

    Чикагская школа (Александер — Alexander F. G., Френч — French Т. М.)

    Секторная терапия Дойча (Deutsch F.), объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.)

    Краткосрочная психотерапия (Сифнеос — Sifneos P. Е., Малан — Malan D. Н., Беллак — Bellak A. S.)

    Психобиологическая терапия Майера (Meyer A.)

    Биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.)

    Адаптационная психодинамика Радо (Rado S.)

    Гипноанализ (Волберг — Wolberg L. R.)

    и некоторые другие

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил . В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания

2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами — Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго — в общем контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго)

6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Терапевтические изменения и лечебный процесс в психодинамической психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ.

Анализ включает также освещение сновидений, которые Фрейд считал “королевской дорогой к бессознательному”. Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в “резкий фокус”, чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.

Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, - бессознательное.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент - «ид» (оно) - резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Ид» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос - инстинкт удовольствия и секса и Танатос - инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. «Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, «ид» действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности - «эго» (я). Это - разум. «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. «Эго» находит компромиссы между неразумными требованиями «ид» и требованиями реального мира - оно действует согласно принципу реальности. «Эго» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании, импульсов, исходящих из «ид» . «Эго» - исполнительная власть личности.

Третий компонент личности - «суперэго». Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроек- ция». «Суперэго» включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. «Суперэго» действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Инстинкты (ид), разум (эго) и мораль (суперэго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение - возникают интрапсихические, или психодинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.



В норме, адаптивное поведение связывается с малым количеством конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам.

Наиболее важная функция «эго» - образование защитных механизмов против тревоги и вины. Механизмы защиты - это бессознательная психологическая тактика, помогающая защитить человека от неприятных эмоций, это - вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод - психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта.

2. Проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Теперь мы можем сформулировать сущность психодинамического подхода в психотерапии: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.


7. Дайте понятие мышления. Охарактеризуйте виды, операции и приемы мышления. Раскройте, в чем состоит связь мышления и речи. Изложите взгляды Л.С.Выготского и С.Л. Рубинштейна на развитие мышления и речи. Опишите возрастные особенности развития мышления.

Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Можно выделить основные виды мышления .

Наглядно- действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно- образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

Словесно- логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление », оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Любой вид мышления начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача.

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ - умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления. Синтез - объединение частей, элементов в единое целое. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знание отдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом. Сравнение - установление сходства и различия между объектами. Абстракция - отвлечение от каких- либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделение существенных свойств и признаков предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, человеке, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения- объединения ряда предметов или явлений по какому- то общему признаку.

Вид зафиксированных и описанных приемов, используемых человеком при решении разнообразных мыслительных задач. Приведем ряд подобных приемов по Веккеру Л.М. :

а) сравнение, вскрывающее отношения сходства и различия между соотносимыми объектами;

б) мысленное расчленение целостной структуры объекта на составные части (анализ);

в) мысленное воссоединение элементов в целостную структуру (синтез);

г) абстракция и обобщение, при помощи которых выделяются общие признаки;

д) конкретизация, являющаяся обратной операцией по отношению к абстрагирующему обобщению.

Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление - - это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь- »озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова- омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких- то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой - произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Один из таких центров - слуховой центр Вернике обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом.

Итак, одна из функций речи - служить средством общения между людьми.

Другая важнейшая функция речи - это то, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь - внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.

Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно- образное мышление превращается в словесно- логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление.

По образному выражению С.Л. Рубинштейна, «речь – это не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем . Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. … Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи совершается»

Мышление развивается в связи с развитием речи от наглядно- действенного, через наглядно- образное к словесному, хотя все же в дошкольный период преобладает наглядно- образное мышление (или репрезентативный интеллект,по Ж. Пиаже).

В возрасте 5- 6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах пониманияфактов. К 6- 7- летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) характеризуется дальнейшим развитием мышления.В этот период завершается переход (наметившийся в дошкольномвозрасте) от наглядно образного к словесно логическому мышлению, и в процессеобучения у младших школьников начинается формирование научных понятий, на основекоторых строится понятийное (или теоретическое) мышление.

В подростковый период (11- 15 лет) особую роль приобретает так называемый пубертатный кризис, когда гормональный клинч зачастую неблагоприятно отражается на интеллектуальном развитии подростка, отвлекаемого появившимися новыми для него сексуальными проблемами. В этот период продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, позволяющее из общих посылок строить и проверять гипотезы , т.е. рассуждать гипотетико- дедуктивно и оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Появляется способность к системному поиску решений, к нахождению способов применения абстрактных правил для решения целого класса задач, развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение. Начинающееся в этот период становление основ мировоззрения тесно связано с интеллектуальным развитием. На фоне появляющейся взрослой логики мышления происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память, а кроме того – развитие воображения, что способствует проявлению творческих наклонностей (стихи, музыка, конструирование и т.д.), а также фантазированию, заменяющему у неудовлетворенных жизнью подростков существующую реальность (своеобразная компенсация комплекса неполноценности). Все это способствует формированию и стабилизации “Я - концепции” , которую считают центральным новообразованием этого периода.

В период ранней юности (15- 17 лет) появляются и проявляются профессиональные интересы, оттесняющие на второй план интересы к межличностнымотношениям в семье. Отношения со сверстниками также уступают место отношениям созначимыми взрослыми, чей профессиональный опыт привлекает интерес юноши.

Центральным новообразованием ранней юности становится профессиональное и личностное самоопределение.


8. Дайте понятие личности и раскройте ее структуру. Дайте понятие о направленности личности. Опишите процесс развития личности в онтогенезе. Выделите и охарактеризуйте новообразования в сфере самосознания личности в онтогенезе на различных возрастных этапах. Раскройте содержание и структуру самосознания личности.

Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Структура личности:

· Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления, идеалы, мировоззрение, моральные качества).

· Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

· Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

· Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Направленность личности - мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования и др.

В периодизации Л.С. Выготского представлены следующие возрасты: Кризис новорожденности Младенческий возраст (2 месяца- 1 год) Кризис одного года Раннее детство (1 год- 3 года) Кризис трех лет Дошкольный возраст (3 года – 7 лет) Кризис семи лет Школьный возраст (8 лет- 12 лет) Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14 лет- 18 лет) Кризис 17 лет По Эльконину кризис новорожденности; младенчество (непосредственно - эмоциональное общение); кризис одного года; раннее детство (предметно - манипулятивная деятельность); кризис трех лет; дошкольный возраст (ролевая игра); кризис семи лет; младший школьный возраст (учебная деятельность); кризис 11- 12 лет; подростковый возраст (интимно- личностное общение); кризис 15 лет; старший подросток (учебно- профессиональная деятельность)

Развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается с формированием её сознания и самосознания. С.Л.Рубинштейн показал, что самосознание личности позволяет ей осознавать себя, свое окружение, а также себя в своих отношениях с окружающим. По мысли Л.С.Выготского целостное становление структуры самосознания личности, как правило, завершается к концу подросткового возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком рефлексией. Рефлексивные качества психики в основном оформляются в возрасте после 7 лет (о чем более подробно в главе «Младший школьный возраст»).

В работах В.С.Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека ценности его существования. Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев - представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений. Все названные звенья структуры самосознания начинают постепенно оформляться с момента рождения человека, но полноты своего раскрытия достигают к завершению возраста детства. В этой связи для возрастной психологии личности существенное значение имеет процесс развития структурных звеньев самосознания или их генезис.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику. Следует отметить, что это не обязательно лечение психически больного человека, это может быть и абсолютно здоровый человек, который пытается решить возникшую проблему.

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками, но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными подходами: поведенческий (бихевиоральный), психодинамический и гуманистический (феноменологический).

Можно сказать, что это три ступени психотерапии, воздействующие соответственно на три уровня развития личности:

1) Уровень развития личности «РЕБЕНОК». Личность является не самостоятельной, она находится внутри социального индивида. Мы пока даже не говорим о личности в точном смысле, это человек полностью зависимый от социального окружения. Так пациента воспринимает бихевиоральная психотерапия или терапия поведения. Терапевт – учитель, пациент – ученик. Терапевт проводит коррекцию поведения.

2) Уровень развития личности «ПОДРОСТОК». Подросток в личностном смысле – это человек готовый к самостоятельному решению личностных проблем, но решать их пока не умеет. Так пациента воспринимает динамическая психотерапия или терапия причин. Терапевт помогает пациенту в осознании причин проблемы. Терапевт не может дать совет, он должен только подсказать пациенту причину симптома, создать условия для личностного развития пациента. Решать проблему должен сам пациент.

3) Уровень развития личности «ВЗРОСЛЫЙ». Полностью состоявшаяся личность. Человек готовый и умеющий решать свои личностные проблемы. Так пациента воспринимает гуманистическая психотерапия или терапия процесса. Терапевт – консультант, пациент – клиент, происходит общение двух равных людей. Консультант помогает человеку заметить некоторые существующие проблемы, выявить их, и тогда появляется возможность личностного роста.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Д.Уотсон (1913) и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения независимо от влияния личности.

Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители.

Д. Вольп (1969) определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются».

Если психотерапевт подобным образом работает не с поведением человека, а с его мышлением, это называется когнитивно-певеденческий подход. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Д. Келли (1987). Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит детальный анализ поведения пациента, но не вникает в его личность, не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы). Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д.

Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

2) Далее идет процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления. Составляется план по совместной и самостоятельной работе пациента, задаются задания, чтобы тот практиковал за пределами терапевтической среды то, что получил во время сеансов терапии. Происходит излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека и др.

Психодинамический подход

Основой этого подхода является психоанализ З. Фрейда.

Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

В конечном итоге «Эго» должно понять что хочет «Ид» и победить его.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит анализ бессознательного конфликта пациента, путем подробного разбора отношений пациента в прошлом.

Классический психоанализ включает 5 базовых психотехник:
1. Метод свободных ассоциаций, предусматривает порождение непроизвольных, таких, которые случайно приходят в голову, высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента.
2. Толкования сновидений. Учитывается то, что во время сна ослабляются Эго-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания, а также то, что сновидения - это процесс трансформации переживаний в более приемлемую для восприятия и овладения форму;
3. Интерпретация, т.е. толкования, объяснения, включающий три процедуры: идентификацию (обозначение, разъяснение) собственное толкование и перевод на язык повседневной жизни клиента;
4. Анализ сопротивления, обеспечивает осознание клиентом своих Эго-защитных механизмов и принятие необходимости конфронтации по ним;
5. Анализ переносов. Перенос – психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

2) Психотерапевт наводит пациента на мысль об этом конфликте и добивается осознания его.

3) Выяснив конфликт, пациент прослеживает как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы.

С этим подходом связан широкий круг методов: классический психоанализ 3. Фрейда, индивидуальная психотерапия А. Адлера, аналитическая психотерапия К.Г. Юнга, интерперсональная психотерапия С. Салливана, характерологический анализ К. Хорни, и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, эго-анализ М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Гуманистический (феноменологический) подход

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Согласно этому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Как говорил Сартр: «Человек - это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью делать свой выбор - выбирать, как думать, и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и дефензивным (склонным к защитным реакциям).

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение условия, благодаря которым человек сам решает свои проблемы.

Как проводится психотерапия:

1) Установление благоприятных отношений между психотерапевтом и клиентом, при которых клиент чувствует безусловное принятие и поддержку.

2) Клиент сам решает, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны психотерапевта. Терапевт лишь создает правильные условия.

Этапы роджерского подхода следующие:
1. самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;
2. развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;
3. развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;
4. развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;
5. личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту.

3) Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению пациентами своих чувств. Особенно тех, которые они подавляли и которые блокируют их рост, тем самым вызывая проблему. Это и есть излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, психологическое консультирование Р. Мэй, биоэнергетика В. Райха, сенсорное осознание Ш. Сильвера и Ч. Брукса, структурная интеграция И. Рольфа, психосинтез Р. Ассаджиоли, логотерапия В. Франкла, экзистенциальный анализ Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.